«Для менеджеров, предпринимателей и инвесторов в медицине»

Цифры национального проекта: здравоохранение для каждого гражданина

19.04.2022

1290

Гульнар Амренова

С октября 2021 года ориентирами в работе Министерства здравоохранения Республики Казахстан стали показатели Национального проекта "Качественное и доступное здравоохранение для каждого гражданина "Здоровая нация" (2021-2025 годы). Призванный стать очередным «шажком» в сторону бюджетирования, ориентированного на результат, этот документ достаточно сложен для восприятия. В этой связи, мы решили предложить его в более понятном, на наш взгляд, виде.

Ожидания

В отличии от государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан на 2020 – 2025 годы (далее – ГП, утратила силу), которая включала анализ текущего состояния, перспективы, проблемы и подходы к решению Национальный проект – это «сплошные» цифры, обоснование и расшифровку которых документ не содержит, а концепция развития отрасли, которая могла бы их объяснить, не утверждалась.

Приоритетами в работе МЗ теперь будут создание экономических стимулов для привлечения инвестиций в отрасль, создание новых рабочих мест и повышение качества медицинских услуг, что по итогам реализации Национального проекта даст экономический и социальный эффекты (см. таблицу 1).
 
Таблица 1. Ожидаемые эффекты и госрасходы на реализацию нацпроекта в здравоохранении
Ожидаемый экономический эффект
 
1.     Увеличение частных инвестиций в сферу здравоохранения с 121,5 млрд тенге в 2020 году до 783,3 млрд тенге в 2025 году;
2.     Создание около 13 тыс. новых рабочих мест (постоянных);
3.     Доведение доли отечественной фармацевтической продукции с 17 % в 2020 году до 50 % в 2025 году;
Ожидаемый социальный эффект
 
4.     Увеличение ожидаемой продолжительности жизни граждан с 71,37 лет в 2020 году до 75 лет в 2025 году;
5.     Повышение уровня удовлетворенности населения качеством медицинских услуг с 53,3 % в 2020 году до 80 % в 2025 году;
Объем финансирования, необходимый
для реализации национального проекта
3,6 трлн тенге

Национальный проект содержит 5 стратегических показателей / 3 направления /7 задач /15 показателей (без спорта). Достижение ожиданий планируется обеспечить посредством реализации 66 мероприятий. Рассмотрим стратегические показатели, а затем 3 направления с выделением по каждому задач, показателей и результатов.

Стратегические показатели

При разработке стратегических показателей НП сохранена гармонизация с целевыми индикаторами ранее действовавшей ГП (см. таблицу 2). По-прежнему главными критериями эффективности системы здравоохранения остаются увеличение продолжительности жизни граждан, снижение младенческой и материнской смертности. Вместе с тем, стратегически важными станут замеры уровня удовлетворенности населения качеством и доступностью медицинских услуг и рост инвестиций в отрасль. Из – под «высшего» надзора выведены риски для жизни, связанные с сердечно-сосудистыми, онкологическими, хроническими респираторными заболеваниями и диабетом.
 
Таблица 2. Стратегические показатели нацпроекта в здравоохранении
  Показатели         в 2025 году
1 Ожидаемая продолжительность жизни при рождении до 75 лет
2 Младенческая смертность до 7,2 на 1000 родившихся живыми
3 Материнская смертность до 10,0 на 100 тыс. родившихся живыми
4 Уровень удовлетворенности населения качеством и доступностью медицинских услуг, предоставляемых медицинскими учреждениями, до 80 %
5 Инвестиции в основной капитал в здравоохранение/ реальный рост к уровню 2019 года до 372,2 %

Для достижения стратегических показателей определены 3 направления работ, которые включают 7 задач и 15 показателей / результатов (см. таблицу 3).
 
Таблица 3. Направления, задачи, показатели и результаты нацпроекта в здравоохранении
Задачи Показатели/ результаты/
Направление 1. Доступная и качественная медицинская помощь
1. Обеспечение широкого охвата населения услугами здравоохранения 1. Охват сельских населенных пунктов первичной медико-санитарной и консультативно-диагностической помощью/к 2025 году 100%, в т.ч. численность населения, охваченного услугами передвижных медицинских комплексов – 2 млн.
2. Ежегодное количество новых и модернизированных объектов здравоохранения, соответствующих мировым стандартам оказания медицинской помощи/всего за 5 лет - 42
3. Расширение объема медицинской помощи на амбулаторном уровне в общем объеме медицинской помощи в рамках ГОБМП и системе ОСМС - 60%
2. Сохранение здоровья беременных женщин и укрепление здоровья детей 1. Увеличение охвата беременных женщин индивидуальным и междисциплинарным дородовым наблюдением - 95%
2. Увеличение охвата детей до 1 года проактивным наблюдением и скринингами – 90%
3. Увеличение охвата медицинской реабилитацией детей с ограниченными возможностями – 60%
3. Укрепление кадрового потенциала 1. Увеличение количества врачей, обученных в ведущих мировых центрах, в том числе по интенсивной терапии -52
2. Увеличение количества образовательных грантов резидентуры по остродефицитным специальностям - 3800
Направление 2. Формирование современной системы эпидемиологического прогнозирования и реагирования
1. Переход на современную модель эпидемиологического надзора за инфекционными заболеваниями 1. Удельный вес научно обоснованных систем прогнозирования и реагирования на национальные и глобальные риски – 100%
 
