«Для менеджеров, предпринимателей и инвесторов в медицине»

12.12.2019

710

Марат Каирленов, к.э.н., Ниязбек Бектембаев
Одним из важных факторов, определяющих конкурентную среду на рынке медуслуг в нашей стране, эксперты называют «скрытое финансирование государственных медорганизаций». Речь идет о суммах в несколько десятков миллиардов тенге в год, направляемых акиматами государственным медорганизациям на финансирование закупок медоборудования, строительство и реконструкцию объектов и т.д. Естественно, это создает неравные условия для частных медучреждений, работающих по госзаказу. В этой связи предлагаем более подробно изучить данный вопрос.

Рассматривая подходы к оценке средств, направляемых государством на поддержку госмедучреждений, нами выделены три варианта:

I. Согласно данным Комитета по статистике МНЭ РК в 2017 г., у государственных медучреждений было всего капитальных расходов на 43 млрд тг[1], 80% из которых – это расходы на приобретение основных средств, а остальное – на капитальный ремонт и на возмещение от выбытия основных средств.

II. Нами собраны данные о капитальных расходах управлений здравоохранения 5-ти регионов 111-ти госмедорганизациям или 15% за 2017 г. Цель – оценить масштаб этих расходов по стране. В среднем, регионы предоставили по 45% госмедорганизациям, где самые низкие показатели отмечены в Жамбылской области – 27%, а самые высокие - в Костанайской области – 68% (врезка 1). Это объясняется тем, что ежегодно управления общественного здравоохранения помогают не всем госмедорганизациям, а лишь части из них.

На основе этих данных мы провели экстраполяцию 3 путями – по количеству госмедорганизаций, их штату и занимаемым площадям:
- Исходя из того, что средняя сумма госдатаций на капрасходы для одной медорганизации составила 115,2 млн тг, но из имеющихся 743 госмедорганизаций госдотации получают 45% – всего 38,7 млрд тг. По штату госмедорганизаций и их занимаемым площадям расчет ведется так же.
- Исходя из того, что госмедорганизации очень различны по размеру, имеет смысл оценить госрасходы, исходя из доли госмедорганизаций по штату, по которым у нас есть данные. На 111 госмедорганизаций приходится 56,6 тыс. сотрудников или 18,1% от всего штата госмедорганизаций. При этом в регионах на медорганизации, по которым у нас есть данные, в среднем приходится 54% штата сотрудников. Соответственно, мы делим сумму субсидий со стороны акиматов на капзатраты по госмедорганизациям, по которым у нас есть данные (12,8 млрд. тг) на 18,1% и умножаем на 54%. В итоге, расходы МИО составляют по данной методике 38,2 млрд тг.
- Площадь медорганизаций, по которым у нас есть капзатраты, составляет 586,2 тыс. м2, по 9,9 тыс. м2 на 1 госмедорганизацию и 8,7 тыс. тг на 1 м2. Исходя из того, что получателями госсредств выступают 45% медорганизаций, их совокупную площадь можно оценить в 3,3 млн м2 и совокупную сумму госсубсидий (по 8,7 тыс. тг. на 1 м2) можно оценить в 29 млрд тг.        
В итоге, субсидии МИО на капитальные затраты госмедорганизаций, на основе данных управлений здравоохранения, оцениваются в пределах 29-43 млрд тг., или в среднем в 36 млрд тг.

III. Следующим вариантом является анализ бюджетов областей и городов республиканского значения за 2017 г., размещенных на сайте «Әділет»[2]. В частности, нами проанализированы такие статьи расходов местных исполнительных органов (МИО), как:
- Капитальные расходы медицинских организаций;
- Строительство и реконструкция объектов здравоохранения;
- Сейсмоусиление объектов здравоохранения;
- Капитальный ремонт сейсмоусиляемых объектов здравоохранения;
- Погашение кредиторской задолженности по обязательствам организаций здравоохранения за счет средств местного бюджета, содержание вновь вводимых объектов здравоохранения;
- Строительство врачебных амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов, расположенных в сельских населенных пунктах в рамках Дорожной карты занятости 2020.

