Камлаб или борьба с монополиями
06.11.2018
17720
Беседовал Марат Каирленов к.э.н.
Одной из особенностей отечественного рынка медицинской лабораторной диагностики является наличие ряда «островков монополий». О ходе борьбы с ними мы беседуем с одним из системных игроков в отрасли – президентом Казахстанской ассоциации медицинских лабораторий (КАМЛАБ) Аллой Ким.
- Расскажите о проблемах рынка медицинской диагностики, в частности, что на Ваш взгляд, сдерживает развитие частного сектора?
- Проблемных вопросов достаточно много, но наиболее приоритетным для себя мы видим ликвидацию на рынке целого ряда искусственно созданных «островков монополий», таких как скрининг на ВИЧ-инфекцию, гепатиты В и С, пренатальный скрининг и др. И здесь у нас идет очень упорная борьба.
Например, наша ассоциация еще в 2016 году внесла предложение о проведении скрининга на ВИЧ частными медлабораториями, поскольку это целесообразно во всех отношениях. Прежде всего, есть прямые рекомендации ВОЗ о необходимости расширять доступ населения к тестированию на ВИЧ на всех уровнях здравоохранения, в том числе с участием частного сектора и даже неправительственных организаций. Есть пример мирового опыта в большинстве европейских стран, Америки, странах СНГ. Есть, кстати, и большой опыт в нашей стране. В городе Алматы есть частные и некоторые государственные медицинские организации, которые на протяжении более 19 лет осуществляют лабораторную диагностику ВИЧ-инфекции, о чем Республиканский центр СПИД предпочитает умалчивать. Причем в нормативно-правовых актах эта деятельность закреплена только за центрами СПИД и центрами крови.
Как известно, ВОЗ/ЮНЕЙДС поставила цель обеспечить выявление на ранней стадии 90% зараженных ВИЧ к 2020 году, которым необходимо предоставить лечение, сделать безопасными для окружающих. В нашей стране у наиболее крупных частных медлабораторий есть развитая лабораторная инфраструктура – сеть пунктов забора биоматериала, курьерская служба, лабораторная информационная система (ЛИС) и другое.
Если провести сравнение лабораторий центров СПИД с наиболее крупными частными лабораториями, например «КДЛ ОЛИМП», на основании Приказа о медицинской лаборатории (Приказ Министра здравоохранения и социального развития РК от 28.09. 2015 г. № 758 Об утверждении Положения о деятельности организаций и (или) структурных подразделений организаций здравоохранения, осуществляющих лабораторную диагностику, а также объем и виды проводимых ими исследований), основных положений этого приказа, то они следующие: к примеру, у сети лабораторий «КДЛ Олимп» пунктов забора биоматериала, расположенных в шаговой доступности, уже 277 единиц и их количество продолжает расти. В центрах СПИД по 1 пункту при каждом центре.
Имеющийся транспорт и собственная курьерская служба у «КДЛ Олимп» обеспечивает ежедневный сбор образцов из пунктов забора и доставку в лабораторию. Образцы крови для исследования в центре СПИД медицинские организации доставляют своим транспортом, а небольшим медицинским организациям содержание транспорта и курьерской службы достаточно накладно.
Далее, из 18 лабораторий «КДЛ ОЛИМП», размещенных во всех регионах Казахстана, 15 уже аккредитованы на соответствие требований стандарту ISO 15189, оставшиеся 3 лаборатории получат аккредитацию до конца текущего года. 2 лаборатории из 15 имеют международную аккредитацию. Это означает, что результаты анализов признаются и за рубежом. У центров СПИД 1 лаборатория из 17 по стране имеет национальную аккредитацию.
Аккредитованная лаборатория означает, что лаборатория обладает требуемым уровнем, который позволяет ей выполнять анализы надлежащего качества. Наличие аккредитации говорит о многом: к примеру, наличие у лаборатории ЛИС означает, что весь лабораторный процесс автоматизирован, обеспечивает прослеживаемость образца от начала поступления в лабораторию и заканчивая выдачей результата. ЛИС установлена во всех 18 лабораториях «КДЛ ОЛИМП», что позволяет работать в едином информационном поле, а в центрах СПИД их только 3.
Наличие автоматизированных анализаторов позволяет выполнять неограниченное количество анализов без ошибок, связанных с «человеческим фактором». И опять для сравнения: в центрах СПИД постановка анализа выполняется вручную.
Или такой важный элемент системы качества, как Контроль Качества (КК). Цель КК состоит в том, чтобы до того, как будет выдан отчет с результатами анализов пациента, выявить, оценить и исправить ошибки, которые происходят из-за проблем с аналитической системой, из-за условий работы или неверных действий сотрудников.
