Казахстанский форум здравоохранения 2018
04.01.2019
18920
Текст: Ниязбек Бектембаев
Судя по программе и участникам, ключевая роль на мероприятии отводилась сессии «Текущие вызовы трансформации системы здравоохранения». В частности, её участниками были министр здравоохранения Елжан Биртанов, председатель Комитета фармацевтической, медицинской промышленности и медицинских услуг НПП «Атамекен» Джамбулат Сарсенов, профессор медицины, президент Академии профилактической медицины, со-учредитель клиники «HealthCity» Алмаз Шарман, исполнительный директор ОИПЮЛ «Ассоциация клиник Алматы» Расул Дюсенов и председатель правления АО «КазМедТех» Илья Шеффинг. Однако ввиду задержки министра (из-за задержки авиарейсов из Астаны в Алматы) дискуссия получилась несколько сжатой, но достаточно интересной.
Изначально модератор сессии председатель «Kazakhstan Growth Forum» Ельдар Абдразаков представил взгляд международных экспертов на современную трансформацию здравоохранения в развитых странах. Текущая ситуация характеризуется тем, что примерно 5% населения являются полихроническими больными, на которые приходится порядка 45% всех расходов, еще 20% – это хронические и в группе рисков – порядка 35% расходов, а здоровое население – 75% – получают лишь 20% средств. Поэтому текущее здравоохранение характеризуется как «Бесплатные услуги» с его лечением уже больных. Период 2018-2025 гг. характеризуется как период персонализации, когда пациент – это рыночный потребитель. И наконец, в период 2020-2030 гг. ожидается переход здравоохранения к Науке упреждения, когда болезни упреждаются.
В свою очередь, г-н Шарман, имеющий десятилетний опыт работы в медицине США, сделал сравнение советской системы и текущей в США и сформулировал рекомендации для РК. По его мнению, у СССР были наиболее сильными сторонами развитие ПМСП (особенно ФАП-ов) и собираемая статистика. У США стоит заимствовать качество образования, непрерывное образование и сестринская служба. В целом, для РК важно выстроить систему с правильными стимулами, иначе любое финансирование будет бессмысленным. В качестве примера он привел опыт Сингапура (сейчас эту модель внедряет штат Массачусетс США, частично Швейцария и т.д.), когда все средства, выделяемые государством на здравоохранение, распределяются по персональным счетам населения. Поэтому вопрос, как и куда тратить деньги на здравоохранение, решают не врачи и бюрократы, а сами люди. Опыт Сингапура наглядно демонстрирует, что они ведут более здоровый образ жизни, чтобы не болеть и не тратить лишние деньги на лечение. В итоге, затрачивая лишь 3% ВВП на здравоохранение, Сингапур является лидером в мире по продолжительности жизни.
В рамках опроса участников Форума был проведен опрос о наиболее важных системных проблемах здравоохранения РК. Первое место заняло финансирование отрасли (26%), затем неэффективное управление медицинскими учреждениями (23%) и коррупция (19%). Как отметил г-н Дюсенов, система финансирования должна строиться на трех китах – прозрачность, справедливость и устойчивость.
В свою очередь, г-н Сарсенов на вопрос модератора о том, что сдерживает отечественное здравоохранение от прорыва, отметил две вещи. Прежде всего, долгосрочные контракты, как минимум пятилетние, для привлечения частных инвестиций в отрасль. И «дерзость Минздрава» протестировать долгосрочную эффективность различных моделей медуслуг промышленной медицины (медуслуг для трудовых коллективов) и распространять ее затем на детские сады, студентов и т.д.
Министр прибыл к концу первой панельной дискуссии, но, надо полагать ответил, в том числе, и на ранее отправленные организаторами вопросы в своем часовом докладе о направлениях развития отрасли. Условно его выступление можно структурировать в виде ответов на 4 вопроса: что и как оказывать, кто и на чем?
