Бюджетный микс на 2024 год: +19%
20.02.2024
34900
Гульнара Амренова
Понимание рынка медуслуг в нашей стране практически невозможно без учета доли государства, которая в свою очередь формируется за счет расходов Республиканского и местных бюджетов, а также Фонда социального медстрахования. В этой связи представляем вашему вниманию анализ планов по расходам на 2024 г. от всех трех составляющих…
Основные тренды бюджета на текущий год:
Бюджет здравоохранения РК на 2024 год составил порядка 3,77 трлн. тенге с учетом средств, поступающих в Фонд социального медицинского страхования (ФСМС - рис. 1). Это в пределах 2,8% от ВВП Казахстана. Согласно прогноза социально-экономического развития Республики Казахстан на 2024 - 2028 годы Министерства национальной экономики ВВП в 2024 году составит 135 трлн. тенге. Объем запланированных расходов на здравоохранение увеличен на 19% к утвержденному бюджету предыдущего года и из расчета на каждого жителя получается почти по 188 тыс. тенге.
Республиканский бюджет
Из республиканского бюджета на здравоохранение выделены 2,4 трлн. тенге с приростом на 17,4% (таблица 1). В целом цели направления средств не изменились, за исключением расходов на Целевой вклад в АОО "Назарбаев Университет", составляющие в предыдущем году 0,5 млрд. тенге и не предусмотренные в текущем году. Основные средства бюджета отрасли направляются на целевой взнос в ФСМС для предоставления ГОБМП, на которые приходится почти 90% бюджета или 2,17 трлн. тг с увеличением в сравнении с итоговым финансированием предыдущего года почти на 10%. В составе целевого взноса учтены обязательства государства по уплате взносов в ОСМС за льготные категории населения в сумме 541,3 млрд. тенге с увеличением на 35%. В большей степени увеличены расходы на Прикладные научные исследования в области здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения с плюсом 37,6% (до 4,2 млрд. тг), Услуги по лечению военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей и оказанию медицинской помощи пострадавшим от чрезвычайных ситуаций возросли на 19,7% (до 3,7 млрд. тг), а на Охрану общественного здоровья увеличили на 14% (до 34,9 млрд. тг). По программе Обеспечение хранения специального медицинского резерва и развитие инфраструктуры здравоохранения заложены целевые трансферты местным бюджетам в сумме 48,2 млрд. тенге, в т.ч. 26,6 млрд. тенге на реализацию пилотного национального проекта «Модернизация сельского здравоохранения», инжиниринговые услуги и строительство Национального научного онкологического центра под администрированием минздрава.
Местные бюджеты
На здравоохранение в местных бюджетах утверждены 408,5 млрд. тенге с ростом на 20%. Процентное соотношение доли текущих затрат к капитальным расходам составляет 34/66. Почти 268 млрд. тенге с учетом целевых трансфертов планируется направить на капрасходы и 140 млрд. тенге на текущие затраты (рис.2).
Капитальные расходы Источниками формирования бюджета на капитальные расходы в регионах являются целевые трансферты из Национального фонда, республиканского бюджета и собственные доходы местных бюджетов (таблица 2). Доля трансфертов обеспечивает порядка 22% плановых затрат и составляет 58,2 млрд. тг. При этом, поддержку получили 18 из 20 регионов, за исключением г. Шымкент и Актюбинской области. На строительство, реконструкцию, ремонт и материально-техническое оснащение медицинских организаций регионы получили целевые трансферты по линии минздрава в сумме 48,2 млрд. тенге, в т. ч. на модернизацию сельского здравоохранения 26,6 млрд. тг[1]. В рамках программы Ауыл - Ел бесігі министерством национальной экономики, согласно бюджетным программам, выделены почти 10 млрд. тенге[2].
Местные доходы в основном направлены на капитальный ремонт объектов коммунальной собственности и приобретение активов, софинансирование инвестроектов, возмещение лизинговых платежей «по санитарному транспорту, медицинским изделиям, требующим сервисного обслуживания, приобретенных на условиях финансового лизинга». При этом, проекты государственно-частного партнерства реализуют 8 акиматов, обязательства по которым запланированы на сумму 2,56 млрд. тенге.
Бюджет на текущие расходы
Расходы текущего бюджета регионов утверждены в объеме 139,8 млрд. тенге и увеличены на 14% (таблица 3).
Местные бюджеты в области здравоохранения в основном решают вопросы обеспечения региона вакцинами, медицинскими кадрами, проведения профилактической и информационной работы среди населения, содержания медучреждений, обеспечения граждан социальным пакетом по отдельным услугам и т.д.
В бюджете на текущий год по-прежнему в приоритете расходы на Централизованный закуп и хранение вакцин и других иммунобиологических препаратов. Регионами заложены 45,4 млрд. тенге. В расчете на одного жителя самые большие затраты в Туркестанской области по 3,5 тыс. тг, Шымкенте - 3,2 тыс. тг, Мангистауской области - 2,76 тыс. тг. Минимальные расходы заложили в бюджете СКО – 1,46 тыс. тг.
На дополнительное обеспечение ГОБМП регионы выделили 28,6 млрд. тенге (рис.3). В топ 3 регионов с самыми большими расходами в расчете на одного жителя вошли Жетысуская (4,3 тыс. тг), Улытауская области (3,7 тыс. тг) и Алматы (3,7 тыс. тг). Самые минимальные запросы на бесплатные медуслуги имеют жители ВКО (267 тенге), Кызылординской (366 тенге) и Акмолинской областей (373 тенге), акиматы которых заложили за счет местных доходов самые скромные расходы в пределах от 100 до 307 тыс. тенге на текущий год.