Образцы для КК в центрах СПИД каждая лаборатория готовит самостоятельно. Возможно, лет восемь назад это было приемлемо, но сейчас другие требования к качеству. Образцы для внутрилабораторного контроля качества должны готовиться лабораторией, которая имеет соответствующие компетенции (референс-лаборатория) и которой, как известно, в службе СПИД нет. Или другой очень важный момент – участие в программах Внешней оценки качества (ВОК) позволяет предоставить врачам, пациентам и здравоохранению уверенность в том, что лаборатория выдает надежные результаты. В центрах СПИД только одна-две лаборатории участвуют в программах ВОК. В «КДЛ ОЛИМП» все 18 лабораторий участвуют в международных программах ВОК практически по всем выполняемым исследованиям.
Хочу уточнить, что сравнение приведено для того, чтобы показать, что частные лаборатории имеют ресурсы для выполнения лабораторных исследований по диагностике ВИЧ-инфекции. Речь не идет о подмене частными структурами той большой деятельности, которую осуществляют центры СПИД в целом – это задачи по надзору за ВИЧ-инфекцией, профилактики, лечения ВИЧ-инфицированных, постановки диагноза ВИЧ-инфекции и т.д., но говорим, что частные лаборатории также имеют потенциал для проведения лабораторных исследований. Хочу подчеркнуть: это уже практикуется в нашей стране на протяжении более 19 лет.
С 2016 года центры СПИД для частных, а также для республиканских и ведомственных медучреждений, стали выполнять тесты на ВИЧ на платной основе. Если эта услуга стала предоставляться центрами СПИД платно, то у населения должно быть право выбора, у кого ему на платной основе эту услугу получать. И это право должно быть реализовано через качество предоставляемых услуг.
Центры СПИД активно противодействуют включению в эту работу частных игроков, несмотря на то, что в государственной программе «Денсаулық» на 2016-2019 гг. и послании Президента РК Н. Назарбаева четко обозначен курс на дерегулирование и развитие частного бизнеса, в том числе и в сфере здравоохранения.
С одной стороны, в ответ на наши предложения Минздрав создал рабочую группу с участием всех заинтересованных лиц, которая провела 6 заседаний на различных площадках: Республиканского центра развития, Национальной Палаты Предпринимателей «Атамекен», Министерства Здравоохранения, три круглых стола в рамках конференций.
С 2016 года в заседаниях участвовали 2 вице-министра, сменилось 4 исполнителя из МЗ. За это время мы направили 19 писем с предложениями о снятии монополии с центров СПИД на этот вид деятельности.
И в 2016-м и в 2017 году было вынесено решение, что проведение ВИЧ- диагностики частными медицинскими лабораториями возможно после внесения изменений и дополнений в нормативно-правовые акты по вопросам ВИЧ-диагностики.
С одной стороны, при очередном заседании в МЗ с участием вицеминистра Цоя А.Г. 14 декабря 2017 года представителям Национальной Палаты Предпринимателей «Атамекен» и Ассоциациям по лабораторной диагностике, как членам рабочей группы, было предложено разработать проект Дорожной карты «По вопросам дерегулирования и снижения барьеров в сфере здравоохранения в части передачи функций лабораторной диагностики ВИЧ в медицинские организации независимо от форм собственности», а Республиканскому центру СПИД и Департаменту оказания медицинской помощи провести ряд мероприятий по снижению барьеров. Был подготовлен проект Дорожной карты, который включал все те вопросы, которые рассматривались рабочей группой на протяжении 2017 года, и направлен в МЗ.
Однако Республиканский центр СПИД направляет свой проект и вносит дополнительно такие пункты: «Внести дополнения в тарификатор медицинских услуг в части диагностики ВИЧ, внедрить Национальный регистр обследования населения (РОН) для медицинских организаций независимо от форм собственности, проводящих забор крови для тестирования на ВИЧ, ускорить создание Национальной референс-лаборатории по диагностике ВИЧ-инфекции в РК, подготовку лабораторий службы СПИД к аккредитации на соответствие стандарту РК ISO 15189 со сроками реализации в 2019 году». И это когда речь-то идет о снижении барьеров для бизнеса. Удивляет то обстоятельство, что Министерство Здравоохранения совершенно не анализирует письма, которые Республиканский центр СПИД готовит от их имени, а автоматически перенаправляет.
Мы направили протокол разногласий, но ответа опять не получаем. В августе мы соглашаемся с проектом Республиканского центра СПИД, чтобы хоть как-то двигаться вперед, но и эта Дорожная карта в утвержденном варианте нам не была предоставлена. Более того, на неоднократные обращения к исполнителю МЗ получаем в ответ, что она о Дорожной карте не знает и у нее нет времени заниматься этим вопросом.
Вывод один, и я думаю, он всем понятен – все действия Республиканского центра СПИД направлены на искусственное создание препятствий для участия частных лабораторий в проведении исследований по диагностике ВИЧ-инфекции, которая, между тем, не запрещена Законом РК. А со стороны МЗ – это «вялое участие», отсутствие анализа и контроля за проблемой, которая так и не решена.
