Рахим Ошакбаев – «я называю эту ситуацию «Б»…
30.08.2017
14560
Беседовал Марат Каирленов
Этим летом общественная дискуссия о внедрении обязательного медстрахования и в целом, о путях развития отрасли здравоохранения вышла на качественно новый уровень. Это во многом произошло благодаря яркому эксперту – руководителю центра прикладных исследований «Талап» Рахиму Ошакбаеву. Свои аргументы г-н Ошакбаев изложил на свой странице в Фейсбуке (см. врезку), но мы решили сконцентрироваться на наиболее системных вопросах развития здравоохранения.
- Почему важно каким способом будут привлечены средства в здравоохранение – через налоги или обязательное социальное страхование?
Здесь два момента. С одной стороны, со всех граждан собирают деньги на здравоохранение без учета риска заболеть, ожидаемых расходов на лечение и т.д. – т.е. вводится дополнительный налог. При этом, часть населения искусственно «отрезается» от доступа к бесплатной медицинской помощи. Это, прежде всего, 2,2 млн человек, относимых к cамозанятым. В основном это сельские жители и население с низкими доходами, которые и пользуются этой бесплатной медпомощью, а более обеспеченные и так платят за медуслуги. Поэтому аргументы о том, что социальным медстрахованием охвачено, например в Германии это 88%, как и у нас без самозанятых, то здесь просто введение в заблуждение. У них остальная часть населения покупает себе частную медстраховку, а наши самозанятые этого позволить себе не могут. Следовательно, на мой взгляд, здесь искусственно создается поле для социальной напряженности.
Другим аспектом является то, что я считаю несправедливым. В конце концов, у нас есть природная (нефтяная) рента, которая находится в Национальном Фонде. И мы знаем, что эти ресурсы и по смыслу и по Конституции принадлежат народу. Каждый гражданин Казахстана должен это как-то чувствовать, в том числе через доступ к бесплатной медицине. Сегодня же это участие (в природной ренте) у него «забирают», ограничивая доступ к бесплатным медуслугам под предлогом недостатка средств. В частности, согласно недавнему приказу Минздрава РК, текущий объем ГОБМП (Гарантированного объема бесплатной медицинской помощи – прим. ред.) делится надвое – часть остается ГОБМП, а другую – добавив лечение такого редкого заболевания, как болезнь Бехтерева – назвали пакетом ОСМС (Обязательного социального медицинского страхования – прим. ред.) – только для застрахованных.
Это всё проходит на совершенно возмутительном фоне, когда суммы, в разы превышающие расходы на здравоохранение, уходят на субсидирование частных банков, поддержание огромного, крайне неэффективного квазигосударственного сектора и т.д. Так, годовые расходы на здравоохранение составляют 1 триллион тенге, а например, на господдержку банков только в текущем году из бюджета направляют 2,1 триллиона тенге. Считаю, этому никакого разумного оправдания нет.
Причем, даже ограничив доступ к медпомощи миллионам наших сограждан и увеличив налоговую нагрузку на другие слои населения, у Минздрава нет никаких гарантий или даже заявленных механизмов, что качество медуслуг существенно улучшится. Мы не видим абсолютно никаких шагов по повышению качества медицины. Это очень сильно смущает и сразу подрывает доверие ОСМС.
И в целом, удручает отсутствие целостного видения развития отрасли и путей повышения качества медуслуг. Например, когда мы задаем вопрос о механизмах улучшения качества медуслуг, то нам говорят, что Минздрав собирается раздавать инсулиновые помпы и т.д., но это частности, а не механизмы. Это как в образовании. Есть системная проблема – заработная плата педагогов самая низкая среди всех отраслей в стране. Соответственно, невозможно повысить качество обучения в наших школах, не подняв зарплату учителям. Для этого нужно как-то увеличить финансирование, найти внутренние резервы и т.д. А нам говорят, что мы открываем кружки робототехники в школах. Это здорово, что вы их открываете, но кружки не решат фундаментальных проблем качества образования. И в здравоохранении такая же ситуация – понимания нет, и отсюда мы разговариваем на разных языках. Но эти отрасли (Здравоохранение и Образование – прим. ред.) мало того, что они крупнейшие работодатели, так они определяют качество человеческого капитала, т.е. конкурентоспособность нации и будущее нашей страны.
