Регулирование цен на лекарства: необходимы равные условия для всех
09.01.2019
11150
Ермек Ясылов, Президент ОЮЛ в ФА "Евразийская медицинская ассоциация"
Сегодня государственная политика в области фармации предусматривает регулирование цен на лекарственные средства на государственном и частном секторах рынка. Однако остается открытым вопрос обеспечения равных условий игры на конкурентном рынке как для иностранных фирм, так и для отечественных производителей, а также вопросы поддержания физической доступности и разнообразия ассортимента продукции при условии уравнения цен.
Регулирование цен Комитетом фармации Министерства здравоохранения призвано обеспечить более полный охват населения лекарственными средствами в рамках ГОБМП и пакета ОСМС за счёт контроля роста закупочных цен. Проводимая политика согласуется с концепцией Всеобщего охвата услугами здравоохранения, поддерживаемой Всемирной организацией здравоохранения.
Однако, сегодня мы наблюдаем, что на реализационном уровне регулирование цен фокусируется на генерических препаратах, поскольку контроль цен оригинальных препаратов затруднителен из-за отсутствия конкурентной среды для сравнения. При этом, в списке Единого дистрибьютора лекарственных средств генерики, по разным оценкам, составляют долю от 30% до 59%. Остальное – дорогостоящие оригинальные препараты. Это означает, что эффект масштабной реформы по регулированию цен может быть усилен за счет увеличения присутствия генериков и снижения расходов на оригинальные препараты. Общая картина такова, что объем закупа лекарственных средств и изделий медицинского назначения через Единого дистрибьютора за последние 5 лет вырос в 2,5 раза с Т80,3 млрд в 2013 году до Т200,2 млрд в 2017 году. В основном этот рост был обусловлен расширением доли импортной продукции. При этом, доля отечественной продукции в среднем за последние 5 лет не превышает 20%. Логично было бы ожидать, что расширение номенклатуры и рост расходов на лекарственные средства будет сопровождаться усилением контроля за расходованием бюджетных средств.
Какие же есть варианты улучшения ситуации?
Регулирование цен на оригинальные препараты в контексте экономики Казахстана нереалистично. В международном опыте подобная практика имеет место, например, в Канаде, однако достаточная переговорная сила государства в данном случае обусловлена большой емкостью рынка.
Как видно из практики, производители оригинальных препаратов по мере приближения сроков истечения патентной защиты часто прибегают к демпингу цен в странах, где применяется механизм установления предельной цены на генерики ниже (на 30%) от цены оригинального препарата. Это зависимое положение приводит к вытеснению с рынка генерика. В целях защиты от недобросовестной конкуренции, производителями генериков выдвинуты предложения об установлении предельных цен на генерики с проведением сравнения цен без учета стоимости оригинальных препаратов, установленных за последние 2 года до истечения их патентной защиты. Это создаст если не равные условия для фармацевтических производителей, то, по крайней мере, приближенные к равным. Кроме того, это позволит производить закуп оригинальных препаратов по максимально сниженным ценам в последние сроки истечения их патентной защиты. Такая мера выглядит согласованной с государственной политикой, в целом предполагающей поддержку отечественных товаропроизводителей, а также увеличениедоступа к лекарственной помощи.
Один из вариантов снижения цен – контроль выписки рецептов и отпуск населению генериков в приоритетном порядке. Так, в Японии, стране с высоким уровнем доходов, планируют к 2020 году довести долю закупа генериков до 80% от общего объема препаратов. В свою очередь, в США до 90% выписанных по рецептам лекарств составили генерики. И это при том, что США является родиной ряда крупных компаний-оригинаторов и богатейшей страной мира, имеющей обширные финансовые возможности и расходующей на здравоохранение до 19% ВВП. На этом фоне, действующая структура закупа в РК довольно своеобразна: с одной стороны, в бесплатное лекарственное обеспечение входят дорогие препараты (как в развитых странах), но с другой, хорошего уровня доступности лекарств в целом не обеспечено (как в развивающихся странах).
Есть и другие спорные и потенциально дискриминирующие отечественных товаропроизводителей аспекты действующей схемы регулирования цен. В частности, критерии отбора референтных стран для ценообразования неясны, и список референтных стран ежегодно изменяется, что делает ситуацию непрогнозируемой для участников рынка. Отсутствие уверенности в завтрашнем дне, в свою очередь, негативно влияет на размещение инвестиций.
Критерии отбора референтных стран нуждаются в доработке: так, в последней редакции списка фигурирует Российская Федерация. Вместе с тем, очевидно, что за счет десятикратной разницы в масштабе рынка, цены на одни и те же лекарственные средства, поставляемых в РФ сравнительно ниже цен, установленных для небольшого рынка Казахстана. Работает эффект масштаба: оперируя на малом рынке, компания несет относительно более высокие административные, логистические и прочие расходы. Выравнивание цен с Российской Федерацией в среднесрочном периоде провоцирует спад и сворачивание внутреннего производства и ухода с рынка большинства импортных инновационных продуктов. В этой ситуации, отечественный рынок рискует быть поделенным между внешними производителями и поставщиками, в качестве дополнительного рынка сбыта, который приведет с существенному снижению доступности безаналоговой импортной продукции. А согласно позиции той же Всемирной организации здравоохранения, достаточный уровень самообеспечения страны лекарственными средствами – вопрос национальной безопасности.
Таким образом, попытки снижения роста цен с применением бескомпромиссных мер регулирования без учета особенностей ценообразования на лекарственные препараты могут привести к новой проблеме по снижению физической доступности лекарственной помощи для населения.
