«Для менеджеров, предпринимателей и инвесторов в медицине»

KIHE - 2016: туризм, фармация и инвестиционные возможности в медицине Алматы

31.05.2016

12800

Текст: Асем Мажитова

Рассматривая мероприятия, проводившиеся в рамках выставки, можно отметить три крупнейших:
  • международная конференция «Медицинский туризм в Казахстане: реалии и перспективы развития»;
  • круглый стол на тему «Общий рынок обращения лекарственных средств и изделий медицинского назначения в рамках ЕАЭС. Стратегия развития системы Единой дистрибуции Республики Казахстан»; и
  • форум «Инвестиционные возможности в здравоохранении города Алматы».

Медицинский туризм



Кроме традиционных для таких мероприятий выступлений-презентаций собственных туристских направлений (например, лечения нафталановой нефтью в Азербайджане), можно отметить выступление  директора Департамента стратегии и развития University medical center Алмата Джувашева по количеству обслуженных иностранных граждан (см. Рис. 1). Рост за последние 5 лет показывает впечатляющие 6,2 раза с 563 в 2010 г. до 3510 в 2015 г. Вместе с тем, это не совсем медицинские туристы, т.к. они в основном работают в РК, а не приехали сюда специально за медицинскими услугами. Ключевым драйвером услуг выступает «check-up» - экспресс-анализ состояния пациента - «продвинутый медосмотр», что не особо впечатляет. Стоит отметить, что более реальный медицинский туризм в нашу страну развивается несколько в других сферах. Как всегда, лидерство здесь принадлежит частному сектору. Так, например, представители экстракорпорального оплодотворения отмечают, что порядка 12% пациентов у них - это иностранные граждане, специально приезжающие в нашу страну за данной услугой. Поскольку в их странах подобные операции зачастую запрещены законодательно. Для развития подобного медицинского туризма более значимым фактором выступает дальнейшая либерализация законодательства РК, в части клинических испытаний лекарств  и медицинских технологий. Естественно, здесь требуется взвешенный подход с учетом рисков для жителей РК. Кроме того, безусловно мощным фактором для развития медицинского туризма стало бы внедрение ежемесячного обзвона 3-5% пролеченных пациентов, оплачиваемых государством, и опрос их с точки зрения качества поставленного анализа, назначенного и проведенного лечения, скорости обслуживания и др. (см. Call-центр или проактивный подход к оценке качества лечения). В целом, нужен целостный анализ медицины РК с точки зрения выделения отдельных сегментов привлечения медицинских туристов и мер для целостного повышения привлекательности медуслуг в РК для иностранцев.

  

Фармация 
Самым массовым и острым из прошедших мероприятий выставки можно считать круглый стол на тему «Общий рынок обращения лекарственных средств и изделий медицинского назначения в рамках ЕАЭС. Стратегия развития системы Единой дистрибуции Республики Казахстан», под председательством вице-министра Александра Цоя, курирующего данную сферу. В своем выступлении он акцентировал внимание на том, что ключевым показателем для государства в развитии фарминдустрии и отдельных игроков является поставка продукции на экспорт.

Также большое внимание было уделено планам по введению Казахстанского национального лекарственного формуляра — единого перечня лекарств (на основе доказательной медицины) и цен на них. Сейчас данный проект вышел на этап разработки стандартов операционных процедур (СОП).
Также предлагаемыми системными мерами для рынка лекарств будет то, что по государственному заказу врачи будут прописывать в рецептах бесплатные дженерики (они на 30-40% и более ниже по стоимости от оригиналов), но пациент может уже сам доплатить для получения оригинальных лекарств. Эта мера должна снизить эффективность лоббирования производителей лекарств в продвижении своих продуктов через врачей. Следующей системной мерой будет признание казахстанских клинических исследований во всех странах ЕврАзЭС, что должно привлечь для наших госпиталей рынок клинических исследований и способствовать развитию фарминдустрии. И наконец, для борьбы с контрафактом, доля которого оценивается на нашем рынке в 10%, против порядка 3% в Европе, вице-министр призвал частный сектор помочь с оборудованием для таможни, контроля лекарств в селах и т.д.