- Вы отмечаете, что административные расходы ФОСМС сильно завышены и в здравоохранении высокий уровень коррупции, но ваши оппоненты говорят о том, что высокие зарплаты и в целом корпоративное управление позволят решить эти проблемы…
Этим летом общественная дискуссия о внедрении обязательного медстрахования и в целом, о путях развития отрасли здравоохранения вышла на качественно новый уровень. Это во многом произошло благодаря яркому эксперту – руководителю центра прикладных исследований «Талап» Рахиму Ошакбаеву. Свои аргументы г-н Ошакбаев изложил на свой странице в Фейсбуке (см. врезку), но мы решили сконцентрироваться на наиболее системных вопросах развития здравоохранения.
- Почему важно каким способом будут привлечены средства в здравоохранение – через налоги или обязательное социальное страхование?
Здесь два момента. С одной стороны, со всех граждан собирают деньги на здравоохранение без учета риска заболеть, ожидаемых расходов на лечение и т.д. – т.е. вводится дополнительный налог. При этом, часть населения искусственно «отрезается» от доступа к бесплатной медицинской помощи. Это, прежде всего, 2,2 млн человек, относимых к cамозанятым. В основном это сельские жители и население с низкими доходами, которые и пользуются этой бесплатной медпомощью, а более обеспеченные и так платят за медуслуги. Поэтому аргументы о том, что социальным медстрахованием охвачено, например в Германии это 88%, как и у нас без самозанятых, то здесь просто введение в заблуждение. У них остальная часть населения покупает себе частную медстраховку, а наши самозанятые этого позволить себе не могут. Следовательно, на мой взгляд, здесь искусственно создается поле для социальной напряженности.
Другим аспектом является то, что я считаю несправедливым. В конце концов, у нас есть природная (нефтяная) рента, которая находится в Национальном Фонде. И мы знаем, что эти ресурсы и по смыслу и по Конституции принадлежат народу. Каждый гражданин Казахстана должен это как-то чувствовать, в том числе через доступ к бесплатной медицине. Сегодня же это участие (в природной ренте) у него «забирают», ограничивая доступ к бесплатным медуслугам под предлогом недостатка средств. В частности, согласно недавнему приказу Минздрава РК, текущий объем ГОБМП (Гарантированного объема бесплатной медицинской помощи – прим. ред.) делится надвое – часть остается ГОБМП, а другую – добавив лечение такого редкого заболевания, как болезнь Бехтерева – назвали пакетом ОСМС (Обязательного социального медицинского страхования – прим. ред.) – только для застрахованных.
Это всё проходит на совершенно возмутительном фоне, когда суммы, в разы превышающие расходы на здравоохранение, уходят на субсидирование частных банков, поддержание огромного, крайне неэффективного квазигосударственного сектора и т.д. Так, годовые расходы на здравоохранение составляют 1 триллион тенге, а например, на господдержку банков только в текущем году из бюджета направляют 2,1 триллиона тенге. Считаю, этому никакого разумного оправдания нет.
Причем, даже ограничив доступ к медпомощи миллионам наших сограждан и увеличив налоговую нагрузку на другие слои населения, у Минздрава нет никаких гарантий или даже заявленных механизмов, что качество медуслуг существенно улучшится. Мы не видим абсолютно никаких шагов по повышению качества медицины. Это очень сильно смущает и сразу подрывает доверие ОСМС.
И в целом, удручает отсутствие целостного видения развития отрасли и путей повышения качества медуслуг. Например, когда мы задаем вопрос о механизмах улучшения качества медуслуг, то нам говорят, что Минздрав собирается раздавать инсулиновые помпы и т.д., но это частности, а не механизмы. Это как в образовании. Есть системная проблема – заработная плата педагогов самая низкая среди всех отраслей в стране. Соответственно, невозможно повысить качество обучения в наших школах, не подняв зарплату учителям. Для этого нужно как-то увеличить финансирование, найти внутренние резервы и т.д. А нам говорят, что мы открываем кружки робототехники в школах. Это здорово, что вы их открываете, но кружки не решат фундаментальных проблем качества образования. И в здравоохранении такая же ситуация – понимания нет, и отсюда мы разговариваем на разных языках. Но эти отрасли (Здравоохранение и Образование – прим. ред.) мало того, что они крупнейшие работодатели, так они определяют качество человеческого капитала, т.е. конкурентоспособность нации и будущее нашей страны.