Все регионы предусмотрели расходы на Обеспечение граждан бесплатным или льготным проездом за пределы населенного пункта на лечение, выделив вкупе 912 млн. тг. Но при этом если в СКО на подобную социальную поддержку достаточны лишь минимальные 239 тыс. тенге, то в Атырауской области необходимы максимальные 230 млн. тенге.
Расходы на Социальную поддержку медицинских и фармацевтических работников предусмотрели 14 областей на сумму 7,1 млрд. тенге, за исключением Абайской, Алматинской и ВКО и трех городов республиканского значения, не предусмотревшим данную статью затрат. При этом почти 56% бюджета на соцподдержку работников приходится на Атыраускую область, которая увеличила расходы в 92 раза, нарастив с 43 млн. тенге до почти 4 млрд. тенге (рис.4).
Вместе с тем социальную поддержку обучающихся по программам технического и профессионального, послесреднего образования запланировали расходы лишь четыре региона (Туркестанская, Улытауская, Карагандинская, СКО) и г. Шымкент, Астана с общим бюджетом 833 млн. тенге. На подготовку и повышение квалификации медицинских работников средства предусмотрели все регионы на общую сумму 24,4 млрд. тенге и меньше всего ЗКО 189,5 млн. тенге. В топ 5 с самыми большими расходами вошли Туркестанская область, Алматы, Шымкент, Костанайская и Жамбылская области. Более подробно бюджеты представлены в таблицах 4,5,6.
Важно отметить, что в бюджете на текущий год несмотря на попытки руководства минздрава и ФСМС переложить ответственность за долги подведомственных предприятий на местные бюджеты ни один из регионов не предусмотрел средства на погашение кредиторской задолженности по обязательствам организаций здравоохранения. В бюджете прошлого года лишь три области (Жамбылская, Улытауская, Туркестанская) выделили на данные цели около 1 млрд. тенге (997,3 млн. тенге) по программе «Погашение кредиторской задолженности по обязательствам организаций здравоохранения за счет средств местного бюджета». Вместе с тем в практике некоторых регионов имеет место возмещение коммунальных услуг подведомственным организациям в рамках Дополнительного обеспечения гарантированного объема бесплатной медицинской помощи по решению местных представительных органов областей. Полагаем, что подобные решения вряд ли соответствуют законодательству в части принципов управления государственным имуществом и финансового обеспечения отрасли. Более подробно проанализировать расходы местных бюджетов невозможно, потому как бюджетные программы управления здравоохранения в установленные сроки и в течении января, пока готовился материал, не разместили для публичного пользования, за исключением управления здравоохранения Костанайской области, обеспечившие соблюдение норм, предоставив материалы на сайте 29 декабря 2023 года. Даже минздрав разместил бюджетные программы с нарушениями установленных сроков и в последующем корректировал информацию с попыткой привести в соответствие с утвержденным законом. Но получилось не совсем.
В расчете на 1 жителя
В расчете на одного жителя в среднем затраты складываются в размере 20 412 тенге. Выше среднего расходы в 10 регионах (таблица 4). В топе Кызылординская область с самыми высокими расходами в размере 42 897 тенге на человека. В аутсайдерах Актюбинская область с самыми минимальными затратами 9 204 тенге.
В среднем по РК расходы на одного жителя по текущим затратам составили почти 7 тыс. тенге (таблица 5). Самые большие затраты в Улытауской области по 13,4 тыс. тенге и самые низкие в Алматинской области чуть менее 5 тыс. тенге. Средние расходы на одного жителя по капитальным расходам на здравоохранение составили 13,4 тыс. тенге. Самые значительные вложения бюджетных средств отмечаются в Кызылординской области в размере 36,5 тыс. тенге и самые скромные в Актюбинской по 3,8 тыс. тенге в среднем на жителя.
Регионам от ФСМС
С 2023 года прогнозные поступления и расходы Фонда социального медицинского страхования, равно как и Государственного фонда социального страхования, утверждаются законом о республиканском бюджете (далее – закон). Согласно закону на 2024 год обязательные взносы в ФСМС запланированы в сумме 1,53 трлн. тг, в т.ч. ожидаемый инвестиционный доход 77,7 млрд. тг и поступления по обязательствам государства за льготные категории населения 541,3 млрд. тенге.
По официальной информации ФСМС план закупа медицинских услуг на 2024 год за счет средств Целевого взноса из Национального фонда и обязательных взносов казахстанцев составил 2,6 трлн. тенге, в т.ч. ГОБМП 1,57 трлн. тенге, ОСМС 1,08 трлн. тенге (таблица 6).
В среднем затраты на одного жителя складываются в размере 132,3 тыс. тенге (рис. 5). По данному показателю в топе 3 регионов с самыми большими затратами, за исключением столицы (181,5 тыс. тенге), Абайская область (159 тыс. тенге), СКО (157 тыс. тенге) и Карагандинская область (152,8 тыс. тенге). Самые низкие расходы на одного жителя по Алматинской области - 95 тыс. тенге. Выше среднего показателя затраты в 8 регионах.
Как видим, очередной бюджет не решает самый актуальный вопрос отрасли, как то погашение кредиторской задолженности медорганизаций, каковую, де-факто, в большинстве своём имеют организации государственного сектора, находящиеся под управлением областных акиматов. При этом, обязательные взносы населения по плану должны обеспечить уже почти 1 трлн. тенге или порядка половины от суммы вклада бюджета на ГОБМП и взносы за льготные категории населения (2,16 трлн. тенге), а долги между тем растут… Политика накачивания расходов местных бюджетов на поддержание материальной базы подведомственного госсектора и развитие инфраструктуры в ущерб справедливой и конкурентной тарифной политике на медуслуги, на наш взгляд, не способствует здоровой конкуренции на рынке медуслуг. Обеспечивая госорганизациям материальную и клиентскую базу и порождая тем самым с их стороны определенное иждивенчество, долговой ямы не избежать. Между тем, частные, не надеясь на справедливые тарифы от государства, обеспечивают эффективный менеджмент за счет предпочтения своих услуг платежеспособным и заботящемся о своем здоровье населении страны.
