Медицина в «умном городе»
05.11.2018
15510
Талгат Ергалиев, аналитик
В типовой концепции Smart City, утвержденной Министерством информации и коммуникации РК, одной из трансформируемых сфер жизни города является здравоохранение. Таким образом, в дополнение к процессу развития электронного здравоохранения, реализации госпрограммы «Цифровой Казахстан» управлениям здравоохранения городов Алматы, Астаны, Шымкента, Актобе и Караганды предоставляется возможность включить существующие или новые проекты в реализацию идеи «умного города».
Но вначале немного об истории электронного здравоохранения – для понимания объемов запланированного, уже сделанного, готового к завершению.
История цифровизации в здравоохранении
Еще в основополагающей для отрасли госпрограмме развития здравоохранения «Саламатты Қазақстан» на 2011-2015 годы в «разработке и внедрении ресурсосберегающих технологий управления» среди прочего планировалось:
В типовой концепции Smart City, утвержденной Министерством информации и коммуникации РК, одной из трансформируемых сфер жизни города является здравоохранение. Таким образом, в дополнение к процессу развития электронного здравоохранения, реализации госпрограммы «Цифровой Казахстан» управлениям здравоохранения городов Алматы, Астаны, Шымкента, Актобе и Караганды предоставляется возможность включить существующие или новые проекты в реализацию идеи «умного города».
Но вначале немного об истории электронного здравоохранения – для понимания объемов запланированного, уже сделанного, готового к завершению.
История цифровизации в здравоохранении
Еще в основополагающей для отрасли госпрограмме развития здравоохранения «Саламатты Қазақстан» на 2011-2015 годы в «разработке и внедрении ресурсосберегающих технологий управления» среди прочего планировалось:
уменьшение бумажного документооборота в медорганизациях за счет внедрения автоматизированной системы статистического учета и персонифицированного учета медицинских услуг; оптимизация системы ввода медицинской информации (сокращение времени на ввод первичных данных, внедрение шаблонов, обеспечение образовательных тренингов).
В рамках «повышения эффективности деятельности организаций здравоохранения» предусматривались дальнейшее совершенствование и внедрение ЕИСЗ, а также реализация в ЕИСЗ клинических алгоритмов, протоколов и прочих стандартов.
В госпрограмме «Информационный Казахстан - 2020» в сфере здравоохранения были выставлены такие целевые индикаторы, как:
В госпрограмме предусматривалась реализация следующих мер:
В Концепции были поставлены следующие задачи е-здравоохранения:
Для стратегического планирования предусматривались такие документы, как:
Таблица 1. Ключевые показатели результатов проекта «Цифровизация системы здравоохранения»
Источник: Дорожная карта проекта «Цифровизация системы здравоохранения» (приказ МЗ РК от 03.03.2017 г.)
Наконец, в декабре 2017 года была утверждена госпрограмма «Цифровой Казахстан» – самая обеспеченная ресурсами (финансовыми, организационными, политическими) в своей сфере. Так, только в самой программе было запланировано средств госбюджета на сумму в 141 млрд тенге. К этому добавились ресурсы, выделеные на «Общенациональный план мероприятий по реализации Послания Президента РК народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции», где порядка 25 из 97 мероприятий приходится на цифровизацию.
Согласно этой госпрограмме, цифровизация здравоохранения предполагает еще и внедрение прорывных технологий дополненной реальности, машинного обучения и искусственного интеллекта в процессы обучения студентов, постановки диагноза и управления планами лечения. Интеграция информационных систем Фонда социального медицинского страхования с ЭПЗ позволит повысить обоснованность и эффективность расходования средств, внедрить новые механизмы финансового стимулирования для повышения качества медицинской помощи.
В госпрограмме прозвучали новые, более удаленные во времени по исполнению идеи про дополненную реальность и искусственный интеллект, но так же, как и в Концепции, делается упор на ЭПЗ.
