«Для менеджеров, предпринимателей и инвесторов в медицине»

«Расстрельная должность» или кризис в управлении здравоохранением на региональном уровне?

19.06.2021

6140

Ниязбек Бектембаев

Рассматривая итоги 2020 года в здравоохранении страны можно отметить огромную текучесть кадров в рядах начальников региональных управлений - на 17 должностях побывали 38 человек! Очевидно, что в такой кадровой «чехарде» сложно говорить о проведении какой-либо осмысленной и последовательной политики развития отрасли. Рассмотрим этот вопрос чуть более подробнее.

       Прошлый год стал трудным для системы здравоохранения нашей страны и не только. Он запомнился нам дефицитом медицинских масок, респираторов, антисептиков, ноутбуков, возросшим количеством фактов домашнего насилия и высокой рождаемостью, которая наконец-то побила рекорд 1987 года.[1] В свете дефицита средств индивидуальной защиты (СИЗ), возросших в десятки раз цен на них и других проблем в регионах начали задумываться чья же это вина. В итоге во всех регионах, кроме Карагандинской (Е Нурлыбаев) и Костанайской (В Дудник) областях по тем или иным причинам сменились первые руководители (УЗ – см. рис 1).



       Среди 15 УЗ, где произошли кадровые изменения, самое большее количество замен в 2020 г. было в УЗ Актюбинской области и г. Алматы - по 3 замены в каждом регионе, из которых 2 были руководителями, а 1 и.о. руководителя.

       Руководителями УЗ назначаются в основном руководители подведомственных организаций системы здравоохранения и/или заместители руководителей УЗ. Есть факты, когда после назначения и.о. руководителя по истечении нескольких месяцев работы получали должность руководителя УЗ, как например, в Атырауской области Асхана Байдувалиева.

       Также интересно заметить, что руководитель Актюбинской области Асет Калиев покинул должность по причине того, что срок занятия должности превысил 6 лет и по закону он не вправе её занимать[2]  Сейчас он занимает аналогичную должность в УЗ Жамбылской области. Хотя можно будет заметить, что руководитель Карагандинской области работает на своей должности с апреля 2014 г. (см. таблицу 1).  

       Если рассматривать причины смены руководителей УЗ, то 22 из 23 существующих замен произошли по положительным мотивам и только руководитель УЗ ЗКО Болатбек Каюпов был задержан антикоррупционной службой по подозрению в получении взятки в размере 7,8 млн тенге от директора компании за подписание акта выполненных работ по договорам о закупках медоборудования[3].



       Таким образом, назначенные 9 руководителей и и.о. руководителей в 2020 г. не проработали в среднем даже 5 (4,7) месяцев и были сняты со своих должностей. Остальные пережили новый год и продолжили свою деятельность. Учитывая данную текучесть в медицинских кругах эти должности называют «расстрельными» [4]. Из всех назначений в 2020 г. только 3 представительницы слабого пола, остальные мужчины.

       В целом, подводя итоги можно констатировать, что текучка кадров на столь важных позициях как руководители областных управлений здравоохранения сильно вредит развитию отрасли, как в части даже того, что зачастую губит карьеру хороших врачей, согласившимся стать руководителями УЗ и отсутствии преемственности в работе, «метания» в политике развития отрасли. В этой связи необходимо поднимать вопрос о реформировании службы управлений здравоохранения в регионах. Ведь очевидно, что текучка кадров связана с неоднозначностью нормативно-правовой базы, когда нормативные правовые акты зачастую противоречат друг-другу, а с другой стороны, на руководителя УЗ с заработной платой в несколько сотен долларов в месяц «вешают» бюджеты и принятие решений по активам на сотни миллионов долларов. Выход из данной ситуации видится в работе по 2 направлениям:

       ✔ убрать с начальников УЗ несвойственные им функции как проведение государственных закупок медицинского оборудования, ремонтов зданий и т.д.;

       ✔ разделение лечебного дела и менеджмента в здравоохранении, т.е. руководителями УЗ назначать прежде всего менеджеров, а не врачей.

       Этой публикацией мы хотели бы открыть дискуссию по совершенствованию работы УЗ - важного звена в развитии системы здравоохранения. Наше издание продолжит эту тему и открыто для представления мнений по данному вопросу.



[1] «В Казахстане в 2020 году родилось рекордное число детей», 22.02.2021 г., https://www.aa.com.tr/ru/%D0%BC%D0%B8%D1%80/%D0%B2-%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B5-%D0%B2-2020-%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%83-%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D1%8C-%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D1%87%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%BE-%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9/2153157

[2] «Вспышку пневмонии в Актобе мог спровоцировать коронавирус», Д Уркумбаева, 19.06.2020 г.,

https://www.ktk.kz/ru/news/video/2020/06/19/151772/

[3] «Руководителя управления здравоохранения ЗКО задержали по подозрению в получении взятки»,  Ж Сагидуллакызы, 30.10.2020 г., https://informburo.kz/novosti/rukovoditelya-upravleniya-zdravoohraneniya-zko-zaderzhali-po-podozreniyu-v-poluchenii-vzyatki.html

[4] «Кто в казахстанских регионах руководит управлениями здравоохранения?», 13.03.2021 г,  https://turanpress.kz/regiony/kto-v-kazakhstanskikh-regionakh-rukovodit-upravleniyami-zdravookhraneniya-2



Оценить:

  • Актуальность
  • Глубина

Похожие статьи

1. «Агентская проблема» или корпоративное управление
2. Турецкий прорыв
3. Турецкая карта медицинских реформ
4. Взгляд с двух сторон
5. Больницу на фондовую биржу: кто быстрее?


Комментарии

0 пользователей оставили 0 комментариев