Бюджет 2025: декларация медицины

19.02.2025
1090
Гульнара Амренова
Очередной бюджет утвердили на реализацию прав граждан страны в области здравоохранения. В целом, затраты увеличены на 10% и консолидированы в объеме 4,2 трлн. бюджетных тенге. Традиционно, расходы заложены без учета множества корректировок бюджета предыдущего года и не способствуют кардинальному решению проблем отрасли. Просто декларируем медицину.
Основные акценты бюджета 2025:
В целом, на здравоохранение в 2025 году бюджетами всех уровней утверждены 4,2 трлн. тг. с ростом на 10%, что составляет лишь 2,8% ВВП (рис. 1). Расчет сделан исходя из прогнозов Миннацэкономики по ВВП страны в 2025 году в объеме 150,8 трлн. тг ($320,8 млрд по курсу 470 тенге) с увеличением на 12% от оценки 2024 года. Существенный разрыв с европейскими стандартами по min доле расходов на медицину в размере 5% от ВВП по-прежнему сохраняется.
Корректировать бюджет не утверждать
В прошлом году Минздрав наконец то запустил в реализацию закон о страховании профессиональной ответственности медработников, разработку которого вели с 2012 года. Было определено, что страхование ответственности будет осуществляться за счет субъектов здравоохранения, но без решения вопроса где брать эти самые средства.
Очередной бюджет утвердили на реализацию прав граждан страны в области здравоохранения. В целом, затраты увеличены на 10% и консолидированы в объеме 4,2 трлн. бюджетных тенге. Традиционно, расходы заложены без учета множества корректировок бюджета предыдущего года и не способствуют кардинальному решению проблем отрасли. Просто декларируем медицину.
Основные акценты бюджета 2025:
- объем бюджета отрасли в целом увеличен на 10%;
- целевой взнос в ФСМС вырос лишь на 6% против 17% в 2024 году;
- отчисления и взносы населения в рамках обязательного медстрахования (без взносов государства) увеличены на 12% от прогноза на 2024 год и запланированы на сумму более 1 трлн. тенге, что составляет 44% от объема ГОБМП;
- в местных бюджетах расходы на здравоохранение в среднем составили уже 3,8% (от затрат), тогда как в прошлом году на старте финансового года эта доля составляла 3,4%;
- соотношение доли текущих расходов и капитальных в местных бюджетах в пределах 34/66, как и годом ранее;
- обязательства по погашению кредиторской задолженности медорганизаций предусмотрены лишь в бюджете Улытауской области. В 2024 года такие обязательства маслихаты при утверждении бюджета не принимали;
- на страховые премии (взносы) в рамках профессиональной ответственности медицинских работников средства бюджета не предусмотрены;
- развитие инфраструктуры отрасли на центральном уровне производится через МНЭ и Минздрав рамках двух целевых программ - Ауыл-Ел бесігі и Модернизация сельского здравоохранения - посредством целевых трансфертов из республиканского бюджета и средств Нацфонда.
В целом, на здравоохранение в 2025 году бюджетами всех уровней утверждены 4,2 трлн. тг. с ростом на 10%, что составляет лишь 2,8% ВВП (рис. 1). Расчет сделан исходя из прогнозов Миннацэкономики по ВВП страны в 2025 году в объеме 150,8 трлн. тг ($320,8 млрд по курсу 470 тенге) с увеличением на 12% от оценки 2024 года. Существенный разрыв с европейскими стандартами по min доле расходов на медицину в размере 5% от ВВП по-прежнему сохраняется.
Корректировать бюджет не утверждать
В прошлом году Минздрав наконец то запустил в реализацию закон о страховании профессиональной ответственности медработников, разработку которого вели с 2012 года. Было определено, что страхование ответственности будет осуществляться за счет субъектов здравоохранения, но без решения вопроса где брать эти самые средства.
Постановлением Правительства от 18 декабря 2024 года за №1073 вопрос решили путем выделения целевых трансфертов регионам. Таким образом, частные медорганизации с большой вероятностью остаются за бортом государственной поддержки и должны будут обеспечить социальную защиту работников, гарантированную государством, за счет собственных средств. В прошлом году целевые трансферты были выделены только 10 регионам в сумме почти 4 млн. тг. Из аналитического отчета Минфина об освоении целевых трансфертов в 2024 году видно, что освоение составило лишь 64% ввиду … наличия экономии по фонду оплаты труда и госзакупкам, уменьшения фактического количества получателей бюджетных средств, против запланированного (таблица 1). В бюджете Минздрава на 2025 год целевые трансферты на страхование ответственности не предусмотрены, что не исключает их выделения в ходе его корректировки в обход закона о республиканском бюджете.