- Вы отмечаете, что административные расходы ФОСМС сильно завышены и в здравоохранении высокий уровень коррупции, но ваши оппоненты говорят о том, что высокие зарплаты и в целом корпоративное управление позволят решить эти проблемы…
К сожалению, в нашей стране за всю историю независимости нет ни одного успешного примера подобного решения. Высокие зарплаты как способ борьбы с коррупцией очень важный фактор, но он не самый главный. Более важны такие факторы, как транспарентность, подотчетность и неотвратимость наказания. Пока в сфере здравоохранения этого нет. К примеру, случай с «СК Фармация». Глава государства четко сказал – там мафия, и попросил разобраться и навести там порядок. И чем закончился «разбор»? Просто увольнением. Извините, но если там мафия, то со стороны г-на Биртанова, как отраслевого министра, логичен был бы официальный запрос в Генеральную прокуратуру с просьбой провести проверку. Насколько известно, этого не было сделано, что вызывает разные версии в обществе. В таких условиях логика «дайте нам высокие зарплаты, и мы не будем воровать» выглядит неубедительно. И, естественно, на ум приходят многочисленные истории про коррумпированный и крайне неэффективный квазигосударственный сектор с его многочисленными национальными компаниями, фондами и т.д.
Другой аспект – диспаритет в заработных платах. В частности, при средней зарплате врача порядка 150 тыс. тенге зарплата руководителя ФОСМС 1 700 тыс. тенге – более чем в десять раз выше. Но какую же работу они выполняют? Ту же, что и КОМУ (Комитет оплаты медуслуг – прим. ред.) с бюджетом в 700 млн тг., но уже за 8,3 млрд тг. в 2018 г. (и 13,6 млрд тг. в 2020 г.), плюс ФОСМС ставит перед собой задачу сбора денег с самозанятых. Но это же смешно. Аналогичное наблюдается и в ЕНПФ (Едином накопительном пенсионном фонде – прим. ред.). Недавно ЕНПФ объявил, что сокращает зарплаты и в целом свои административные расходы на 12 млрд тенге или на 28%. Начинаем разбираться. В ЕНПФ работают 2018 человек, основные задачи которых – рассылка выписок по электронным почтам и плюс с начала года они провели порядка 6,5 тыс. презентаций о необходимости уплаты пенсионных взносов. Но пенсионные взносы обязательны по закону и уже существуют 19 лет! Согласитесь, сотрудники ЕНПФ просто выдумывали себе работу, зато получали миллиардные премии, бонусы, за наш с вами счет!
У меня просто слов не хватает. Я называю эту ситуацию «Б» – бесконтрольность, хотя мне коллеги подсказывают и другие варианты. Сейчас можно констатировать, что весь квазигосударственный сектор выходит из-под контроля правительства. Они ставят себе какие угодно зарплаты, их расходы никто не проверяет. Советы директоров и общественные советы – абсолютно фейковые (лживые – прим. ред.), они не играют своей роли противовесов. Парламент тоже молчит.
И сейчас Минздрав намерен создать для себя такую же структуру – ФОСМС, чтобы так же неэффективно или, вероятно, коррупционно тратить тот триллион тенге, что идет на здравоохранение. Поэтому реформу медстрахования надо отложить или очень сильно доработать.
- И что же делать?
Прежде всего, признать, что ФОСМС оказывает госуслугу, и это, по сути, госорган. Соответственно, расходы надо определять не как процент от собираемых средств (обязательных сборов по закону – прим. ред.), а от затрат. Сделать реальную смету затрат ФОСМС, плюс небольшой резерв. Вообще мы предлагали оформить эту структуру не как Фонд, а как РГП (республиканское государственное предприятие – прим. ред.), что более логично.