В свою очередь участники рынка достаточно активно и аргументированно делали свои предложения по развитию рынка. Так, например, Президент Ассоциации иностранных фармацевтических производителей Вячеслав Локшин отметил несколько ключевых моментов по развитию отрасли. Прежде всего целесообразность передачи права по включению в национальный лекарственный формуляр новых лекарств от чиновников в руки специалистов от производителей и национального комитета регистрации лекарств. Также представители иностранных фармкомпаний обращают внимание на то, что при фиксированных ценах на лекарства по 10-летним контрактам допустимое 15%-ное изменение цен не решает проблемы в ситуации двукратного падения тенге. Поэтому цены на лекарства в РК надо сравнивать не, например, с Великобританией, где большой рынок, высокий уровень локализации производства, налаженная логистика и др., а со сравнимыми с РК странами.

  
Руководитель фармкомпании «Viva-Farm» Батырбек Машкеев обратил внимание на дублирование требований при получении лицензии в госорганах и внедрении международных стандартов в производстве (GMP - Good Manufacturing Practice — Надлежащая производственная практика), хранении (GDP - Good Distribution Practice - Надлежащая дистрибьюторская практика) и аптечном бизнесе (GPP
Good Pharmacy Practice - надлежащая фармацевтическая (аптечная) практика). Предлагается ограничить требования по лицензии внедрением данных стандартов. Также г-н Машкеев обратил внимание на необходимость пострегистрационного контроля за лекарствами, выпускаемыми в РК, т. к. нередко производители лекарств начинают сильно снижать их качество.
Также участники обращали внимание на необходимость разрешения клинических испытаний лекарств в РК не только на 4-й стадии, но и на 3-й или даже 2-й стадиях, и расширения рекламы отечественных лекарств.
Представитель компании Roche отметил готовность компании работать не только по традиционным схемам оплаты, но и по более современным, когда фармкомпания получает оплату в зависимости от результатов лечения пациента. Также перспективным представляется направление развития специализированных лекарств, т. е. с учетом генетических особенностей пациентов.
В целом, как отметил заместитель председателя правления ТОО «СК-Фармация» Максим Касаткин, в 2015 году объем фармацевтического рынка Казахстана составил порядка 350 млрд тенге. В том числе, доля гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) составила 140 млрд тенге. Доля местных производителей составляет 23% в денежном выражении и 75% в натуральном.


Инвестиционные возможности в медицине г. Алматы
Главной целью форума, организованного управлением здравоохранения города Алматы, было привлечение инвестиций для формирования системы здравоохранения города Алматы. Для решения данной задачи организаторы привлекли к участию различные силы. Администрация города была представлена замакима города Арманом Кырыкбаевым, институты поддержки предпринимателей были представлены директором филиала Палаты предпринимателей «Атамекен» в г. Алматы Юрием Тлеумуратовым, представителем фонда «Даму» Лаурой Сериктайкызы, директором национальной компании СПК «Алматы» Гани Жилисбаевым и директором представительства в г. Алматы АО «Национальное агентство по экспорту и инвестициями «KAZNEX INVEST» Сабитом Нарбаевым. И, наконец, иностранные инвесторы были представлены председателем правления ассоциации Казахстанского совета иностранных инвесторов Ульфом Вокурка. Выступающие рассказали о особенностях работы своих институтов, однако ключевым можно считать выступление руководителя управления здравоохранения г. Алматы Валихана Ахметова, где он представил сводную информацию о конкретных проектах для инвестиций в медицину города на условиях доверительного управления, аренды, приватизации, концессии и т.д. Число медицинских объектов, в сфере здравоохранения г. Алматы, планируемых к реализации в рамках государственно-частного партнерства в 2016-2020 гг., достигло 24. В том числе 8 проектов ГЧП (см. таблицу 1), 8 концессионных проектов (см. таблицу 2) и 8 сервисных контрактов (см. таблицу 3), а также 11 видов медицинской помощи (см. таблицу 4).