В итоге, капитальные расходы медицинских организаций здравоохранения в 2017 г. составили 70,1 млрд тг (таблица 2).
В то же время необходимо учитывать, что еще по статье «строительство и реконструкция объектов здравоохранения» были предусмотрены расходы на 30,7 млрд тг, т.е. в целом дополнительные госсубсидии для госмедорганизаций составили 100,8 млрд тг.
  Таким образом, мы видим, что оценки колеблются в пределах от 36 до 70 млрд тг или, исходя из среднегодового курса тенге за 2017 г. в 326 тг/долл, – S110-215 млн. Однако остается большим вопросом, куда делась разница между 70-100,8 млрд тг, успешно «освоенными» по бюджетам МИО в 2017 г., и 43 млрд тг, отраженными по капрасходам госмедорганизаций за тот же год?


Плюсы и минусы текущей ситуации

Мы провели небольшой опрос среди участников рынка, где участие приняли 14 госмедорганизаций, из которых в 2,5 раза больше частных медорганизаций. На этом фоне особенно примечательно, что в данной ситуации представители медорганизаций видят больше минусов, чем плюсов - примерно на 10%. Среди минусов текущей ситуации с дотациями МИО на капрасходы опрошенные нами респонденты отметили наиболее важный с долей в 31%, что подтверждает наличие у госмедорганизаций излишних / не нужных активов – площадей, медтехники и т.д.

Следующими наиболее популярными факторами с одинаковым удельным весом в 24% выступают:
- Повышает риски коррупции, т.к. средства выделяются без определенной методики, лишь порядка 45% госмедорганизаций;
- Создает нечестную конкуренцию, когда госмедорганизации получают больше средств налогоплательщиков, чем частные, вне зависимости от оказанных услуг.
И с небольшим отставанием – 22% – отмечается такой фактор, как демотивация менеджеров госмедорганизаций повышать качество менеджмента как в части эффективности использования имеющихся активов (медоборудование, площади и т.д.), так и в наращивании объемов медуслуг, поскольку 94% капитальных расходов госмедорганизаций – это средства МИО.

Среди плюсов текущей системы лидируют с одинаковой долей в 34%:
- Госсредства не «размазываются» между всеми, а выделяются в достаточном количестве для решения конкретных проблем у конкретных госмедучреждений;
- Госсредства направляют по заявкам, одобряемым акиматом, т.е. по необходимости, и МИО контролируют ситуацию, что снижает риски нецелевого использования.
И завершает список плюсов с долей в 31% то, что все госсредства идут только госмедорганизациям.


Пути решения

Рассматривая пути выхода из текущей ситуации, можно отметить, что частные медорганизации единогласно проголосовали за включение в тарифы по ГОБМП (единые для всей страны), как первый этап включения инвестиционной составляющей в гостарифы (таблица 1).
 
Таблица 2. Варианты направления госсредств, направляемых МИО госмедорганизациям на капитальные затраты 
Варианты / значения Всего Госсектор Частные игроки
Включить в тарифы по ГОБМП (единые для всей страны), как первый этап включения инвестиционной составляющей в гостарифы 57% 40% 100%
Ввести региональные надбавки/доплаты среди всех поставщиков медуслуг по ГОБМП в регионе (гос. и частных медорганизаций) 29% 40% 0%
Выделять в виде грантов госмедучреждениям в качестве стимулирования лучших по эффективности менеджмента в регионах 14% 20% 0%
Источник: ТОО «Улагат Консалтинг Групп» 

Мнения представителей госмедорганизаций в большей степени (по 40%) разделились между включением в тарифы по ГОБМП единые для всей страны и столько же высказались за введение региональных надбавок/доплат среди всех поставщиков медуслуг по ГОБМП в регионе. И наименее популярным вариантом отмечено выделение финансирования в виде грантов госмедучреждениям в качестве стимулирования лучших по эффективности менеджмента в регионах.
 