[1] https://www.gov.kz/memleket/entities/dsm/documents/details/586870?lang=ru, Пресс-Релиз о проекте Приказа Министра здравоохранения РК «Об утверждении бюджетных программ МЗ РК на 2024-2026 годы» (утверждение)
[2] https://www.gov.kz/memleket/entities/economy/documents/details/579420?lang=ru, Об утверждении бюджетных программ МНЭ РК на 2024-2026 годы
Понимание рынка медуслуг в нашей стране практически невозможно без учета доли государства, которая в свою очередь формируется за счет расходов Республиканского и местных бюджетов, а также Фонда социального медстрахования. В этой связи представляем вашему вниманию анализ планов по расходам на 2024 г. от всех трех составляющих…
Основные тренды бюджета на текущий год:
- Бюджет здравоохранения РК на 2024 год увеличен на 19% до порядка 3,8 трлн. тг.;
- Доля расходов на здравоохранение в 2024 году в пределах 2,8% от ВВП страны;
- Финансирование ГОБМП и обязательства государства по взносам в ОСМС объединены в Целевой взнос в ФСМС;
- Второй год в составе республиканского бюджета утверждается прогноз поступлений и расходов Государственного фонда социального страхования и Фонда социального медицинского страхования;
- Несмотря на заверения бывшего руководства ФСМС и Минздрава в 2023 году о законности выделения акиматами бюджетных средств на погашение кредиторской задолженности медицинских организаций, в бюджете на текущий год маслихаты таких обязательств не взяли;
- Соотношение текущих расходов местных бюджетов и капитальных составило 34/66;
- Расходы на модернизацию сельского здравоохранения обеспечат за счет трех источников: средства республиканского, местного бюджета и Национального фонда;
- Обязательные взносы населения должны обеспечить уже почти 1 трлн. тенге или порядка половины от суммы вклада бюджета на ГОБМП и взносы за льготные категории населения.
Бюджет здравоохранения РК на 2024 год составил порядка 3,77 трлн. тенге с учетом средств, поступающих в Фонд социального медицинского страхования (ФСМС - рис. 1). Это в пределах 2,8% от ВВП Казахстана. Согласно прогноза социально-экономического развития Республики Казахстан на 2024 - 2028 годы Министерства национальной экономики ВВП в 2024 году составит 135 трлн. тенге. Объем запланированных расходов на здравоохранение увеличен на 19% к утвержденному бюджету предыдущего года и из расчета на каждого жителя получается почти по 188 тыс. тенге.
Республиканский бюджет
Из республиканского бюджета на здравоохранение выделены 2,4 трлн. тенге с приростом на 17,4% (таблица 1). В целом цели направления средств не изменились, за исключением расходов на Целевой вклад в АОО "Назарбаев Университет", составляющие в предыдущем году 0,5 млрд. тенге и не предусмотренные в текущем году. Основные средства бюджета отрасли направляются на целевой взнос в ФСМС для предоставления ГОБМП, на которые приходится почти 90% бюджета или 2,17 трлн. тг с увеличением в сравнении с итоговым финансированием предыдущего года почти на 10%. В составе целевого взноса учтены обязательства государства по уплате взносов в ОСМС за льготные категории населения в сумме 541,3 млрд. тенге с увеличением на 35%. В большей степени увеличены расходы на Прикладные научные исследования в области здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения с плюсом 37,6% (до 4,2 млрд. тг), Услуги по лечению военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей и оказанию медицинской помощи пострадавшим от чрезвычайных ситуаций возросли на 19,7% (до 3,7 млрд. тг), а на Охрану общественного здоровья увеличили на 14% (до 34,9 млрд. тг). По программе Обеспечение хранения специального медицинского резерва и развитие инфраструктуры здравоохранения заложены целевые трансферты местным бюджетам в сумме 48,2 млрд. тенге, в т.ч. 26,6 млрд. тенге на реализацию пилотного национального проекта «Модернизация сельского здравоохранения», инжиниринговые услуги и строительство Национального научного онкологического центра под администрированием минздрава.
Таблица 1. Расходы республиканского бюджета на здравоохранение РК в 2023-2024 гг., млрд. тг. (утверждение) | |||
Бюджетные программы / годы | 2023 год | 2024 год | рост, % |
Целевой взнос в Фонд социального медицинского страхования | 0,00 | 2162,47 | |
Обеспечение хранения специального медицинского резерва и развитие инфраструктуры здравоохранения | 40,41 | 65,29 | 161,6 |
Подготовка специалистов с высшим, послевузовским образованием и оказание социальной поддержки обучающимся | 39,57 | 42,85 | 108,3 |
Формирование государственной политики в области здравоохранения | 38,21 | 39,46 | 103,3 |
Обеспечение деятельности медицинских организаций Управления Делами Президента Республики Казахстан | 37,92 | 38,66 | 102,0 |
Охрана общественного здоровья | 30,46 | 34,86 | 114,5 |
Обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи | 1456,44 | 16,33 | 1,1 |
Медицинское обеспечение Вооруженных Сил | 8,99 | 9,14 | 101,7 |
Услуги по лечению военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов | 7,23 | 7,47 | 103,2 |
Прикладные научные исследования в области здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения | 3,08 | 4,24 | 137,6 |
Услуги по лечению военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей и оказанию медицинской помощи пострадавшим от чрезвычайных ситуаций | 3,11 | 3,73 | 119,7 |
Оздоровление, реабилитация и организация отдыха детей | 1,34 | 1,46 | 109,1 |
Повышение квалификации и переподготовка кадров организаций здравоохранения | 0,45 | 0,31 | 69,5 |
Оказание медицинской помощи в рамках обязательного социального медицинского страхования и его сопровождение | 399,65 | ||
Целевой вклад в АОО "Назарбаев Университет" | 0,55 | ||
итого по РБ | 2067,42 | 2426,28 | 117,4 |
без целевых трансфертов в местные бюджеты | 2056 | 2378,1 | 115,7 |
Местные бюджеты
На здравоохранение в местных бюджетах утверждены 408,5 млрд. тенге с ростом на 20%. Процентное соотношение доли текущих затрат к капитальным расходам составляет 34/66. Почти 268 млрд. тенге с учетом целевых трансфертов планируется направить на капрасходы и 140 млрд. тенге на текущие затраты (рис.2).