Обращает на себя внимание то, что в плане мероприятий по реализации госпрограммы здравоохранению отведено место в задаче «Государство – гражданам» направлению «Переход на цифровое государство», хотя частные медорганизации тоже переходят в форматы электронного здравоохранения. В план вошли следующие мероприятия:
Здесь можно вспомнить и о компоненте D «Развитие информационной системы здравоохранения» проекта Всемирного банка «Передача технологий и проведение институциональной реформы в секторе здравоохранения Республики Казахстан», осуществлявшемся в 2008-2017 годах. В ходе реализации компоненты D и была сформирована стратегия развития электронного здравоохранения, отраженная в Концепции развития электронного здравоохранения РК на 2013-2020 годы. К слову, на компоненту D потрачено и больше всего денег по проекту – $114 из $297 млн (источник – Independent Evaluation Group).
Касательно внедрения МИС, согласно презентации МЗ РК «Цифровизация системы здравоохранения», по итогам 2017 года их охват медорганизаций составил 75%, в том числе 100% по Жамбылской, Западно-Казахстанской и Карагандинской областям. Порядка 90% и выше – у Алматы, Акмолинской, Костанайской и Северо-Казахстанской областей.
По тем же данным, доступ к интернету у объектов здравоохранения в городах и районных центрах – 100% во всех регионах, а оснащенность компьютерами рабочих мест по Казахстану в целом составила 83%.
По итогам 2017 года, 3 из 5 ключевых показателей Дорожной карты проекта «Цифровизация системы здравоохранения» (таблица 1) перевыполнены.
Цифровизация здравоохранения с такими поставленными задачами и показателями выглядит достижимой и вместе с тем конечной. Возможно, она будет реализована раньше других отраслей и сфер деятельности в госпрограмме «Цифровой Казахстан». Что же в таком случае может дать электронному здравоохранению реализация проектов Smart City в пяти крупнейших городах страны, априори «продвинутых» в медицине?
Есть ли место медицине в «умных городах»?
Согласно типовой концепции Smart City, в здравоохранении предлагается ориентироваться на достижение следующих целей:
К ним относятся как уже внедряемые МИС, ЛИС, паспорт здоровья, система передачи и архивации изображений, система управления скорой помощью, телемедицина, «умный рецепт», так и сравнительно новые (ведомственная принадлежность или сфера ответственности по ним – за местными исполнительными органами):
Также стоит отметить, что дополнительные успехи в цифровизации медицины уже в рамках Smart City делают город более привлекательным для проживания, а это рост прикрепленного контингента и местных бюджетов.
Таким образом, несмотря на где-то 100%-ый охват элементами электронного здравоохранения, проекты Smart City дают возможность скорее качественного, чем количественного улучшения инфраструктуры местного здравоохранения, повышения качества медицинских услуг, чем и следует воспользоваться региональным управлениям.
В госпрограмме «Информационный Казахстан - 2020» в сфере здравоохранения были выставлены такие целевые индикаторы, как:
- доля медорганизаций, подключенных к единой сети, в 2017 году – 60%, в 2020 году – 100%;
- доля населения, обеспеченного «электронными медицинскими картами», в 2017 году – 60%, в 2020 году – 100%;
- интеграция информационных систем медорганизаций с единой интеграционной платформой в 2017 году – 40%, в 2020 году – 100%;
- количество компьютеров на 100 медработников в 2017 году – 60, в 2020 году – 100;
- уровень компьютерной грамотности медработников в 2017 году – 60 %, в 2020 году – 100 %.
В госпрограмме предусматривалась реализация следующих мер:
- подключение к ЕИСЗ всех медорганизаций для обмена и доступа к информации;
- перевод всей первичной бумажной медицинской документации в электронную форму;
- разработка, внедрение единой интеграционной платформы и подключение к ней всех информационных систем и баз данных;
- создание общедоступной единой базы данных лекарственных препаратов, имеющих регистрацию в Казахстане, и их наличие в аптечных сетях;
- создание системы электронных медицинских назначений и рецептов, позволяющих оперативно получить доступ к архиву назначений пациентов;
- автоматизация служб скорой помощи.
В Концепции были поставлены следующие задачи е-здравоохранения:
- содействие процессу принятия клинических (медицинских) решений;
- снижение количества медицинских ошибок;
- повышение доступности и совершенствование непрерывности оказания медицинской помощи;
- повышение качества медицинских услуг;
- повышение доступа населения к информации о своем здоровье и к управлению вопросами их конфиденциальности.
