«Для менеджеров, предпринимателей и инвесторов в медицине»

Рейтинг управлений здравоохранения по развитию частного сектора

05.10.2017

4780

авторы: М. Каирленов, к.э.н., Н. Бектембаев

Частный сектор – один из важнейших параметров развития системы здравоохранения, на что неоднократно обращал внимание Глава государства. В странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) доля частного сектора составляет порядка 44%, что, примерно, в 2 раза выше показателей РК. Однако для дальнейшего роста частной медицины необходимо наращивание его участия в госзаказе (т.к. это 80% рынка медуслуг), что во многом зависит от работы, проводимой областными управлениями здравоохранения. В этой связи представляем вашему вниманию первый в Казахстане рейтинг управлений здравоохранения по развитию частного сектора.

Почему важно развитие частного здравоохранения?
Основными причинами можно назвать две: развитие конкуренции и меньшие возможности для коррупции. Раскроем их чуть подробнее. Прежде всего, как показывает мировой, да уже и отечественный опыт, именно частный сектор, как правило, более гибок к восприятию потребностей клиентов и внедрению новых технологий. Как следствие, это заставляет и государственные медучреждения повышать свою конкурентоспособность, улучшая  качество услуг. В условиях, когда повсеместно медорганизации «набирают себе» прикрепленного населения намного больше их производственных возможностей, а потом пациенты не могут месяцами попасть к специалистам, вопрос развития конкуренции критически важен.
Частные организации более независимы перед диктатом управлений здравоохранения и тем самым сужают поле для коррупции. Соответственно, управления здравоохранения вынуждены вести себя более сдержанно, что уменьшает коррупцию в системе.

    

Методика рейтинга 
Логика рейтинга построена на основе двух факторов: текущего уровня вовлеченности частного сектора в госзаказ[1] и возможностей управлений здравоохранения по привлечению частного сектора, т.е. его наличия в регионе. Как показывает наш опыт общения с руководителями областных управлений здравоохранения, часть из них настроена на активное привлечение частных медорганизаций к выполнению госзаказа, но в некоторых регионах просто нет достаточно крупных игроков, способных участвовать в его выполнении. Поэтому мы ввели показатель наличия частного медсектора как долю сотрудников частных медорганизаций (кроме стоматологических) в общем количестве работников здравоохранения региона. Данный показатель, в принципе, коррелирует с наличием крупных и средних частных медорганизаций в регионе. Далее нами была взята разница между долей сотрудников частного сектора и долей частных медорганизаций в регионе. Чем больше отрицательное значение, тем меньше управление здравоохранения в данном регионе использует возможности  привлечения частного сектора, и наоборот.
Анализ собственно рейтинговых значений показал, что положительные значения получились только в двух регионах – ВКО (+10,8%) и СКО (+0,1%). Причем ВКО демонстрирует наибольшую среди всех регионов долю частного сектора в госзаказе – 27,5%. Замыкает тройку лидеров Кызылординская область со слабо отрицательным значением -1,5%.
Наихудшие показатели отмечены в трех регионах – гг. Астане, Алматы и Актюбинской области. Проблема данных регионов в том, что в них есть мощный развитый частный медсектор, но он крайне слабо привлекается к госзаказу. Например, в г. Астане почти половина (47,2%) сотрудников медорганизаций относятся к частному сектору, а доля частных медорганизаций в госзаказе лишь 11,3%. Весьма печально, что столичное управление здравоохранения, по своему статусу призванное быть лидером в продвижении госполитики, заняло последнее место.
В целом, ниже среднего значения по республике (–12,3%) оказались 5 регионов, среди которых 3 области и два мегаполиса – города Астана и Алматы.
Рейтинги, наглядно показывающие «узкие места» в продвижении частного сектора в госзаказе по медуслугам, будут делаться нами регулярно, поскольку цена вопроса – это снижение коррупции и повышение качества медуслуг в стране.
 
Таблица 1. Рейтинг управлений здравоохранения областей по привлечению частного сектора к госзаказу на 2017 г.
Область Количество прикрепленного населения к медорганизациям на территории области, тыс. человек Доля населения, прикрепленного к частным медорганизациям Доля частных медорганизаций и по сотрудникам Рейтинг
Всего, тыс. человек в т.ч. к частным медорганизациям, тыс. человек 
1 Восточно-Казахстанская область 1381,0 380,1 27,5% 16,8% 10,76%
2 Северо-Казахстанская область 578,5 25,6 4,4% 4,3% 0,10%
3 Кызылординская область 737,1 70,7 9,6% 11,1% -1,50%
4 Костанайская область 857,7 44,4 5,2% 9,6% -4,38%
5 Карагандинская область 1390,1 257,7 18,5% 24,1% -5,56%
6 Южно-Казахстанская область 2821,0 172,2 6,1% 11,8% -5,65%
7 Павлодарская область 773,3 46,9 6,1% 12,8% -6,73%
8 Жамбылская область 1093,1 46,1 4,2% 11,0% -6,75%
9 Алматинская область 1959,0 49,5 2,5% 9,9% -7,34%
10 Акмолинская область 752,1 12,5 1,7% 10,5% -8,79%
11 Западно-Казахстанская область 657,4 16,9 2,6% 14,4% -11,87%
12 Республика Казахстан 13000,1 1122,8 8,6% 20,9% -12,3%
13 Мангыстауская область 637,5 10,0 1,6% 14,6% -13,01%
14 Атырауская область 604,6 18,2 3,0% 16,3% -13,32%
15 Актюбинская область 840,0 58,6 7,0% 23,4% -16,40%
16 г. Алматы 1789,4 146,1 8,2% 41,3% -33,16%
17 г. Астана 1002,6 113,6 11,3% 47,2% -35,87%
Источник: «Улагат Консалтинг Групп»

[1] Госзаказ на выполнение ГОБМП – Гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.

Оценить:

  • Актуальность
  • Глубина

Похожие статьи

1. «Агентская проблема» или корпоративное управление
2. Турецкий прорыв
3. Турецкая карта медицинских реформ
4. Взгляд с двух сторон
5. Больницу на фондовую биржу: кто быстрее?


Комментарии

0 пользователей оставили 0 комментариев