«Для менеджеров, предпринимателей и инвесторов в медицине»

19.02.2025

1090

Гульнара Амренова

Очередной бюджет утвердили на реализацию прав граждан страны в области здравоохранения. В целом, затраты увеличены на 10% и консолидированы в объеме 4,2 трлн. бюджетных тенге. Традиционно, расходы заложены без учета множества корректировок бюджета предыдущего года и не способствуют кардинальному решению проблем отрасли. Просто декларируем медицину.

Основные акценты бюджета 2025:
  1. объем бюджета отрасли в целом увеличен на 10%;
  2. целевой взнос в ФСМС вырос лишь на 6% против 17% в 2024 году;
  3. отчисления и взносы населения в рамках обязательного медстрахования (без взносов государства) увеличены на 12% от прогноза на 2024 год и запланированы на сумму более 1 трлн. тенге, что составляет 44% от объема ГОБМП;
  4. в местных бюджетах расходы на здравоохранение в среднем составили уже 3,8% (от затрат), тогда как в прошлом году на старте финансового года эта доля составляла 3,4%;
  5. соотношение доли текущих расходов и капитальных в местных бюджетах в пределах 34/66, как и годом ранее;
  6. обязательства по погашению кредиторской задолженности медорганизаций предусмотрены лишь в бюджете Улытауской области. В 2024 года такие обязательства маслихаты при утверждении бюджета не принимали;
  7. на страховые премии (взносы) в рамках профессиональной ответственности медицинских работников средства бюджета не предусмотрены;
  8. развитие инфраструктуры отрасли на центральном уровне производится через МНЭ и Минздрав рамках двух целевых программ - Ауыл-Ел бесігі и Модернизация сельского здравоохранения - посредством целевых трансфертов из республиканского бюджета и средств Нацфонда.
Не стандарты ОЭСР

В целом, на здравоохранение в 2025 году бюджетами всех уровней утверждены 4,2 трлн. тг. с ростом на 10%, что составляет лишь 2,8% ВВП (рис. 1). Расчет сделан исходя из прогнозов Миннацэкономики по ВВП страны в 2025 году в объеме 150,8 трлн. тг ($320,8 млрд по курсу 470 тенге) с увеличением на 12% от оценки 2024 года. Существенный разрыв с европейскими стандартами по min доле расходов на медицину в размере 5% от ВВП по-прежнему сохраняется.

Корректировать бюджет не утверждать

В прошлом году Минздрав наконец то запустил в реализацию закон о страховании профессиональной ответственности медработников, разработку которого вели с 2012 года. Было определено, что страхование ответственности будет осуществляться за счет субъектов здравоохранения, но без решения вопроса где брать эти самые средства.

Постановлением Правительства от 18 декабря 2024 года за №1073 вопрос решили путем выделения целевых трансфертов регионам. Таким образом, частные медорганизации с большой вероятностью остаются за бортом государственной поддержки и должны будут обеспечить социальную защиту работников, гарантированную государством, за счет собственных средств. В прошлом году целевые трансферты были выделены только 10 регионам в сумме почти 4 млн. тг. Из аналитического отчета Минфина об освоении целевых трансфертов в 2024 году видно, что освоение составило лишь 64% ввиду … наличия экономии по фонду оплаты труда и госзакупкам, уменьшения фактического количества получателей бюджетных средств, против запланированного (таблица 1). В бюджете Минздрава на 2025 год целевые трансферты на страхование ответственности не предусмотрены, что не исключает их выделения в ходе его корректировки в обход закона о республиканском бюджете.

Таблица 1. Целевые текущие трансферты на страховые премии (взносы) профессиональной ответственности медицинских работников организаций в области здравоохранения МИО, 2024 год, тыс. тг.
Регион план факт % причины
1 Абайская 217 217 100
2 Алматинская 492 492 100
3 Атырауская 242 242 100
4 Жамбылская 563 563 100
5 Карагандинская 949 0 0 экономия по ФОТ
6 Кызылординская 294 244 83 уменьшение фактического количества получателей бюджетных средств
7 Костанайская 621 266,9 43 экономия по ФОТ
8 СКО 198 198 100
9 Улытауская 167 136 81 экономия по госзакупкам
10 Жетысуская 120 120 100
  итого 3863 2478,9 64