Для стратегического планирования предусматривались такие документы, как:
- концепция развития е-здравоохранения РК до 2020 года;
- дорожная карта е-здравоохранения;
- логическая карта мониторинга и оценки прогресса;
- ежегодный план реализации концепции.
Таблица 1. Ключевые показатели результатов проекта «Цифровизация системы здравоохранения»
2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 | |
Уровень оснащенности компьютерной техникой рабочих мест в организациях здравоохранения, % | 45 | 90 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Доля организаций здравоохранения, подключенных к сети интернет, % | 70 | 80 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Охват локальными медицинскими информационными системами, % | 38 | 70 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Охват населения электронными паспортами здоровья, % | - | 20 | 50 | 60 | 70 | 75 | 80 | 85 | 90 |
Доля организаций здравоохранения, которые частично перешли на ведение учетно-отчетной документации в электронном виде, % | - | 40 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Доля электронных рецептов, % | 28 | 35 | 70 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Наконец, в декабре 2017 года была утверждена госпрограмма «Цифровой Казахстан» – самая обеспеченная ресурсами (финансовыми, организационными, политическими) в своей сфере. Так, только в самой программе было запланировано средств госбюджета на сумму в 141 млрд тенге. К этому добавились ресурсы, выделеные на «Общенациональный план мероприятий по реализации Послания Президента РК народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции», где порядка 25 из 97 мероприятий приходится на цифровизацию.
Согласно этой госпрограмме, цифровизация здравоохранения предполагает еще и внедрение прорывных технологий дополненной реальности, машинного обучения и искусственного интеллекта в процессы обучения студентов, постановки диагноза и управления планами лечения. Интеграция информационных систем Фонда социального медицинского страхования с ЭПЗ позволит повысить обоснованность и эффективность расходования средств, внедрить новые механизмы финансового стимулирования для повышения качества медицинской помощи.
В госпрограмме прозвучали новые, более удаленные во времени по исполнению идеи про дополненную реальность и искусственный интеллект, но так же, как и в Концепции, делается упор на ЭПЗ.
Обращает на себя внимание то, что в плане мероприятий по реализации госпрограммы здравоохранению отведено место в задаче «Государство – гражданам» направлению «Переход на цифровое государство», хотя частные медорганизации тоже переходят в форматы электронного здравоохранения. В план вошли следующие мероприятия:
- внедрение платформы для информатизации и обеспечения интероперабельности информационных систем здравоохранения;
- внедрение элементов мобильного здравоохранения (mHealth), в т.ч. «удаленные консультации»;
- создание и внедрение искусственного интеллекта в части установления диагноза и управления планами лечения;
- внедрение медицинских информационных систем.
Здесь можно вспомнить и о компоненте D «Развитие информационной системы здравоохранения» проекта Всемирного банка «Передача технологий и проведение институциональной реформы в секторе здравоохранения Республики Казахстан», осуществлявшемся в 2008-2017 годах. В ходе реализации компоненты D и была сформирована стратегия развития электронного здравоохранения, отраженная в Концепции развития электронного здравоохранения РК на 2013-2020 годы. К слову, на компоненту D потрачено и больше всего денег по проекту – $114 из $297 млн (источник – Independent Evaluation Group).
Касательно внедрения МИС, согласно презентации МЗ РК «Цифровизация системы здравоохранения», по итогам 2017 года их охват медорганизаций составил 75%, в том числе 100% по Жамбылской, Западно-Казахстанской и Карагандинской областям. Порядка 90% и выше – у Алматы, Акмолинской, Костанайской и Северо-Казахстанской областей.
По тем же данным, доступ к интернету у объектов здравоохранения в городах и районных центрах – 100% во всех регионах, а оснащенность компьютерами рабочих мест по Казахстану в целом составила 83%.
По итогам 2017 года, 3 из 5 ключевых показателей Дорожной карты проекта «Цифровизация системы здравоохранения» (таблица 1) перевыполнены.
Цифровизация здравоохранения с такими поставленными задачами и показателями выглядит достижимой и вместе с тем конечной. Возможно, она будет реализована раньше других отраслей и сфер деятельности в госпрограмме «Цифровой Казахстан». Что же в таком случае может дать электронному здравоохранению реализация проектов Smart City в пяти крупнейших городах страны, априори «продвинутых» в медицине?