По первому вопросу планируется усилить акцент на развитии ПМСП (с текущих 42% до 60% всех расходов), но с изменением структуры услуг. По словам министра, у нас 25% приемов осуществляют врачи общей практики (ВОП), а 75% приходится на узких специалистов. В странах ОЭСР ситуация ровно наоборот – 80% консультаций для населения предоставляют ВОП. При этом, лидерами среди узких специалистов выступают хирурги, невропатологи и офтальмологи, что обычно оказывают ВОП. Поэтому Минздрав планирует создать стимулы для изменения ситуации.
Планируется редизайн системы на различных уровнях: за счет изменения тарифной политики, усиления контроля, стандартизации услуг и т.д. Ожидается увеличение расходов на профилактику с 50 до 100 млрд. тенге. В целом, комплексный подушевой норматив был повышен на 20%. Его структура будет перестраиваться исходя из наличия врачей общей практики на 1700 человек, а в последующем до 1500 человек, чтобы избежать ситуации, когда один врач ведет несколько участков, и это выгодно медучреждению. До конца декабря выходит новый приказ по ПМСП, и министр попросил всех активно поучавствовать в его обсуждении.
По второму вопросу ключевым приоритетом выступает повышение использования стандартов оказания медуслуг. В частности, предусматривается по примеру других отраслей экономики страны (например, строительство переходит на еврокоды) переход на использование глобальных протоколов лечения. Контроль за соблюдением стандартов станет одним из ключевых вопросов поддержания качества медуслуг. С одной стороны, г-н Биртанов отметил, что эта функция должна быть за министерством, т.е. за Комитетом контроля качества медуслуг. С другой, что лучше всего контролировать экономическими методами, что отдает приоритет ФОСМС. Действительно, без эффективного контроля качества ФОСМС так и будет оставаться в глазах населения и экспертов просто «дорогим КОМУ».
По третьему направлению планируется решение массы вопросов, связанных с кадровым обеспечением и мотивацией сотрудников, – обучение, лицензирование, ответственность и оплата труда. К примеру, сейчас, по словам министра, 90% государственных медорганизаций хотя и работают «на ПХВ» (праве хозяйственного ведения – прим. ред.), но в 90% из них не используют возможности дифференцированной оплаты большинства работников, лишь для топ-менеджеров. Минздрав планирует увеличивать в тарифах долю расходов на заработную плату и уменьшать расходы на содержание излишних «метров». «Излишки», если пожелают, будут оплачивать собственники медучреждений – акиматы областей, такую норму хотят закрепить в новой версии Кодекса. Надо полагать, что те идеи, что мы «запускаем», начинают постепенно восприниматься чиновниками.
И наконец, по четвертому направлению разработан план развития инфраструктуры здравоохранения во всех регионах страны. Причем, если ранее акимы могли менять эти планы, то теперь предусмотрено обязательное согласование изменений с МЗ РК, что должно повысить их устойчивость. Конечно, с одной стороны, Минздрав пытается ограничить МИО, которые «любят» любые стройки зданий в надежде на «рахметы» от бизнеса и/или населения. Ситуация со значительной долей полупустых зданий школ и больниц, построенных по программе «100 школ, 100 больниц», приводит к тому, что потом излишки приходится датировать Минздраву. С учетом развития ГЧП Минздрав хочет четко ограничить лимиты концессионных обязательств. С другой, очевидно, что надо решать ситуацию с текущими избыточными площадями в здравоохранении и рациональным развитием сети без лишних площадей.