В целом, объем бюджета здравоохранения на 2025 год на республиканском уровне (без учета целевых трансфертов регионам) увеличен на 6% и достиг 2,5 трлн. тенге с учетом расходов на медобслуживание военнослужащих, сотрудников правоохранительных служб, обеспечения деятельности медицинских организаций Управления Делами Президента РК. Самая затратная статья расходов приходится на финансирование ГОБМП и исполнение обязательств Минфина по взносам за льготные категории населения в рамках целевого взноса в ФСМС в объеме 2,3 трлн. тг. Согласно Прогнозу поступлений и расходов ФСМС (приложение 7 к Закону о республиканском бюджете на 2025-2027 годы) взносы государства запланированы в сумме 668,5 млрд. тг., что свидетельствует о том, что Минфин продолжает игнорировать Закон РК об обязательном социальном медицинском страховании (далее - Закон). По данным сайта ФСМС, количество льготных налогоплательщиков, за которых взносы платит государство, насчитывает свыше 11 млн. человек. С учетом ст. 26 Закона, определяющей объектом исчисления взносов государства среднемесячную заработную плату, предшествующей двум годам текущего финансового года, взносы государства должны были быть в пределах 1 трлн. тг, т.е. разница составляет 1/3 или 331 млрд. тг.
Все равны, но некоторые равнее…
Целевые трансферты регионам выделены в объеме 127 млрд. тг, в т.ч. за счет средств республиканского бюджета 81 млрд. тг. и 46,4 млрд. тг. из Национального фонда. Таким образом, почти ¼ часть расходов регионов финансируется за счет целевых траншей, из которых на капитальные затраты предусмотрены 110 млрд. тг и на текущие расходы 17 млрд. тг. (таблица 2). При этом, два региона из двадцати сконцентрировали на себе львиную долю поддержки республики, получив почти 41% целевых трансфертов (таблицы 3 и 4). Так, доля ВКО составила почти 25% с расходами 31,6 млрд. тг., а Кызылординская область «вытянула» 21,3 млрд. тг. или 16,7%. Остальным регионам предусмотрено в пределах от 1 до 4%.
Кроме того, на капитальные затраты (развитие инфраструктуры и материально-техническое обеспечение государственных медорганизаций) предусмотрели средства и местные власти, выделив собственных доходов регионов в сумме 238 млрд. тг, что составило почти 60% бюджетов, предусмотренных на финансирование здравоохранения из местных бюджетов - 400 млрд. тенге. Вкупе с целевыми трансфертами расходы на капзатраты в бюджетах регионов составили 349 млрд. тг., из которых 222,2 млрд. тг. на оснащение действующих медорганизаций. Очевидно, что в подобных условиях частному предпринимательству в медицине весьма некомфортно конкурировать с государственными игроками на отечественном рынке медуслуг.
Непосредственно медицина
Что касается непосредственной медицины, то бюджет на услуги здравоохранения в регионах вырос более чем на четверть за счет выделения 127 млрд. тенге против 100 млрд. годом ранее.
В большей степени - на 42% - регионы увеличили затраты на дополнительное обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, с 28 млрд. тг при утверждении бюджета 2024 года до 40,7 млрд. тг. В основном по данной программе акиматы выделяют средства на лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан. Данные расходы на текущий год сократили лишь в Жетысуской области почти на 23%. Напротив, Атырауская, ВКО, ЗКО и Кызылординская области существенно увеличили затраты на обеспечение жителей ГОБМП. Так, акимат Атырауской области увеличил более чем в 4 раза, ЗКО – в 3 раза, ВКО – в 2,9 раз, Кызылординская – в 2,5 раза. В расчете на одного жителя региона (численность по данным по состоянию на 1.12.2024 г.) затраты варьируют от минимальных 579 тенге в Актюбинской области до максимума 4 500 тенге в Алматы (таблица 6).
На программы обеспечения граждан бесплатным или льготным проездом за пределы населенного пункта регионами предусмотрено 1,2 млрд. тг. Причем, если в СКО спрос на услуги ограничен 223 тыс. тг., то в ЗКО необходимы почти 344 млн. тг. Всего только в четырех областях расходы на бесплатный или льготный проезд в расчете на 1 жителя составляют более 100 тенге, а в остальных и того меньше. Причем, в 7 регионах менее 10 тг. на человека. Если в мегаполисах, как Астана и Алматы, это еще как-то можно объяснить, то в 5 областях (СКО, Карагандинская, Улытауская, Акмолинская и Алматинская) подобные подходы к планированию бюджета весьма удивительны.