Капитальные расходы Источниками формирования бюджета на капитальные расходы в регионах являются целевые трансферты из Национального фонда, республиканского бюджета и собственные доходы местных бюджетов (таблица 2). Доля трансфертов обеспечивает порядка 22% плановых затрат и составляет 58,2 млрд. тг. При этом, поддержку получили 18 из 20 регионов, за исключением г. Шымкент и Актюбинской области. На строительство, реконструкцию, ремонт и материально-техническое оснащение медицинских организаций регионы получили целевые трансферты по линии минздрава в сумме 48,2 млрд. тенге, в т. ч. на модернизацию сельского здравоохранения 26,6 млрд. тг[1]. В рамках программы Ауыл - Ел бесігі министерством национальной экономики, согласно бюджетным программам, выделены почти 10 млрд. тенге[2].
Местные доходы в основном направлены на капитальный ремонт объектов коммунальной собственности и приобретение активов, софинансирование инвестроектов, возмещение лизинговых платежей «по санитарному транспорту, медицинским изделиям, требующим сервисного обслуживания, приобретенных на условиях финансового лизинга». При этом, проекты государственно-частного партнерства реализуют 8 акиматов, обязательства по которым запланированы на сумму 2,56 млрд. тенге.
Таблица 2. Капитальные расходы в местных бюджета на 2024 год, млрд. тг | |
Капитальные расходы | 268,8 |
Бюджетные программы | |
Капитальные расходы медицинских организаций здравоохранения | 152,7 |
Строительство и реконструкция объектов здравоохранения | 97,3 |
Возмещение лизинговых платежей по санитарному транспорту, медицинским изделиям, требующие сервисного обслуживания, приобретенных на условиях финансового лизинга | 13,9 |
Выполнение государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства | 2,6 |
Реализация мероприятий по социальной и инженерной инфраструктуре в сельских населенных пунктах в рамках проекта «Ауыл-Ел бесігі» | 1,6 |
Сейсмоусиление объектов здравоохранения | 0,7 |
Бюджет на текущие расходы
Расходы текущего бюджета регионов утверждены в объеме 139,8 млрд. тенге и увеличены на 14% (таблица 3).
Таблица 3. Текущие расходы местных бюджетов на 2024 год, млрд. тг | |
Текущие программы | 101,68 |
Бюджетные программы | |
Централизованный закуп и хранение вакцин и других медицинских иммунобиологических препаратов для проведения иммунопрофилактики населения | 45,35 |
Дополнительное обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи по решению местных представительных органов областей | 28,65 |
Оказание дополнительного объема медицинской помощи, включающий медицинскую помощь субъектами здравоохранения, оказание услуг Call-центрами и прочие расходы | 9,79 |
Услуги по охране материнства и детства | 7,16 |
Реализация мероприятий по профилактике и борьбе со СПИД в Республике Казахстан | 3,46 |
Областные базы специального медицинского снабжения | 1,99 |
Информационно-аналитические услуги в области здравоохранения | 1,96 |
Целевые текущие трансферты нижестоящим бюджетам | 1,50 |
Обеспечение граждан бесплатным или льготным проездом за пределы населенного пункта на лечение | 0,91 |
Пропаганда здорового образа жизни | 0,91 |
Проведение медицинской организацией мероприятий, снижающих половое влечение, осуществляемые на основании решения суда | 0,01 |
Содержание аппаратов управлений здравоохранения | 5,79 |
Услуги по реализации государственной политики на местном уровне в области здравоохранения | 5,30 |
Капитальные расходы государственных органов здравоохранения | 0,49 |
Обучение и поддержка специалистов | 32,30 |
Подготовка специалистов в организациях технического и профессионального, послесреднего образования | 15,76 |
Социальная поддержка медицинских и фармацевтических работников | 7,10 |
Подготовка специалистов с высшим, послевузовским образованием и оказание социальной поддержки обучающимся | 5,09 |
Повышение квалификации и переподготовка кадров | 3,52 |
Оказание социальной поддержки обучающимся по программам технического и профессионального, послесреднего образования | 0,83 |
Итого по текущим расходам | 139,77 |
Местные бюджеты в области здравоохранения в основном решают вопросы обеспечения региона вакцинами, медицинскими кадрами, проведения профилактической и информационной работы среди населения, содержания медучреждений, обеспечения граждан социальным пакетом по отдельным услугам и т.д.
В бюджете на текущий год по-прежнему в приоритете расходы на Централизованный закуп и хранение вакцин и других иммунобиологических препаратов. Регионами заложены 45,4 млрд. тенге. В расчете на одного жителя самые большие затраты в Туркестанской области по 3,5 тыс. тг, Шымкенте - 3,2 тыс. тг, Мангистауской области - 2,76 тыс. тг. Минимальные расходы заложили в бюджете СКО – 1,46 тыс. тг.
На дополнительное обеспечение ГОБМП регионы выделили 28,6 млрд. тенге (рис.3). В топ 3 регионов с самыми большими расходами в расчете на одного жителя вошли Жетысуская (4,3 тыс. тг), Улытауская области (3,7 тыс. тг) и Алматы (3,7 тыс. тг). Самые минимальные запросы на бесплатные медуслуги имеют жители ВКО (267 тенге), Кызылординской (366 тенге) и Акмолинской областей (373 тенге), акиматы которых заложили за счет местных доходов самые скромные расходы в пределах от 100 до 307 тыс. тенге на текущий год.
