«Для менеджеров, предпринимателей и инвесторов в медицине»

27.02.2018

18070

Беседовал: Талгат Ергалиев

Журнал «Улагатты Медицина» продолжает знакомиться с внедрением информационных технологий в здравоохранении в крупнейшей области страны. На этот раз на вопросы ответил заместитель руководителя Управления здравоохранения Карагандинской области Хорошаш Аскар Насибуллович.

- 10 января было опубликовано Послание Президента народу Казахстана, в котором особо выделена цифровая трансформация. В частности, впервые для документа такого уровня прозвучало следующее: «Необходимо повысить доступность и эффективность медицинской помощи через интеграцию информационных систем, использование мобильных цифровых приложений, внедрение электронных паспортов здоровья, переход на «безбумажные» больницы». Карагандинская область считается лидером по внедрению информационных технологий в медицине. Насколько область готова к решению задач, поставленных Президентом? Какие сложности в их реализации вы видите?

- Согласно приказу Министра здравоохранения №880 от 27.11.2017, организации здравоохранения Карагандинской области определены для внедрения пилотного проекта по переходу на безбумажное ведение медицинской документации. В рамках проекта есть два основных направления: ведение и перевод форм документации в электронном виде в МИСах. По первому в электронном виде в регионе уже ведется порядка 60 форм, по второму – планируется перевод в безбумажный вид еще 99 форм. И на сегодняшний день 15 из них уже переведены в электронный формат.
Во всех стационарах области ведутся электронные истории болезни, в поликлиниках амбулаторные каты или электронная медицинская карта. 
Таким образом, при поступлении пациента в стационар врач в электронном виде может получить данные о нем из поликлиники. Равно, как и в обратном случае, при выписке из стационара в поликлинике видна выписка из него. 
В 2018 году область должна максимально перейти на безбумажный документооборот. Но, сразу оговорюсь, что полностью безбумажное электронное здравоохранение отсутствует даже в самых развитых странах.
Одной из основных сложностей является донесение до населения полезности, функциональности и необходимости пользования электронными формами. Наш регион считается одним из самых возрастных в стране, большинство пожилых людей не живут в цифровом пространстве и все еще требуют бумажные документы. Однако, в мобильном приложении DamuMed к смартфонам родственников можно «прикреплять» пациентов из числа пожилых и детей: например, оповещение больных по вакцинации или скрининге можно будет осуществляться через их детей или, соответственно, родителей.
Вторая сложность заключается во все еще недостаточной цифровизации сельских населенных пунктов. И здесь, полагаю, нам поможет реализация госпрограммы «Цифровой Казахстан», в рамках которой предполагается повышение уровня проникновения сетей широкополосного доступа в интернет и числа его пользователей в селе. Так, «Казахтелеком» планирует провести широкополосный интернет в 35 населенных пунктах Карагандинской области. Там же, где провести кабель сложно, могут быть задействованы мощности сотовых операторов в формате 4G.
Третья сложность – большие объемы информационного межведомственного взаимодействия с правоохранительными, судебными и другими органами, где все еще требуются документы в бумажном виде. В связи с тем, что у нас идет отказ от бумажного документооборота, а вышеуказанные органы не имеют доступа к МИС, приходится по старинке распечатывать запрашиваемые документы.

- В конце 2016 года журнал уже брал интервью у руководителя вашего управления Ержана Нурлыбаева по ситуационному центру здравоохранения. Как в настоящее время осуществляется работа по данным направлениям? Появились ли новые?

- Так как большинство этих проектов базируются на Комплексной медицинской информационной системе (КМИС), то мы настраиваем и интегрируем ее с другими МИСами. В качестве примера можно упомянуть об успешной интеграции КМИС с АДИС (автоматизированная диспетчерская информационная система) Единой диспетчерской службы скорой медицинской помощи.
Появилась доступная для скачивания смартфонами систем Android и iOS мобильная версия DamuMed, к которой по области подключены более 50 тысяч пользователей. Все основные сервисы в мобильной версии присутствуют: это запись на прием, вызов врача на дом, больничные листы, продление рецептов, тревожная кнопка и другие.
Касательно ситуационных центров, мы решили расширить их функционал. За прошедший год при профильных областных медорганизациях открылись 7 новых центров, исходя из дорожных карт Министерства здравоохранения, в том числе по инфаркту в кардиоцентре, по инсульту в областном медицинском центре, по онкологии в онкологическом диспансере, по травматологии в Центре травматологии и ортопедии им. Макажанова, по туберкулезу в противотуберкулезном диспансере. Кроме того, организованы Единая диспетчерская служба на базе станции скорой медицинской помощи и Координационный центр по хирургии и урологии при областной клинической больнице по часто встречающимся абдоминальным и хирургическим патологиям, таким как аппендицит, острый холецистит, проводные язвы желудка и другим. Планируется создание центра в областной детской клинической больнице по детским заболеваниям.
Основными задачами этих ситуационных центров являются мониторинг, контроль и оперативная помощь для всех медорганизаций области при возникновении экстренных ситуаций. Приведу пример с использованием телеметрической ЭКГ. В прошлом году соответствующее оборудование было закуплено и поставлено во все районные больницы, а в этом году подобная практика распространится и на фельдшерские бригады «скорой помощи». И в случае острого коронарного синдрома сельские медработники круглосуточно  могут отправлять ЭКГ по телеметрии в областной кардиоцентр, где их проконсультируют по тактике лечения, например, по проведению тромбоэмболической терапии, что позволит сохранить жизнь и здоровье пациента. 

