«Для менеджеров, предпринимателей и инвесторов в медицине»

Больницы в интернете

Представляет интерес один из ключевых трендов всей сферы услуг и в том числе здравоохранения – это сдвиг в интернет. Речь идет не только о поиске информации об организации и ее услугах (что снижает нагрузку на телефоны и/или сотрудников), но и о все большем оказании услуг через интернет, начиная с записи на прием (что сокращает время приема) и до телемедицины с ее консультациями через интернет. Теоретически этот тренд должен быть поддержан и государственной программой «Цифровой Казахстан». В этой связи наше издание решило изучить текущую ситуацию с представленностью отечественных медучреждений в интернете.

Рассматривая представленность медорганизаций в интернете, мы выделили три варианта: сайт, страница в соцсети и/или информация в справочниках в интернете. Мобильные приложения из-за своей относительно пока невысокой распространенности и специфики функционала нами не рассматривались. Например, страницы в соцсетях и мобильные приложения требуют регистрации в данной соцсети или установки данного приложения на смартфон или другой носитель, а сайты и справочники в интернете этого не требуют. Также данные варианты различаются по возможностям объема размещаемой информации. К примеру, можно разместить информацию о принимающих специалистах (терапевт, ЛОР и др.), другим вариантом может быть указание фамилий, сведений об образовании. И наконец, наиболее полным вариантом выступает информация не только о враче (образовании, возрасте, достижениях), но и отзывах / оценках не просто отдельных, а большинства или всех пациентов.
В целом, для проведения данного исследования мы отобрали 1078 медорганизаций со штатом свыше 50 человек. Медорганизации были подразделены на: больницы, поликлиники, диспансеры, центры СПИД, клиники, станции скорой медицинской помощи (ССМП) и прочие (амбулатории, госпитали, лазареты и т.д.).
Результаты исследования показали, что практически все медорганизации представлены в различных справочниках в интернете. Однако информация там, как правило, некорректна – устаревшие номера телефонов, электронной почты и т.д. Из выбранных случайным образом 10 медорганизаций по 8 из них информация была неправильная. Сейчас ситуацию в этом сегменте может резко изменить совместный проект АО «Казахтелеком» и ТОО «MedElement» - «Цифровая карта медицины Казахстана». В базовом варианте он включает в себя информацию о медорганизациях и врачах. В частности, АО «Казахтелеком» говорит о том, что в этой базе содержится информация о 9 370 медорганизациях, 22,5 тыс. врачей и 5,2 тыс. других объектах здравоохранения (аптеках, лабораториях, оптиках и научных центрах).
В то же время в случаях с сайтами и страничками в соцсетях ситуация более «живая и интересная». Ведь, по логике, если у медорганизаций не хватает бюджетных средств на создание сайта, то можно создать страничку в социальных сетях, как «Facebook», «Вконтакте» и т.д., и разместить там необходимую информацию о медорганизации, наладить обратную связь с пациентами / обществом и т.д.



Однако из 1078 медорганизаций у 204-х или 18,9% нет официальных страниц в соцсетях или сайта (рис. 1). Наиболее представлены в интернете 1/3 медорганизаций, у которых есть и сайты, и странички в соцсетях. Причем только сайты имеют 47% медорганизаций, а у 19 или 1,8% есть лишь страничка в соцсети (без сайта).
Примечательно и то, что более представленными в интернете являются государственные медучреждения, по сравнению с частными. Так, доля медучреждений, у которых нет ни сайта, ни странички в соцсетях, составляет у частных – 24%, а у государственных лишь 17%. То есть, сайты имеются у более чем 80% государственных медучреждений, а у частных – почти на 7% меньше (рис. 2). В то же время страницы в соцсетях есть у чуть менее трети государственных, а у частных почти на 11% больше.