Все регионы предусмотрели расходы на Обеспечение граждан бесплатным или льготным проездом за пределы населенного пункта на лечение, выделив вкупе 912 млн. тг. Но при этом если в СКО на подобную социальную поддержку достаточны лишь минимальные 239 тыс. тенге, то в Атырауской области необходимы максимальные 230 млн. тенге.
Расходы на Социальную поддержку медицинских и фармацевтических работников предусмотрели 14 областей на сумму 7,1 млрд. тенге, за исключением Абайской, Алматинской и ВКО и трех городов республиканского значения, не предусмотревшим данную статью затрат. При этом почти 56% бюджета на соцподдержку работников приходится на Атыраускую область, которая увеличила расходы в 92 раза, нарастив с 43 млн. тенге до почти 4 млрд. тенге (рис.4).
Вместе с тем социальную поддержку обучающихся по программам технического и профессионального, послесреднего образования запланировали расходы лишь четыре региона (Туркестанская, Улытауская, Карагандинская, СКО) и г. Шымкент, Астана с общим бюджетом 833 млн. тенге. На подготовку и повышение квалификации медицинских работников средства предусмотрели все регионы на общую сумму 24,4 млрд. тенге и меньше всего ЗКО 189,5 млн. тенге. В топ 5 с самыми большими расходами вошли Туркестанская область, Алматы, Шымкент, Костанайская и Жамбылская области. Более подробно бюджеты представлены в таблицах 4,5,6.
Важно отметить, что в бюджете на текущий год несмотря на попытки руководства минздрава и ФСМС переложить ответственность за долги подведомственных предприятий на местные бюджеты ни один из регионов не предусмотрел средства на погашение кредиторской задолженности по обязательствам организаций здравоохранения. В бюджете прошлого года лишь три области (Жамбылская, Улытауская, Туркестанская) выделили на данные цели около 1 млрд. тенге (997,3 млн. тенге) по программе «Погашение кредиторской задолженности по обязательствам организаций здравоохранения за счет средств местного бюджета». Вместе с тем в практике некоторых регионов имеет место возмещение коммунальных услуг подведомственным организациям в рамках Дополнительного обеспечения гарантированного объема бесплатной медицинской помощи по решению местных представительных органов областей. Полагаем, что подобные решения вряд ли соответствуют законодательству в части принципов управления государственным имуществом и финансового обеспечения отрасли. Более подробно проанализировать расходы местных бюджетов невозможно, потому как бюджетные программы управления здравоохранения в установленные сроки и в течении января, пока готовился материал, не разместили для публичного пользования, за исключением управления здравоохранения Костанайской области, обеспечившие соблюдение норм, предоставив материалы на сайте 29 декабря 2023 года. Даже минздрав разместил бюджетные программы с нарушениями установленных сроков и в последующем корректировал информацию с попыткой привести в соответствие с утвержденным законом. Но получилось не совсем.
В расчете на 1 жителя
В расчете на одного жителя в среднем затраты складываются в размере 20 412 тенге. Выше среднего расходы в 10 регионах (таблица 4). В топе Кызылординская область с самыми высокими расходами в размере 42 897 тенге на человека. В аутсайдерах Актюбинская область с самыми минимальными затратами 9 204 тенге.
Таблица 7. Расходы местных бюджетов на здравоохранение в 2024 году на 1 жителя | ||
Регионы | утв.бт. на 2024 г, млн. тг | на 1 жителя, тенге |
Кызылординская | 36093,5 | 42 897 |
ВКО | 27079,8 | 37 233 |
Улытауская | 6906,6 | 31 153 |
Костанайская | 24853,7 | 29 934 |
Павлодарская | 22436,9 | 29 743 |
Атырауская | 18050,8 | 25 670 |
Мангистауская | 19942,7 | 25 388 |
СКО | 12991,7 | 24 481 |
Акмолинская | 19132,1 | 24 274 |
Жетісу | 16936,0 | 24 247 |
Карагандинская | 22471,4 | 19 789 |
Алматы | 43160,3 | 19 417 |
Алматинская | 27479,6 | 17 969 |
Абайская | 10371,0 | 17 058 |
Шымкент | 19174,0 | 15 728 |
ЗКО | 10319,8 | 14 893 |
Туркестанская | 29930,3 | 13 980 |
Жамбылская | 15596,3 | 12 757 |
Астана | 16966,2 | 11 917 |
Актюбинская | 8639,6 | 9 204 |
итого | 408 532 | 20 412 |
В среднем по РК расходы на одного жителя по текущим затратам составили почти 7 тыс. тенге (таблица 5). Самые большие затраты в Улытауской области по 13,4 тыс. тенге и самые низкие в Алматинской области чуть менее 5 тыс. тенге. Средние расходы на одного жителя по капитальным расходам на здравоохранение составили 13,4 тыс. тенге. Самые значительные вложения бюджетных средств отмечаются в Кызылординской области в размере 36,5 тыс. тенге и самые скромные в Актюбинской по 3,8 тыс. тенге в среднем на жителя.
