«Для менеджеров, предпринимателей и инвесторов в медицине»

16.09.2013

12500


Текст: УМ

Минздрав РК объявил о планах передачи 15 медицинских учреждений в доверительное управление. Они будут переданы собственным коллективам в 2014 г. По словам вице-министра Э. Байжунусова, эти 15 учреждений отобраны из 100 претендентов и являются наиболее подготовленными.

Данный шаг выглядит достаточно логичным с точки зрения дальнейшего перевода медицины на рыночные рельсы. Вместе с тем в нашей стране уже имеется опыт передачи целого ряда передовых медицинских учреждений под управление. Речь идет о Национальном медицинском холдинге, созданном в 2008 г. и призванном произвести прорыв в качестве медицинского менеджмента. Однако по истечении 5 лет результаты и перспективы оказались не вполне очевидны. К примеру, на сайте Нацмедхолдинга итоги деятельности представлены только за 2011 г. и 1 кв. 2012 г., т.е. за последние 1,5 года информации нет. Как следствие, общественность может судить о деятельности НМХ только по проводимым пиар-акциям или слухам, что, учитывая размеры затраченных государством средств, представляется далеко не лучшим вариантом.

В этой связи очевидно, что, запуская новую инициативу, предстоит четко фиксировать критерии оценки деятельности топ-менеджмента данных больниц. Как показывает опыт приватизации в нашей стране в 90-е гг. прошлого века, если этого не сделать, то результаты будут для общества и государства плачевными. В частности, учитывая весьма высокую текучесть руководящего состава больниц, для части топ-менеджмента наиболее логичной стратегией может показаться «ускоренное выкачивание» из данной больницы всех ресурсов, к примеру, в какой-нибудь частный медицинский центр. Как показывает опыт 90-х гг., государственное предприятие искусственно доводится до банкротства, затем приватизируется по минимальной стоимости тем же руководством, и больница оказывается банкротом.

С другой стороны, если топ-менеджмент медицинского учреждения работает вполне успешно, это еще не гарантия, что его работа будет оценена по заслугам. В условиях непрозрачности и постоянных «командных войн», характерных для отечественной государственной службы, возможно все.

Говоря о критериях оценки деятельности топ-менеджмента медицинского учреждения, их можно разделить на несколько групп. Прежде всего, поскольку государство передает под управление активы (здания, оборудование и т.д.), то очевидно, что оно заинтересовано в их сохранности.

Вместе с тем важным фактором является оценка качества обслуживания пациентов в больницах. В частности, в настоящее время в государственных медицинских учреждениях идет оценка исходя из жалоб клиентов, которые рассматриваются государственным Комитетом по контролю качества медицинских услуг МЗ РК на предмет обоснованности. Однако, учитывая высокую корпоративную солидарность медиков в нашей стране, эта система вызывает много нареканий.

В этой связи, на наш взгляд, стоит обратить внимание на опыт других государственных органов и национальных компаний. К примеру, АО «Казахтелеком» установил в своих офисах специальные приборы для оценки потребителями качества оказанных услуг. В медицинских учреждениях тоже назрела потребность в подобной системе с соответствующими усовершенствованиями. В частности, в случае неудовлетворенности пациентом качеством услуг целесообразно уточнение, в какой части: скорость обслуживания (очереди), неверный диагноз/неправильно назначенное лечение, цена или грубость/неотзывчивость персонала. Установив подобные приборы в холле больницы, можно будет в оперативном режиме получать от пациентов обратную связь и направления работы с целью усовершенствования качества обслуживания.

В целом, передача ряда медицинских учреждений под управление – это еще один шаг на пути к увеличению рыночной составляющей в отечественной медицине и в конечном итоге – к повышению ее конкурентоспособности. Только хотелось бы, чтобы этот шаг был правильным, а не как в поговорке - «наступить на те же грабли».

Оценить:

  • Актуальность
  • Глубина

Похожие статьи

1. Экономика Казахстана: Замедляемся
2. Оптимизация правительства
3. Нобелевская премия по медицине 2014: «внутренняя GPS»
4. Самая дорогая болезнь для мировой экономики
5. Демографические сдвиги и недвижимость: время отлива


Комментарии

0 пользователей оставили 0 комментариев