«Для менеджеров, предпринимателей и инвесторов в медицине»

06.09.2018

900

Автор: Сулейменов Е.М.

В настоящей статье представлен анализ того, насколько изменение формы собственности может позволить повысить качество и эффективность работы частной поликлиники, а также варианты разрешения возникающих затруднений в ее работе. Для анализа использованы первые шаги в управлении частной поликлиникой №4 г. Тараз, приобретенной в конце 2017 года компанией «Almaz Medical Group" в рамках приватизации учреждений здравоохранения.

  Стоимость основных средств приобретенного имущественного комплекса была оценена в 264 млн тенге при стоимости покупки – 387,5 млн тенге. Полезная площадь в трех зданиях поликлиники составила 2704,95 кв. м при среднегодовой численности работников – 433 человека.  

Врезка 1 - Медицина и частный бизнес
Задачи, поставленные Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым в послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства[1]» по вхождению в тридцатку развитых стран мира, невозможно выполнить без повышения уровня здравоохранения, повышения критериев качества, усовершенствования материально-технического оснащения и информатизации медицинских учреждений. «Здоровье нации – основа нашего успешного будущего» отмечено Лидером нации.
В послании было подчеркнуто, что «частный бизнес всегда и повсюду действует эффективнее государства». В этой связи в Государственной программе развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016-2020 годы[2] предполагается оказывать «государственную поддержку развитию частного сектора, малого и среднего бизнеса в сфере оказания первичной медицинской помощи», а также «развивать механизм государственно-частного партнерства (ГЧП), включающий строительство объектов ПМСП, передачу государственных объектов в доверительное управление с возможностью последующей приватизации при условии постоянного сохранения профиля деятельности».
По информации Министерства здравоохранения РК[3], по итогам 2017 года, из 509 организаций, оказывавших первичную медицинскую помощь, 389 (75,4%) были государственные и 120 (23,6%) – частные организации, а во втором квартале 2018 года уже фиксируется снижение числа государственных до 374 (70,3%) при увеличении количества частных до 158 (29,7%). Количество прикрепленного населения к частным организациям соответственно увеличилось от 1 млн 810 тыс. человек (10,0% от общей численности населения) до 2 млн 105 тыс. человек (11,6%). 

    

 Анализ деятельности приобретенного объекта показал, что, несмотря на имеющиеся механизмы, допустимые для государственных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, государственные учреждения, в целом, не заинтересованы в улучшении своих финансовых показателей и стремятся свести ежегодный баланс к небольшой прибыли по итогам года или к убыткам.
Величины доходов и расходов, а также размеров прибыли ГКП на ПХВ «Поликлиника №4 города Тараз», согласно годовым отчетам за 2014-2017 годы, представлены на рисунке 2. Следует учесть обстоятельство, что за 2017 год прибыль была сформирована после принятия решения о продаже предприятия.



  Для частного предпринимателя эффективность работы предприятия есть источник повышения его капитализации и получения доходов. В этой связи организация производственного процесса оказания медицинской помощи, оптимизация штатной расстановки служат хорошим резервом снижения операционных расходов.
Было сразу ясно, что главными преимуществами частного хозяйствования будут оперативность принятия управленческих решений, отсутствие необходимости согласования решений с вышестоящим бюрократическим аппаратом и отстаивания там выделения бюджетных средств на развитие материально-технической базы и так далее. Примеры быстрого принятия оптимального решения о выделении необходимого финансирования и реализации первоочередных задач приведены ниже.
Основным источником бюджетного финансирования медицинского учреждения является централизованное выделение средств для обеспечения гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, величина которого зависит от количества прикрепленного населения. В этой связи борьба за улучшение сервиса и качества медицинских услуг является одним из важнейших инструментов повышения доходной части бюджета предприятия.
Главной проблемой, с которой столкнулся частный инвестор при повышении качества обслуживания, стал недостаток врачебных кабинетов и свободных помещений в поликлинике. Большие очереди, скученность пациентов были главной причиной недовольства населения. Поэтому первыми шагами стали ревизия всех помещений поликлиники, анализ целесообразности их использования. Было сокращено количество кабинетов, используемых для вспомогательных задач, управленческий персонал перемещен в кабинеты меньшей площади или уплотнен.
Оптимизация площадей поликлиники позволила открыть кабинеты эндоскопического исследования, фетального мониторинга, кольпоскопии, лабораторных цитологических исследований, консультации генетика, стоматологический кабинет и платный дневной стационар. С момента открытия дополнительных врачебных кабинетов за три месяца 2018 года было оказано 4417 услуг на сумму 4,01 млн тенге. Для расчета объемов услуг в рамках ГОБМП стоимость услуги была взята согласно прейскуранту медицинских услуг, утвержденному приказом министра здравоохранения РК. При этом важно отметить, что во вновь открытых кабинетах объем предоставленных услуг в рамках ГОБМП составил примерно 80% от общего их количества.
 