Таблица 8. Расходы на 1 жителя по регионам в бюджете на 2024 год | ||
Регионы | на 1 жителя по текущим расходам, тенге | на 1 жителя по капитальным расходам, тенге |
Улытауская | 13385,0 | 17767,6 |
Атырауская | 12019,4 | 13650,9 |
Жетісу | 11428,8 | 12818,3 |
Павлодарская | 8809,7 | 20932,8 |
Шымкент | 8445,3 | 7282,7 |
Костанайская | 8150,0 | 21783,8 |
Алматы | 7793,3 | 11624,0 |
Карагандинская | 7738,2 | 12051,3 |
Абайская | 7017,7 | 10040,4 |
Акмолинская | 6600,6 | 17673,2 |
СКО | 6554,3 | 17926,9 |
Кызылординская | 6388,8 | 36508,4 |
ВКО | 6151,4 | 31081,1 |
Туркестанская | 6102,5 | 7877,6 |
Жамбылская | 5874,9 | 6882,1 |
Мангистауская | 5799,3 | 19588,3 |
Актюбинская | 5391,5 | 3812,7 |
ЗКО | 5119,1 | 9774,1 |
Астана | 4878,6 | 7038,2 |
Алматинская | 4837,7 | 13131,2 |
в среднем по РК | 6983,0 | 13428,0 |
Регионам от ФСМС
С 2023 года прогнозные поступления и расходы Фонда социального медицинского страхования, равно как и Государственного фонда социального страхования, утверждаются законом о республиканском бюджете (далее – закон). Согласно закону на 2024 год обязательные взносы в ФСМС запланированы в сумме 1,53 трлн. тг, в т.ч. ожидаемый инвестиционный доход 77,7 млрд. тг и поступления по обязательствам государства за льготные категории населения 541,3 млрд. тенге.
По официальной информации ФСМС план закупа медицинских услуг на 2024 год за счет средств Целевого взноса из Национального фонда и обязательных взносов казахстанцев составил 2,6 трлн. тенге, в т.ч. ГОБМП 1,57 трлн. тенге, ОСМС 1,08 трлн. тенге (таблица 6).
Таблица 9. План закупа медицинских услуг на 2024 год в разрезе регионов, млрд. тенге | |||
Регионы | Всего | ГОБМП | ОСМС |
Алматы | 337,89 | 201,29 | 136,59 |
Астана | 258,42 | 145,44 | 112,98 |
Туркестанская | 239,78 | 126,77 | 113,01 |
Карагандинская | 173,52 | 102,77 | 70,76 |
Алматинская | 145,48 | 91,40 | 54,08 |
Шымкент | 137,19 | 81,72 | 55,47 |
Жамбылская | 136,87 | 81,32 | 55,54 |
Кызылординская | 125,17 | 72,76 | 52,41 |
Актюбинская | 115,56 | 67,48 | 48,08 |
Павлодарская | 111,34 | 70,95 | 40,39 |
ВКО | 106,82 | 67,93 | 38,89 |
Костанайская | 106,36 | 69,24 | 37,12 |
Акмолинская | 97,70 | 59,29 | 38,41 |
Абайская | 96,94 | 55,98 | 40,95 |
Мангистауская | 91,02 | 51,93 | 39,08 |
ЗКО | 90,91 | 57,54 | 33,37 |
Жетісу | 84,45 | 49,17 | 35,28 |
СКО | 83,36 | 51,96 | 31,41 |
Атырауская | 83,19 | 50,47 | 32,72 |
Улытауская | 25,53 | 16,26 | 9,27 |
итого | 2647,49 | 1571,68 | 1075,81 |
* - в таблице не отображена планируемая сумма на закуп высокотехнологичной медицинской помощи в объеме 93,2 тыс. тенге, так как республиканской комиссией распределение средств пока не произведено |
В среднем затраты на одного жителя складываются в размере 132,3 тыс. тенге (рис. 5). По данному показателю в топе 3 регионов с самыми большими затратами, за исключением столицы (181,5 тыс. тенге), Абайская область (159 тыс. тенге), СКО (157 тыс. тенге) и Карагандинская область (152,8 тыс. тенге). Самые низкие расходы на одного жителя по Алматинской области - 95 тыс. тенге. Выше среднего показателя затраты в 8 регионах.
Как видим, очередной бюджет не решает самый актуальный вопрос отрасли, как то погашение кредиторской задолженности медорганизаций, каковую, де-факто, в большинстве своём имеют организации государственного сектора, находящиеся под управлением областных акиматов. При этом, обязательные взносы населения по плану должны обеспечить уже почти 1 трлн. тенге или порядка половины от суммы вклада бюджета на ГОБМП и взносы за льготные категории населения (2,16 трлн. тенге), а долги между тем растут… Политика накачивания расходов местных бюджетов на поддержание материальной базы подведомственного госсектора и развитие инфраструктуры в ущерб справедливой и конкурентной тарифной политике на медуслуги, на наш взгляд, не способствует здоровой конкуренции на рынке медуслуг. Обеспечивая госорганизациям материальную и клиентскую базу и порождая тем самым с их стороны определенное иждивенчество, долговой ямы не избежать. Между тем, частные, не надеясь на справедливые тарифы от государства, обеспечивают эффективный менеджмент за счет предпочтения своих услуг платежеспособным и заботящемся о своем здоровье населении страны.
