«Для менеджеров, предпринимателей и инвесторов в медицине»

11.03.2018

1320

Текст: Талгат Ергалиев

10 января было опубликовано Послание Президента Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции», в котором значительное место уделено цифровизации и впервые для программного документа такого уровня упомянуты информационные системы в здравоохранении. Проводимая ранее работа по цифровизации медицины теперь подкреплена политическим решением самого высокого уровня и, будем надеяться, необходимыми организационными и финансовыми ресурсами.

Цифровизация как новый международный тренд

Школа права и дипломатии им. Флетчера в Университете Тафтса представила рейтинг Digital Evolution Index, проанализировав состояние и темпы развития цифровой экономики в 60 странах. Это развитие — результат взаимодействия четырех основных факторов, оцениваемый по 170 показателям.


Перспективные страны, к которым можно отнести и Казахстан, находятся на низком уровне цифровизации, но стремительно развиваются. Существенная динамика развития и большой потенциал могут сделать их привлекательными для инвесторов. Их сдерживают неразвитая инфраструктура и низкое качество институциональной среды. Лучшее решение для них – создавать новые качественные институты, которые помогли бы стимулировать внедрение инноваций. Возглавляют эту группу Китай, Малайзия и Россия.
Из анализа цифрового развития Harvard Business Review следует сделать несколько выводов.
Во-первых, госполитика определяет успешность цифровой экономики. В странах с высокопроизводительным технологическим сектором в большинстве случаев государство принимало активное участие в формировании цифровой экономики. Так же дела обстоят и в странах с высоким уровнем динамики развития (Сингапур, Новая Зеландия, ОАЭ) и во многих перспективных странах (Китай, Малайзия, Саудовская Аравия).
Во-вторых, тем, кто стремится ускорить цифровую динамику своей страны, следует сосредоточиться на конкретных особенностях: выявить и усилить уникальные драйверы динамики цифрового развития в стране. В связи с этим страны с развитой экономикой должны отдавать предпочтение инновациям, а страны с развивающейся экономикой — институтам. 

В статье «Казахстан на пути к цифровой экономике» Барта Банке и Екатерины Сычевой (Boston Consulting Group) указано, что Казахстан занимает с показателем 81 индекса e-Intensity. C 2010 года BCG комплексно отслеживает развитие цифровой составляющей глобальной экономики в 85 странах мира по трем ключевым направлениям: 
качество инфраструктуры (доступ  и передача данных); 
онлайн-расходы (степень развития электронной коммерции и онлайн-рекламы);
уровень вовлеченности государства, граждан и бизнеса в использование интернета.

За этими тремя факторами стоят 28 измеримых показателей, на которых основан комплексный индекс e-Intensity. На протяжении последних пяти лет среднее значение индекса e-Intensity для 85 стран увеличилось почти в 2 раза, тогда  как с 2010 по 2015 годы среднегодовой темп роста данного  показателя для Казахстана составлял  23%.
По мнению авторов статьи: «За относительно короткий срок Казахстан смог добиться объединения в единое целое баз всех государственных органов, чего пока не удалось сделать, например, в России. Это позволило полноценно реализовать систему «единого окна». Следующим шагом является переход к онлайн-процессам полного цикла, от традиционных «живых» подписей к электронно-цифровому формату (ЭЦП), от бумажного к полностью электронному документообороту и электронным удостоверениям личности, что позволит достичь еще большей эффективности».
Как подчеркнуто в вышеуказанной статье, лучшие практики показывают, что в процессе цифровизации государство обычно играет ряд ключевых ролей, в том числе запуск онлайн-сервисов в сфере государственных услуг, образования, здравоохранения.

Что отражено в Послании?
В Послании Президента народу Казахстана в 2018 году указаны 10 задач, на решении которых Правительство должно сконцентрироваться в этом году. К слову, последним уже разработан комплексный план  реализации Послания и изысканы необходимые финансовые ресурсы, главным образом из свободных остатков республиканского и местных бюджетов за 2017 год на сумму до 225 млрд тенге.
Стоит процитировать фрагменты нескольких из этих 10 задач, где речь идет о цифровизации, в том числе в здравоохранении, и о развитии провайдеров информационных систем.
Из задачи «Индустриализация должна стать флагманом внедрения новых технологий»: «Важнейшим вопросом становится развитие собственной экосистемы разработчиков цифровых и других инновационных решений. Она должна выкристаллизовываться вокруг инновационных центров, таких как «Назарбаев Университет», МФЦА и «Международный технопарк IT-стартапов».
Из задачи «Человеческий капитал – основа модернизации»: «Необходимо повысить доступность и эффективность медицинской помощи через интеграцию информационных систем, использование мобильных цифровых приложений, внедрение электронных паспортов здоровья, переход на «безбумажные» больницы».
Таким образом, цифровизация,  ставшая последним по времени глобальным трендом с утвержденной в конце 2017 года госпрограммой «Цифровой Казахстан» и последним Посланием Президента, официально начата и в Казахстане. 
 Важно отметить, что цифровизация в здравоохранении, способна принести, пожалуй, максимальный эффект. К примеру, вложив несколько миллиардов тенге в национальную телемедицинскую сеть, можно реально резко повысить доступность и качество медуслуг для миллионов наших сограждан и сэкономить сотни миллиардов тенге. Будем надеяться, что четкая приоритезация вопросов цифровизации в здравоохранении подтолкнет Минздрав к принятию и реализации столь назревших решений.  

Оценить:

  • Актуальность
  • Глубина

Похожие статьи

1. Экономика Казахстана: Замедляемся
2. Оптимизация правительства
3. Нобелевская премия по медицине 2014: «внутренняя GPS»
4. Самая дорогая болезнь для мировой экономики
5. Демографические сдвиги и недвижимость: время отлива


Комментарии

0 пользователей оставили 0 комментариев