Подготовка кадров в приоритете
На подготовку специалистов, повышение квалификации, переподготовку и социальную поддержку регионы увеличили затраты на 40%, направив 45,3 млрд. тг. (таблица 7). Привилегии распространяются на специалистов в области здравоохранения, работающих в государственных организациях, в юридических лицах со стопроцентным участием государства или дочерних организациях, а также в клиниках некоммерческих медицинских организаций образования. Средства выделили все акиматы, но в Атырауской области затраты уменьшили в сравнении с 2024 годом на более чем 70%. В топ - 3 регионов, нарастивших затраты более чем вдвое, вошли ЗКО с ростом почти в 7 раз, Мангистау – почти втрое и г. Алматы – в 2,5 раза.
В среднем расходы на здравоохранение по местным бюджетам составили 3,8% от затрат бюджета и в разрезе регионов варьируют от минимальных 2,6% до 10% (таблица 8). В Туркестанской области самый высокий размер доли бюджета на здравоохранение и составил 10%, в Мангистауской, Костанайской и Кызылординской областях по 5,9%, 5,8% и 5,7% соответственно. Меньше всего – менее 3% - намерены потратить на здоровье жителей в Туркестанской (2,6%), г. Алматы (2,7%), Актюбинской области (2,8%) и столице (2,9%). По динамике расходов на здравоохранение, более чем в 1,5 раза, лидируют ВКО, г. Астана, Актюбинская и Мангистауская области. Напротив, Павлодарская существенно сократила расходы на здравоохранение, не обеспечив уровень предыдущего года, что является следствием снижения объемов капитальных затрат.
С какими бюджетами завершают финансовый год регионы установить из открытых источников не представляется возможным. Как правило, бюджет на старте весьма существенно отличается от бюджета на финише, и не только объемами расходов, но и статьями расходов. Бюджетные процедуры позволяют акиматам бесконтрольно корректировать бюджет, не внося изменения и дополнения в ранее утвержденные бюджеты, и, соответственно, ограничивая право контролировать бюджет маслихатами, заинтересованными лицами и т.д. Это тайна за семью печатями.
Таблица 1. Целевые текущие трансферты на страховые премии (взносы) профессиональной ответственности медицинских работников организаций в области здравоохранения МИО, 2024 год, тыс. тг. | |||||
Регион | план | факт | % | причины | |
1 | Абайская | 217 | 217 | 100 | |
2 | Алматинская | 492 | 492 | 100 | |
3 | Атырауская | 242 | 242 | 100 | |
4 | Жамбылская | 563 | 563 | 100 | |
5 | Карагандинская | 949 | 0 | 0 | экономия по ФОТ |
6 | Кызылординская | 294 | 244 | 83 | уменьшение фактического количества получателей бюджетных средств |
7 | Костанайская | 621 | 266,9 | 43 | экономия по ФОТ |
8 | СКО | 198 | 198 | 100 | |
9 | Улытауская | 167 | 136 | 81 | экономия по госзакупкам |
10 | Жетысуская | 120 | 120 | 100 | |
итого | 3863 | 2478,9 | 64 |
Все равны, но некоторые равнее…
Целевые трансферты регионам выделены в объеме 127 млрд. тг, в т.ч. за счет средств республиканского бюджета 81 млрд. тг. и 46,4 млрд. тг. из Национального фонда. Таким образом, почти ¼ часть расходов регионов финансируется за счет целевых траншей, из которых на капитальные затраты предусмотрены 110 млрд. тг и на текущие расходы 17 млрд. тг. (таблица 2). При этом, два региона из двадцати сконцентрировали на себе львиную долю поддержки республики, получив почти 41% целевых трансфертов (таблицы 3 и 4). Так, доля ВКО составила почти 25% с расходами 31,6 млрд. тг., а Кызылординская область «вытянула» 21,3 млрд. тг. или 16,7%. Остальным регионам предусмотрено в пределах от 1 до 4%.