Также г-н Биртанов рассказал, собственно, об инструментах продвижения реформ. Прежде всего, это цифровизация отрасли, что несет повышение качества менеджмента. Так, внедрение ИСЛО (информационной системы лекарственного обеспечения – прим. ред.), позволило выявить существенную экономию по лекарствам, поскольку медучреждения и областное руководство не могут предоставить листы назначений пациентам, на которых эти лекарства списывались. Из 3 млн. человек, которым выделяются бесплатные лекарства, в информационные системы внесены данные лишь 1,5 млн. В итоге, в амбулаторной службе на лекарствах сэкономлено порядка Т38 млрд. В стационарах, по мнению министра, экономия составит как минимум порядка 20%. Также с сегодняшнего дня (12 декабря – прим. ред.) стартовало СМС-уведомление по выписанным бесплатным лекарствам хроническим больным, где они должны подтвердить получение медикаментов. Далее эта технология будет распространена на участников скрининговых программ, пациентов стационаров и т.д. Также с середины 2019 года планируется открыть доступ населению к своим медданным.
Цифровизация позволяет просто и достаточно эффективно бороться с приписками в отрасли. Например, анализ в одной из больниц показал, что 40% выписанных больных – это сами работники медучреждения. Поэтому критично изменение сознания и управления. В частности, ранее в своем выступлении директор центра информационных технологий «Даму» Наталья Киль представила свое видение основных 5 этапов цифровизации в здравоохранении на уровне МИС-ов: Рабочие места и сети (оснащение компьютерами и каналами связи), Внедрение цифровых технологий (обучение сотрудников и внедрение МИС, ЛИС, PACS), Цифровая трансформация (отказ от бумажных носителей и модернизация сознания и управления), Полная оцифровка (модернизация медоборудования и подключение биосенсорных устройств) и SMART («Умная медицина» с ее системами поддержки клинических решений и т.д.). Надо полагать, что отечественная медицина находится на третьем этапе с ее модернизацией сознания и управления для работы на более высоком уровне прозрачности деятельности.
В то же время можно отметить, что «умная» медицина будет включать и бурное развитие телемедицины – именно онлайн консультаций врач-пациент, что окажет существенное влияние на экономические модели оказания медуслуг. В этой связи логичным шагом со стороны ФОСМС было бы выделение грантов различным IT-компаниям для разработки программного обеспечения для ускоренной интеграции различных биосенсорных устройств с МИС-ами, установленными в отечественных медучреждениях, технологий машинной читки медицинских изображений и т.д. что позволило бы продвинуть отечественную медицину вперед и показать, что Фонд – это не «дорогой КОМУ».
Другим инструментом является пул вопросов по финансированию отрасли на разных уровнях. Наряду с текущими оценками дефицита финансирования ГОБМП на уровне 30% или Т370 млрд. и его роста, даже с учетом повышения финансирования до 4,7% ВВП, можно отметить, что в этом году, по словам министра, достигнуты цели по формированию единого закупщика лекарств и услуг – «СК Фармация», и ФОСМС закупает все лекарства для госсектора и оплачивает большую часть медуслуг.
Следующий уровень инструментов – это выстраивание правильных стимулов (за что платим? – прим. ред.) для медорганизаций через полноценное внедрение подушевого финансировани. В этом году данный принцип был полностью внедрен в службе Скорой помощи. Если ранее платили за выезды, что вызывало стимул как можно больше выезжать и ездить, то с этого года внедрена оплата за прикрепленное население с учетом коэффициентов обращаемости. С учетом разработанных стандартов оказания услуг время доезда Скорой помощи снизилось на 28% – с 25 минут до 18. В остальных медуслугах подушевое финансирование в значительной степени искажается за счет различных региональных коэффициентов, но постепенно ситуация будет сглаживаться. Также Минздрав намерен активнее изменять структуру тарифов по нескольким направлениям. С одной стороны, будет повышаться доля заработной платы. С другой, в течение двух лет будут отрабатываться вопросы включения амортизации и возмещения инвестиционных затрат.
В целом, можно констатировать, что определенная «сверка часов» власти и бизнеса в здравоохранении произошла. Обе стороны постепенно привыкают к более цивилизованным формам дискуссии, что безусловно позитивно отразится на развитии всей отрасли.