Таблица 4. Текущие расходы местных бюджетов на 2024 год, млн. тг | ||||||||||||
Текущие программы | Услуги по охране материнства и детства | Пропаганда здорового образа жизни | Дополнительное обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи по решению местных представительных органов областей | Проведение медицинской организацией мероприятий, снижающих половое влечение, осуществляемые на основании решения суда | Централизованный закуп и хранение вакцин и других медицинских иммунобиологических препаратов для проведения иммунопрофилактики населения | Оказание дополнительного объема медицинской помощи, включающий медицинскую помощь субъектами здравоохранения, оказание услуг Call-центрами и прочие расходы | Областные базы специального медицинского снабжения | Реализация мероприятий по профилактике и борьбе со СПИД в Республике Казахстан | Обеспечение граждан бесплатным или льготным проездом за пределы населенного пункта на лечение | Информационно-аналитические услуги в области здравоохранения | Целевые текущие трансферты нижестоящим бюджетам | |
Абайская | 3018,2 | 369,0 | 28,6 | 642,1 | 1,4 | 1164,6 | 536,1 | 116,8 | 78,8 | 21,6 | 59,0 | |
Акмолинская | 3375,2 | 260,6 | 29,7 | 294,1 | 1,1 | 1664,2 | 763,2 | 168,0 | 133,2 | 3,1 | 58,0 | |
Актюбинская | 3311,1 | 238,8 | 71,0 | 377,5 | 0,4 | 2002,9 | 213,9 | 112,4 | 150,5 | 43,7 | 99,9 | |
Алматинская | 6079,2 | 527,4 | 30,4 | 1011,4 | 0,3 | 3357,2 | 518,7 | 66,9 | 130,8 | 13,4 | 422,8 | |
Алматы | 14396,3 | 421,5 | 67,5 | 8236,2 | 0,0 | 3782,5 | 1447,0 | 49,5 | 194,8 | 10,1 | 187,2 | |
Астана | 5677,3 | 793,3 | 154,7 | 1021,3 | 0,0 | 2532,3 | 639,9 | 233,9 | 167,4 | 2,0 | 132,4 | |
Атырауская | 3508,4 | 171,1 | 32,4 | 571,4 | 0,1 | 1906,4 | 263,8 | 69,3 | 140,0 | 230,2 | 123,7 | |
ВКО | 3095,6 | 463,6 | 39,0 | 194,2 | 1,4 | 1576,3 | 503,6 | 119,2 | 110,5 | 26,5 | 61,3 | |
Жамбылская | 5295,9 | 402,1 | 30,6 | 862,6 | 0,7 | 2524,6 | 642,0 | 92,2 | 369,6 | 38,3 | 114,8 | 218,2 |
Жетісу | 6768,8 | 402,4 | 21,6 | 3004,2 | 0,0 | 1542,7 | 306,1 | 57,0 | 61,7 | 19,6 | 73,4 | 1280,0 |
ЗКО | 3022,0 | 144,6 | 45,5 | 461,3 | 0,1 | 1638,4 | 222,5 | 79,0 | 183,2 | 202,7 | 44,5 | |
Карагандинская | 6002,4 | 478,8 | 18,9 | 1327,9 | 0,8 | 2148,2 | 1461,6 | 128,0 | 329,0 | 0,8 | 108,3 | |
Костанайская | 3878,8 | 573,4 | 88,0 | 958,2 | 1,6 | 1400,9 | 370,4 | 158,5 | 241,3 | 15,9 | 70,6 | |
Кызылординская | 3713,1 | 329,5 | 73,6 | 307,9 | 0,7 | 2115,9 | 443,3 | 65,2 | 254,9 | 71,6 | 50,5 | |
Мангистауская | 3313,8 | 144,9 | 37,4 | 375,8 | 0,2 | 2166,6 | 185,9 | 61,1 | 208,5 | 84,0 | 49,5 | |
Павлодарская | 4737,4 | 362,6 | 23,9 | 2313,3 | 3,0 | 1263,9 | 288,2 | 151,8 | 282,2 | 9,3 | 39,2 | |
СКО | 2242,1 | 319,7 | 25,0 | 454,6 | 0,0 | 775,8 | 342,4 | 145,1 | 113,9 | 0,2 | 65,4 | |
Туркестанская | 10227,5 | 0,0 | 49,3 | 2295,7 | 0,5 | 7418,4 | 96,9 | 111,4 | 122,4 | 78,3 | 54,6 | |
Улытауская | 2065,6 | 437,6 | 8,1 | 821,9 | 0,0 | 515,2 | 161,8 | 0,0 | 42,0 | 1,0 | 78,1 | |
Шымкент | 7947,0 | 321,6 | 30,2 | 3117,5 | 0,5 | 3853,0 | 378,7 | 0,0 | 143,4 | 39,7 | 62,3 | |
итого | 101675,5 | 7162,7 | 905,4 | 28649,0 | 12,9 | 45350,1 | 9786,2 | 1985,3 | 3458,3 | 912,0 | 1955,4 | 1498,2 |
Таблица 5. Расходы местных бюджетов на подготовку кадров и административные расходы на 2024 год, млн. тг | ||||||||||
Содержание аппаратов управлений здравоохранения | Услуги по реализации государственной политики на местном уровне в области здравоохранения | Капитальные расходы государственных органов здравоохранения | Обучение и поддержка специалистов | Оказание социальной поддержки обучающимся по программам технического и профессионального, послесреднего образования | Подготовка специалистов в организациях технического и профессионального, послесреднего образования | Повышение квалификации и переподготовка кадров | Подготовка специалистов с высшим, послевузовским образованием и оказание социальной поддержки обучающимся | Социальная поддержка медицинских и фармацевтических работников | Всего по текущему бюджету | |
Абайская | 128,5 | 128,5 | 1119,9 | 590,5 | 420,1 | 109,3 | 4266,6 | |||
Акмолинская | 246,2 | 246,2 | 1581,0 | 633,3 | 89,8 | 635,9 | 222,0 | 5202,5 | ||