Таблица 2. Целевые трансферты местным бюджетам на 2025 год, млн. тг | |
Целевые трансферты на строительство, реконструкцию и сейсмоусиление объектов здравоохранения за счет средств республиканского бюджета | 19 167,4 |
Строительство и реконструкция объектов здравоохранения на республиканском уровне за счет целевого трансферта из Национального фонда Республики Казахстан | 4 179,1 |
Целевые трансферты на строительство, реконструкцию и сейсмоусиление объектов здравоохранения за счет целевого трансферта из Национального фонда Республики Казахстан | 36 350,3 |
Целевые текущие трансферты в рамках пилотного национального проекта "Модернизация сельского здравоохранения" | 11283,5 |
Целевые текущие трансферты на материально-техническое оснащение организаций здравоохранения на местном уровне | 32 645,93 |
Целевые трансферты на развитие областным бюджетам на развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельских населенных пунктах в рамках проекта «Ауыл-Ел бесігі» | 818,52 |
Целевые трансферты на развитие областным бюджетам на развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельских населенных пунктах в рамках проекта «Ауыл-Ел бесігі» за счет целевого трансферта из Национального фонда Республики Казахстан». | 5 843,45 |
всего на капитальные затраты | 110 288,2 |
Целевые текущие трансферты на закуп вакцин и других иммунобиологических препаратов | 9 616,02 |
Распределение сумм целевых текущих трансфертов на повышение заработной платы работников организаций здравоохранения местных исполнительных органов | 1 405,3 |
Распределение сумм целевых текущих трансфертов на увеличение размера государственной стипендии обучающимся в организациях технического и профессионального, послесреднего образования | 6 116,37 |
всего на текущие расходы | 17 137,72 |
итого целевые трансферты | 127 425,9 |
Кроме того, на капитальные затраты (развитие инфраструктуры и материально-техническое обеспечение государственных медорганизаций) предусмотрели средства и местные власти, выделив собственных доходов регионов в сумме 238 млрд. тг, что составило почти 60% бюджетов, предусмотренных на финансирование здравоохранения из местных бюджетов - 400 млрд. тенге. Вкупе с целевыми трансфертами расходы на капзатраты в бюджетах регионов составили 349 млрд. тг., из которых 222,2 млрд. тг. на оснащение действующих медорганизаций. Очевидно, что в подобных условиях частному предпринимательству в медицине весьма некомфортно конкурировать с государственными игроками на отечественном рынке медуслуг.
Таблица 3. Целевые трансферты в разрезе регионов на 2025 год, млрд. тг | ||||||
на строительство, реконструкцию, сейсмоусиление объектов | Модер-низа-ция сельского здравоох-ранения |
Мате-
риально-техническое оснащение организаций здравоохранения | Ау-ыл-Ел бе-сі-гі | на повы-шение стипендий, зарплат, закуп вакцины | итого ЦТ | |
ВКО | 29,29 | 0,65 | 0,74 | 0,48 | 0,43 | 31,6 |
Кызылординская | 16 | 0,65 | 3,91 | 0,77 | 21,33 | |
г. Астана | 4,18 | 1,58 | 0,59 | 6,35 | ||
Жамбылская | 1,87 | 1,78 | 0,91 | 1,26 | 5,82 | |
Алматинская | 1,41 | 0,57 | 2,11 | 0,39 | 1,07 | 5,55 |
Атырауская | 3 | 1,7 | 0,63 | 5,34 | ||
Костанайская | 1,22 | 2,17 | 1,05 | 0,71 | 5,15 | |
Жетысуская | 1,53 | 2,12 | 1,07 | 0,43 | 5,14 | |
Акмолинская | 1,95 | 1,87 | 0,6 | 0,6 | 5,02 | |
Карагандинская | 2,52 | 1,32 | 1 | 4,84 | ||
Павлодарская | 3,48 | 0,64 | 0,65 | 4,77 | ||
Абайская | 0,65 | 1,27 | 1,79 | 0,46 | 4,17 | |
Мангистауская | 0,8 | 2,17 | 0,95 | 3,92 | ||
г. Шымкент | 2,13 | 1,55 | 3,68 | |||
Туркестанская | 0,65 | 0,92 | 1,85 | 3,43 | ||
ЗКО | 2,42 | 0,63 | 3,05 | |||
СКО | 0,57 | 2,07 | 0,37 | 3,01 | ||
Улытауская | 1,64 | 0,25 | 0,31 | 2,20 | ||
г. Алматы | 0,07 | 1,81 | 1,89 | |||
Актюбинская | 0,12 | 1,04 | 1,16 | |||
итого | 59,7 | 11,3 | 32,6 | 6,7 | 17,1 | 127,4 |
Непосредственно медицина
Что касается непосредственной медицины, то бюджет на услуги здравоохранения в регионах вырос более чем на четверть за счет выделения 127 млрд. тенге против 100 млрд. годом ранее.
