«Для менеджеров, предпринимателей и инвесторов в медицине»

05.11.2018

14100

Талгат Ергалиев, аналитик

В типовой концепции Smart City, утвержденной Министерством информации и коммуникации РК, одной из трансформируемых сфер жизни города является здравоохранение. Таким образом, в дополнение к процессу развития электронного здравоохранения, реализации госпрограммы «Цифровой Казахстан» управлениям здравоохранения городов Алматы, Астаны, Шымкента, Актобе и Караганды предоставляется возможность включить существующие или новые проекты в реализацию идеи «умного города».

 Но вначале немного об истории электронного здравоохранения – для понимания объемов запланированного, уже сделанного, готового к завершению.

История цифровизации в здравоохранении
Еще в основополагающей для отрасли госпрограмме развития здравоохранения «Саламатты Қазақстан» на 2011-2015 годы в «разработке и внедрении ресурсосберегающих технологий управления» среди прочего планировалось:
  • уменьшение бумажного документооборота в медорганизациях за счет внедрения автоматизированной системы статистического учета и персонифицированного учета медицинских услуг;
  • оптимизация системы ввода медицинской информации (сокращение времени на ввод первичных данных, внедрение шаблонов, обеспечение образовательных тренингов).
В рамках «повышения эффективности деятельности организаций здравоохранения» предусматривались дальнейшее совершенствование и внедрение ЕИСЗ, а также реализация в ЕИСЗ клинических алгоритмов, протоколов и прочих стандартов.
В госпрограмме «Информационный Казахстан - 2020» в сфере здравоохранения были выставлены такие целевые индикаторы, как:
  • доля медорганизаций, подключенных к единой сети, в 2017 году – 60%, в 2020 году – 100%;
  • доля населения, обеспеченного «электронными медицинскими картами», в 2017 году – 60%, в 2020 году – 100%;
  • интеграция информационных систем медорганизаций с единой интеграционной платформой в 2017 году – 40%, в 2020 году – 100%;
  • количество компьютеров на 100 медработников в 2017 году – 60, в 2020 году – 100;
  • уровень компьютерной грамотности медработников в 2017 году – 60 %, в 2020 году – 100 %.
Любопытно, что данные целевые индикаторы отличаются от ключевых показателей  Дорожной карты  проекта «Цифровизация системы здравоохранения» (таблица 1).
В госпрограмме предусматривалась реализация следующих мер:
  • подключение к ЕИСЗ всех медорганизаций для обмена и доступа к информации;
  • перевод всей первичной бумажной медицинской документации в электронную форму;
  • разработка, внедрение единой интеграционной платформы и подключение к ней всех информационных систем и баз данных;
  • создание общедоступной единой базы данных лекарственных препаратов, имеющих регистрацию в Казахстане, и их наличие в аптечных сетях;
  • создание системы электронных медицинских назначений и рецептов, позволяющих оперативно получить доступ к архиву назначений пациентов;
  • автоматизация служб скорой помощи.
В Концепции развития электронного здравоохранения РК на 2013-2020 годы его видение звучало, как: «к 2020 году реализация электронного здравоохранения должна обеспечить возможность автоматизированного получения своевременной, актуальной, достоверной и достаточной информации, обеспечивающей безопасную, справедливую, качественную и устойчивую систему здравоохранения, ориентированную на потребности пациента», за счет того, что все медорганизации и подразделения МЗ РК будут иметь высокоскоростной и защищенный доступ к интероперабельным системам е-здравоохранения, основанным на безбумажной технологии, использующим единые электронные паспорта здоровья (ЭПЗ). Именно ЭПЗ обозначался в качестве ключевого элемента системы.

В Концепции были поставлены следующие задачи е-здравоохранения:
  • содействие процессу принятия клинических (медицинских) решений;
  • снижение количества медицинских ошибок;
  • повышение доступности и совершенствование непрерывности оказания медицинской помощи;
  • повышение качества медицинских услуг;
  • повышение доступа населения к информации о своем здоровье и к управлению вопросами их конфиденциальности.

Для стратегического планирования предусматривались такие документы, как:
  • концепция развития е-здравоохранения РК до 2020 года;
  • дорожная карта е-здравоохранения;
  • логическая карта мониторинга и оценки прогресса;
  • ежегодный план реализации концепции.
К слову, в марте 2017 года утверждена Дорожная карта проекта «Цифровизация системы здравоохранения», во исполнение которой разработаны региональные дорожные карты.

    Таблица 1. Ключевые показатели результатов проекта «Цифровизация системы здравоохранения»
  2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025
Уровень оснащенности компьютерной техникой рабочих мест в организациях здравоохранения, % 45 90 100 100 100 100 100 100 100
Доля организаций здравоохранения, подключенных к сети интернет, % 70 80 100 100 100 100 100 100 100
Охват локальными медицинскими информационными системами, % 38 70 100 100 100 100 100 100 100
Охват населения электронными паспортами здоровья, % - 20 50 60 70 75 80 85 90
Доля организаций здравоохранения, которые частично перешли на ведение учетно-отчетной документации в электронном виде, % - 40 100 100 100 100 100 100 100
Доля электронных рецептов, % 28 35 70 100 100 100 100 100 100
Источник: Дорожная карта проекта «Цифровизация системы здравоохранения» (приказ МЗ РК от 03.03.2017 г.)

