ЛИС 2020: как выбирать?
ЛИС 2020: как выбирать?
Ниязбек Бектембаев
Одной из особенностей развития рынка медицинских информационных систем (МИС-ов) на современном этапе является реализация функционала медицинских лабораторий. В этой связи представляем вашему вниманию рекомендации по выбору лабораторной информационной системы (ЛИС) от Марата Такеева – коммерческого директора ТОО «Meditec», представляющего на территории Республики Казахстан ЛИС K-Lab.
Как бы Вы охарактеризовали прошедший 2019 год для вашей компании?
В принципе неплохо. За 2019 г. мы увеличили количество внедрений нашей ЛИС на 50%. В этом году планируем развиваться так же активно.
На что Вы рекомендуете медорганизациям обратить внимание при выборе ЛИС?
Факторов и нюансов при выборе ЛИС очень много, я попытаюсь выделить 6 основных групп моментов, на которые стоит обратить внимание.
В первую очередь необходимо тщательно изучить функционал предлагаемой ЛИС. Дело в том, что основная масса предлагаемых на нашем рынке ЛИС-ов представляет собой лишь «усеченную» их версию. Поэтому важно посмотреть на ЛИС-ы с точки зрения нескольких параметров при оценке функционала. А именно, обратить внимание на наличие модулей, возможностей подключения анализаторов, контроля качества (внутреннего и внешнего) и отчетностей.
Так, можно отметить, что практически во всех ЛИС имеется модуль КДЛ, т.е. клинико-диагностические лаборатории, которые включают такие виды исследований, как биохимия и гематология. Но кроме этих видов есть и другие, такие как микробиология, цитология, гистология и др., которые так же надо автоматизировать, и по ним необходимо «прописывать» формы отчетности и т.д. Иными словами, должны быть соответствующие модули в ЛИС, чтобы она могла работать с данными видами анализов и корректно «выгружать» их в МИС и далее.
Большой вопрос – возможность подключения различных анализаторов к ЛИС. Его решение во многом упирается в наличие драйверов. Например, в нашей библиотеке драйверов свыше 400 видов и, что еще более важно, имеются специализированные программисты, которые пишут драйвера при их необходимости. Наличие мощной библиотеки драйверов – залог того, что ваши анализаторы будут подключены к ЛИС и смогут нормально работать.
Важно обратить внимание также на наличие функционала, на отчетность по выполнению процедур контроля качества (внутреннего и внешнего), на ведение электронных журналов отчетностей, которые должны быть в ЛИС-е, что закреплено приказами МЗ РК. В целом, наличие функционала постаналитики в ЛИС, позволяющей создавать разнообразные формы отчетности и проводить анализ результатов работы лаборатории, клиентской базы и т.д. – очень важный фактор повышения уровня лабораторного менеджмента.
Второй группой вопросов при оценке ЛИС я бы поставил наличие и качество сервисной поддержки ЛИС. Это очень важно, поскольку достаточно часто происходят события, которые требуют определенных изменений в работе ЛИС. Например, вы решили запустить новые виды исследований, или ваш анализатор проходил плановое техническое обслуживание и инженер загрузил какие-либо обновления на нем, и теперь ЛИС «не видит» этот анализатор; или Минздрав / ФСМС изменил формы отчетности и т.д. По нашему опыту могу сказать, что 99% из этих проблем решаются дистанционно и занимают буквально минуты. Но это при условии, если у вас нормально работает служба сервисной поддержки ЛИС. Если нет, то решение подобных проблем может занимать недели и даже месяцы. А результат – испорченные нервы, потерянные деньги для лаборатории и т.д. Поэтому стоит оценивать, есть ли сервисная служба, можно ли туда «достучаться» и каков ее профессиональный уровень, т.е. чтобы она реально решала проблемы, а не только психологически вас «утешала».
Третья группа факторов, на которые стоит обратить внимание, это устойчивость работы ЛИС. Система может быть очень хорошей по функционалу, но слабо пригодной к нашей реальности. К примеру, ни для кого не секрет, что у нас часто бывают перебои с интернетом, электричеством, МИС-ы могут подвисать / перезагружаться часами и т.д. Поэтому важно, чтобы ЛИС была «стрессоустойчива» и готова к реалиям. Например, наша ЛИС работает на локальных серверах, а почти все МИС-ы – на облачных решениях. В итоге, наша ЛИС продолжает работать даже в условиях, когда МИС «отваливается» из-за отсутствия интернета, перегрузки и т.д., а наша передает данные в отделения в режиме реального времени. У нас такая настройка ЛИС потому, что мы имеем опыт работы в наших условиях и твердо знаем, что вовремя доставленные результаты анализов – это зачастую вопросы жизни и смерти пациентов. К сожалению, не все ЛИС-ы имеют такую устойчивость, и возникают проблемы, когда ЛИС не может передать данные анализов пациентов напрямую в МИС при перебоях с интернетом, что несет лишние риски для всех.
Четвертой группой факторов, заслуживающей внимания, выступает возможность интеграции ЛИС с разнообразными МИС-ами. На рынке Казахстана выбор МИС-ов достаточно широк и ЛИС должен иметь гибкую возможность интеграции с любым МИС-ом. Могу отметить, что ЛИС K-Lab на данный момент имеет интеграцию практически со всеми МИС-ами в Казахстане.
К пятой группе критериев следует отнести общую стоимость установки ЛИС-ов. Речь идет о расходах не только на покупку и установку самой ЛИС, но и на различные сервера, компьютеры, сканеры, сети, требования к интернету и т.д. Эти расходы могут достигать миллионов тенге и кардинально менять стоимость различных вариантов внедрения ЛИС. Например, когда мы что-то предлагаем по ЛИС-ам, то проводим обследование лаборатории и определяем, что необходимо докупить из «железа» для успешного запуска. Поэтому при рассмотрении вариантов покупки ЛИС-ов следует учитывать и эти расходы.
И наконец, при покупке ЛИС важен вариант оплаты. Одна из стандартных рекомендаций при выборе ЛИС – это вариант знакомства: посмотреть, как она работает у других пользователей, или поговорить с ними. На современном рынке уже есть возможность пойти дальше, т.е. использовать демоверсию или установить полноценный ЛИС для апробации. Например, мы предлагаем нашу ЛИС на пробное использование. Устанавливаем и запускаем вам ЛИС бесплатно, чтобы вы апробировали наш продукт. Если вас все устраивает, заключаем договор на использование и сервисную поддержку. Это залог того, что компания ориентирована не на то, чтобы просто продать вам ЛИС и затем оставить вас с вашими проблемами, а на долгосрочную взаимовыгодную работу. Время, когда быстро устанавливали непонятно что, получали деньги и исчезали, уже прошло.
В заключение хотел бы отметить, что при правильном подходе к выбору ЛИС ваша медорганизация получит качественный инструмент для автоматизации лаборатории.
Спасибо за интервью!
Дата: 28.02.2020