Таблица 4. Перечень проектов, реализуемых в рамках программы «Ауыл ел бесиги» в 2025 году, тыс. тг. | |||
Регионы | Целевые трансферты на развитие областным бюджетам на развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельских населенных пунктах в рамках проекта «Ауыл-Ел бесігі | Целевые трансферты на развитие областным бюджетам на развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельских населенных пунктах в рамках проекта «Ауыл-Ел бесігі» за счет целевого трансферта из Национального фонда РК». | |
1 | Акмолинская | 300 000 | 300 000 |
Строительство врачебной амбулатории на 25 посещений в смену в селе Тургай, Ерейментауского района (привязка) | 300 000 | ||
Строительство врачебной амбулатории на 25 посещений в смену в с.Максимовка, Сандыктауского района, Акмолинской области | 300 000 | ||
2 | Костанайская | 418 526 | 630 000 |
Строительство медицинского пункта в с. Крыловка, Сарыкольского района | 213021 | ||
Строительство медицинского пункта в селе Жалгыскан, Карасуского района | 205505 | ||
Строительство медицинского пункта в селе Милютинка, Житикаринского района, Костанайской области | 100 000 | ||
Строительство фельдшерско-акушерского пункта в с. Маяк, Сарыкольского района | 200 000 | ||
Строительство фельдшерско-акушерского пункта в селе Введенка, Мендыкаринского района, Костанайской области | 170 000 | ||
Строительство медицинского пункта в селе Карамырза, Карасуского района | 160 000 | ||
3 | Абайская | 100 000 | 1 690 694 |
«Строительство врачебной амбулатории с дневным стационаром, лабораторией и женской консультацией в селе Маканчи по адресу: область Абай, Урджарский район, Маканчинский с.о., село Маканчи, ул. Найманбаева, зд.191 Б». Завершение строительства | 100 000 | ||
«Строительство врачебной амбулатории с дневным стационаром, лабораторией и женской консультацией в селе Маканчи по адресу: область Абай, Урджарский район, Маканчинский с.о., село Маканчи, ул. Найманбаева, зд.191 Б». Завершение строительства | 1 362 702 | ||
Строительство врачебной амбулатории на 50 посещений с дневным стационаром на 10 коек в с. Урджар Урджарского района ВКО | 327 992 | ||
4 | Актюбинская | 510 000 | |
Строительство Отекского медицинского пункта на 20 посещений в сельском округе Отек, Кобдинского района, Актюбинской области | 120 000 | ||
5 | Алматинская | ||
«Строительство врачебной амбулатории на 25 посещений в с.Умбетали Жамбылского района Алматинской области» | 390 000 | ||
6 | Жетысуская | 1065973 | |
Строительство ВА на 25 посещений в смену с. Надек Панфиловского района области Жетісу | 120 742 | ||
Строительство врачебной амбулатории на 25 посещений в с. Шанханай, Кербулакского района, Алматинской области | 210 487 | ||
Строительство врачебной амбулатории на 25 посещений в с. Талдыбулак, Кербулакского района, Алматинской области | 192 484 | ||
Строительство врачебной амбулаторий на 25 посещений в смену в с.Кольбай, Алакольского района | 166 968 | ||
Строительство врачебной амбулаторий на 25 посещений в с.Кошкентал, Аксуского района | 375 292 | ||
итого | |||
7 | ВКО | 481 467 | |
Строительство поликлиники на 150 посещений в смену в пос. Касым Кайсенова, Уланского района, ВКО | 220 369 | ||
Строительство врачебной амбулатории на 50 посещений в с. Каратал, Зайсанского района, ВКО | 261 098 | ||
итого | |||
8 | Жамбылская | ||
Строительство поликлиники на 200 посещений в смену на территории сельской больницы в с. Сортобе Кордайского района Жамбылской област | 913 735 | ||
9 | Улытауская | ||
Строительство сельской больницы на 20коек с поликлиникой на 100 посещений в смену Улытауский район, с. Улытау, ул. Тайжина 33А | 251 580 | ||
итого | 818 526,0 | 5 843 449,0 |
Таблица 5. Текущие расходы местных бюджетов на 2024-2025 гг., млрд. тг. | |||
2024 г. | 2025 г. | рост, % | |
Текущие программы | 100,4 | 126,8 | 126,3 |
Услуги по охране материнства и детства | 7,16 | 8,05 | 112,3 |
Пропаганда здорового образа жизни | 0,91 | 1,1 | 121,3 |
Дополнительное обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи по решению местных представительных органов областей | 28,65 | 40,74 | 142,2 |