Судя по программе и участникам, ключевая роль на мероприятии отводилась сессии «Текущие вызовы трансформации системы здравоохранения». В частности, её участниками были министр здравоохранения Елжан Биртанов, председатель Комитета фармацевтической, медицинской промышленности и медицинских услуг НПП «Атамекен» Джамбулат Сарсенов, профессор медицины, президент Академии профилактической медицины, со-учредитель клиники «HealthCity» Алмаз Шарман, исполнительный директор ОИПЮЛ «Ассоциация клиник Алматы» Расул Дюсенов и председатель правления АО «КазМедТех» Илья Шеффинг. Однако ввиду задержки министра (из-за задержки авиарейсов из Астаны в Алматы) дискуссия получилась несколько сжатой, но достаточно интересной.
Изначально модератор сессии председатель «Kazakhstan Growth Forum» Ельдар Абдразаков представил взгляд международных экспертов на современную трансформацию здравоохранения в развитых странах. Текущая ситуация характеризуется тем, что примерно 5% населения являются полихроническими больными, на которые приходится порядка 45% всех расходов, еще 20% – это хронические и в группе рисков – порядка 35% расходов, а здоровое население – 75% – получают лишь 20% средств. Поэтому текущее здравоохранение характеризуется как «Бесплатные услуги» с его лечением уже больных. Период 2018-2025 гг. характеризуется как период персонализации, когда пациент – это рыночный потребитель. И наконец, в период 2020-2030 гг. ожидается переход здравоохранения к Науке упреждения, когда болезни упреждаются.
В свою очередь, г-н Шарман, имеющий десятилетний опыт работы в медицине США, сделал сравнение советской системы и текущей в США и сформулировал рекомендации для РК. По его мнению, у СССР были наиболее сильными сторонами развитие ПМСП (особенно ФАП-ов) и собираемая статистика. У США стоит заимствовать качество образования, непрерывное образование и сестринская служба. В целом, для РК важно выстроить систему с правильными стимулами, иначе любое финансирование будет бессмысленным. В качестве примера он привел опыт Сингапура (сейчас эту модель внедряет штат Массачусетс США, частично Швейцария и т.д.), когда все средства, выделяемые государством на здравоохранение, распределяются по персональным счетам населения. Поэтому вопрос, как и куда тратить деньги на здравоохранение, решают не врачи и бюрократы, а сами люди. Опыт Сингапура наглядно демонстрирует, что они ведут более здоровый образ жизни, чтобы не болеть и не тратить лишние деньги на лечение. В итоге, затрачивая лишь 3% ВВП на здравоохранение, Сингапур является лидером в мире по продолжительности жизни.
В рамках опроса участников Форума был проведен опрос о наиболее важных системных проблемах здравоохранения РК. Первое место заняло финансирование отрасли (26%), затем неэффективное управление медицинскими учреждениями (23%) и коррупция (19%). Как отметил г-н Дюсенов, система финансирования должна строиться на трех китах – прозрачность, справедливость и устойчивость.
В свою очередь, г-н Сарсенов на вопрос модератора о том, что сдерживает отечественное здравоохранение от прорыва, отметил две вещи. Прежде всего, долгосрочные контракты, как минимум пятилетние, для привлечения частных инвестиций в отрасль. И «дерзость Минздрава» протестировать долгосрочную эффективность различных моделей медуслуг промышленной медицины (медуслуг для трудовых коллективов) и распространять ее затем на детские сады, студентов и т.д.
Министр прибыл к концу первой панельной дискуссии, но, надо полагать ответил, в том числе, и на ранее отправленные организаторами вопросы в своем часовом докладе о направлениях развития отрасли. Условно его выступление можно структурировать в виде ответов на 4 вопроса: что и как оказывать, кто и на чем?