Зарплату руководителя поставить на уровень средней для руководителей плюс премия по итогам года при достижении определенных показателей. К примеру, когда я был вице-министром, у меня зарплата была 500 тыс. тенге, у министра порядка Т1 миллиона. Отсюда не Т1700 тыс., а где-то Т750 тыс. Провести нормальный конкурс желающих за такие деньги выполнять эти функции. Убежден, желающих на это место, с хорошим образованием и честных, будет много. Потому что им не понадобится принимать какие-то инвестиционные решения, т.е. рисков нет, и не потребуется какого-то специального образования. Единственно, что станет обязательным – это не воровать и руководствоваться здравой логикой. Сэкономленные средства можно направить на решение реальных проблем отрасли – те же закупка компьютеров, обеспечение интернетом и т.д.
Кроме того, во главу угла необходимо ставить повышение качества медуслуг, замеряемое по конкретным показателям. Взять тот же международный опыт, в частности стран ОЭСР (Организация Экономического Сотрудничества и Развития - – прим. ред.). Там рассчитывают Better Life Index (Индекс качества жизни – прим. ред.), и в части оценки здравоохранения используют 2 показателя – продолжительность жизни и опрос. У нас в стране опрос не проводится, и в целом статистика по болезням также отсутствует, что делает невозможным анализ или выявление тенденций. Поэтому логично оценивать деятельность Минздрава и ФОСМС по достижении этих показателей и доводить их до конкретных медучреждений и врачей для оценки их работы. Только выстроив подобную стройную систему показателей, мы можем ожидать повышения качества медуслуг и жизни казахстанцев в целом.
Спасибо за интервью!
Другой аспект – диспаритет в заработных платах. В частности, при средней зарплате врача порядка 150 тыс. тенге зарплата руководителя ФОСМС 1 700 тыс. тенге – более чем в десять раз выше. Но какую же работу они выполняют? Ту же, что и КОМУ (Комитет оплаты медуслуг – прим. ред.) с бюджетом в 700 млн тг., но уже за 8,3 млрд тг. в 2018 г. (и 13,6 млрд тг. в 2020 г.), плюс ФОСМС ставит перед собой задачу сбора денег с самозанятых. Но это же смешно. Аналогичное наблюдается и в ЕНПФ (Едином накопительном пенсионном фонде – прим. ред.). Недавно ЕНПФ объявил, что сокращает зарплаты и в целом свои административные расходы на 12 млрд тенге или на 28%. Начинаем разбираться. В ЕНПФ работают 2018 человек, основные задачи которых – рассылка выписок по электронным почтам и плюс с начала года они провели порядка 6,5 тыс. презентаций о необходимости уплаты пенсионных взносов. Но пенсионные взносы обязательны по закону и уже существуют 19 лет! Согласитесь, сотрудники ЕНПФ просто выдумывали себе работу, зато получали миллиардные премии, бонусы, за наш с вами счет!
У меня просто слов не хватает. Я называю эту ситуацию «Б» – бесконтрольность, хотя мне коллеги подсказывают и другие варианты. Сейчас можно констатировать, что весь квазигосударственный сектор выходит из-под контроля правительства. Они ставят себе какие угодно зарплаты, их расходы никто не проверяет. Советы директоров и общественные советы – абсолютно фейковые (лживые – прим. ред.), они не играют своей роли противовесов. Парламент тоже молчит.
И сейчас Минздрав намерен создать для себя такую же структуру – ФОСМС, чтобы так же неэффективно или, вероятно, коррупционно тратить тот триллион тенге, что идет на здравоохранение. Поэтому реформу медстрахования надо отложить или очень сильно доработать.
- И что же делать?
Прежде всего, признать, что ФОСМС оказывает госуслугу, и это, по сути, госорган. Соответственно, расходы надо определять не как процент от собираемых средств (обязательных сборов по закону – прим. ред.), а от затрат. Сделать реальную смету затрат ФОСМС, плюс небольшой резерв. Вообще мы предлагали оформить эту структуру не как Фонд, а как РГП (республиканское государственное предприятие – прим. ред.), что более логично.