Проведение медицинской организацией мероприятий, снижающих половое влечение, осуществляемые на основании решения суда | 0,01 | 0,02 | 118,1 |
Централизованный закуп и хранение вакцин и других медицинских иммунобиологических препаратов для проведения иммунопрофилактики населения | 45,35 | 56,07 | 123,6 |
Оказание дополнительного объема медицинской помощи, включающий медицинскую помощь субъектами здравоохранения, оказание услуг Call центрами и прочие расходы | 9,79 | 10,46 | 106,9 |
Областные базы специального медицинского снабжения | 1,99 | 2,33 | 117,3 |
Реализация мероприятий по профилактике и борьбе со СПИД в Республике Казахстан | 3,46 | 3,92 | 113,4 |
Обеспечение граждан бесплатным или льготным проездом за пределы населенного пункта на лечение | 0,91 | 1,23 | 135,4 |
Информационно-аналитические услуги в области здравоохранения | 1,96 | 2,21 | 113 |
Целевые текущие трансферты нижестоящим бюджетам | 0,22 | 0,23 | 106,9 |
Погашение кредиторской задолженности по обязательствам организаций здравоохранения за счет средств местного бюджета | 0,43 |
В большей степени - на 42% - регионы увеличили затраты на дополнительное обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, с 28 млрд. тг при утверждении бюджета 2024 года до 40,7 млрд. тг. В основном по данной программе акиматы выделяют средства на лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан. Данные расходы на текущий год сократили лишь в Жетысуской области почти на 23%. Напротив, Атырауская, ВКО, ЗКО и Кызылординская области существенно увеличили затраты на обеспечение жителей ГОБМП. Так, акимат Атырауской области увеличил более чем в 4 раза, ЗКО – в 3 раза, ВКО – в 2,9 раз, Кызылординская – в 2,5 раза. В расчете на одного жителя региона (численность по данным по состоянию на 1.12.2024 г.) затраты варьируют от минимальных 579 тенге в Актюбинской области до максимума 4 500 тенге в Алматы (таблица 6).
Таблица 6. Расходы на 1 жителя за счет местных бюджетов в 2025 г., тг. | ||
на обеспечение дополнительного ГОБМП | обеспечение граждан бесплатным или льготным проездом за пределы населенного пункта на лечение | |
г. Алматы | 4500 | 3,2 |
Улытауская | 3708 | 4,3 |
Атырауская | 3434 | 324,0 |
г. Шымкент | 3434 | 36,8 |
Жетысуская | 3342 | 29,2 |
Павлодарская | 3284 | 13,2 |
ЗКО | 2042 | 494,3 |
Костанайская | 1960 | 191,5 |
Туркестанская | 1960 | 36,3 |
СКО | 1663 | 0,4 |
Карагандинская | 1589 | 0,8 |
Абайская | 1414 | 38,2 |
Жамбылская | 1403 | 32,9 |
Кызылординская | 918 | 84,7 |
Мангистауская | 901 | 109,8 |
Алматинская | 870 | 8,9 |
ВКО | 764 | 36,5 |
г. Астана | 728 | 1,3 |
Акмолинская | 678 | 4,0 |
Актюбинская | 579 | 74,2 |
в среднем | 2011 | 60,9 |
На программы обеспечения граждан бесплатным или льготным проездом за пределы населенного пункта регионами предусмотрено 1,2 млрд. тг. Причем, если в СКО спрос на услуги ограничен 223 тыс. тг., то в ЗКО необходимы почти 344 млн. тг. Всего только в четырех областях расходы на бесплатный или льготный проезд в расчете на 1 жителя составляют более 100 тенге, а в остальных и того меньше. Причем, в 7 регионах менее 10 тг. на человека. Если в мегаполисах, как Астана и Алматы, это еще как-то можно объяснить, то в 5 областях (СКО, Карагандинская, Улытауская, Акмолинская и Алматинская) подобные подходы к планированию бюджета весьма удивительны.
Подготовка кадров в приоритете
На подготовку специалистов, повышение квалификации, переподготовку и социальную поддержку регионы увеличили затраты на 40%, направив 45,3 млрд. тг. (таблица 7). Привилегии распространяются на специалистов в области здравоохранения, работающих в государственных организациях, в юридических лицах со стопроцентным участием государства или дочерних организациях, а также в клиниках некоммерческих медицинских организаций образования. Средства выделили все акиматы, но в Атырауской области затраты уменьшили в сравнении с 2024 годом на более чем 70%. В топ - 3 регионов, нарастивших затраты более чем вдвое, вошли ЗКО с ростом почти в 7 раз, Мангистау – почти втрое и г. Алматы – в 2,5 раза.
