«Для менеджеров, предпринимателей и инвесторов в медицине»

Больницы в интернете

Представляет интерес один из ключевых трендов всей сферы услуг и в том числе здравоохранения – это сдвиг в интернет. Речь идет не только о поиске информации об организации и ее услугах (что снижает нагрузку на телефоны и/или сотрудников), но и о все большем оказании услуг через интернет, начиная с записи на прием (что сокращает время приема) и до телемедицины с ее консультациями через интернет. Теоретически этот тренд должен быть поддержан и государственной программой «Цифровой Казахстан». В этой связи наше издание решило изучить текущую ситуацию с представленностью отечественных медучреждений в интернете.

Рассматривая представленность медорганизаций в интернете, мы выделили три варианта: сайт, страница в соцсети и/или информация в справочниках в интернете. Мобильные приложения из-за своей относительно пока невысокой распространенности и специфики функционала нами не рассматривались. Например, страницы в соцсетях и мобильные приложения требуют регистрации в данной соцсети или установки данного приложения на смартфон или другой носитель, а сайты и справочники в интернете этого не требуют. Также данные варианты различаются по возможностям объема размещаемой информации. К примеру, можно разместить информацию о принимающих специалистах (терапевт, ЛОР и др.), другим вариантом может быть указание фамилий, сведений об образовании. И наконец, наиболее полным вариантом выступает информация не только о враче (образовании, возрасте, достижениях), но и отзывах / оценках не просто отдельных, а большинства или всех пациентов.
В целом, для проведения данного исследования мы отобрали 1078 медорганизаций со штатом свыше 50 человек. Медорганизации были подразделены на: больницы, поликлиники, диспансеры, центры СПИД, клиники, станции скорой медицинской помощи (ССМП) и прочие (амбулатории, госпитали, лазареты и т.д.).
Результаты исследования показали, что практически все медорганизации представлены в различных справочниках в интернете. Однако информация там, как правило, некорректна – устаревшие номера телефонов, электронной почты и т.д. Из выбранных случайным образом 10 медорганизаций по 8 из них информация была неправильная. Сейчас ситуацию в этом сегменте может резко изменить совместный проект АО «Казахтелеком» и ТОО «MedElement» - «Цифровая карта медицины Казахстана». В базовом варианте он включает в себя информацию о медорганизациях и врачах. В частности, АО «Казахтелеком» говорит о том, что в этой базе содержится информация о 9 370 медорганизациях, 22,5 тыс. врачей и 5,2 тыс. других объектах здравоохранения (аптеках, лабораториях, оптиках и научных центрах).
В то же время в случаях с сайтами и страничками в соцсетях ситуация более «живая и интересная». Ведь, по логике, если у медорганизаций не хватает бюджетных средств на создание сайта, то можно создать страничку в социальных сетях, как «Facebook», «Вконтакте» и т.д., и разместить там необходимую информацию о медорганизации, наладить обратную связь с пациентами / обществом и т.д.



Однако из 1078 медорганизаций у 204-х или 18,9% нет официальных страниц в соцсетях или сайта (рис. 1). Наиболее представлены в интернете 1/3 медорганизаций, у которых есть и сайты, и странички в соцсетях. Причем только сайты имеют 47% медорганизаций, а у 19 или 1,8% есть лишь страничка в соцсети (без сайта).
Примечательно и то, что более представленными в интернете являются государственные медучреждения, по сравнению с частными. Так, доля медучреждений, у которых нет ни сайта, ни странички в соцсетях, составляет у частных – 24%, а у государственных лишь 17%. То есть, сайты имеются у более чем 80% государственных медучреждений, а у частных – почти на 7% меньше (рис. 2). В то же время страницы в соцсетях есть у чуть менее трети государственных, а у частных почти на 11% больше.

Региональная специфика

Рассматривая регионы по наличию сайтов и соцсетей в медорганизациях, можно отметить, что лидируют по наличию сайтов ЗКО с долей 93,7% медорганизаций, Костанайская область – с 93,5% и СКО с 91,2% (рис. 2). По охвату соцсетями топ-3 стали Атырауская область – 80,8%, Мангистауская – с 79,2% и СКО – с 77,5%.
Самой необеспеченной страничками в соцсетях, а также сайтами стал ЮКО с долей 76,6% по соцсетям и 55% по сайтам от всех медорганизаций в этой области. С выделением Шымкента в город республиканского значения можно предположить, что ситуация в регионе – в созданной Туркестанской области – еще хуже. Несмотря на тот факт, что мы еще не знаем, какие именно организации относятся к городу, а какие к области, мы попробовали разделить эти медорганизации таким образом: те медорганизации, которые находятся в самом Шымкенте, записали как городские, а остальные отнесли к областным. В итоге получилось, что у 33% медорганизаций Шымкента нет сайтов и у 69,1% нет страничек в соцсетях, а в Туркестанской области у 74% и 83,1% соответственно.



Также достаточно странными выглядят данные по г. Алматы, где у 68% медорганизаций нет страницы в соцсетях, но у 84,4% есть сайты. По отсутствию сайтов на втором месте разместилась Павлодарская область с 25,6% и на третьем – ВКО с 22% медорганизаций, не имеющих сайтов.
Если смотреть по видам медорганизаций, то больше всего сайтов у СПИД-центров, только у 2-х из них или 6,3% они отсутствуют (рис. 3). Больше всего нет сайтов у «прочих медорганизаций» (33,8%) и у санаториев – 33,3%.