По первому вопросу планируется усилить акцент на развитии ПМСП (с текущих 42% до 60% всех расходов), но с изменением структуры услуг. По словам министра, у нас 25% приемов осуществляют врачи общей практики (ВОП), а 75% приходится на узких специалистов. В странах ОЭСР ситуация ровно наоборот – 80% консультаций для населения предоставляют ВОП. При этом, лидерами среди узких специалистов выступают хирурги, невропатологи и офтальмологи, что обычно оказывают ВОП. Поэтому Минздрав планирует создать стимулы для изменения ситуации.
Планируется редизайн системы на различных уровнях: за счет изменения тарифной политики, усиления контроля, стандартизации услуг и т.д. Ожидается увеличение расходов на профилактику с 50 до 100 млрд. тенге. В целом, комплексный подушевой норматив был повышен на 20%. Его структура будет перестраиваться исходя из наличия врачей общей практики на 1700 человек, а в последующем до 1500 человек, чтобы избежать ситуации, когда один врач ведет несколько участков, и это выгодно медучреждению. До конца декабря выходит новый приказ по ПМСП, и министр попросил всех активно поучавствовать в его обсуждении.
По второму вопросу ключевым приоритетом выступает повышение использования стандартов оказания медуслуг. В частности, предусматривается по примеру других отраслей экономики страны (например, строительство переходит на еврокоды) переход на использование глобальных протоколов лечения. Контроль за соблюдением стандартов станет одним из ключевых вопросов поддержания качества медуслуг. С одной стороны, г-н Биртанов отметил, что эта функция должна быть за министерством, т.е. за Комитетом контроля качества медуслуг. С другой, что лучше всего контролировать экономическими методами, что отдает приоритет ФОСМС. Действительно, без эффективного контроля качества ФОСМС так и будет оставаться в глазах населения и экспертов просто «дорогим КОМУ».
По третьему направлению планируется решение массы вопросов, связанных с кадровым обеспечением и мотивацией сотрудников, – обучение, лицензирование, ответственность и оплата труда. К примеру, сейчас, по словам министра, 90% государственных медорганизаций хотя и работают «на ПХВ» (праве хозяйственного ведения – прим. ред.), но в 90% из них не используют возможности дифференцированной оплаты большинства работников, лишь для топ-менеджеров. Минздрав планирует увеличивать в тарифах долю расходов на заработную плату и уменьшать расходы на содержание излишних «метров». «Излишки», если пожелают, будут оплачивать собственники медучреждений – акиматы областей, такую норму хотят закрепить в новой версии Кодекса. Надо полагать, что те идеи, что мы «запускаем», начинают постепенно восприниматься чиновниками.
И наконец, по четвертому направлению разработан план развития инфраструктуры здравоохранения во всех регионах страны. Причем, если ранее акимы могли менять эти планы, то теперь предусмотрено обязательное согласование изменений с МЗ РК, что должно повысить их устойчивость. Конечно, с одной стороны, Минздрав пытается ограничить МИО, которые «любят» любые стройки зданий в надежде на «рахметы» от бизнеса и/или населения. Ситуация со значительной долей полупустых зданий школ и больниц, построенных по программе «100 школ, 100 больниц», приводит к тому, что потом излишки приходится датировать Минздраву. С учетом развития ГЧП Минздрав хочет четко ограничить лимиты концессионных обязательств. С другой, очевидно, что надо решать ситуацию с текущими избыточными площадями в здравоохранении и рациональным развитием сети без лишних площадей.
Также г-н Биртанов рассказал, собственно, об инструментах продвижения реформ. Прежде всего, это цифровизация отрасли, что несет повышение качества менеджмента. Так, внедрение ИСЛО (информационной системы лекарственного обеспечения – прим. ред.), позволило выявить существенную экономию по лекарствам, поскольку медучреждения и областное руководство не могут предоставить листы назначений пациентам, на которых эти лекарства списывались. Из 3 млн. человек, которым выделяются бесплатные лекарства, в информационные системы внесены данные лишь 1,5 млн. В итоге, в амбулаторной службе на лекарствах сэкономлено порядка Т38 млрд. В стационарах, по мнению министра, экономия составит как минимум порядка 20%. Также с сегодняшнего дня (12 декабря – прим. ред.) стартовало СМС-уведомление по выписанным бесплатным лекарствам хроническим больным, где они должны подтвердить получение медикаментов. Далее эта технология будет распространена на участников скрининговых программ, пациентов стационаров и т.д. Также с середины 2019 года планируется открыть доступ населению к своим медданным.