- Почему это такая сложная проблема?
Основная проблема – позиция РЦ СПИД.
Республиканский центр СПИД препятствует внесению изменений и дополнений в нормативно-правовые акты по вопросам лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции.
Это такие приказы, как №246 «Об утверждении Правил добровольного анонимного и (или) конфиденциального медицинского обследования и консультирования граждан Республики Казахстан и оралманов по вопросам ВИЧ-инфекции на бесплатной основе» (от 22.04.2015г.) и №508 «Об утверждении Правил обязательного конфиденциального медицинского обследования на наличие ВИЧ-инфекции лиц по клиническим и эпидемиологическим показаниям» (от 23.06.2015 г.).
И в них РЦ СПИД прямо закрепляет свое исключительное право на проведение данных анализов либо прямо, либо в перечне из центров СПИД и крови
Первая причина, как нам видится, по которой Республиканский центр удерживает монополию на диагностику ВИЧ-инфекции, – это сокращение бюджетного финансирования. Речь идет о 3 534 975 000 тг в год. Это несложно подсчитать. Центр СПИД ежегодно выполняет более 2,5 млн анализов на ВИЧ (информация из открытых источников). Стоимость 1 анализа по Тарификатору 2018 года 1413,99 тг.
А вторая причина в том, что центры СПИД с 2016 года стали выполнять анализ на ВИЧ на платной основе тем же гражданам РК, которым по Кодексу о здоровье народа и системе здравоохранения гарантировано бесплатное обследование. Мы поднимали этот вопрос на одном из заседаний рабочей группы в МЗ, но из объяснений представителя РЦ СПИД поняли только одно – регламента на оказание платных услуг нет. Но если центры СПИД, центры крови выполняют анализ на ВИЧ платно, то почему нужно препятствовать частным лабораториям проводить анализы на ВИЧ? В соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан «субъекты предпринимательства вправе осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законами Республики Казахстан. Субъекты предпринимательства имеют равные возможности при осуществлении предпринимательской деятельности».
6 сентября 2018 года МЗ РК вновь присылает нам на экспертное заключение приказ №246 без изменений. Мы опять, естественно, даем свое экспертное заключение с разногласиями, в том числе и через НПП «Атамекен» с четким перечнем – таблицей разногласий. Но МЗ РК вновь нам направляет проект приказа без учета наших замечаний.
Но это совершенный нонсенс.
Например, мы предлагаем внести дополнение в название Приказа «Об утверждении Правил добровольного анонимного и (или) конфиденциального медицинского обследования и консультирования граждан Республики Казахстан и оралманов по вопросам ВИЧ-инфекции на бесплатной основе» «…и на платной основе» для соответствия реальному положению дел, так как нет регламента для оказания услуг на платной основе. Ведь с точки зрения медтехнологии нет разницы, кто оплатит – государство или непосредственно пациент – проведение анализа на ВИЧ.
- И что теперь планируете делать?
С 2016 года подавалось 19 обращений, касающихся снятий ограничений в действующих нормативно-правовых актах по вопросам диагностики ВИЧ. Есть видеозапись отчетной встречи министра здравоохранения с населением, где официальные лица ответили, что сняты ограничения для частных лабораторий. Сейчас мы планируем провести на площадке НПП «Атамекен» последнее совещание по этому поводу, чтобы официально зафиксировать позицию МЗ РК. Если не удастся найти понимание со стороны Республиканского центра СПИД, если МЗ будет по-прежнему занимать позицию наблюдателя со стороны, тогда у нас только один выход – отстаивать права частных лабораторий в вышестоящих госорганах.
- Почему так важны тесты на ВИЧ?
Потому, что решение вопросов по ВИЧ, по сути, открывает возможности и для проведения тестов по гепатитам В, С и др. Это рынки на несколько миллионов тестов в год и на миллиарды тенге, на которых сейчас имеется необоснованная монополия. Поэтому, снимая монополию с рынка тестов на ВИЧ через изменение нормативно-правовой базы, мы параллельно решаем и вопросы доступа к другим сегментам рынка.
Также можно отметить, что сейчас мы налаживаем контакты с международными организациями. Так, недавно на совещании с экспертами ВОЗ по инициативе «Хорошие лаборатории – крепкое здоровье» мы обсуждали пути дальнейшего взаимодействия с ассоциациями в плане обучения членов ассоциации по вопросам повышения качества услуг лабораторий в рамках менторской помощи и наставничества ВОЗ и др.
Спасибо за интервью!
Похожие статьи
1. Экономика Казахстана: Замедляемся2. Оптимизация правительства
3. Нобелевская премия по медицине 2014: «внутренняя GPS»
4. Самая дорогая болезнь для мировой экономики
5. Демографические сдвиги и недвижимость: время отлива