2. Расширение доступа населения к современным и высокоточным лабораторным исследованиям 1. Доля лабораторий санитарно-эпидемиологической экспертизы, соответствующих международным стандартам в области биобезопасности и оценки соответствия – 90%
 
Направление 3. Доступные лекарственные средства и медицинские изделия отечественного производства
1. Наращивание научного и кадрового потенциала для фармацевтической и медицинской промышленности 1. Доля аккредитованных лабораторий/центров на соответствие международным стандартам (GLP и ISO-17025) – 100%
2. Количество новых производств по выпуску лекарственных средств и медицинских изделий - 30
3. Уровень зрелости бенчмаркинга ВОЗ национального регулятора – 3 уровень
2.Развитие отечественного производства лекарственных средств и медицинских изделий 1. Доля лекарственных средств и медицинских изделий отечественного производства на локальном фармацевтическом рынке (в стоимостном выражении) – 50%
2. Доля закупа лекарственных средств и медицинских изделий с местным содержанием через систему единой дистрибуции в рамках ГОБМП и ОСМС – 50%

Мероприятия, предусмотренные нацпроектом, по нашему мнению, логично сгруппировать в следующие 4 блока: инвестиционные проекты, санитарно-эпидемиологическое и лекарственное обеспечение, здоровый образ жизни (ЗОЖ), социальный блок и качество медицинских услуг.

Инвестиционные проекты

К 2025 году предполагается реализовать 46 инвестиционных проектов с затратами за 5-летний период в сумме 759 млрд. тг. (см. таблицу 4). В кейсе МЗ 20 современных больниц, 2 научно-инновационных центра, 20 объектов в регионах, 4 лаборатории.
 
Таблица 4. План-график реализации инвестиционных проектов по нацпроекту здравоохранение
Мероприятия год завершения ед.изм. 2021 2022 2023 2024 2025 всего
1 Реализация инвестиционных проектов по строительству не менее 20 современных больниц и 2 научно-инновационных центров, в том числе в рамках ГЧП, концессии, в гг. Нур-Султан, Алматы, Шымкент, Туркестан, Петропавловск, Караганда, Актобе, Кокшетау, Усть-Каменогорск, Атырау, Тараз, Кызылорда, Актау, Павлодар, Костанай 2025 ед - 2 1 9 10  
млн. тг     7 400 101445 267850 376695
млн. тг   37 046 39 205     76 251
2 Строительство и модернизация в регионах не менее 20 объектов, в том числе принятие мер по дальнейшему развитию инфраструктуры республиканских подведомственных организаций МЗ РК (в т.ч. ННОЦ, ННЦТО, РПБСТИН, РКГИОВ) 2025 ед - 1 4 1 14  
млн. тг 22 114 49 751 6 133 6 775 176 283 261056
3 Строительство и реконструкция аварийных зданий лабораторий санитарно-эпидемиологической экспертизы 2025 лаборатории 16     2 2  
млн.тг/       бюджет       2 466 3 441 5 907
млн.тг/       ОСМС 665         665
4 Строительство лаборатории наивысшего уровня безопасности (BSL-4) для работы с опасными и особо опасными патогенами и вирусами на базе РГП на ПХВ "Научно-исследовательский институт проблем биологической безопасности" 2024 лаборатории       1    
млн.тг     10 000 10 000   20 000
5 Строительство Центра и лабораторий лекарственных средств и медицинских изделий в г. Нур-Султане для НЦЭЛС КМФК МЗ РК 2025   - 1 ТЭО 1 ПСД стройка 1 АВ  
млн.тг/          бюджет     697 8 813 8 813 18 323
млн.тг/         ОСМС   23       23
  итого   млрд.тг 22,8 86,8 63,4 129,5 456,4 758,9

Санитарно-эпидемиологическое и лекарственное обеспечение

В рамках формирования современной эпидемиологической системы предусмотрены меры по созданию регуляторных механизмов межведомственного взаимодействия, межведомственного научного кластера по изучению и оценке вновь возникающих и эндемичных инфекционных заболеваний, оснащению высокотехнологическим оборудованием лабораторий, внедрению новых методов исследования, подготовке профессиональных кадров, социальной защите отдельных специалистов (см. таблицу 5).