Наконец, в декабре 2017 года была утверждена госпрограмма «Цифровой Казахстан» – самая обеспеченная ресурсами (финансовыми, организационными, политическими) в своей сфере. Так, только в самой программе было запланировано средств госбюджета на сумму в 141 млрд тенге. К этому добавились ресурсы, выделеные на «Общенациональный план мероприятий по реализации Послания Президента РК народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции», где порядка 25 из 97 мероприятий приходится на цифровизацию.
Согласно этой госпрограмме, цифровизация здравоохранения предполагает еще и внедрение прорывных технологий дополненной реальности, машинного обучения и искусственного интеллекта в процессы обучения студентов, постановки диагноза и управления планами лечения. Интеграция информационных систем Фонда социального медицинского страхования с ЭПЗ позволит повысить обоснованность и эффективность расходования средств, внедрить новые механизмы финансового стимулирования для повышения качества медицинской помощи.
В госпрограмме прозвучали новые, более удаленные во времени по исполнению идеи про дополненную реальность и искусственный интеллект, но так же, как и в Концепции, делается упор на ЭПЗ.

  Обращает на себя внимание то, что в плане мероприятий по реализации госпрограммы здравоохранению отведено место в задаче «Государство – гражданам» направлению «Переход на цифровое государство», хотя частные медорганизации тоже переходят в форматы электронного здравоохранения. В план вошли следующие мероприятия:
  • внедрение платформы для информатизации и обеспечения интероперабельности информационных систем здравоохранения;
  • внедрение элементов мобильного здравоохранения (mHealth), в т.ч. «удаленные консультации»;
  • создание и внедрение искусственного интеллекта в части установления диагноза и управления планами лечения;
  • внедрение медицинских информационных систем.
Первое из них планируется осуществлять за счет средств международных финансовых институтов, второе и третье – за счет собственных средств частных компаний, финансирование четвертого мероприятия будет определено по результатам разработки концепции, хотя внедрение МИС осуществляется уже не первый год с использованием различных источников финансирования, включая местные бюджеты.
Здесь можно вспомнить и о компоненте D «Развитие информационной системы здравоохранения» проекта Всемирного банка «Передача технологий и проведение институциональной реформы в секторе здравоохранения Республики Казахстан», осуществлявшемся в 2008-2017 годах. В ходе реализации компоненты D и была сформирована стратегия развития электронного здравоохранения, отраженная в Концепции развития электронного здравоохранения РК на 2013-2020 годы. К слову, на компоненту D  потрачено и больше всего денег по проекту – $114 из $297 млн (источник – Independent Evaluation Group).
Касательно внедрения МИС, согласно презентации МЗ РК «Цифровизация системы здравоохранения», по итогам 2017 года их охват медорганизаций составил 75%, в том числе 100% по Жамбылской, Западно-Казахстанской и Карагандинской областям. Порядка 90% и выше – у Алматы, Акмолинской, Костанайской и Северо-Казахстанской областей.
По тем же данным, доступ к интернету у объектов здравоохранения в городах и районных центрах – 100% во всех регионах, а оснащенность компьютерами рабочих мест по Казахстану в целом составила 83%.
По итогам 2017 года, 3 из 5 ключевых показателей Дорожной карты проекта «Цифровизация системы здравоохранения» (таблица 1) перевыполнены.

Цифровизация здравоохранения с такими поставленными задачами и показателями выглядит достижимой и вместе с тем конечной. Возможно, она будет реализована раньше других отраслей и сфер деятельности в госпрограмме «Цифровой Казахстан». Что же в таком случае может дать электронному здравоохранению реализация проектов Smart City в пяти крупнейших городах страны, априори «продвинутых» в медицине?