Есть ли место медицине в «умных городах»?
Согласно типовой концепции Smart City, в здравоохранении предлагается ориентироваться на достижение следующих целей:
- повышение качества и доступности медицинской помощи и лекарственного обеспечения;
- предупреждение болезней и других состояний, угрожающих жизни и здоровью граждан.
К ним относятся как уже внедряемые МИС, ЛИС, паспорт здоровья, система передачи и архивации изображений, система управления скорой помощью, телемедицина, «умный рецепт», так и сравнительно новые (ведомственная принадлежность или сфера ответственности по ним – за местными исполнительными органами):
- прозрачное лечение – предоставление пациентам доступа к информации о лечении;
- умная маршрутизация – построение оптимального пути обхода медицинских кабинетов в соответствии с потребностями пациента;
- трекинг активности – мониторинг физической активности;
- система мониторинга здоровья – удаленный мониторинг состояния здоровья пациентов в режиме реального времени;
- телетравма – передача данных о текущем состоянии пациента в режиме реального времени для получения указаний в целях оперативного оказания медпомощи;
- навигация – ориентация пациента в медицинской организации посредством определения объектов при наведении сенсорных устройств;
- Smart-таблетки – определение дозировки, уведомление пациента о необходимости приема лекарств, контроль приема лекарств;
- Smart-контракты – выполнение надежных и конфиденциальных транзакций без участия внешних посредников;
- умная операционная – оснащение операционной комнаты сенсорными дисплеями, видеокамерами и прочими оборудованиями для качественного сбора информации о пациентах;
- скоростная транспортировка – использование дронов для своевременного оказания медицинской помощи и доставки;
- умная одежда – снятие и анализ биосигналов (сердечной деятельности, пульса, частоты дыхания и пр.) посредством специальных датчиков (гибких схем; нанесенных путем трафаретной печати на ткань сенсоров).
- опыт внедрения в Казахстане и в мире;
- экономические и социальные выгоды, принесенные по факту внедрения проекта;
- объем охвата (компоненты, сервисы, функции, процессы);
- гибкость (восприимчивость к изменениям и доработкам);
- положительные отзывы пользователей;
- стоимость проекта;
- возможность интеграции с внешними системами;
- удобство пользовательского интерфейса;
- казахстанское содержание.
- использование электронных медицинских карт – доля жителей города с ЭМК;
- использование электронных медицинских записей – доля жителей города, имеющих электронную медицинскую документацию;
- совместное использование медицинских ресурсов и информации между больницами, аптеками и другими поставщиками медуслуг – доля больниц, аптек и поставщиков медуслуг, использующих ИКТ;
- переход на телемедицину – доля пациентов, участвующих в программах телемедицины.
- в отличие от реализуемых госпрограмм с их унифицированным ко всем регионам подходом, Smart City позволяет определенную свободу выбора проектов / инициатив; более того, сама суть идеи «умного города» предполагает индивидуальность, уникальность, инаковость по отношению к своим аналогам;
- многие технологические, социальные новшества реализуются именно в «умных городах», отвечая на разнообразные запросы граждан и быстро возникающие вызовы в современных мегаполисах;
- Smart City предполагает высокий уровень синергии между городскими системами, что позволяет выходить на принципиально новые комплексные решения, часто экономически более выгодные, чем одиночные проекты.
Также стоит отметить, что дополнительные успехи в цифровизации медицины уже в рамках Smart City делают город более привлекательным для проживания, а это рост прикрепленного контингента и местных бюджетов.
Таким образом, несмотря на где-то 100%-ый охват элементами электронного здравоохранения, проекты Smart City дают возможность скорее качественного, чем количественного улучшения инфраструктуры местного здравоохранения, повышения качества медицинских услуг, чем и следует воспользоваться региональным управлениям.
Похожие статьи
1. Экономика Казахстана: Замедляемся2. Оптимизация правительства
3. Нобелевская премия по медицине 2014: «внутренняя GPS»
4. Самая дорогая болезнь для мировой экономики
5. Демографические сдвиги и недвижимость: время отлива