- Насколько помогает ситуационный центр в решении актуальных проблем отечественного здравоохранения, например, по качеству медуслуг. Известно, что нередко медорганизации не записывают к врачам больше, чем на календарный месяц. Формально, очереди нет, но в реальности пациенты не могут попасть к врачам месяцами. Как вы боретесь с данной проблемой?

- Ранее Управлению было невозможно контролировать все возникающие в медучреждениях очереди. Сейчас это отслеживается в КМИСе, и через ситуационный центр УЗКО можно увидеть полную картину по очередям не только в медорганизациях, но и вплоть до каждого участка в них, оперативно принять меры. Информация по очередям и их проходимости учитывается и в рейтинге медучреждений, который ведет Управление. 
Кроме того, мы требуем, чтобы в системе вывешивались графики работы врачей, и пациенты могли записаться на прием в электронном виде. Также создана мониторинговая группа, выезжающая на места и рассматривающая там все вопросы, связанные с электронным здравоохранением, в том числе с организацией и прохождением электронных очередей. 
В целом, если грамотно использовать имеющиеся инструменты (ситуационный центр, рейтинг, построенный на адекватных, в том числе опережающих индикаторах, мониторинговая группа), то проблему с очередями можно достаточно эффективно решать, что мы поэтапно и делаем.

- Есть вопрос об использовании медоборудования. Нередко оно есть, но не используется, а пациентов отправляют в платные отделения или больницы. Как МИСы помогают избежать этого?

- Ввиду того, что большая часть оборудования закупалась по финансовому лизингу через АО «КазМедТех», она проходила экспертизу, исключающую простой: соответствие помещений, наличие обученного персонала, возможность закупа расходных материалов. То же – с оборудованием, закупаемым за счет средств местного бюджета.
В настоящее время осуществляется интеграция МИСов с оборудованием. Например, вся лабораторная база интегрируется в лабораторную информационную систему, входящую в КМИС. После ее доработки в первом квартале этого года, из автоматических анализаторов информация будет сразу поступать в КМИС, и пациент сможет через личный кабинет просматривать свои анализы. Так же информация будет направляться сразу в истории болезни пациентов, находящихся в стационаре.
Подобным образом планируется организация работы по «Флюоротеке», маммографам, УЗИ, эндоскопии и другим методам диагностики, использующим цифровой формат. 
В итоге, мы сможем видеть, какое оборудование работает, а какое – простаивает.

- Как отмечают эксперты, внедрение МИСов и паспортов здоровья, открывает большие перспективы развития телемедицины в стране. Насколько это актуально для нашей страны?

- Телемедицина в Казахстане является актуальной, и еще долго будет востребована в силу естественных причин, таких как большая территория и низкая плотность населения, особенно в сельской местности. А ведь нашу область по территории можно сопоставить со средней европейской страной.
Исходя из этих факторов, использование телемедицины в настоящее время в большей степени востребовано для специализированной помощи пациенту, когда по месту его жительства отсутствуют «узкие» медицинские специалисты и проконсультировать его могут только из областного центра. 
В госпрограмме «Цифровой Казахстан» есть проект «Smart сity». В рамках одного из его аспектов – здравоохранения, в области также реализуются такие пилотные проекты, как «Умный рецепт». 

- Караганду уже сегодня можно назвать «цифровой столицей» в сфере здравоохранения. Каковы основные факторы такого прогресса? Как можно масштабировать ваш опыт на всю страну?

- Мы с готовностью делимся опытом. В прошлом году в Караганде состоялось два комплексных семинара-совещания с присутствием управлений здравоохранения из всех областей и расширенное – с участием представителей отдельных клиник и стационаров. Если же попытаться проанализировать процесс цифровизации здравоохранения в области, то можно выделить следующие факторы.
Во-первых, это, еще с советских времен, высокий уровень системы здравоохранения в Карагандинской области. А наш мединститут входил в число лучших в СССР и продолжает готовить медицинские кадры высокого уровня.
Во-вторых, свою роль сыграла позиция Управления здравоохранения, которое еще с 2014 года приступило к работе по цифровизации.
В-третьих, неоценимую помощь в развитии цифрового здравоохранения в области нам оказывает Карагандинский филиал республиканского центра электронного здравоохранения во главе с Рождественским А. В.
В-четвертых, Караганду можно назвать одним из республиканских IT-центров не только в здравоохранении, но и в целом по инфокоммуникационным технологиям. Достаточно упомянуть о таких проектах, как Hoster.kz, Flip.kz, «Новое Телевидение», “Asia Bell”. Карагандинский политех, по-прежнему, является одной из кузниц технических кадров. Множество айтишников из Караганды успешно работают в Алматы, Астане и за границей.
В-пятых, это тесное сотрудничество Управления с частным бизнесом, например, с ЦИТ «Даму», разработчиком КМИС «DamuMed», с которым заключен договор о государственно-частном партнерстве.

Спасибо за интервью!

Оценить:

  • Актуальность
  • Глубина

Похожие статьи

1. «Агентская проблема» или корпоративное управление
2. Турецкий прорыв
3. Турецкая карта медицинских реформ
4. Взгляд с двух сторон
5. Больницу на фондовую биржу: кто быстрее?


Комментарии

0 пользователей оставили 0 комментариев