Сегодня государственная политика в области фармации предусматривает регулирование цен на лекарственные средства на государственном и частном секторах рынка. Однако остается открытым вопрос обеспечения равных условий игры на конкурентном рынке как для иностранных фирм, так и для отечественных производителей, а также вопросы поддержания физической доступности и разнообразия ассортимента продукции при условии уравнения цен.
Регулирование цен Комитетом фармации Министерства здравоохранения призвано обеспечить более полный охват населения лекарственными средствами в рамках ГОБМП и пакета ОСМС за счёт контроля роста закупочных цен. Проводимая политика согласуется с концепцией Всеобщего охвата услугами здравоохранения, поддерживаемой Всемирной организацией здравоохранения.
Однако, сегодня мы наблюдаем, что на реализационном уровне регулирование цен фокусируется на генерических препаратах, поскольку контроль цен оригинальных препаратов затруднителен из-за отсутствия конкурентной среды для сравнения. При этом, в списке Единого дистрибьютора лекарственных средств генерики, по разным оценкам, составляют долю от 30% до 59%. Остальное – дорогостоящие оригинальные препараты. Это означает, что эффект масштабной реформы по регулированию цен может быть усилен за счет увеличения присутствия генериков и снижения расходов на оригинальные препараты. Общая картина такова, что объем закупа лекарственных средств и изделий медицинского назначения через Единого дистрибьютора за последние 5 лет вырос в 2,5 раза с Т80,3 млрд в 2013 году до Т200,2 млрд в 2017 году. В основном этот рост был обусловлен расширением доли импортной продукции. При этом, доля отечественной продукции в среднем за последние 5 лет не превышает 20%. Логично было бы ожидать, что расширение номенклатуры и рост расходов на лекарственные средства будет сопровождаться усилением контроля за расходованием бюджетных средств.
Какие же есть варианты улучшения ситуации?
Регулирование цен на оригинальные препараты в контексте экономики Казахстана нереалистично. В международном опыте подобная практика имеет место, например, в Канаде, однако достаточная переговорная сила государства в данном случае обусловлена большой емкостью рынка.
Как видно из практики, производители оригинальных препаратов по мере приближения сроков истечения патентной защиты часто прибегают к демпингу цен в странах, где применяется механизм установления предельной цены на генерики ниже (на 30%) от цены оригинального препарата. Это зависимое положение приводит к вытеснению с рынка генерика. В целях защиты от недобросовестной конкуренции, производителями генериков выдвинуты предложения об установлении предельных цен на генерики с проведением сравнения цен без учета стоимости оригинальных препаратов, установленных за последние 2 года до истечения их патентной защиты. Это создаст если не равные условия для фармацевтических производителей, то, по крайней мере, приближенные к равным. Кроме того, это позволит производить закуп оригинальных препаратов по максимально сниженным ценам в последние сроки истечения их патентной защиты. Такая мера выглядит согласованной с государственной политикой, в целом предполагающей поддержку отечественных товаропроизводителей, а также увеличениедоступа к лекарственной помощи.
Один из вариантов снижения цен – контроль выписки рецептов и отпуск населению генериков в приоритетном порядке. Так, в Японии, стране с высоким уровнем доходов, планируют к 2020 году довести долю закупа генериков до 80% от общего объема препаратов. В свою очередь, в США до 90% выписанных по рецептам лекарств составили генерики. И это при том, что США является родиной ряда крупных компаний-оригинаторов и богатейшей страной мира, имеющей обширные финансовые возможности и расходующей на здравоохранение до 19% ВВП. На этом фоне, действующая структура закупа в РК довольно своеобразна: с одной стороны, в бесплатное лекарственное обеспечение входят дорогие препараты (как в развитых странах), но с другой, хорошего уровня доступности лекарств в целом не обеспечено (как в развивающихся странах).
Есть и другие спорные и потенциально дискриминирующие отечественных товаропроизводителей аспекты действующей схемы регулирования цен. В частности, критерии отбора референтных стран для ценообразования неясны, и список референтных стран ежегодно изменяется, что делает ситуацию непрогнозируемой для участников рынка. Отсутствие уверенности в завтрашнем дне, в свою очередь, негативно влияет на размещение инвестиций.
Критерии отбора референтных стран нуждаются в доработке: так, в последней редакции списка фигурирует Российская Федерация. Вместе с тем, очевидно, что за счет десятикратной разницы в масштабе рынка, цены на одни и те же лекарственные средства, поставляемых в РФ сравнительно ниже цен, установленных для небольшого рынка Казахстана. Работает эффект масштаба: оперируя на малом рынке, компания несет относительно более высокие административные, логистические и прочие расходы. Выравнивание цен с Российской Федерацией в среднесрочном периоде провоцирует спад и сворачивание внутреннего производства и ухода с рынка большинства импортных инновационных продуктов. В этой ситуации, отечественный рынок рискует быть поделенным между внешними производителями и поставщиками, в качестве дополнительного рынка сбыта, который приведет с существенному снижению доступности безаналоговой импортной продукции. А согласно позиции той же Всемирной организации здравоохранения, достаточный уровень самообеспечения страны лекарственными средствами – вопрос национальной безопасности.
Таким образом, попытки снижения роста цен с применением бескомпромиссных мер регулирования без учета особенностей ценообразования на лекарственные препараты могут привести к новой проблеме по снижению физической доступности лекарственной помощи для населения.
Похожие статьи
1. «Агентская проблема» или корпоративное управление2. Турецкий прорыв
3. Турецкая карта медицинских реформ
4. Взгляд с двух сторон
5. Больницу на фондовую биржу: кто быстрее?