 Таблица 1 – Объемы оказанных услуг во вновь открытых кабинетах поликлиники
Наименование услуги февраль март апрель Всего
кол-во сумма, тенге кол-во сумма, тенге кол-во сумма, тенге кол-во сумма, тенге
Эндоскопические услуги, платные 5 18 000 2 7 200 3 10 800 10 36 000
Эндоскопические услуги, ГОБМП 157 586 882 139 521 319 161 594 068 457 1 702 269
Стоматологические услуги, платные нет 0 1 3 000 2 4 500 3 7 500
Стоматологические услуги, ГОБМП нет 0 40 27 914 54 38543 94 66 457
Кольпоскопия, платные услуги 2 5 000 7 17 500 3 7 500 12 30 000
Кольпоскопия, ГОБМП 219 144 645 261 172 760 96 63 243 576 380 648
Дневной стационар, платные услуги 125 42 650 244 83 000 358 121 650 727 247 300
Генетика, платные услуги нет 0 45 56 789 50 63 099 95 119 888
Цитологические исследования, ГОБМП 588 335 031 824 469 499 1 085 618 211 2 497 1 422 741
ИТОГО, в т.ч: 1 096 1 132 208 1 563 1 358 981 1 812 1 521 613 4 471 4 012 802
- платные 132 65 650 299 167 489 416 207 549 847 440 688
- ГОБМП 964 1 066 558 1 264 1 191 492 1 396 1 314 064 3 624 3 572 114

  Однако для существенного решения проблемы нехватки помещений было принято решение об инвестировании 291 млн тенге на выкуп и ремонт дополнительных площадей в размере 1957 кв. м, что позволит увеличить полезную площадь поликлиники на три четверти. Актуальным явилось и решение об организации в удаленном районе города семейно-врачебной амбулатории с кабинетами общей практики, комнатой дневного стационара, диагностическим кабинетом и пунктом забора биоматериалов для проведения лабораторных исследований. Указанные меры должны способствовать увеличению количества прикрепленного к поликлинике населения и соответственно к повышению финансирования из Фонда обязательного медицинского страхования. По итогам работы можно отметить положительную динамику прироста численности населения, прикрепленного к поликлинике, но, учитывая инерционность населения, полагаем, что результаты проводимой работы будут видны к концу года.
Преимущество частных медицинских предприятий в возможности оперативного решения вопросов финансирования, в том числе путем получения банковского займа, для капитальных вложений в создание (строительство, долгосрочная аренда, капитальный ремонт) объектов ПМСП, что может стать ключевым элементом в конкурентной борьбе за прикрепление населения.
Существенным фактором увеличения оборачиваемости денежных средств и снижения операционных затрат явилось приобретение расходных материалов без процедуры государственных закупок. Возможность периодического пополнения расходных изделий уменьшает количество складского запаса, а их приобретение без посреднических фирм непосредственно у производителя или его официальных дистрибьюторов позволяет снизить закупочные цены, добиться скидки на стоимость товара или других дополнительных бонусов со стороны поставщика. В случае конкурса на проведение государственных закупок необходимо учитывать, что планирование потребления товара на весь год при изменении объемов оказания услуг может привести к его дефициту к концу года или, наоборот, к его излишкам.
На рисунке 3 приведены стоимости приобретаемых изделий медицинского назначения по процедурам государственных закупок в 2017 году и договорам поставки, заключенным в 2018 году, а также величина экономии денежных средств за три месяца по каждой позиции. При заключении договоров поставки в условиях инфляционного роста цен удалось снизить цену изделий по сравнению с 2017 годом на величину от 10 до 70% в зависимости от вида товара. В результате только за один квартал была достигнута экономия при закупе изделий медицинского назначения в размере 2,29 млн тенге.