Есть ли место медицине в «умных городах»?
  Согласно типовой концепции Smart City, в здравоохранении предлагается ориентироваться на достижение следующих целей:
  • повышение качества и доступности медицинской помощи и лекарственного обеспечения;
  • предупреждение болезней и других состояний, угрожающих жизни и здоровью граждан.
Сразу отметим, что в вышеуказанных программных документах – более сложное и законченное целеполагание, чем в типовой концепции. Поэтому в разрабатываемых концепциях Smart City раздел по здравоохранению лучше формировать, исходя из, например, задач Концепции развития электронного здравоохранения РК на 2013-2020 годы,  показателей Дорожной карты проекта «Цифровизация системы здравоохранения». В случае же достижения таких задач и показателей в рамках существующих программ и планов, вероятно, стоит «заглянуть чуть дальше», что позволяют предлагаемые в рамках типовой концепции инициативы.
К ним относятся как уже внедряемые МИС, ЛИС, паспорт здоровья, система передачи и архивации изображений, система управления скорой помощью, телемедицина, «умный рецепт», так и сравнительно новые (ведомственная принадлежность или сфера ответственности по ним – за местными исполнительными органами):
  • прозрачное лечение – предоставление пациентам доступа к информации о  лечении;
  • умная маршрутизация – построение оптимального пути обхода медицинских кабинетов в соответствии с потребностями пациента;
  • трекинг активности – мониторинг физической активности;
  • система мониторинга здоровья – удаленный мониторинг состояния здоровья пациентов в режиме реального времени;
  • телетравма – передача данных о текущем состоянии пациента в режиме реального времени для получения указаний  в целях оперативного оказания медпомощи;
  • навигация – ориентация пациента в медицинской организации посредством определения объектов при наведении сенсорных устройств;
  • Smart-таблетки – определение дозировки, уведомление пациента о необходимости приема лекарств, контроль приема лекарств;
  • Smart-контракты – выполнение надежных и конфиденциальных транзакций без участия внешних посредников;
  • умная операционная – оснащение операционной комнаты сенсорными дисплеями, видеокамерами и прочими оборудованиями для качественного сбора информации о пациентах;
  • скоростная транспортировка – использование дронов для своевременного оказания медицинской помощи и доставки;
  • умная одежда – снятие и анализ биосигналов (сердечной деятельности, пульса, частоты дыхания и пр.) посредством специальных датчиков (гибких схем; нанесенных путем трафаретной печати на ткань сенсоров).
Предлагаемые инициативы являются типовыми, любой новый проект должен проходить соответствующие уровни отбора. В типовой концепции введено понятие «отбор Benchmark-проектов», то есть применение наилучшей практики, возможной для конкретного региона. Для отбора Benchmark-проекта необходимо учитывать ряд показателей, в том числе:
  • опыт внедрения в Казахстане и в мире;
  • экономические и социальные выгоды, принесенные по факту внедрения проекта;
  • объем охвата (компоненты, сервисы, функции, процессы);
  • гибкость (восприимчивость к изменениям и доработкам);
  • положительные отзывы пользователей;
  • стоимость проекта;
  • возможность интеграции с внешними системами;
  • удобство пользовательского интерфейса;
  • казахстанское содержание.
В типовой концепции также предлагается использовать Карту оценки степени влияния Smart City в местном исполнительном органе, где каждый МИО оценивается по шкале. В здравоохранении будут использоваться такие показатели, как:
  • использование электронных медицинских карт – доля жителей города с ЭМК;
  • использование электронных медицинских записей – доля жителей города, имеющих электронную медицинскую документацию;
  • совместное использование медицинских ресурсов и информации между больницами, аптеками и другими поставщиками медуслуг – доля больниц, аптек и поставщиков медуслуг, использующих ИКТ;
  • переход на телемедицину – доля пациентов, участвующих в программах телемедицины.
В общем, добавление к реализуемым электронному здравоохранению и «Цифровому Казахстану» элементов Smart City создает новые возможности:
  • в отличие от реализуемых госпрограмм с их унифицированным ко всем регионам подходом, Smart City позволяет определенную свободу выбора проектов / инициатив; более того, сама суть идеи «умного города» предполагает индивидуальность, уникальность, инаковость по отношению к своим аналогам;
  • многие технологические, социальные новшества реализуются именно в «умных городах», отвечая на разнообразные запросы граждан и быстро возникающие вызовы в современных мегаполисах;
  • Smart City предполагает высокий уровень синергии между городскими системами, что позволяет выходить на принципиально новые комплексные решения, часто экономически более выгодные, чем одиночные проекты.
Однако вносимые через концепцию Smart City инициативы / проекты не должны дублироваться с уже реализуемыми. Это не случай замены связи 3G на 4G, лучше создать новый компонент электронного здравоохранения, чем заменять недавно поставленный. Не стоит также забывать, что отдельные городские системы (водоснабжение, освещение улиц) существенно отстают по степени автоматизации, цифровизации, и при реализации идеи «умного города» будут справедливо претендовать на большие ресурсы. И наконец, в Smart City реализуется модель «маленького государства», когда уже отдельные районы города будут конкурировать за то, чтобы быть пилотным проектом, «городской витриной», и здесь уже МИО будут в позиции правительства, озадаченного проблемой равномерного территориального развития.
Также стоит отметить, что дополнительные успехи в цифровизации медицины уже в рамках Smart City делают город более привлекательным для проживания, а это рост прикрепленного контингента и местных бюджетов.
Таким образом, несмотря на где-то 100%-ый охват элементами электронного здравоохранения, проекты Smart City дают возможность скорее качественного, чем количественного улучшения инфраструктуры местного здравоохранения, повышения качества медицинских услуг, чем и следует воспользоваться региональным управлениям.



Оценить:

  • Актуальность
  • Глубина

Похожие статьи

1. Экономика Казахстана: Замедляемся
2. Оптимизация правительства
3. Нобелевская премия по медицине 2014: «внутренняя GPS»
4. Самая дорогая болезнь для мировой экономики
5. Демографические сдвиги и недвижимость: время отлива


Комментарии

0 пользователей оставили 0 комментариев