«Для менеджеров, предпринимателей и инвесторов в медицине»

Кредитные рейтинги медицинских учреждений

Кредитные рейтинги медицинских учреждений

В опубликованной обновленной версии методики присвоения кредитных рейтингов для медицинских компаний, не ориентированных на получение прибыли[1], одно из трех ведущих мировых рейтинговых агентств Moody’s Investor Services отмечает, что на конец марта 2012 г. уже 533 американских госпиталя и медицинских компаний имели действующие рейтинги и общий долг в обращении в $181 млрд.
В данной статье речь пойдет о том, зачем на современном этапе развития медицинским учреждениям нужны рейтинг и методика его присвоения.

Рассматривая источники финансовых ресурсов для компаний медицинского сектора Западных стран, можно отметить активное привлечение акционерного капитала с фондовых бирж. Если в 2012 г. компании медицинского сектора в рамках IPO привлекли лишь $0,8 млрд, то в 2013 г. рост составил более чем на порядок –  10,9 раза. Если говорить о количестве компаний, разместивших свои акции на бирже, то рост меньше -  в 2,3 раза, но это второй результат после Индустриального сектора. Кроме того, по количеству проведенных IPO по привлечению акционерного капитала медицинский сектор выступает третьим (после Финансового и Технологического секторов) с общим количеством  41 сделка  из 233 за 2013 г. Эти данные демонстрируют тот факт, что привлечение акционерного капитала через механизм IPO на бирже является достаточно распространенным механизмом среди компаний медицинского сектора. Данный тезис подтверждается и анализом субиндекса компаний медицинского сектора на мировой фондовой бирже NYSE-Euronext – NYSE HEALTHCARE INDEX. Рассматривая его структуру, можно отметить, что в его состав входят 5 групп отраслей: Биотехнологии (Biotechnology), Медицинское оборудование (Medical Equipment), Фармация (Pharmaceuticals), Медицинские расходные материалы (Medical Supplies) и Медицинские услуги (Health Care Providers). Рассматривая данный субиндекс по количеству компаний, можно отметить, что доля компаний, оказывающих Медицинские услуги, является крупнейшей и составляет 40% (рис. 1). Второе место по количеству занимают компании Фармации (25%), затем производители Медицинского оборудования (21%), на четвертом месте расположились производители Медицинских расходных материалов (10%), и последнее место занимают Биотехнологии (4%).


 
Одним из ключевых моментов в процессе привлечения заемных средств через IPO является присвоение рейтинга компании. Рейтинг отражает состояние  компании с разных сторон и важна не только с точки зрения инвестора, но и для акционеров, т.к. его присвоение требует тщательного детального аудита финансовой хозяйственной деятельности организации и, по сути, дает объективную оценку работе менеджмента. При этом с точки зрения Moodys, методика присвоения  рейтинга организациям, не ориентированным на прибыль, не столь отличается от общепринятых подходов, и такие ключевые факторы, как управление, операционная рентабельность и бухгалтерские показатели (коэффициенты) баланса, являются определяющими в обоих случаях. Безусловно, помимо данных компонентов уделяется большое значение и социальным аспектам деятельности больниц.


Методика
Методика присвоения рейтинга от Moodys предполагает учет как количественных, так и качественных показателей организации. Данный подход предлагает оценивать деятельность учреждений, не ориентированных на прибыль, путем оценки следующих пяти ключевых факторов, отражающих деятельность компании с различных сторон:  
  • ü Занимаемая на рынке позиция;
  • ü Операционная деятельность;
  • ü Бухгалтерский баланс;
  • ü Руководство и управление;
  • ü Структура долга и инвестиций.
Оценка первых трех факторов, в том числе занимаемая рыночная позиция, операционная рентабельность и бухгалтерский баланс, производится на основе количественного подхода, путем анализа статистических данных организации. Собранные данные и выявленные результаты  суммируются согласно утвержденной сетке и установленным весовым значениям каждого фактора. Вес каждого по отдельности в итоговой сетке, по сути, отражает степень важности конкретного фактора, хотя при подведении конечных результатов их значения будут зависеть и от других качественных факторов, таких как менеджмент и структура обязательств.

Среднее значение рейтинговой оценки среди компаний медицинского сектора получивших рейтинги от компании Moodys составляет А3 (рис.2). Как видно из рисунка, 90% рейтингов соответствуют инвестиционному уровню, при этом большинство учреждений, не преодолевших данной отметки, можно отнести к так называемой категории «падших ангелов», т.е.  к организациям, которые соответствовали уровню, но затем были понижены по определенным обстоятельствам, к примеру, из-за стратегической оплошности, жесткой конкуренции и т.д. Вместе с тем следует отметить, что по состоянию на начало 2012г. компания не присвоила  ни одного рейтинга с наивысшей оценкой Aaa.
Рассмотрим составляющие групп факторов получения кредитного рейтинга более подробнее.

Фактор 1: Занимаемая позиция на рынке
Рыночная позиция компании относится к окружению, в котором функционирует организация, так же как и факторы, описывающие и сам госпиталь. Другими словами, позиция, занимаемая госпиталем на рынке, зависит от размера, темпа роста бизнеса, медицинского страхования его пациентов, а также от взаимоотношения с конкурентами и лицами, привлекающими пациентов в госпиталь. Анализ рейтингового агентства базируется на количественных показателях, таких как прибыль, темпы роста прибыли, нематериальные активы компании, в том числе репутация и т.д., а также на характере взаимоотношений между менеджментом и лицами, ответственными за обеспечение потока пациентов в больницу.
Для подведения итогов методика предполагает вносить полученные результаты описанных факторов в единую таблицу с соответствующими значениями веса (таблица 1).