Зарплату руководителя поставить на уровень средней для руководителей плюс премия по итогам года при достижении определенных показателей. К примеру, когда я был вице-министром, у меня зарплата была 500 тыс. тенге, у министра порядка Т1 миллиона. Отсюда не Т1700 тыс., а где-то Т750 тыс. Провести нормальный конкурс желающих за такие деньги выполнять эти функции. Убежден, желающих на это место, с хорошим образованием и честных, будет много. Потому что им не понадобится принимать какие-то инвестиционные решения, т.е. рисков нет, и не потребуется какого-то специального образования. Единственно, что станет обязательным – это не воровать и руководствоваться здравой логикой. Сэкономленные средства можно направить на решение реальных проблем отрасли – те же закупка компьютеров, обеспечение интернетом и т.д.
Кроме того, во главу угла необходимо ставить повышение качества медуслуг, замеряемое по конкретным показателям. Взять тот же международный опыт, в частности стран ОЭСР (Организация Экономического Сотрудничества и Развития - – прим. ред.). Там рассчитывают Better Life Index (Индекс качества жизни – прим. ред.), и в части оценки здравоохранения используют 2 показателя – продолжительность жизни и опрос. У нас в стране опрос не проводится, и в целом статистика по болезням также отсутствует, что делает невозможным анализ или выявление тенденций. Поэтому логично оценивать деятельность Минздрава и ФОСМС по достижении этих показателей и доводить их до конкретных медучреждений и врачей для оценки их работы. Только выстроив подобную стройную систему показателей, мы можем ожидать повышения качества медуслуг и жизни казахстанцев в целом.
Спасибо за интервью!
«12 АРГУМЕНТОВ, ПОЧЕМУ ОСМС ТРЕБУЕТ ДОРАБОТКИ» от Центра прикладных исследований «Талап» с Фейсбук-страницы Rakhim Oshakbayev от 7 августа в 17:39 Аргумент №1. ДОСТУПНОСТЬ И ОХВАТ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ ЗНАЧИТЕЛЬНО СОКРАТЯТСЯ https://goo.gl/rKXt8H Аргумент №2: РАСХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ НА МЕДОБСЛУЖИВАНИЕ НЕ СОКРАТЯТСЯ, А ВЫРАСТУТ https://goo.gl/Hw3Bmf Аргумент №3. РАСХОДЫ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЗНАЧИТЕЛЬНО ВЫРОСЛИ, А ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ – НЕТ https://goo.gl/r9gR1Y Аргумент №4. НЕ ИСПОЛЬЗОВАН ПОТЕНЦИАЛ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНУТРЕННИХ РАСХОДОВ МИНЗДРАВА https://goo.gl/s4ifWn Аргумент №5. НЕГОТОВНОСТЬ ПОДЗАКОННЫХ АКТОВ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ https://goo.gl/T2eTrk Аргумент №6. ЭТО ПРОСТО НОВЫЙ НАЛОГ, А НЕ СТРАХОВОЙ ПЛАТЕЖ https://goo.gl/GDPfrT Аргумент №7. ПОБЕГ ИЗ БЮДЖЕТА 1 ТРЛН ТЕНГЕ https://goo.gl/GLLoN3 Аргумент №8. НЕАДЕКВАТНО ВЫСОКИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РАСХОДЫ НА СОДЕРЖАНИЕ ФОНДА https://goo.gl/Suko6k Аргумент №9. СТАБИЛЬНО ВЫСОКАЯ КОРРУПЦИЯ В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ https://goo.gl/6PxzFw Аргумент №10. ВЫРАСТЕТ НАГРУЗКА НА БИЗНЕС https://goo.gl/6Xb9S3 Аргумент №11. ОСМС – ЭТО ДАЛЕКО НЕ ЛУЧШИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ https://goo.gl/pKUGc6 Аргумент №12. СУЩЕСТВУЮТ РЕЗЕРВЫ ВНУТРИ БЮДЖЕТА ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ https://goo.gl/cqGk1L |
Похожие статьи
1. Экономика Казахстана: Замедляемся2. Оптимизация правительства
3. Нобелевская премия по медицине 2014: «внутренняя GPS»
4. Самая дорогая болезнь для мировой экономики
5. Демографические сдвиги и недвижимость: время отлива