В целом, объем бюджета здравоохранения на 2025 год на республиканском уровне (без учета целевых трансфертов регионам) увеличен на 6% и достиг 2,5 трлн. тенге с учетом расходов на медобслуживание военнослужащих, сотрудников правоохранительных служб, обеспечения деятельности медицинских организаций Управления Делами Президента РК. Самая затратная статья расходов приходится на финансирование ГОБМП и исполнение обязательств Минфина по взносам за льготные категории населения в рамках целевого взноса в ФСМС в объеме 2,3 трлн. тг. Согласно Прогнозу поступлений и расходов ФСМС (приложение 7 к Закону о республиканском бюджете на 2025-2027 годы) взносы государства запланированы в сумме 668,5 млрд. тг., что свидетельствует о том, что Минфин продолжает игнорировать Закон РК об обязательном социальном медицинском страховании (далее - Закон). По данным сайта ФСМС, количество льготных налогоплательщиков, за которых взносы платит государство, насчитывает свыше 11 млн. человек. С учетом ст. 26 Закона, определяющей объектом исчисления взносов государства среднемесячную заработную плату, предшествующей двум годам текущего финансового года, взносы государства должны были быть в пределах 1 трлн. тг, т.е. разница составляет 1/3 или 331 млрд. тг.

Все равны, но некоторые равнее…

Целевые трансферты регионам выделены в объеме 127 млрд. тг, в т.ч. за счет средств республиканского бюджета 81 млрд. тг. и 46,4 млрд. тг. из Национального фонда. Таким образом, почти ¼ часть расходов регионов финансируется за счет целевых траншей, из которых на капитальные затраты предусмотрены 110 млрд. тг и на текущие расходы 17 млрд. тг. (таблица 2). При этом, два региона из двадцати сконцентрировали на себе львиную долю поддержки республики, получив почти 41% целевых трансфертов (таблицы 3 и 4). Так, доля ВКО составила почти 25% с расходами 31,6 млрд. тг., а Кызылординская область «вытянула» 21,3 млрд. тг. или 16,7%. Остальным регионам предусмотрено в пределах от 1 до 4%.

Таблица 2. Целевые трансферты местным бюджетам на 2025 год, млн. тг
Целевые трансферты на строительство, реконструкцию и сейсмоусиление объектов здравоохранения за счет средств республиканского бюджета 19 167,4
Строительство и реконструкция объектов здравоохранения на республиканском уровне за счет целевого трансферта из Национального фонда Республики Казахстан 4 179,1
Целевые трансферты на строительство, реконструкцию и сейсмоусиление объектов здравоохранения за счет целевого трансферта из Национального фонда Республики Казахстан 36 350,3
Целевые текущие трансферты в рамках пилотного национального проекта "Модернизация сельского здравоохранения" 11283,5
Целевые текущие трансферты на материально-техническое оснащение организаций здравоохранения на местном уровне 32 645,93
Целевые трансферты на развитие областным бюджетам на развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельских населенных пунктах в рамках проекта «Ауыл-Ел бесігі» 818,52
Целевые трансферты на развитие областным бюджетам на развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельских населенных пунктах в рамках проекта «Ауыл-Ел бесігі» за счет целевого трансферта из Национального фонда Республики Казахстан». 5 843,45
 всего на капитальные затраты 110 288,2
Целевые текущие трансферты на закуп вакцин и других иммунобиологических препаратов 9 616,02
Распределение сумм целевых текущих трансфертов на повышение заработной платы работников организаций здравоохранения местных исполнительных органов 1 405,3
Распределение сумм целевых текущих трансфертов на увеличение размера государственной стипендии обучающимся в организациях технического и профессионального, послесреднего образования 6 116,37
всего на текущие расходы 17 137,72
итого целевые трансферты 127 425,9

Кроме того, на капитальные затраты (развитие инфраструктуры и материально-техническое обеспечение государственных медорганизаций) предусмотрели средства и местные власти, выделив собственных доходов регионов в сумме 238 млрд. тг, что составило почти 60% бюджетов, предусмотренных на финансирование здравоохранения из местных бюджетов - 400 млрд. тенге. Вкупе с целевыми трансфертами расходы на капзатраты в бюджетах регионов составили 349 млрд. тг., из которых 222,2 млрд. тг. на оснащение действующих медорганизаций. Очевидно, что в подобных условиях частному предпринимательству в медицине весьма некомфортно конкурировать с государственными игроками на отечественном рынке медуслуг.