Региональная специфика

Рассматривая регионы по наличию сайтов и соцсетей в медорганизациях, можно отметить, что лидируют по наличию сайтов ЗКО с долей 93,7% медорганизаций, Костанайская область – с 93,5% и СКО с 91,2% (рис. 2). По охвату соцсетями топ-3 стали Атырауская область – 80,8%, Мангистауская – с 79,2% и СКО – с 77,5%.
Самой необеспеченной страничками в соцсетях, а также сайтами стал ЮКО с долей 76,6% по соцсетям и 55% по сайтам от всех медорганизаций в этой области. С выделением Шымкента в город республиканского значения можно предположить, что ситуация в регионе – в созданной Туркестанской области – еще хуже. Несмотря на тот факт, что мы еще не знаем, какие именно организации относятся к городу, а какие к области, мы попробовали разделить эти медорганизации таким образом: те медорганизации, которые находятся в самом Шымкенте, записали как городские, а остальные отнесли к областным. В итоге получилось, что у 33% медорганизаций Шымкента нет сайтов и у 69,1% нет страничек в соцсетях, а в Туркестанской области у 74% и 83,1% соответственно.



Также достаточно странными выглядят данные по г. Алматы, где у 68% медорганизаций нет страницы в соцсетях, но у 84,4% есть сайты. По отсутствию сайтов на втором месте разместилась Павлодарская область с 25,6% и на третьем – ВКО с 22% медорганизаций, не имеющих сайтов.
Если смотреть по видам медорганизаций, то больше всего сайтов у СПИД-центров, только у 2-х из них или 6,3% они отсутствуют (рис. 3). Больше всего нет сайтов у «прочих медорганизаций» (33,8%) и у санаториев – 33,3%.




По поводу соцсетей, то их нет у большинства медорганизаций, а лидируют по их наличию снова Центры СПИД – 81,2% (100% - 18,8%). Однозначно сказать, что ССМП имеют наихудший показатель наличия странички в соцсети нельзя, так как, кроме 2-х, у всех медорганизаций доля отсутствия соцсетей выше 50% (также рис. 1).
К сказанному добавим, что чем меньше медорганизация по штату, тем вероятнее отсутствие у них сайтов. У малых медорганизаций со штатом 50-100 человек нет сайтов у 38%, а у крупных с количеством 375 сотрудников и выше этот показатель снижается до 10-12% (таблица 1). Обратная корреляция составила 70%. Экстраполируя, можно отметить, что в медорганизациях со штатом менее 50 человек сайтов нет у около 80%.

Таким образом, расширение представленности медучреждений в интернете – это важный фактор не только повышения качества услуг для населения и привлечения новых клиентов, но и повышения операционной эффективности медучреждений. В частности, это сокращение трудозатрат сотрудников медучреждения на предоставление справочной информации (по телефону, пришедших клиентов и т.д.), запись данных пациента для приема специалистом и т.д. Поэтому очевидно, что вопросу представленности медучреждений в интернете требуется уделить как можно больше внимания.

Врезка 1. Поиск информации по медицинской тематике в интернете в Казахстане

Нами был рассмотрен поиск через сервис Яндекса т.е. мы видим устойчивый рост популярности поиска больниц в интернете т.к. он стал доступен с 01.10.2016 г. В итоге по слову «больница» отмечается рост с 629 тыс. до 769 тыс. или на 22%. По слову «врач» рост составил 19% - с 764 тыс. до 910 тыс.
В сервисе Гугл можно просмотреть относительный уровень запросов – уровень интереса по отношению к наиболее высокому показателю (где максимум 100%) - «популярность». Информацию по нему представлена с 01.01.2004 г. Тестируя запрос по больницам можно отметить, что за последние 5 лет его популярность выросла почти в два раза - с 23% до 43%, примечательно, что 10 лет назад данный показатель был 15,8%, а за 2004 г. – 8,3%.
По запросу «врач» прирост за 5 лет составил чуть менее скромнее - с 28% за 2014 г. до 45% за 9 месяцев 2018 г. Также можно отметить, что 10 лет назад данный показатель составлял 16,4%, а в 2004 г. вообще 0%.
По словам Светланы Осадчей, шеф-редактора платформы MedElement, посещаемость их сервиса по всему Казахстану за истекшие 9 месяцев 2018 года выросла порядка двух раз – до 2,5 млн уникальных пользователей (с 1,3 млн. годом ранее).
Таким образом, налицо достаточно быстрый и устойчивый рост популярности поиска больниц и врачей через интернет.

Источник: рассчитано авторами по данным https://wordstat.yandex.kz/#!/history?regions=159&words=%D0%92%D1%80%D0%B0%D1%87, https://trends.google.ru/trends/explore?date=all&geo=KZ&q=%D0%92%D1%80%D0%B0%D1%87

Дата:  19.11.2018