В целом, можно говорить о том, что организаторам удалось неплохо реализовать функцию выставки как места встречи. С учетом бурных изменений, происходящих в привлечении частных инвесторов в медицину, а также регулировании фармацевтического рынка, это имеет хорошие перспективы.

Таблица 1. Проекты ГЧП управления здравоохранения г. Алматы, планируемые к реализации в 2016-2020 гг.
Название проекта Мощность Цель проекта
1 ГКП на ПВХ «Региональный диагностический центр» В год оказывается до 100 тыс. медицинских услуг Повышение объема, качества и доступности медицинской помощи; сейсмоусиление и капитальный ремонт здания, улучшение материально-технической базы;
2 ГКП на ПВХ «Городской родильный дом №2» В год роддом принимает до 6000 родов. Повышение объема, качества и доступности медицинской помощи; Сейсмоусиление и капитальный ремонт здания; Улучшение материально-технической базы;
3 ГКП на ПВХ ГБ «Алатау» УЗ г. Алматы 2 собственных двухэтажных типовых здания: стационар 1962 года, S 1406 кв.м., ж/б кирпич; и поликлиники, 2012 года, S 4400 кв.м., кирпич. Оказание плановой специализированной и квалифицированной стационарной медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи взрослому и детскому населению микрорайона «Алатау» и жителям города Алматы.
4 ГКП на ПВХ «Специализированное автопредприятие скорой медицинской помощи», автоколонна №2 75 единиц транспорта;
Обслуживает 13 медицинских организаций, ежедневный выход 49 единиц автотранспорта.
Обновление и увеличение парка автомашин; Повышение степени боевой готовности автопарка; реализация хозяйственной самостоятельности и расширение спектра услуг.
5 ГКП на ПВХ «Городская поликлиника №13» Плановая – 250 посещений в смену, фактическая – 347;
Повышение объема, качества и доступности медицинской помощи; Расширение площадей здания; Улучшение материально-технической базы; Реализация хозяйственной самостоятельности и расширение спектра услуг.
6 ГКП на ПВХ «Городская поликлиника №26» В состав поликлиники входят три поселковые врачебные амбулатории: Карагайлы, Каргалы, Курамыс. В настоящее время общая численность обслуживаемого населения - 30 576 человек.
Мощность поликлиники 200 посещений в смену.
Повышение объема, качества и доступности медицинской помощи; Строительство нового здания; Улучшение материально-технической базы;
Реализация хозяйственной самостоятельности и расширение спектра услуг.
7 ГКП на ПВХ «Городская поликлиника №32» Обслуживает 24 145 взрослого и детского населения Турксибского района.
Плановая мощность поликлиники 450 посещений в смену.
Повышение объема, качества и доступности медицинской помощи; Строительство нового здания; Улучшение материально-технической базы; Реализация хозяйственной самостоятельности и расширение спектра услуг.
8 ГКП на ПВХ «Городская поликлиника №34» Обслуживает 29 930 взрослого и детского населения Алмалинского и Ауэзовского районов.
Плановая мощность поликлиники 300 посещений в смену.
Повышение объема, качества и доступности медицинской помощи; Требует сейсмоусиления и кап. ремонта; Улучшение материально-технической базы; Реализация хозяйственной самостоятельности и расширение спектра услуг.