Врезка 1. Структура капрасходов в разрезе по 5 регионам и видам медорганизаций за 2017 г.
Как показал анализ в разрезе по видам госмедорганизаций, сильной закономерности в распределении финансирования капитальных расходах не наблюдается. Так , если в 2017 г. капитальных расходов в поликлиниках Жамбылской области нет, то в Костанайской и Кызылординской областях капитальные расходы финансируются у более чем 80% госмедорганизаций (таблица 2). По самым распространенным видам госмедорганизаций, а именно поликлиникам и больницам, в среднем имеются данные по 17,5% госмедорганизаций.
 
Таблица 2. Структура предоставленных данных по 5 регионам за 2017 г., в %
Виды госмедорганизаций Доля от всего (776 МО), % По регионам
г. Алматы Жамбылская область Костанайская область Кызылордин-
ская обл.
Северо-Казахстанск. область
Больница 18 91 47 89 50 35
Поликлиника 17 41 86 83 50
Кардиологический центр 29 100       100
Перинатальный центр 27 67 100   100 100
ССМП 6 100  
Родильный дом 33 75        
Диспансер 7   25 50 100
Онкологический центр 40 100     100  
Центр детской неотложной медицинской помощи 100 100        
Центр крови 17     100 100 100
Реабилитационный центр 4   100      
Центр фтизиопульмонологии 17 50        
Центр психического здоровья 6 50        
Центр СПИД 6 100        
Диагностический центр 50       100  
Центр репродукции человека 100 100        
Колледж 50 100        
Центр ПМСП 17 25        
Центр паллиативной помощи 100 100        


       
Врезка 2. Расходы областных бюджетов и городов республиканского значения на здравоохранение
Как показали расходы на здравоохранение в бюджетах МИО, они условно состоят из двух групп: оплата медуслуг и поддержка медорганизаций. При этом, оплата медуслуг государством все больше концентрируется в Фонде обязательного медстрахования (ФОМС), что определяет снижение расходов на здравоохранение в бюджетах МИО. Так, с 2017 г. расходы упали с 410,7 млрд тг до 151,6 млрд тг по итогам 2018 г. или на 64%. Самое большое сокращение наблюдается в ЗКО (-76%), а наименьшее в ЮКО (-54%, рис. 1, таблица 3). В итоге, доля расходов на здравоохранение в бюджетах МИО упал с 11% до 3,6-3,5% в 2018-2019 гг., с дальнейшим снижением до 2,2-2,9% в 2020-2021 гг. Однако, зная практику внесений постоянных изменений и дополнений бюджетов всех уровней, можно предполагать, что реальные расходы в 2020-2021 гг. останутся на уровне 2018-2019 гг. Поскольку расходы на здравоохранение в структуре уже исполненных или исполняемых «уже сейчас» бюджетов МИО за 2017-2019 гг. имеются, то на 2020-2021 гг. они прописаны лишь в 7-8 регионах страны.

В целом, по всем капзатратам в здравоохранении, т.е. на ремонты, закупки медтехники и новое строительство, расходы составляют в 2017-2019 гг. 100,8-105,8 млрд тг или порядка $309,2 млн[3]. В случае же, если не рассматривать расходы на строительство и реконструкцию объектов здравоохранения, то расходы колеблются в 70,1 – 64,6 млрд тг.