В рамках лекарственного обеспечения запланированы мероприятия по созданию лабораторий/центров для проведения доклинических исследований, научно-исследовательских центров и фармацевтических кластеров (R&D) по разработке инновационных лекарственных средств и медицинских изделий, внедрению отечественных и зарубежных технологий на их производство, привлечение транснациональных компаний из числа ведущих мировых фармацевтических производителей Big Pharma – Top 50 для локализации производства на территории РК, формирование пула инвестиционных предложений для привлечения иностранных инвестиций и разработка эффективных механизмов привлечения финансовых средств на производство отечественных лекарственных средств и медицинских изделий. В текущем году планируется запустить KPI по планированию и обеспеченности регионов лекарственными средствами, медицинскими изделиями в рамках ГОБПМ и ОСМС, местному содержанию при проведении закупок ЛС на региональных уровнях и автоматизация закупа лекарственных средств, в том числе интеграция частных аптечных организаций (включая регионы) с ИСЛО для отпуска ЛС по электронным рецептам, в т.ч. в рамках ГОБМП/ОСМС и сооплаты.
 
Таблица 5. План-график реализации мероприятий по санитарно-эпидемиологическому и лекарственному обеспечению согласно нацпроекту в здравоохранении
Мероприятия год завершения ед.изм. 2021 2022 2023 2024 2025 всего
1 Создание регуляторных механизмов межведомственного взаимодействия по планированию, координации и мониторингу мер в отношении зоонозных заболеваний, антибиотикорезистентности, биобезопасности и пищевой безопасности 2025 НПА - - - 1 - не требуется
2 Создание межведомственного научного кластера по изучению и оценке вновь возникающих и эндемичных инфекционных заболеваний (разработка национального плана исследований) 2024 НПА - - - 1 - не требуется
3 Оснащение высокотехнологическим оборудованием лабораторий санитарно-эпидемиологической экспертизы с созданием условий биобезопасности 2025 лаборатории 3 3 3 3 3  
млн. тг 216 391 3 339 407 370 4 723
4 Внедрение новых методов исследования в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения 2025 млн.тг 0,2 0,2 0,2 0,3 0,3 1,2
5 Подготовка и сертификационный курс профессиональных кадров системы санитарно-эпидемиологической экспертизы 2025 чел 900 900 900 900 900  
млн.тг 3,2 3,2 3,2 3,2 3,2 16
6 Социальная защита отдельных специалистов, работающих с группами патогенности 2025 млн.тг   3 029 3 407 3 407 3 407 13 250
7 Создание лабораторий/центров для проведения доклинических исследований, в том числе проведения биоаналитической части испытаний биоэквивалентности, аккредитованных на соответствие GLP 2025 ед - - 1 - 1 не требуется
8 Обучение кадров лабораторий/центров для проведения доклинических исследований, в том числе проведения биоаналитической части испытаний биоэквивалентности 2025 чел - 10 10 10 10  
млн.тг   25 25 25 25 100
9 Создание лабораторий/центров для проведения лабораторных и технических испытаний медицинских изделий, аккредитованных по ISO-17025 2025 ед - - 2 - 2  
млн.тг   - 170 - 170 340
10 Обучение кадров лабораторий/центров для проведения лабораторных и технических испытаний медицинских изделий 2025 чел   10 10 10 10 10
млн.тг   25 25 25 25 100
11 Создание научно-исследовательских центров и фармацевтических кластеров (R&D) по разработке инновационных лекарственных средств и медицинских изделий 2025 ед   - 1 - 1  
млн.тг     75   75 150
12 Внедрение отечественных и зарубежных технологий на производство наукоемких и инновационных лекарственных средств и медицинских изделий 2025 технология   - 1 1 1  
13 Привлечение транснациональных компаний из числа ведущих мировых фармацевтических производителей Big Pharma – Top 50 для локализации производства на территории РК 2025 ед - - 1 1 1 не требуется
14 Формирование пула инвестиционных предложений для привлечения иностранных инвестиций в фармацевтическую отрасль с определением ключевых товарных позиций 2022 пул - 1 - - - не требуется
15 Разработка эффективных механизмов привлечения финансовых средств коммерческих банков и других внебюджетных источников на производство отечественных лекарственных средств и медицинских изделий 2022 механизм - 1 - - - не требуется
16 Определение, утверждение, мониторинг выполнения целевых индикаторов (KPI) по планированию и обеспеченности регионов лекарственными средствами, медицинскими изделиями в рамках ГОБПМ и ОСМС 2022 НПА - 1 - - - не требуется
17 Определение, утверждение и мониторинг выполнения целевых индикаторов (KPI) по местному содержанию при проведении закупок ЛС на региональных уровнях 2022 НПА - 1 - - - не требуется
18 Автоматизация закупа лекарственных средств, в том числе интеграция частных аптечных организаций (включая регионы) с ИСЛО для отпуска ЛС по электронным рецептам, в т.ч. в рамках ГОБМП/ОСМС и сооплаты 2022 протокол тестирования - 1 - - - не требуется