Таблица 2. Концессионные проекты управления здравоохранения г. Алматы, планируемые к реализации в 2016-2020 гг.
Название проекта Сумма, млн. тг./мощность Текущий статус/потребность
1 Строительство поликлиники на 500 посещений в смену в селе Таусамалы Наурызбайского района г. Алматы на территории ГП №26 со сносом 1 520,00
500 посещений в смену
Необходимо разработать КП проекта / жители Таусамалы, Карагайлы, Каргалы, Шугыла, Премьера, Тастыбулак, Таужол а
2 Строительство здания Станции скорой медицинской помощи в Наурызбайском районе 800,00
- S  земельного участка– 1,5 га, - S здания – 2753 м2
ПСД в разработке
3 Строительство нового здания городской поликлиники №13 на 200 посещений 969,00
- земельного участка -0.57 га, - S здания – 2840,45 м
ПСД в разработке / острая потребность
4 Строительство здания консультативно-диагностического центра педиатрии (на территории детской больницы №2 со сносом блоков А и Б) 1 445,00
Будет определена после разработки ПСД,
ПСД разрабатывается / Острая потребность
5 Строительство детского реабилитационного центра в соответствии с передовыми международными стандартами с высвобождением и передачей площадей 4-х детских реабилитационных учреждений под нужды города 6 794,00 / Санаторий находится в предгорье Заилийского Алатау, 12 отдельно стоящих одноэтажных каркасно-камышитовых зданий, территория 5,54 Га. ПСД имеется, но требуется корректировка / Старые здания 1932 года постройки; Отсутствие горячей и холодной воды в летнее время; Большая потребность города в организации реабилитационной помощи.
6 Строительство здания патологоанатомического бюро, расположенное в Алатауском районе 1 553,00 / Отсутствует Необходимо разработка КП / Большая потребность города
7 Строительство здания подстанции скорой медицинской помощи 553,00 / 200 выездов в смену Необходимо разработка КП / Большая потребность города
8 Строительство здания подстанции №1 на территории станции скорой медицинской помощи, со сносом существующего здания 568,00 / 200 выездов в смену Необходимо разработка КП / Большая потребность города
9 Строительство многопрофильной больницы на 350 коек в Алатауском районе 22 000, 00 / Стационар на 350 коек. ПСД отсутствует/ Большая потребность в объектах здравоохранения в новом районе города.
10 Строительство многопрофильной больницы в Медеуском районе 22 000, 00 / Стационар на 350 коек. ПСД отсутствует/ Большая потребность города


Таблица 3. Сервисные контракты управления здравоохранения г. Алматы, планируемые к реализации в 2016-2020 гг.
Проекты
1 Организация мобильных скрининговых диагностических центров на онкологические заболевания с единым информационным центром сбора и анализа
2 Организация центра лучевой терапии в Алматинском онкологическом центре
3 Организация центра диагностики PET/CT
4 Организация единого телемедицинского центра для патологоанатомической лаборатории
5 Усиление подвижного состава станции скорой медицинской помощи
6 Организация экспертного телемедицинского центра анализа визуальных медицинских данных
7 Организация централизованной службы обслуживания и проверки медицинского оборудования
8 Организация централизованной службы утилизации медицинских отходов


Таблица 4. Потребность управления здравоохранения г. Алматы в развитии видов медицинской помощи
Виды медицинской помощи
1 ОНКОЛОГИЯ
-                     Химиотерапия;
-                     Лучевая терапия (LINEAC, CyberKnife и др.);
2 НЕФРОЛОГИЯ
3 ЭНДОКРИНОЛОГИЯ
4 ОФТАЛЬМОЛОГИЯ
-                     Детская;
-                     Взрослая;
5 КАРДИОХИРУРГИЯ И КАРДИОЛОГИЯ
-                     Взрослая;
-                     Детская;
6 РЕАБИЛИТОЛОГИЯ
-                     Взрослая;
-                     Детская;
7 СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА
8 ГЕМАТОЛОГИЯ
9 ТРАНСПЛАНТОЛОГИЯ
10 ПЛАСТИЧЕСКАЯ И РЕКОНСТРУКТИВНАЯ ХИРУРГИЯ
-                     Микрохирургия;
-                     Хирургия кисти;
-                     Реконструктивная хирургия;
-                     Эстетическая хирургия.
11 ОРТОПЕДИЯ, в том числе ЭНДОПРОТЕЗИРОВАНИЕ
ё

Оценить:

  • Актуальность
  • Глубина

Похожие статьи

1. Экономика Казахстана: Замедляемся
2. Оптимизация правительства
3. Нобелевская премия по медицине 2014: «внутренняя GPS»
4. Самая дорогая болезнь для мировой экономики
5. Демографические сдвиги и недвижимость: время отлива


Комментарии

0 пользователей оставили 0 комментариев