Принятие решений: модели для Здравоохранения
06.10.2017
26480
Автор: Жулдызай Жакупова
Как снизить вероятность ошибок? Как проще найти «слабое место» и исправить его? Ответить на эти вопросы поможет четкое структурирование различных процессов, что является одним из важных трендов в современном менеджменте. Сказанное напрямую относится и к сфере принятия решений. В этой связи представляем вашему вниманию адаптированный для здравоохранения подход – многокритериальный анализ решений (Multiple Criteria Decision Analysis – MCDA) на основе статьи от ScienceDirect[1].
В мае 2014 г. Международное сообщество по фармакоэкономике и исследованиям показателей эффективности (International Society for Pharmacoeconomics and Outcomes Research – ISPOR) представило многокритериальный анализ решений, который включает в себя широкий набор методологических подходов. MCDA – это методология оценки альтернатив по индивидуальным, часто противоречивым критериям, объединяющая их в одну общую оценку. Подходы MCDA могут быть классифицированы в несколько моделей: модели измерения значений, модели выигрышей и модели контрольного уровня.
Рассмотрим их поподробнее:
Подводя итоги, MCDA выступает в качестве эффективного инструмента при принятии сложных решений в сфере здравоохранения. Он повышает прозрачность и согласованность решений и, возможно, подотчетность лиц, принимающих решения в государственном секторе. Он не заменяет суждений, а скорее, определяет, собирает и структурирует информацию, требуя процесса обсуждения.
Таблица 2 демонстрирует широкий спектр проблем решения и множество заинтересованных сторон, принимающих решения.
[1] Multiple Criteria Decision Analysis for Health Care Decision Making – An Introduction: Report 1 of the ISPOR MCDA Emerging Good Practices Task Force, P. Thokala, MASc, Ph.D.. N Devlin, Ph.D.. K Marsh, Ph.D., R Baltussen, Ph.D., M Boysen, MSc, Z Kalo, Ph.D., T Langrenn, MSc, F Mussen, Ph.D., S Peacock, Ph.D., J Watkins, PharmD, M Ijzerman, Ph.D, Value in health, 19 (2016 г.).
Как снизить вероятность ошибок? Как проще найти «слабое место» и исправить его? Ответить на эти вопросы поможет четкое структурирование различных процессов, что является одним из важных трендов в современном менеджменте. Сказанное напрямую относится и к сфере принятия решений. В этой связи представляем вашему вниманию адаптированный для здравоохранения подход – многокритериальный анализ решений (Multiple Criteria Decision Analysis – MCDA) на основе статьи от ScienceDirect[1].
В мае 2014 г. Международное сообщество по фармакоэкономике и исследованиям показателей эффективности (International Society for Pharmacoeconomics and Outcomes Research – ISPOR) представило многокритериальный анализ решений, который включает в себя широкий набор методологических подходов. MCDA – это методология оценки альтернатив по индивидуальным, часто противоречивым критериям, объединяющая их в одну общую оценку. Подходы MCDA могут быть классифицированы в несколько моделей: модели измерения значений, модели выигрышей и модели контрольного уровня.
- Модели измерения значений включают в себя построение и сравнение численных показателей (общее значение) для определения степени, в которой одна альтернатива решения предпочтительнее другой. Они чаще всего включают аддитивные модели, которые умножают числовую оценку для каждой альтернативы по заданному критерию на относительный вес критерия, а затем суммируют эти оценки, чтобы получить общий балл для каждой альтернативы (т.е. средневзвешенное значение).
- Модели выигрышей обычно включают в себя совместное сравнение альтернатив по каждому критерию, которые объединяются для поддержки определенной альтернативы.
- Модели контрольного уровня предполагают поиск альтернатив, которые ближе всего к достижению предопределенных минимальных уровней производительности по каждому критерию. Они в целом основаны на методах линейного программирования и включают цели или методы аспирации.