Цифровизация позволяет просто и достаточно эффективно бороться с приписками в отрасли. Например, анализ в одной из больниц показал, что 40% выписанных больных – это сами работники медучреждения. Поэтому критично изменение сознания и управления. В частности, ранее в своем выступлении директор центра информационных технологий «Даму» Наталья Киль представила свое видение основных 5 этапов цифровизации в здравоохранении на уровне МИС-ов: Рабочие места и сети (оснащение компьютерами и каналами связи), Внедрение цифровых технологий (обучение сотрудников и внедрение МИС, ЛИС, PACS), Цифровая трансформация (отказ от бумажных носителей и модернизация сознания и управления), Полная оцифровка (модернизация медоборудования и подключение биосенсорных устройств) и SMART («Умная медицина» с ее системами поддержки клинических решений и т.д.). Надо полагать, что отечественная медицина находится на третьем этапе с ее модернизацией сознания и управления для работы на более высоком уровне прозрачности деятельности.
В то же время можно отметить, что «умная» медицина будет включать и бурное развитие телемедицины – именно онлайн консультаций врач-пациент, что окажет существенное влияние на экономические модели оказания медуслуг. В этой связи логичным шагом со стороны ФОСМС было бы выделение грантов различным IT-компаниям для разработки программного обеспечения для ускоренной интеграции различных биосенсорных устройств с МИС-ами, установленными в отечественных медучреждениях, технологий машинной читки медицинских изображений и т.д. что позволило бы продвинуть отечественную медицину вперед и показать, что Фонд – это не «дорогой КОМУ».
Другим инструментом является пул вопросов по финансированию отрасли на разных уровнях. Наряду с текущими оценками дефицита финансирования ГОБМП на уровне 30% или Т370 млрд. и его роста, даже с учетом повышения финансирования до 4,7% ВВП, можно отметить, что в этом году, по словам министра, достигнуты цели по формированию единого закупщика лекарств и услуг – «СК Фармация», и ФОСМС закупает все лекарства для госсектора и оплачивает большую часть медуслуг.
Следующий уровень инструментов – это выстраивание правильных стимулов (за что платим? – прим. ред.) для медорганизаций через полноценное внедрение подушевого финансировани. В этом году данный принцип был полностью внедрен в службе Скорой помощи. Если ранее платили за выезды, что вызывало стимул как можно больше выезжать и ездить, то с этого года внедрена оплата за прикрепленное население с учетом коэффициентов обращаемости. С учетом разработанных стандартов оказания услуг время доезда Скорой помощи снизилось на 28% – с 25 минут до 18. В остальных медуслугах подушевое финансирование в значительной степени искажается за счет различных региональных коэффициентов, но постепенно ситуация будет сглаживаться. Также Минздрав намерен активнее изменять структуру тарифов по нескольким направлениям. С одной стороны, будет повышаться доля заработной платы. С другой, в течение двух лет будут отрабатываться вопросы включения амортизации и возмещения инвестиционных затрат.
В целом, можно констатировать, что определенная «сверка часов» власти и бизнеса в здравоохранении произошла. Обе стороны постепенно привыкают к более цивилизованным формам дискуссии, что безусловно позитивно отразится на развитии всей отрасли.
Похожие статьи
1. Экономика Казахстана: Замедляемся2. Оптимизация правительства
3. Нобелевская премия по медицине 2014: «внутренняя GPS»
4. Самая дорогая болезнь для мировой экономики
5. Демографические сдвиги и недвижимость: время отлива