Таблица 3. Целевые трансферты в разрезе регионов на 2025 год, млрд. тг
на строительство, реконструкцию, сейсмоусиление объектов Модер-низа-ция сельского здравоох-ранения Мате-
риально-техническое оснащение организаций здравоохранения
Ау-ыл-Ел бе-сі-гі на повы-шение стипендий, зарплат, закуп вакцины итого ЦТ
ВКО 29,29 0,65 0,74 0,48 0,43 31,6
Кызылординская 16 0,65 3,91   0,77 21,33
г. Астана 4,18   1,58   0,59 6,35
Жамбылская   1,87 1,78 0,91 1,26 5,82
Алматинская 1,41 0,57 2,11 0,39 1,07 5,55
Атырауская 3   1,7   0,63 5,34
Костанайская   1,22 2,17 1,05 0,71 5,15
Жетысуская 1,53   2,12 1,07 0,43 5,14
Акмолинская   1,95 1,87 0,6 0,6 5,02
Карагандинская   2,52 1,32   1 4,84
Павлодарская 3,48   0,64   0,65 4,77
Абайская   0,65 1,27 1,79 0,46 4,17
Мангистауская 0,8   2,17   0,95 3,92
г. Шымкент     2,13   1,55 3,68
Туркестанская   0,65 0,92   1,85 3,43
ЗКО     2,42   0,63 3,05
СКО   0,57 2,07   0,37 3,01
Улытауская     1,64 0,25 0,31 2,20
г. Алматы     0,07   1,81 1,89
Актюбинская       0,12 1,04 1,16
итого 59,7 11,3 32,6 6,7 17,1 127,4

Непосредственно медицина

Что касается непосредственной медицины, то бюджет на услуги здравоохранения в регионах вырос более чем на четверть за счет выделения 127 млрд. тенге против 100 млрд. годом ранее.

Таблица 4. Перечень проектов, реализуемых в рамках программы «Ауыл ел бесиги» в 2025 году, тыс. тг.
Регионы Целевые трансферты на развитие областным бюджетам на развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельских населенных пунктах в рамках проекта «Ауыл-Ел бесігі Целевые трансферты на развитие областным бюджетам на развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельских населенных пунктах в рамках проекта «Ауыл-Ел бесігі» за счет целевого трансферта из Национального фонда РК».
1 Акмолинская        300 000             300 000
  Строительство врачебной амбулатории на 25 посещений в смену в селе Тургай, Ерейментауского района (привязка) 300 000
  Строительство врачебной амбулатории на 25 посещений в смену в с.Максимовка, Сандыктауского района, Акмолинской области 300 000
2 Костанайская 418 526 630 000
  Строительство медицинского пункта в с. Крыловка, Сарыкольского района 213021
  Строительство медицинского пункта в селе Жалгыскан, Карасуского района 205505
  Строительство медицинского пункта в селе Милютинка, Житикаринского района, Костанайской области 100 000
  Строительство фельдшерско-акушерского пункта в с. Маяк, Сарыкольского района 200 000
  Строительство фельдшерско-акушерского пункта в селе Введенка, Мендыкаринского района, Костанайской области 170 000
  Строительство медицинского пункта в селе Карамырза, Карасуского района 160 000
3 Абайская 100 000 1 690 694
  «Строительство врачебной амбулатории с дневным стационаром, лабораторией и женской консультацией в селе Маканчи по адресу: область Абай, Урджарский район, Маканчинский с.о., село Маканчи, ул. Найманбаева, зд.191 Б». Завершение строительства 100 000
  «Строительство врачебной амбулатории с дневным стационаром, лабораторией и женской консультацией в селе Маканчи по адресу: область Абай, Урджарский район, Маканчинский с.о., село Маканчи, ул. Найманбаева, зд.191 Б». Завершение строительства 1 362 702
  Строительство врачебной амбулатории на 50 посещений с дневным стационаром на 10 коек в с. Урджар Урджарского района ВКО 327 992
4 Актюбинская 510 000
  Строительство Отекского медицинского пункта на 20 посещений в сельском округе Отек, Кобдинского района, Актюбинской области 120 000
5 Алматинская
  «Строительство врачебной амбулатории на 25 посещений в с.Умбетали Жамбылского района Алматинской области» 390 000
6 Жетысуская 1065973
  Строительство ВА на 25 посещений в смену с. Надек Панфиловского района области Жетісу 120 742
  Строительство врачебной амбулатории на 25 посещений в с. Шанханай, Кербулакского района, Алматинской области 210 487
  Строительство врачебной амбулатории на 25 посещений в с. Талдыбулак, Кербулакского района, Алматинской области 192 484
  Строительство врачебной амбулаторий на 25 посещений в смену в с.Кольбай, Алакольского района 166 968
  Строительство врачебной амбулаторий на 25 посещений в с.Кошкентал, Аксуского района 375 292
  итого
7 ВКО 481 467
  Строительство поликлиники на 150 посещений в смену в пос. Касым Кайсенова, Уланского района, ВКО 220 369
  Строительство врачебной амбулатории на 50 посещений в с. Каратал, Зайсанского района, ВКО 261 098
  итого
8 Жамбылская
  Строительство поликлиники на 200 посещений в смену на территории сельской больницы в с. Сортобе Кордайского района Жамбылской област 913 735
9 Улытауская
  Строительство сельской больницы на 20коек с поликлиникой на 100 посещений в смену Улытауский район, с. Улытау, ул. Тайжина 33А 251 580
  итого 818 526,0 5 843 449,0