Таблица 7. Расходы местных бюджетов на подготовку кадров в 2025 г., млрд. тг. | ||
Бюджетные программы | план | прирост, % |
всего | 45,3 | 40,3 |
оказание соцподдержки обучающимся | 1,6 | 91,3 |
подготовка специалистов в организациях технического и профессионального, послесреднего образования | 26,6 | 69 |
повышение квалификации и переподготовка кадров | 3,7 | 4,6 |
подготовка специалистов с высшим, послевузовским образованием и оказание социальной поддержки обучающимся | 7,7 | 51 |
соцподдержка медицинских и фармацевтических работников | 5,7 | -19,6 |
В среднем расходы на здравоохранение по местным бюджетам составили 3,8% от затрат бюджета и в разрезе регионов варьируют от минимальных 2,6% до 10% (таблица 8). В Туркестанской области самый высокий размер доли бюджета на здравоохранение и составил 10%, в Мангистауской, Костанайской и Кызылординской областях по 5,9%, 5,8% и 5,7% соответственно. Меньше всего – менее 3% - намерены потратить на здоровье жителей в Туркестанской (2,6%), г. Алматы (2,7%), Актюбинской области (2,8%) и столице (2,9%). По динамике расходов на здравоохранение, более чем в 1,5 раза, лидируют ВКО, г. Астана, Актюбинская и Мангистауская области. Напротив, Павлодарская существенно сократила расходы на здравоохранение, не обеспечив уровень предыдущего года, что является следствием снижения объемов капитальных затрат.
С какими бюджетами завершают финансовый год регионы установить из открытых источников не представляется возможным. Как правило, бюджет на старте весьма существенно отличается от бюджета на финише, и не только объемами расходов, но и статьями расходов. Бюджетные процедуры позволяют акиматам бесконтрольно корректировать бюджет, не внося изменения и дополнения в ранее утвержденные бюджеты, и, соответственно, ограничивая право контролировать бюджет маслихатами, заинтересованными лицами и т.д. Это тайна за семью печатями.
Таблица 8. Свод местных бюджетов на здравоохранение в 2025 году, млн. тг. | |||||||||||||||||||||
Затраты | Абайская | Акмолинская | Актюбинская | Алматинская | Атырауская | ВКО | Жамбылская | Жетісу | г.Алматы | г.Астана | г.Шымкент | ЗКО | Карагандинская | Костанайская | Кызылординская | Мангистауская | Павлодарская | СКО | Туркестанская | Улытау | итого по |
Услуги по охране материнства и детства | 417 | 303 | 285 | 585 | 207 | 507 | 307 | 684 | 297 | 984 | 429 | 176 | 574 | 664 | 374 | 150 | 411 | 364 | 327 | 8046 | |
Пропаганда ЗОЖ | 38 | 30 | 33 | 31 | 54 | 135 | 31 | 97 | 70 | 150 | 30 | 45 | 31 | 90 | 89 | 37 | 24 | 25 | 49 | 8 | 1098 |
Дополнительное обеспечение ГОБМП по решению местных представительных органов областей | 853 | 534 | 549 | 1356 | 2439 | 553 | 1715 | 2323 | 10289 | 1107 | 4303 | 1420 | 1802 | 1619 | 777 | 724 | 2468 | 869 | 4223 | 821 | 40744 |
Проведение медицинской организацией мероприятий, снижающих половое влечение | 1,4 | 1,2 | 0,9 | 0,3 | 0,1 | 1,4 | 0,8 | 0,9 | 0,7 | 0,8 | 1,6 | 0,7 | 0,2 | 3,3 | 0,8 | 15 | |||||
Централизованный закуп и хранение вакцин и других МИП для проведения иммунопрофилактики населения | 1432 | 2018 | 2475 | 4230 | 2239 | 1849 | 2954 | 1877 | 4971 | 2939 | 4590 | 2001 | 2708 | 1741 | 2608 | 3269 | 1591 | 1008 | 8940 | 627 | 56069 |
Оказание ДОМП, включающий медицинскую помощь субъектами здравоохранения, оказание услуг Call центрами и прочие расходы | 551 | 867 | 245 | 592 | 348 | 559 | 668 | 428 | 840 | 647 | 443 | 255 | 1690 | 421 | 485 | 315 | 332 | 495 | 107 | 170 | 10457 |
Областные базы спец мед снабжения | 138 | 191 | 130 | 71 | 77 | 138 | 106 | 94 | 54 | 289 | 92 | 162 | 174 | 79 | 85 | 177 | 141 | 131 | 2328 | ||