Таблица 1. Шаги измерения процесса MCDA | |
Шаг | Описание |
Определение проблемы | Определите цели, тип решения альтернативы, заинтересованные стороны и требуемый результат. |
Выбор и структурирование критериев | Определите критерии, имеющие значение для оценки альтернатив |
Измерение производительности | Соберите данные об эффективности альтернатив по критериям и суммируйте их в матрице производительности |
Оценка альтернатив |
Выявите предпочтения заинтересованных сторон для изменений в рамках критериев |
Критерии взвешивания | Выберите предпочтения заинтересованных сторон между критериями |
Вычисление совокупных баллов | Используйте оценки альтернатив по критериям, чтобы получить «общую стоимость», с помощью которой альтернативы ранжируются |
Работа с неопределенностью | Выполните анализ неопределенности, чтобы понять уровень надежности результатов MCDA |
Отчетность и анализ результатов | Интерпретируйте результаты MCDA, включая анализ неопределенности, для поддержки принятия решений |
Рассмотрим их поподробнее:
- Определение проблемы решения
- Выбор и структурирование критериев
- Измерение производительности
- Оценка альтернатив
- Критерии взвешивания
- Вычисление совокупных баллов
- Работа с неопределенностью
- Отчетность и анализ результатов
Подводя итоги, MCDA выступает в качестве эффективного инструмента при принятии сложных решений в сфере здравоохранения. Он повышает прозрачность и согласованность решений и, возможно, подотчетность лиц, принимающих решения в государственном секторе. Он не заменяет суждений, а скорее, определяет, собирает и структурирует информацию, требуя процесса обсуждения.
Таблица 2 демонстрирует широкий спектр проблем решения и множество заинтересованных сторон, принимающих решения.
Врезка 1. 7 примеров применения подходов MCDA при принятии решений в области здравоохранения (таблица 2): 1. Европейское агентство лекарственных средств (ЕАЛС) разработало проект оценки выгод и рисков. Опробовав методы оценки для балансирования двух, была получена информация для принятия решений касательно лекарственных препаратов. Проект был организован с помощью пяти рабочих пакетов (РП). РП1 сообщил о текущей практике оценки риска и выгод в рамках регулирующей сети Европейского союза. РП2 изучил применимость различных методов для данной оценки. РП3 провел тестирование различных методов в пяти регулирующих органах европейской медицины. РП4 обобщил результаты ранних РП для разработки рекомендаций по организации оценки выгоды и риска. РП5 провел пятимесячный эксперимент по использованию «Таблицы эффектов» в качестве инструмента для обобщения основных преимуществ и рисков и дополнения раздела выгоды и риски Комитета по лекарственным продуктам. 2. В 2010 году Немецкий институт качества и эффективности здравоохранения начал изучение использования методов MCDA в качестве средства вовлечения пациентов в процесс оценки технологий здравоохранения (Health technology assessment – HTA). В проекте использовались две технологии MCDA: аналитический процесс иерархии (АПИ) и эксперименты с дискретным выбором (ЭДВ). Исследование АПИ включало две группы: первая из 12 пациентов и вторая из 7 медицинских специалистов. Участники оценивали свои предпочтения в отношении важности различных конечных точек в лечении антидепрессантами путем их совместного сравнения. Затем эти сравнения были проанализированы для получения относительной важности для каждой конечной точки. В исследовании ЭДВ пациентам и специалистам здравоохранения было предложено выбрать между двумя (гипотетическими) вариантами лечения гепатита С, которые отличались по своим характеристикам и по различным характеристикам лечения (например, результатам). Эти варианты были проанализированы с помощью использования моделей логистической регрессии для оценки важности индивидуальных характеристик лечения. 