«Для менеджеров, предпринимателей и инвесторов в медицине»

26.02.2018

760


Ниязбек Бектембаев

Обзор рынка банковских услуг среди государственных медорганизаций, проведенный журналом «Улагатты Медицина» путем мониторинга госзакупок, демонстрирует его 10%-ый рост в 2017 году. На долю тройки лидеров приходится почти 85%.

По данным партала гозакупок, объем рынка закупаемых медорганизациями банковских услуг составил в 2017 году 305,3 млн тенге, увеличившись на 10% по сравнению с предыдущим годом (277,4 млн). Эта сумма включает в себя оплату за ведение счетов медорганизаций, оплату комиссий за платежи и переводы и т.д. Но она  не включает в себя процентные платежи, уплачиваемые банками медорганизациям за размещенные в них депозиты. 
Если рассмотреть долю медорганизаций во всех текущих банковских операциях, получается следующее. По данным Национального банка, доходы банков, не связанные с получением вознаграждения (непроцентные доходы), составили на 01.01.2018 года  28,8 млрд тг. Однако, если вычесть из этой суммы «бумажные статьи» – доходы от переоценки (из-за изменения курса тенге – 25,4 млрд  тг.) и от восстановления провизий (1,1 млрд тг.), то доходы составят 2,3 млрд тг. В таком случае доля медорганизаций в госсекторе в не процентных доходах банков (комиссионные доходы) составляют 13,1%, а с учетом частных игроков – порядка 16%. 
Это весьма значительный рыночный сегмент, принимая во внимание, во-первых, численность медперсонала в отрасли – порядка 360 тысяч человек, и они получают регулярные, легальные зарплаты а, во-вторых, потенциал медорганизаций как банковских клиентов, учитывая такие происходящие в здравоохранении процессы, как приватизация, цифровизация, внедрение обязательного и развитие добровольного медицинского страхования, рост конкуренции.
Анализ  рынка сквозь призму игроков показал, что большую часть рассмотренных медорганизаций обслуживает «Народный банк». Его рыночная доля в 64% возросла за год почти на 1%, а темп прироста оказанных банковских услуг составил 11% (таблицы 1 и 2).
На втором месте находится «Банк ЦентрКредит» (15%), чья доля рынка увеличилась на 2%, а объем оказанных медорганизациям услуг вырос на 28%.
Тройку лидеров замыкает «Казкоммерцбанк» с долей в 5,5%, которая, однако, сократилась почти вдвое, а  по объемам услуг снижение составило 24%.


В разрезе видов рассмотренных медорганизаций также можно выделить «большую тройку». Так, доля больниц стабильно составляет 56%, у поликлиник этот показатель вырос на 2,5% – до 17%, а у диспансеров он, напротив, снизился – с 10,5% до 7,5% (таблица 3).



В матрице «Top видов медорганизаций – Top банков» (таблица 4) с большим отрывом лидирует пара «Народный банк» – больница», что неудивительно, учитывая как наличие самой разветвленной филиальной сети у данного банка, так и «традицию» обслуживаться в нем у бюджетных организаций.
Однако в ранкинге банков по числу заключенных с медорганизациями договоров в системе госзакупок лидерство «Народного банка» выглядит менее впечатляющим – его доля в 49% даже сократилась на 5% (таблица 5). С учетом того, что  доля этого банка по полученным суммам составляет 64% и немного подросла, очевидно, что он повышает цены на свои услуги. В условиях турбулентности в банковском секторе в 2017 году, клиенты соглашались на более высокие тарифы, воспринимая «Народный банк» как тихую гавань. Однако по мере того как ситуация начнет налаживаться, все большую роль станут играть качество и гибкость обслуживания, часть клиентов будет покидать Халык банк. На второе место, опередив «Казкоммерцбанк», вырвался «Банк ЦентрКредит», у обоих кредитных учреждений – по 11%. Четвертое  же  место  с 9% занял «АТФБанк», увеличивший и число договоров, и свою рыночную долю. На фоне проблем ККБ  последний наиболее усилил свои позиции.  


В региональном разрезе (таблица 6) лидируют Южно-Казахстанская (16% от всего объема банковских услуг по стране), Карагандинская (12%), Западно-Казахстанская области и Алматы (по 9%), далее следует группа из Костанайской, Восточно-Казахстанской и Кызылординской областей (по, примерно, 7%).
Наилучшие темпы прироста доли рынка у Актюбинской, Костанайской, Мангистауской областей  и Алматы – по 3%.