«Для менеджеров, предпринимателей и инвесторов в медицине»

05.11.2018

240

Текст: Марат Каирленов, к.э.н.

Ежегодный рейтинг медицинских организаций и научных центров предусмотрен Государственной программой «Денсаулық» на 2016-2019 гг. и направлен на повышение прозрачности деятельности и конкурентоспособности казахстанских организаций в области здравоохранения. Рейтингом РЦРЗ охвачены медорганизации республиканского, областного и городского уровней, включая частные, оказывающие медицинскую помощь в рамках ГОБМП. Также логично распространить рейтинговую оценку и до медучреждений районного и сельского уровня, поскольку на селе у нас проживают порядка половины населения страны.
Рейтинг по итогам 2017 г. РЦРЗ был подсчитан в июне т.г. после пересмотра методики, которая стала более чувствительной  к пациентоориентированным показателям. Согласно новой редакции в методику рейтинга в зависимости от профиля организации был включен ряд новых индикаторов: использование медицинской информационной системы, соотношение среднемесячной заработной платы врача на 1 ставку к среднемесячной заработной плате в экономике региона, наличие наблюдательного совета, уровень удовлетворенности медицинского персонала условиями труда, наличие международной и национальной аккредитации, возможность электронной записи на прием к врачу через платформу e.gov и другие.
Также балльная система рейтинга была заменена на присвоение от 1 до 5 звезд по двум направлениям: клинической деятельности и уровню менеджмента, а для научных организаций дополнительно по научной деятельности.
Примечательно, что среди 170 городских стационаров для взрослых, 32 областных стационаров для взрослых, 13 областных стационаров для детей и 15 городских стационаров для детей, а также 25 родильных домов и перинатальных центров городского и 17 областного значения максимальный рейтинг (5 звезд – 85-100%) по показателям менеджмента не получила ни одна из организаций. В то же время наивысшие 5 звезд за менеджмент получили 3 из 17 ранжируемых научно-исследовательских институтов, национальных центров (далее – НИИ/НЦ) и 5 из 168 медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
По клиническим показателям в категорию с наивысшими показателями – 5 звезд – вошли 97 городских взрослых стационаров, 9 областных взрослых стационаров, 3 областных детских стационара, 2 НИИ/НЦ. Из организаций ПМСП наибольшего результата достигли 8 медицинских организаций.
Из 25 родильных домов и перинатальных центров городского значения 5 звезд по клиническим показателям получили 6 организаций: ГКП на ПХВ "Городской перинатальный центр Управления здравоохранения акимата Жамбылской области"; ГКП на ПХВ "Жанаозенский городской родильный дом" Управления здравоохранения Мангистауской области; ГКП на ПХВ "Городской перинатальный центр" Управления здравоохранения  г. Алматы; ТОО "Региональный акушерско-гинекологический центр"; КГП "Аркалыкский родильный дом" Управления здравоохранения акимата Костанайской области; РГП на ПХВ "Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии" МЗ РК.
 Также оценки в 5 звезд по клинической деятельности достигли 6 из 17 областных перинатальных центров: ГКП на ПХВ "Перинатальный центр" при Управлении здравоохранения Акмолинской области; ГКП на ПХВ "Областной перинатальный центр" Управления здравоохранения акимата Западно-Казахстанской области; ГКП на ПХВ «Областной перинатальный центр» Управления здравоохранения Актюбинской области; КГП «Костанайский перинатальный центр» Управления здравоохранения акимата Костанайской области; КГП на ПХВ «Атырауский областной перинатальный центр» Управления здравоохранения Атырауской области; ГККП «Областной перинатальный центр» Управления здравоохранения Кызылординской области.
Видимо, и в дальнейшем методика рейтинга  будет меняться. Дело в том, что текущий вариант имеет определенные противоречия. В частности, в качестве индикаторов для расчета рейтинга отобраны 49 наиболее значимых показателей качества оказываемых медицинских услуг и эффективности использования ресурсов. При этом, 61% или 30 показателей относятся к сфере менеджмента и 39% или 19 показателей – к клинической деятельности, т.е. к качеству услуг. Но качество менеджмента в большей степени интересно владельцам данных медучреждений:  для государственных – это акиматы или МЗ РК, для клиентов – населения и компаний – в большей степени интересны показатели качества услуг. Поэтому можно ожидать повышения удельного веса последней группы. Ведь рейтинг медицинских организаций РЦРЗ – «это стимул непрерывно повышать качество услуг медицинскими организациями. Через информирование потребителей он также дает возможность пациентам осознанно выбирать врача или медицинскую организацию».
Как отмечают представители РЦРЗ, в настоящее время Фонд социального медицинского страхования запустил мобильное приложение «Народный контроль», в котором каждый пациент имеет возможность поставить свою оценку медицинской организации за услуги, оказанные в рамках ГОБМП. Таким образом, в дополнение к ежегодному рейтингу РЦРЗ, который составляется на основе объективных показателей, мобильное приложение «Народный контроль» является быстрым способом обратной связи с пациентами в течение всего года. 
В целом очевидно, что рейтинги – это достаточно востребованный и эффективный инструмент менеджмента, который постоянно адаптируется к текущим задачам, стоящим перед отраслью.

Оценить:

  • Актуальность
  • Глубина

Похожие статьи

1. «Агентская проблема» или корпоративное управление
2. Турецкий прорыв
3. Турецкая карта медицинских реформ
4. Взгляд с двух сторон
5. Больницу на фондовую биржу: кто быстрее?


Комментарии

0 пользователей оставили 0 комментариев