3. Управляющий системой всеобщего страхования в Таиланде институт, Национальный центр охраны здоровья, совместно с двумя независимыми исследовательскими институтами провел совместный проект исследований и разработок в период с 2009 по 2010 год. Проект MCDA использовался для руководства решениями в рамках программы медицинского страхования в Таиланде. Этот процесс был выполнен в четыре этапа – назначение интервенций для оценки, отбор интервенций для оценки с использованием MCDA, оценка технологий интервенций и оценка эффективности интервенций. Было предложено в общей сложности 17 вмешательств и 5 критериев – численность населения с болезнями, эффективность интервенций в медицинском уходе, вариации в практике, экономическое воздействие на расходы семьи и социальные последствия. После обсуждения были отобраны девять интервенций. 4. Моделирование MCDA помогло в принятии окончательных решений по портфелю фармацевтической компании Allergan путем определения приоритетности проектов на основе соотношения их цены и качества. Был проведен двухдневный семинар для выявления предпочтений заинтересованных сторон по различным критериям. Моделирование MCDA использовалось для изменения совокупной выгоды на скорректированную риском выгоду. Используемые критерии эффективности – чистая приведенная стоимость (финансовая стоимость), медицинская потребность (степень, в которой проект будет удовлетворять неудовлетворенную медицинскую потребность), влияние на бизнес (защита существующего бизнеса), будущая ценность (вклад в эволюцию для фармацевтической компании) и вероятность успеха (вероятность того, что выгода будет реализована). Скорректированные с учетом риска выгоды для каждого проекта оценивались путем умножения выгод на вероятность их реализации. Портфолио состояло из 52 проектов в пяти медицинских сферах. В исследовании сделан вывод о том, что метод MCDA помогает увеличить связь между подразделениями, развивает общее понимание портфеля в целом, прозрачность упрощает обзор и обеспечивает контрольный анализ процесса принятия решений. 5. В качестве примера решения о вводе в действие Уэльский фонд первичной медицинской помощи использовал MCDA для поддержки распределения ресурсов среди 21 интервенции в 5 областях: респираторной, психической, детского здоровья, сердечно-сосудистых заболеваний и рака. Основными заинтересованными сторонами, вовлеченными в анализ, были медицинские специалисты, представители управляющего Совета, представители добровольного сектора, медсестры, представители общественности и пациентов, руководители больниц и служба скорой помощи. Интервенции оценивались по трем критериям: увеличение показателей здоровья (снижение смертности и повышение качества жизни), сокращение неравенства в отношении здоровья и оперативная и политическая осуществимость. В исследовании сделан вывод, что MCDA может оказать поддержку местным специалистам по планированию в области здравоохранения, в задаче выделения бюджетных средств для широкого спектра видов здравоохранения. 6. Совместное решение было определено методом MCDA для выявления приоритетов в решении проблем населения со средним риском развития колоректального рака, посещающих четыре практики первичной помощи (Рочестер, Нью-Йорк, Бирмингем и Индианаполис) в Соединенных Штатах. Исследователи определили шесть критериев: способность предотвращать рак, избежание побочных эффектов, сведение к минимуму ложных позитивов, сложность материально-технического обеспечения, частота тестирования, необходимая подготовка и метод процедуры тестирования. Участников попросили указать относительную важность двух критериев по шкале от 1 до 9, где 1 указывает, что критерии одинаково важны, а 9 указывает, что один критерий чрезвычайно важен по сравнению с другим. Исследование показало, что пациенты могут и хотят участвовать в комплексных анализах MCDA для содействия в принятии ориентированных на пациентов решений. 7. Министерство здравоохранения Новой Зеландии работало с инструментом MCDA (1000Minds) для создания новых балльных систем, основанных на консенсусе медицинских суждений, для определения приоритетности пациентов при доступе к выборочным услугам. Балльные системы состоят из критериев с целью выявления у пациентов относительных приоритетов для лечения, в которых каждый критерий разделяется на две или более категории. Каждая категория имеет конкретное количество баллов, предназначенных для отражения как относительной важности критерия, так и степени его достижения. Каждый пациент «забивается» по критериям и их соответствующим значениям по баллам. Суммируя баллы для получения общего балла, пациенты ранжируются по списку. |