Реализация мероприятий по профилактике и борьбе со СПИД | 82 | 133 | 179 | 177 | 221 | 110 | 350 | 105 | 94 | 178 | 159 | 230 | 371 | 273 | 340 | 249 | 315 | 152 | 139 | 61 | 3920 |
Обеспечение граждан бесплатным или льготным проездом за пределы населенного пункта на лечение | 23 | 3 | 70 | 14 | 230 | 26 | 40 | 20 | 7 | 2 | 46 | 344 | 1 | 158 | 72 | 88 | 10 | 78 | 1 | 1235 | |
Информационно-аналитические услуги в области здравоохранения | 69 | 58 | 100 | 423 | 141 | 61 | 160 | 77 | 225 | 132 | 80 | 47 | 145 | 74 | 54 | 124 | 42 | 65 | 55 | 78 | 2210 |
Целевые текущие трансферты нижестоящим бюджетам | 233 | 233 | |||||||||||||||||||
Услуги по реализации госполитики на местном уровне в области здравоохранения | 238 | 469 | 210 | 354 | 224 | 236 | 289 | 333 | 461 | 509 | 273 | 287 | 404 | 364 | 339 | 304 | 263 | 245 | 295 | 130 | 6227 |
Кап расходы государственных органов здравоохранения | 3 | 2 | 15 | 40 | 19 | 80 | |||||||||||||||
Оказание социальной поддержки обучающимся по программам технического и профессионального, послесреднего образования | 270 | 43 | 691 | 233 | 50 | 306 | 1594 | ||||||||||||||
Подготовка специалистов в организациях технического и профессионального, послесреднего образования | 654 | 792 | 2357 | 506 | 739 | 779 | 2061 | 0 | 3588 | 529 | 3555 | 1130 | 884 | 1809 | 1177 | 1357 | 1318 | 343 | 2619 | 436 | 26635 |
Повышение квалификации и переподготовка кадров | 250 | 16 | 29 | 161 | 42 | 420 | 19 | 87 | 1100 | 201 | 419 | 13 | 310 | 100 | 145 | 163 | 29 | 165 | 8 | 3677 | |
Подготовка специалистов с высшим, послевузовским образованием и оказание социальной поддержки обучающимся | 241 | 864 | 237 | 603 | 503 | 156 | 258 | 477 | 825 | 0 | 0 | 175 | 540 | 492 | 162 | 185 | 642 | 402 | 822 | 103 | 7687 |
Социальная поддержка медицинских и фармацевтических работников | 222 | 50 | 119 | 90 | 680 | 0 | 0 | 0 | 643 | 419 | 656 | 39 | 1259 | 498 | 759 | 110 | 170 | 5714 | |||
Погашение кредиторской задолженности по обязательствам организаций здравоохранения | 426 | 426 | |||||||||||||||||||
Капрасходы медорганизаций | 9120 | 9711 | 5569 | 7739 | 9965 | 7628 | 11230 | 9060 | 29188 | 16530 | 9067 | 7280 | 10881 | 19452 | 9864 | 11495 | 7414 | 9381 | 15005 | 5653 | 221229 |
Возмещение лизинговых платежей по санитарному транспорту, медицинским изделиям, требующие сервисного обслуживания, приобретенных на условиях финансового лизинга | 262 | 1648 | 830 | 1779 | 697 | 1148 | 550 | 1323 | 1294 | 0 | 572 | 838 | 385 | 2986 | 483 | 1000 | 300 | 2093 | 18186 | ||
Целевые текущие трансферты нижестоящим бюджетам | 1053 | 1053 | |||||||||||||||||||
Сейсмоусиление объектов | 1537 | 1348 | 2885 | ||||||||||||||||||
Строительство и реконструкция объектов | 253 | 1659 | 454 | 12208 | 5519 | 33305 | 534 | 1645 | 2583 | 4190 | 2228 | 426 | 3362 | 1708 | 16433 | 10100 | 3480 | 67 | 955 | 897 | 102006 |
Выполнение гособязательств по ГЧП | 10 | 400 | 147 | 42 | 116 | 715 | |||||||||||||||
Реализация мероприятий в рамках "Ауыл-Ел бесігі" | 140 | 207 | 1065 | 429 | 187 | 575 | 251 | 2855 | |||||||||||||
итого | 14622 | 19519 | 13904 | 31436 | 23696 | 48798 | 21596 | 21012 | 57263 | 29953 | 25828 | 15137 | 25855 | 30369 | 36640 | 30406 | 20017 | 15102 | 35952 | 10221 | 527326 |
Похожие статьи
1. Риск-менеджмент: от истоков к начинаниям2. Бюджетирование в медицинских организациях
3. Финансовые инструменты оценки проектов
4. Сфера финансового менеджмента
5. Финансовый менеджмент в медицинских учреждениях США и РК: акценты