  Ограничением для государственного предприятия служит то, что штат его работников формируется на основании имеющихся нормативов, которые частная компания может изменять, руководствуясь целесообразностью и особенностями местных условий оказания медицинской помощи, а также применяя схемы замещения и стимулирования работников предприятия. Реорганизация штата работников поликлиники №4 позволила снизить количество административно-управленческого персонала на 20%, вспомогательного персонала (уборщики, санитары) на 21%. Оптимизация штатной численности позволит сэкономить за год 9,8 млн тенге, в том числе за счет АУП – 6,6 млн тенге и вспомогательного персонала – 3,2 млн. тенге.
Повышение качества медицинской помощи мы намерены обеспечивать привлечением в штат поликлиники высококвалифицированных врачей, чья заработная плата будет складываться из окладной части за оказание услуг в рамках ГОБМП с надбавками за качество работы и дополнительного заработка, вычисляемого в зависимости от объема оказанных платных услуг. При внедрении системы индивидуальной оценки работы сотрудника (KPI – Key Performance Indicator – ключевые показатели эффективности) можно прогнозировать рост заработной платы квалифицированных работников с увеличением производительности и эффективности их труда.
Качество сервиса медицинского обслуживания населения, помимо субъективных факторов квалификации и этики врачебного персонала, складывается также из организационных моментов, таких как дистанционная запись на прием и вызов врача на дом, отсутствие очередей, возможность пройти весь комплекс медицинского и диагностического обследования, лабораторных исследований, а также лечения в одном месте.
Информатизация государственного медицинского учреждения является длительным процессом согласований, финансирования, оснащения, внедрения и обучения, когда отдельные этапы зависят от взаимодействия множества государственных и коммерческих структур. Для частного предприятия этот процесс занимает ощутимо меньше времени. Так, Call-центр заработал на следующий день после изменения права собственности, медицинская информационная система с оснащением компьютерами рабочих мест врачей была инсталлирована в течение 2 недель с начала функционирования частной поликлиники. В ближайшее время планируется внедрение электронной очереди в процедурный кабинет при поликлинике, на прием в гинекологическое отделение и на прием к терапевту.
Общей проблемой для государственных и частных предприятий остается централизованное обеспечение лекарственными средствами в рамках ГОБМП. Заявки на лекарственные средства, рассчитанные по фактическому количеству больных, нуждающихся в бесплатных медикаментах в рамках ГОБМП, не согласуются в Комитете фармации Министерства здравоохранения РК. Недостаток бюджетных средств, выделяемых по программе «амбулаторное лекарственное обеспечение», не позволяет в полной мере покрывать необходимые потребности организаций ПМСП, что приводит к значительному сокращению подаваемых заявок на медикаменты. В этих условиях обеспечить население в полном объеме пока не представляется реальным. Используя возможности информатизации медицинских услуг, электронного учета больных, нуждающихся в гарантированном медикаментозном обеспечении, и объем выданных им лекарств, надеемся переломить ситуацию по централизованному выделению лекарственных средств. В этом направлении еще предстоит много работы совместно с Комитетом фармации Министерства здравоохранения с привлечением заинтересованных государственных и общественных организаций, таких как Национальная палата предпринимателей и уполномоченный государственный орган по защите прав потребителей – Агентство по защите конкуренции Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
Другим вопросом, связанным с финансированием объектов здравоохранения, является внедрение новых стандартов и требований к форме и качеству предоставления медицинских услуг. Например, оформление всех поликлиник в единой цветовой гамме и стилистике, внедрение систем электронной очереди, информационных систем и так далее. Частные медицинские организации являются полноправными участниками системы здравоохранения, предоставляющей услуги ПМСП, и, следовательно, финансирование указанных задач, общих для всех организаций здравоохранения, должно осуществляться в равной мере, независимо от форм собственности. Данное финансирование может быть осуществлено путем разовых повышений комплексного подушевого норматива (КПН) за счет местных бюджетов.
Таким образом, частная медицинская организация имеет действенные рычаги для повышения эффективности ее работы и качества оказания медицинских услуг по сравнению с государственным предприятием. Однако для реорганизации деятельности медицинского учреждения требуются значительные финансовые ресурсы с достаточно длительным периодом окупаемости. В этой связи меры государственной поддержки частного бизнеса по приватизации организаций здравоохранения, основанные на общих подходах к бюджетному финансированию государственных и частных организаций, на предоставлении льготных кредитов, отсрочке выкупной стоимости объекта приватизации, других финансовых и организационных рычагах, будут определяющими для форсирования процесса совершенствования системы здравоохранения, повышения качества предоставления медицинских услуг путем расширения сферы частного здравоохранения.



[1] «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» – послание Президента Республики Казахстан – Лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана, г. Астана, 14 декабря 2012 года. Газета "Казахстанская правда" от 15.12.2012 г., № 437-438 (27256-27257).
[2] Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016-2020 годы. Указ Президента Республики Казахстан от 15 января 2016 года, № 176.
[3] Письмо Министерства здравоохранения Республики Казахстан от 28.04.2018 года, № 21-2-5/10605.




Оценить:

  • Актуальность
  • Глубина

Похожие статьи

1. Риск-менеджмент: от истоков к начинаниям
2. Бюджетирование в медицинских организациях
3. Финансовые инструменты оценки проектов
4. Сфера финансового менеджмента
5. Финансовый менеджмент в медицинских учреждениях США и РК: акценты


Комментарии

0 пользователей оставили 0 комментариев