Таблица 2. Примеры решений в здравоохранении, в отношении которых может применяться MCDA | |||||
Тип решения в области здравоохранения | Примеры принимающих эти решения | Примеры критериев, имеющих отношение к решению | Примеры заинтересованных сторон с предпочтениями | Примеры типа решений | Повторные и одноразовые решения |
Оценка выгоды и риска (Benefit-risk assessment (BRA) | Регуляторы | Различные аспекты преимуществ и рисков, которые имеют отношение к каждому новому рассматриваемому лекарству | Регулирующие комитеты и / или пациенты | Категориальный | Соответствующие риски и выгоды будут отличаться от случая к случаю, поэтому критерии и их важность тоже будут отличаться в зависимости от решения |
Оценка технологии здравоохранения (Health technology assessment (HTA) | Организации HTA, такие как G-BA в Германии, NICE в Англии и Уэльсе и PBAC в Австралии | Используемые критерии различаются между системами HTA, но могут включать в себя эффективность, потребности пациента / бремя болезни / тяжесть. | Комитеты HTA или общественность | Категориальный, ранжирование или понимание ценности | HTA стремится применять согласованный набор принципов для вынесения суждений о возмещении новых технологий. Можно утверждать, что одни и те же принципы и критерии должны использоваться для повторных решений, чтобы обеспечить согласованность и подотчетность |
Анализ решения портфеля (Portfolio decision analysis (PDA) | Решения принимаются компаниями, занимающимися наукой. Они выбирают, куда лучше всего направлять усилия в области НИОКР. | Вероятность успеха и прогнозируемая доходность (или согласованность с другими целями компании) альтернативного инвестиционного решения | Совет директоров или комитет, назначенный советом директоров | Ранжирование или понимание ценности | Может быть повторным и одноразовым в зависимости от решения проблемы |
Решения по вводу в действие / рамки установления приоритетов (Commissioning decisions/ priority setting frameworks (PSFs) | Решения о распределении ресурсов принимаются местными бюджетными регуляторами в национальной службе здравоохранения Англии. Решения принимаются частными страховщиками о наборе услуг для возмещения. | Используемые критерии значительно варьируются, но могут включать в себя эффективность, достижение неудовлетворенных потребностей / целей справедливости, достижение целей правительства и т. д. | Комитет, ответственный за принятие решений о финансировании | Ранжирование | Решения здесь повторяются, так как решения относятся к одному фиксированному бюджету. Также критерии, используемые для расстановки приоритетов, должны сопоставляться с другими потенциальными услугами. |
Совместное принятие решений (Shared decision making (SDM) | Решения принимаются совместно пациентами и врачами по поводу выбора пути лечения. | Например, влияние на продолжительность жизни, качество жизни, побочные эффекты от лечения и процесс лечения | Пациенты и врачи | Ранжирование | Одноразовые решения, так как соответствующие риски и выгода будут отличаться от случая к случаю, и у пациентов будут разные предпочтения. Критерии и их важность будут отличаться в зависимости от решения. |
Приоритизация доступа пациентов к медицинскому обслуживанию | Приоритизация пациентов для медицинских услуг. | Различные меры потребностей пациента и способность извлекать выгоду от лечения | Лидеры в здравоохранении, группы пациентов и специалисты в области здравоохранения. | Ранжирование | Решения здесь повторные, так как используются систематические алгоритмические подходы для идентичных критериев и правил. Решения принимаются центральным офисом, у которого нет прямого отношения к пациентам или врачам. |
[1] Multiple Criteria Decision Analysis for Health Care Decision Making – An Introduction: Report 1 of the ISPOR MCDA Emerging Good Practices Task Force, P. Thokala, MASc, Ph.D.. N Devlin, Ph.D.. K Marsh, Ph.D., R Baltussen, Ph.D., M Boysen, MSc, Z Kalo, Ph.D., T Langrenn, MSc, F Mussen, Ph.D., S Peacock, Ph.D., J Watkins, PharmD, M Ijzerman, Ph.D, Value in health, 19 (2016 г.).
Похожие статьи
1. Качество медицинских услуг: у нас ничего не работает?2. Стандартизация процессов
3. Размещение бизнеса
4. «Бережливый» взгляд на медицину
5. Операционный менеджмент в медицине