Таблица 3. Расходы МИО по капрасходам здравоохранения с 2017 по 2021 гг.
Годы 2017 2018 2019 2020 2021
Показа
тели
1, 2, 3, 4, 3+4 2+3+4 Доля (2+3+4) 1, 2, 3, 4, 3+4 2+3+4 Доля (2+3+4) 1, 2, 3, 4, 3+4 2+3+4 Доля (2+3+4) 1, 2, 3, 4, 3+4 2+3+4 Доля (2+3+4) 1, 2, 3, 4, 3+4 2+3+4 Доля (2+3+4)
Регионы / Значе
ния
3 829,2 30,7 66 4,1 70,1 100,8 2,6% 3 928,3 35,7 52,9 2,6 55,6 91,3 2,3% 4 969,6 41,2 63,2 1,4 64,6 105,8 2,1% 3 474,3 46,7 26,1 0,5 26,6 73,3 2,1% 3 471,7 23,9 23,1 0,4 23,5 47,5 1,4%
Акмо-
линская область
184,03 0,15 2,64 0,00 2,65 2,80 1,5% 175,66 0,53 1,92 - 1,92 2,45 1,4% 225,48 1,28 2,62 - 2,62 3,90 1,7% 148,97 1,66 - - - 1,66 1,1% 133,79 0,02 - - - 0,02 0,0%
Актю-
бинская область
150,91 4,47 2,36 - 2,36 6,83 4,5% 151,55 4,27 2,27 - 2,27 6,53 4,3% 179,64 5,02 2,31 - 2,31 7,34 4,1% 112,73 3,08 - - - 3,08 2,7% 109,31 0,46 - - - 0,46 0,4%
Алма-
тинская область
329,16 3,30 5,51 0,05 5,56 8,86 2,7% 344,05 4,32 4,71 0,60 5,31 9,63 2,8% 415,52 6,67 4,33 0,57 4,90 11,57 2,8% 343,89 7,06 4,03 - 4,03 11,09 3,2% 353,08 2,42 4,03 0,15 4,18 6,60 1,9%
Атырауская область 209,96 0,38 3,97 - 3,97 4,35 2,1% 227,27 1,29 2,39 0,04 2,43 3,72 1,6% 282,89 1,39 4,38 - 4,38 5,77 2,0% 174,75 - 1,41 - 1,41 1,41 0,8% 174,10 - 1,41 - 1,41 1,41 0,8%
Восточ-Казахс-танская область 246,40 2,73 9,47 - 9,47 12,20 5,0% 246,47 3,29 5,73 - 5,73 9,02 3,7% 307,36 6,19 4,67 - 4,67 10,86 3,5% 227,42 20,64 3,95 - 3,95 24,58 10,8% 216,08 7,05 4,11 - 4,11 11,16 5,2%
г. Алматы 503,99 5,84 8,59 2,71 11,30 17,13 3,4% 489,37 6,71 5,33 0,09 5,43 12,14 2,5% 563,44 0,81 5,50 0,07 5,57 6,38 1,1% 498,30 0,50 5,71 0,41 6,12 6,62 1,3% 527,57 0,50 6,05 0,20 6,25 6,75 1,3%
г. Нур-Султан 414,27 0,31 4,30 1,24 5,54 5,85 1,4% 392,32 0,03 - 1,85 1,85 1,88 0,5% 433,30 0,00 5,84 0,66 6,50 6,50 1,5% 286,53 0,15 - 0,00 0,00 0,15 0,1% 266,23 0,08 - 0,00 0,00 0,08 0,0%
г. Шым-
кент
- - - - - - 0,0% 75,26 - - - - - 0,0% 204,26 - 1,48 - 1,48 1,48 0,7% 96,22 - - - - - 0,0% 101,80 - - - - - 0,0%
Жамбылская область 211,04 1,01 3,70 0,10 3,80 4,81 2,3% 219,37 0,80 3,28 0,03 3,32 4,12 1,9% 279,41 3,04 3,02 0,07 3,10 6,14 2,2% 219,99 3,06 3,03 0,08 3,12 6,17 2,8% 232,47 6,49 3,14 0,08 3,22 9,71 4,2%
Западно-Казахстанская область 130,89 0,12 2,54 - 2,54 2,65 2,0% 118,22 0,01 1,79 - 1,79 1,80 1,5% 153,09 0,03 1,90 - 1,90 1,93 1,3% 102,42 0,12 1,80 - 1,80 1,92 1,9% 103,96 - 1,80 - 1,80 1,80 1,7%
Карагандинская область 208,12 0,72 4,60 - 4,60 5,32 2,6% 206,85 0,30 4,23 - 4,23 4,53 2,2% 254,85 0,36 4,47 - 4,47 4,83 1,9% 167,32 1,31 3,60 - 3,60 4,91 2,9% 169,69 0,85 - - - 0,85 0,5%
Коста-
найс-
кая
область