Таблица 5. Текущие расходы местных бюджетов на 2024-2025 гг., млрд. тг.
2024 г. 2025 г. рост, %
Текущие программы 100,4 126,8 126,3
Услуги по охране материнства и детства 7,16 8,05 112,3
Пропаганда здорового образа жизни 0,91 1,1 121,3
Дополнительное обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи по решению местных представительных органов областей 28,65 40,74 142,2
Проведение медицинской организацией мероприятий, снижающих половое влечение, осуществляемые на основании решения суда 0,01 0,02 118,1
Централизованный закуп и хранение вакцин и других медицинских иммунобиологических препаратов  для проведения иммунопрофилактики населения 45,35 56,07 123,6
Оказание дополнительного объема медицинской помощи, включающий медицинскую помощь субъектами здравоохранения, оказание услуг Call центрами и прочие расходы 9,79 10,46 106,9
Областные базы специального медицинского снабжения 1,99 2,33 117,3
Реализация мероприятий по профилактике и борьбе со СПИД в Республике Казахстан 3,46 3,92 113,4
Обеспечение граждан бесплатным или льготным проездом за пределы населенного пункта на лечение 0,91 1,23 135,4
Информационно-аналитические услуги в области здравоохранения 1,96 2,21 113
Целевые текущие трансферты нижестоящим бюджетам 0,22 0,23 106,9
Погашение кредиторской задолженности по обязательствам организаций здравоохранения за  счет средств местного бюджета 0,43

В большей степени - на 42% - регионы увеличили затраты на дополнительное обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, с 28 млрд. тг при утверждении бюджета 2024 года до 40,7 млрд. тг. В основном по данной программе акиматы выделяют средства на лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан. Данные расходы на текущий год сократили лишь в Жетысуской области почти на 23%. Напротив, Атырауская, ВКО, ЗКО и Кызылординская области существенно увеличили затраты на обеспечение жителей ГОБМП. Так, акимат Атырауской области увеличил более чем в 4 раза, ЗКО – в 3 раза, ВКО – в 2,9 раз, Кызылординская – в 2,5 раза. В расчете на одного жителя региона (численность по данным по состоянию на 1.12.2024 г.) затраты варьируют от минимальных 579 тенге в Актюбинской области до максимума 4 500 тенге в Алматы (таблица 6).

Таблица 6. Расходы на 1 жителя  за счет местных бюджетов в 2025 г., тг.
на обеспечение дополнительного  ГОБМП обеспечение граждан бесплатным или льготным проездом за пределы населенного пункта на лечение
г. Алматы 4500 3,2
Улытауская 3708 4,3
Атырауская 3434 324,0
г. Шымкент 3434 36,8
Жетысуская 3342 29,2
Павлодарская 3284 13,2
ЗКО 2042 494,3
Костанайская 1960 191,5
Туркестанская 1960 36,3
СКО 1663 0,4
Карагандинская 1589 0,8
Абайская 1414 38,2
Жамбылская 1403 32,9
Кызылординская 918 84,7
Мангистауская 901 109,8
Алматинская 870 8,9
ВКО 764 36,5
г. Астана 728 1,3
Акмолинская 678 4,0
Актюбинская 579 74,2
в среднем 2011 60,9