Актюбинская | 167,9 | 167,9 | 1581,9 | 1401,3 | 30,6 | 150,0 | 5060,8 | |||
Алматинская | 343,6 | 335,2 | 8,4 | 975,4 | 407,8 | 155,5 | 412,1 | 7398,2 | ||
Алматы | 750,8 | 308,7 | 442,2 | 2175,6 | 0,0 | 1300,7 | 874,9 | 17322,7 | ||
Астана | 454,5 | 452,8 | 1,7 | 814,0 | 109,1 | 504,4 | 200,6 | 0,0 | 6945,8 | |
Атырауская | 187,7 | 187,7 | 4755,7 | 483,1 | 43,9 | 253,1 | 3975,6 | 8451,8 | ||
ВКО | 229,3 | 229,3 | 1149,1 | 617,8 | 420,1 | 111,3 | 4474,0 | |||
Жамбылская | 219,7 | 219,7 | 1666,9 | 1455,5 | 28,4 | 129,3 | 53,6 | 7182,5 | ||
Жетісу | 272,2 | 259,3 | 12,9 | 941,8 | 0,0 | 84,5 | 262,2 | 595,0 | 7982,7 | |
ЗКО | 239,7 | 239,7 | 285,5 | 0,0 | 11,9 | 177,6 | 96,0 | 3547,1 | ||
Карагандинская | 483,9 | 460,9 | 23,1 | 2300,6 | 377,9 | 840,2 | 291,7 | 383,8 | 407,0 | 8786,9 |
Костанайская | 363,7 | 363,7 | 2524,3 | 1649,0 | 262,3 | 613,0 | 6766,8 | |||
Кызылординская | 348,4 | 348,4 | 1314,0 | 1027,2 | 88,2 | 162,5 | 36,1 | 5375,5 | ||
Мангистауская | 233,3 | 233,3 | 1008,5 | 683,7 | 154,8 | 170,0 | 4555,5 | |||
Павлодарская | 265,3 | 265,3 | 1643,2 | 818,1 | 26,8 | 697,8 | 100,5 | 6645,8 | ||
СКО | 237,7 | 237,7 | 998,4 | 113,8 | 257,4 | 0,0 | 202,2 | 425,0 | 3478,2 | |
Туркестанская | 292,7 | 292,7 | 2544,9 | 45,2 | 1952,3 | 125,3 | 312,6 | 109,5 | 13065,0 | |
Улытауская | 137,0 | 137,0 | 764,9 | 153,3 | 351,5 | 7,6 | 102,6 | 150,0 | 2967,5 | |
Шымкент | 190,6 | 190,6 | 2158,0 | 33,8 | 2088,4 | 35,8 | 10295,7 | |||
итого | 5792,7 | 5304,5 | 488,2 | 32303,6 | 833,0 | 15761,5 | 3516,3 | 5089,5 | 7103,3 | 139771,8 |
Таблица 6. Капитальные расходы местных бюджетов на 2024 год, млн.тг | |||||||
Капитальные расходы | Возмещение лизинговых платежей по санитарному транспорту, медицинским изделиям, требующие сервисного обслуживания, приобретенных на условиях финансового лизинга | Сейсмоусиление объектов здравоохранения | Строительство и реконструкция объектов здравоохранения | Капитальные расходы медицинских организаций здравоохранения | Выполнение государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства | Реализация мероприятий по социальной и инженерной инфраструктуре в сельских населенных пунктах в рамках проекта «Ауыл-Ел бесігі» | |
Абайская | 6 104,4 | 289,8 | - | 1 785,3 | 4 029,2 | - | - |
Акмолинская | 13 929,7 | 442,1 | - | 6 601,0 | 6 741,0 | - | 145,5 |
Актюбинская | 3 578,8 | 940,5 | - | 485,1 | 712,4 | 1 093,9 | 346,9 |
Алматинская | 20 081,4 | 1 969,8 | - | 5 540,5 | 12 138,0 | - | 433,1 |
Алматы | 25 837,6 | 1 261,0 | 500,0 | 3 466,4 | 20 610,2 | - | - |
Астана | 10 020,4 | 1 075,4 | - | 207,5 | 8 737,5 | - | - |
Атырауская | 9 599,0 | 772,3 | - | 2 725,2 | 6 101,5 | - | - |
ВКО | 22 605,8 | 535,0 | - | 15 225,1 | 6 499,9 | - | 345,8 |
Жамбылская | 8 413,8 | 615,1 | - | 2 144,7 | 5 646,1 | 8,0 | - |
Жетісу | 8 953,3 | - | 192,1 | 2 412,2 | 6 173,6 | 175,3 | - |
ЗКО | 6 772,7 | 634,1 | - | 1 776,6 | 4 341,5 | 20,4 | - |
Карагандинская | 13 684,5 | 927,5 | - | 5 756,7 | 7 000,2 | - | - |
Костанайская | 18 086,9 | 424,7 | - | 1 895,9 | 15 648,6 | 1,8 | 115,9 |
Кызылординская | 30 718,0 | 707,1 | - | 24 991,4 | 4 949,4 | 70,1 | - |
Мангистауская | 15 387,2 | 511,1 | - | 9 263,5 | 5 612,6 | - | - |
Павлодарская | 15 791,1 | 1 085,1 | - | 7 276,2 | 7 349,3 | - | 80,5 |
СКО | 9 513,4 | 326,7 | - | 2 891,2 | 6 128,3 | - | 167,1 |
Туркестанская | 16 865,3 | 1 328,8 | - | 1 409,7 | 13 976,0 | 150,7 | - |
Улытауская | 3 939,1 | - | - | 1 448,8 | 2 490,3 | - | - |
Шымкент | 8 878,4 | - | - | - | 7 835,5 | 1 042,9 | - |
итого | 268760,6 | 13 846,2 | 692,1 | 97 303,3 | 152 721,2 | 2 563,1 | 1 634,8 |
[1] https://www.gov.kz/memleket/entities/dsm/documents/details/586870?lang=ru, Пресс-Релиз о проекте Приказа Министра здравоохранения РК «Об утверждении бюджетных программ МЗ РК на 2024-2026 годы» (утверждение)
[2] https://www.gov.kz/memleket/entities/economy/documents/details/579420?lang=ru, Об утверждении бюджетных программ МНЭ РК на 2024-2026 годы
Похожие статьи
1. Риск-менеджмент: от истоков к начинаниям2. Бюджетирование в медицинских организациях
3. Финансовые инструменты оценки проектов
4. Сфера финансового менеджмента
5. Финансовый менеджмент в медицинских учреждениях США и РК: акценты