163,47 0,03 2,63 - 2,63 2,67 1,6% 173,77 - 3,17 - 3,17 3,17 1,8% 215,65 0,01 2,82 - 2,82 2,83 1,3% 145,08 0,10 2,58 - 2,58 2,68 1,8% 140,22 0,05 2,51 - 2,51 2,56 1,8%
Кызыл-
ординс-кая
область
176,02 5,60 2,59 - 2,59 8,19 4,7% 197,17 4,70 2,69 - 2,69 7,39 3,7% 236,05 4,72 3,10 - 3,10 7,82 3,3% 146,71 0,64 - - - 0,64 0,4% 147,48 1,09 - - - 1,09 0,7%
Мангис-тауская область 104,35 1,27 0,92 - 0,92 2,19 2,1% 108,53 0,86 1,42 - 1,42 2,28 2,1% 160,85 0,00 1,62 - 1,62 1,62 1,0% 101,74 0,04 - - - 0,04 0,0% 91,80 - - - - - 0,0%
Павло-дарская область 148,96 0,99 2,55 0,03 2,58 3,57 2,4% 155,76 2,09 2,27 - 2,27 4,36 2,8% 193,78 4,42 4,17 - 4,17 8,60 4,4% 111,55 - - - - - 0,0% 112,45 - - - - - 0,0%
Северо-Казахстанская область 150,22 0,05 1,69 - 1,69 1,74 1,2% 148,26 0,41 1,75 - 1,75 2,16 1,5% 194,92 0,09 3,80 - 3,80 3,88 2,0% 113,53 - - - - - 0,0% 114,54 - - - - - 0,0%
Южно-Казахстанская область 497,45 3,70 7,96 - 7,96 11,66 2,3% 498,36 6,12 10,00 - 10,00 16,11 3,2% - - - - - - #ДЕЛ/0! - - - - - - #ДЕЛ/0! - - - - - - #ДЕЛ/0!
Туркестанская область - - - - - - 0,0% - - - - - - 0,0% 669,16 7,18 7,19 - 7,19 14,37 2,1% 477,14 8,34 - - - 8,34 1,7% 477,14 5,00 - - - 5,00 1,0%
1 - сумма затрат местных исполнительных бюджетов (областной и городов республиканского значения), в трлн тг;
2 - сумма затрат на строительство и реконструкцию объектов здравоохранения, в млрд тг;
3 - сумма капитальных раходов медицинских организаций, в млрд тг;
4 - сумма таких затрат, как: сейсмоусиление объектов здравоохранения, капитальный ремонт сейсмоусиляемых объектов здравоохранения, погашение кредиторской задолженности по обязательствам организаций здравоохранения за счет средств местного бюджета, содержание вновь вводимых объектов здравоохранения, строительство врачебных амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов, расположенных в сельских населенных пунктах в рамках Дорожной карты занятости 2020.
Доля = (2+3+4)/1


[1] Официальный сайт Комитета по статистике МНЭ РК http://stat.gov.kz/official/industry/63/statistic/5
[2] Официальный портал Министерства юстиции Республики Казахстан http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1500011976
[3] Национальный Банк РК, https://www.nationalbank.kz/cont/2017%20рус11.pdf

Оценить:

  • Актуальность
  • Глубина

Похожие статьи

1. Риск-менеджмент: от истоков к начинаниям
2. Бюджетирование в медицинских организациях
3. Финансовые инструменты оценки проектов
4. Сфера финансового менеджмента
5. Финансовый менеджмент в медицинских учреждениях США и РК: акценты


Комментарии

0 пользователей оставили 0 комментариев