На программы обеспечения граждан бесплатным или льготным проездом за пределы населенного пункта регионами предусмотрено 1,2 млрд. тг. Причем, если в СКО спрос на услуги ограничен 223 тыс. тг., то в ЗКО необходимы почти 344 млн. тг. Всего только в четырех областях расходы на бесплатный или льготный проезд в расчете на 1 жителя составляют более 100 тенге, а в остальных и того меньше. Причем, в 7 регионах менее 10 тг. на человека. Если в мегаполисах, как Астана и Алматы, это еще как-то можно объяснить, то в 5 областях (СКО, Карагандинская, Улытауская, Акмолинская и Алматинская) подобные подходы к планированию бюджета весьма удивительны.

Подготовка кадров в приоритете

На подготовку специалистов, повышение квалификации, переподготовку и социальную поддержку регионы увеличили затраты на 40%, направив 45,3 млрд. тг. (таблица 7). Привилегии распространяются на специалистов в области здравоохранения, работающих в государственных организациях, в юридических лицах со стопроцентным участием государства или дочерних организациях, а также в клиниках некоммерческих медицинских организаций образования. Средства выделили все акиматы, но в Атырауской области затраты уменьшили в сравнении с 2024 годом на более чем 70%. В топ - 3 регионов, нарастивших затраты более чем вдвое, вошли ЗКО с ростом почти в 7 раз, Мангистау – почти втрое и г. Алматы – в 2,5 раза.

Таблица 7. Расходы местных бюджетов на подготовку кадров в 2025 г., млрд. тг.
Бюджетные программы план прирост, %
всего 45,3 40,3
оказание соцподдержки обучающимся 1,6 91,3
подготовка специалистов в организациях технического и профессионального, послесреднего образования 26,6 69
повышение квалификации и переподготовка кадров 3,7 4,6
подготовка специалистов с высшим, послевузовским образованием  и оказание социальной поддержки обучающимся 7,7 51
соцподдержка медицинских и фармацевтических работников 5,7 -19,6

В среднем расходы на здравоохранение по местным бюджетам составили 3,8% от затрат бюджета и в разрезе регионов варьируют от минимальных 2,6% до 10% (таблица 8). В Туркестанской области самый высокий размер доли бюджета на здравоохранение и составил 10%, в Мангистауской, Костанайской и Кызылординской областях по 5,9%, 5,8% и 5,7% соответственно. Меньше всего – менее 3% - намерены потратить на здоровье жителей в Туркестанской (2,6%), г. Алматы (2,7%), Актюбинской области (2,8%) и столице (2,9%). По динамике расходов на здравоохранение, более чем в 1,5 раза, лидируют ВКО, г. Астана, Актюбинская и Мангистауская области. Напротив, Павлодарская существенно сократила расходы на здравоохранение, не обеспечив уровень предыдущего года, что является следствием снижения объемов капитальных затрат.
С какими бюджетами завершают финансовый год регионы установить из открытых источников не представляется возможным. Как правило, бюджет на старте весьма существенно отличается от бюджета на финише, и не только объемами расходов, но и статьями расходов. Бюджетные процедуры позволяют акиматам бесконтрольно корректировать бюджет, не внося изменения и дополнения в ранее утвержденные бюджеты, и, соответственно, ограничивая право контролировать бюджет маслихатами, заинтересованными лицами и т.д. Это тайна за семью печатями.