Общая выручка: в данном случае подразумевается общая операционная выручка. По мнению  аналитиков Moodys, данный показатель является ключевым индикатором, свидетельствующим о финансовой стабильности, диверсифицированной продуктовой линейке  и источниках  дохода, а также о способности к генерированию существенного объема денежных средств. Широкая база прибыли рассматривается как позитивный фактор и ассоциируется с высокой стабильностью и высокой рейтинговой оценкой.
Темпы роста выручки рассчитываются как среднее значение темпов роста продаж за прошедшие 3 года. Инфляция в отрасли здравоохранения, как правило, имеет более высокие темпы роста, нежели среднее значение по рынку, в связи с чем способность компании увеличивать доход в высоком темпе является одним из ключевых показателей финансовой стабильности. Также следует отметить, что высокий показатель среднего значения темпа роста дохода косвенно отражает способность госпиталя к увеличению клиентской базы и сбора средств со страховых компаний. Следовательно, высокое его значение рассматривается в качестве позитивного фактора кредитоспособности. 
Способы оплаты медицинской помощи: агентство рассматривает структуру пациентов по такому критерию, как способ оплаты. Дело в том, что граждане, подпадающие под одну из категорий социальных программ Medicare и Medicaid, не являются приоритетной клиентской базой госпиталей с точки зрения получения прибыли, т.к. тарифы, установленные для категорий граждан, подпадающих под вышеуказанные программы, ниже рыночных значений.

Фактор 2: Операционная деятельность 
Операционная деятельность измеряется с помощью ряда финансовых коэффициентов, отражающих рентабельность организации, а также коэффициентов левереджа, измеряемых рентабельность относительно долговой нагрузки. Стоит отметить, что помимо результатов за прошедший год рейтинговое агентство анализирует многолетние тренды данных показателей, что позволяет выявлять динамику их ухудшения / улучшения. 

В таблице 2 указаны субфакторы, используемые агентством при подведении итоговой оценки операционной деятельности компании.

    

         Маржа потока денежных средств от операционной деятельности измеряется как денежный поток операционной деятельности (операционный доход + амортизация и процентные расходы), деленный на общую выручку. Показатель демонстрирует способность организации к генерированию денежных средств от операционной деятельности. Чем выше показатель, тем выше он оценивается рейтинговым агентством.
         Долг к потоку денежных средств измеряется как отношение прямого долга к чистой прибыли, доступной для обслуживания долга за вычетом процентных расходов. По сути, показатель отражает время (в годах), необходимое для погашения основной суммы задолженности в случае направления всего потока денежных средств на его погашение. Чем ниже значения показателя, тем выше оценка.
         Максимальное годовое покрытие долга измеряется как чистая прибыль, доступная для покрытия долга, деленная на значения максимального годового обслуживания долга. Коэффициент вычисляет показатель обслуживания долга в случае использования всего денежного потока компании, включая операционную прибыль, инвестиционный доход, и неоперационную прибыль.

Фактор 3: Бухгалтерский баланс  
Анализ бухгалтерского баланса дает видение того, какой объем рисков компания способна принять, учитывая ее инвестиционную и долговую политику, а также как долго организация способна покрывать операционные издержки, используя имеющиеся резервы.

В таблице 3 приведены субфакторы, с помощью которых агентство оценивает состояние компании в данном компоненте.
   
Денежные средства в наличии: в данном случае подразумевается измерение количества дней (мес.), в течение которых компания способна покрывать операционные издержки за счет имеющихся в наличии денежных средств и высоколиквидных активов.
Денежные средства к долгу измеряются через расчет коэффициента, предполагающего отношения неограниченных инвестиций к прямому долгу. Данный показатель позволяет оценить левередж бухгалтерского баланса компании.
Месячная ликвидность к долгу до востребования: коэффициент рассчитывается как отношение месячной ликвидности к долгам до востребования, т.е. коэффициент сравнивает размеры ликвидных финансовых ресурсов к размеру долга, по которому существует вероятность незамедлительного возврата.
 
Фактор 4: Руководство и управление
Значение менеджмента в современных условиях управления медицинскими учреждениями трудно переоценить, и в первую очередь, это связано с намеченными и произошедшими реформами в здравоохранении. Причем изменения происходят не только в отечественной медицине, но и в более развитых странах, в частности Moodys отмечает, что фактор качества управления является одним из наиболее значимых при присвоении рейтинга в госпиталях США. Это связано с  реформами, приведшими к совершенно новому формату регулирования, а также к изменению моделей ведения больничного бизнеса.

Данный фактор не относится к количественным показателям, следовательно, агентством не были утверждены какие-либо конкретные коэффициенты для его измерения, но все же были определены 5 направлений, ответы на которые в комплексе должны привести к объективной оценке работы менеджмента:  
  • ü Состав совета директоров и высшего руководства; 
  • ü Внешний и внутренний контроль; 
  • ü Краткосрочный и долгосрочный стратегические планы; 
  • ü Анализ текущего состояния и Бенчмаркинг; 
  • ü Взаимоотношения акционеров и менеджмента;

Фактор 5: Структура долга и правовые соглашения
Медицинские учреждения имеют доступ к различным видам внешнего финансирования, в том числе: банковские займы, лизинг и т.д. Каждый из источников финансирования капитала имеет свои преимущества и недостатки. При анализе данного фактора агентство рассматривает три ключевых, на их взгляд, субфактора:

  • ü Анализ процентной ставки  и риска рефинансирования;
  • ü Условия займа и ковенанты;
  • ü Юридическая безопасность и защита держателей облигаций

  


[1] Not-for-Profit Healthcare Rating Methodology, номер отчета 139274, D. Steingart, CFA, W. Kroeker, Moody’s Investor Services, 24.03.2012 г., www.moodys.com

Дата:  07.05.2014