Таблица 8. Свод местных бюджетов на здравоохранение в 2025 году, млн. тг.
Затраты Абайская Акмолинская Актюбинская Алматинская Атырауская ВКО Жамбылская Жетісу г.Алматы г.Астана г.Шымкент ЗКО Карагандинская Костанайская Кызылординская Мангистауская Павлодарская СКО Туркестанская Улытау итого по
Услуги по охране материнства и детства 417 303 285 585 207 507 307 684 297 984 429 176 574 664 374 150 411 364 327 8046
Пропаганда ЗОЖ 38 30 33 31 54 135 31 97 70 150 30 45 31 90 89 37 24 25 49 8 1098
Дополнительное обеспечение ГОБМП по решению местных представительных органов областей 853 534 549 1356 2439 553 1715 2323 10289 1107 4303 1420 1802 1619 777 724 2468 869 4223 821 40744
Проведение медицинской организацией мероприятий, снижающих половое влечение 1,4 1,2 0,9 0,3 0,1 1,4 0,8     0,9 0,7 0,8 1,6 0,7 0,2 3,3 0,8 15
Централизованный закуп и хранение вакцин и других МИП для проведения иммунопрофилактики населения 1432 2018 2475 4230 2239 1849 2954 1877 4971 2939 4590 2001 2708 1741 2608 3269 1591 1008 8940 627 56069
Оказание ДОМП, включающий медицинскую помощь субъектами здравоохранения, оказание услуг Call центрами и прочие расходы 551 867 245 592 348 559 668 428 840 647 443 255 1690 421 485 315 332 495 107 170 10457
Областные базы спец мед снабжения 138 191 130 71 77 138 106 94 54 289 92 162 174 79 85 177 141 131 2328
Реализация мероприятий по профилактике и борьбе со СПИД 82 133 179 177 221 110 350 105 94 178 159 230 371 273 340 249 315 152 139 61 3920
Обеспечение граждан бесплатным или льготным проездом за пределы населенного пункта на лечение 23 3 70 14 230 26 40 20 7 2 46 344 1 158 72 88 10 78 1 1235
Информационно-аналитические услуги в области здравоохранения 69 58 100 423 141 61 160 77 225 132 80 47 145 74 54 124 42 65 55 78 2210
Целевые текущие трансферты нижестоящим бюджетам             233                           233
Услуги по реализации госполитики на местном уровне в области здравоохранения 238 469 210 354 224 236 289 333 461 509 273 287 404 364 339 304 263 245 295 130 6227
Кап расходы государственных органов здравоохранения               3 2 15 40     19         80
Оказание социальной поддержки обучающимся по программам технического и профессионального, послесреднего образования                   270 43 691         233 50 306 1594
Подготовка специалистов в организациях технического и профессионального, послесреднего образования 654 792 2357 506 739 779 2061 0 3588 529 3555 1130 884 1809 1177 1357 1318 343 2619 436 26635
Повышение квалификации и переподготовка кадров 250 16 29 161 42 420 19 87 1100 201 419 13 310 100 145 163 29 165 8 3677
Подготовка специалистов с высшим, послевузовским образованием и оказание социальной поддержки обучающимся 241 864 237 603 503 156 258 477 825 0 0 175 540 492 162 185 642 402 822 103 7687
Социальная поддержка медицинских и фармацевтических работников 222     50 119 90 680 0 0 0 643 419 656 39 1259 498 759 110 170 5714
Погашение кредиторской задолженности по обязательствам организаций здравоохранения                                       426 426
Капрасходы медорганизаций 9120 9711 5569 7739 9965 7628 11230 9060 29188 16530 9067 7280 10881 19452 9864 11495 7414 9381 15005 5653 221229
Возмещение лизинговых платежей по санитарному транспорту, медицинским изделиям, требующие сервисного обслуживания, приобретенных на условиях финансового лизинга 262 1648 830 1779 697 1148 550 1323 1294 0 572 838 385 2986 483 1000 300 2093   18186
Целевые текущие трансферты нижестоящим бюджетам               1053                         1053
Сейсмоусиление объектов               1537 1348                       2885
Строительство и реконструкция объектов 253 1659 454 12208 5519 33305 534 1645 2583 4190 2228 426 3362 1708 16433 10100 3480 67 955 897 102006
Выполнение гособязательств по ГЧП     10 400             147       42       116 715
Реализация мероприятий в рамках "Ауыл-Ел бесігі"     140 207 1065 429           187 575     251     2855
итого 14622 19519 13904 31436 23696 48798 21596 21012 57263 29953 25828 15137 25855 30369 36640 30406 20017 15102 35952 10221 527326

Оценить:

  • Актуальность
  • Глубина

Похожие статьи

1. Риск-менеджмент: от истоков к начинаниям
2. Бюджетирование в медицинских организациях
3. Финансовые инструменты оценки проектов
4. Сфера финансового менеджмента
5. Финансовый менеджмент в медицинских учреждениях США и РК: акценты


Комментарии

0 пользователей оставили 0 комментариев