Здоровый образ жизни

В рамках пропаганды здорового образа жизни, помимо различных исследований, планируется внедрение проектов "Здоровые города, регионы", "Школы, способствующие укреплению здоровья", "Здоровые университеты", программ "Здоровая осанка", "Здоровое зрение" для детей дошкольного и школьного возраста, "Здоровые столовые", "Здоровые кафетерии", "Здоровое бистро", "Здоровые магазины", создание электронной платформы Е-ЗОЖ для продвижения новых принципов здорового образа жизни (см. таблицу 6). Продолжится поэтапное повышение акциза на табачные изделия, введение акциза на сахаросодержащие напитки (в эквиваленте цены 0,5 бутылки ССН – 200 тенге).
 
Таблица 6. План-график реализации мероприятий по здоровому образу жизни согласно нацпроекту в здравоохранении
Мероприятия год завершения ед.изм. 2021 2022 2023 2024 2025 всего
1 Проведение исследования по определению распространенности факторов риска неинфекционных заболеваний по методике ВОЗ "STEPS", анализ и принятие мер по снижению распространенности факторов риска 2024 исследований - - 0,5 0,5    
млн. тг     93 16   109
2 Обеспечение доступности молодежных центров здоровья к услугам по вопросам психического и репродуктивного здоровья подростков и молодежи 2025 чел 314 102 533 973 1014548 1217458 1460949  
млн.тг 1376,5 1789,5 2684,2 4563,1 5475,8 15889
3 Расширение доступа населения к информации о репродуктивном здоровье 2025 млн.тг   35 35 35 35 140
4 Внедрение проекта "Здоровые города, регионы" 2025 млн.тг     13 10 10 33
5 Внедрение проекта "Школы, способствующие укреплению здоровья" 2025 млн.тг     7 7 7 21
6 Внедрение проекта "Здоровые университеты 2025 млн.тг     6 7 7 20
7 Разработка и внедрение программ "Здоровая осанка", "Здоровое зрение" для детей дошкольного и школьного возраста 2024 программы       26   26
8 Проведение исследования по употреблению психоактивных веществ (ПАВ) среди молодежи по методологии проекта Европейского школьного обследования по алкоголю и наркотикам с последующей разработкой и внедрением программ профилактики и диагностики рисков вовлечения молодежи в зависимость от ПАВ 2025 исследований     - 1 1  
млн.тг       40   40
9 Организация мероприятий по поддержанию здорового образа жизни среди граждан старшего поколения, в том числе вовлечение в занятия физической культурой и спортом, а также формированию устойчивой мотивации к активному долголетию 2025 мероприятия - - 1 1 1 не требуется
10 Создание электронной платформы Е-ЗОЖ для продвижения новых принципов здорового образа жизни 2025 мероприятия - - - - 1  
млн.тг         182 182
11 Повышение грамотности населения по вопросам здоровья, в том числе: реализация телепроектов по пропаганде здорового образа жизни и охране здоровья в СМИ и социальных сетях 2025 млн.тг       368 368 736
12 Проведение информационно – разъяснительной работы среди населения Республики Казахстан по профилактике: травматизма (падение/утопление/выпадение из окон детей),потребление табака, алкоголя, ПАВ, физической активности,правильное питание 2025 комплекс - 1 1 1 1 не требуется
13 Поэтапное повышение акциза на табачные изделия 2025 % 12,1 10,8 9,8 8,9 19  
14 Проведение глобального опроса детей 13-15 лет и взрослых о потреблении табачных изделий (Global Youth Tobacco Study и Global Adult Tobacco Study) для оценки реализуемых мероприятий 2025 млн.тг       84 9 94
15 Реализация комплекса мер по сокращению потребления табачных изделий (внедрение 100 % бездымной среды в обществе, контроль за рекламой, запретом курения в общественных местах и другие) 2025 комплекс мер - 1 1 1 1  
16 Введение акциза на сахаросодержащие напитки (в эквиваленте цены 0,5 бутылки ССН – 200 тенге) 2025 % - - 20 35 45  
17 Разработка национального профиля питательных веществ для ранжирования продуктов питания в соответствии с их составом с целью профилактики неинфекционных заболеваний 2022 методическая рекомендация - 1 - - - не требуется
18 Развитие сети предприятий по здоровому питанию "Здоровые столовые", "Здоровые кафетерии", "Здоровое бистро", "Здоровые магазины" 2025 предприятий - 5 9 13 17 не требуется
19 Разработка и внедрение методических рекомендаций по содержанию соли в продуктах питания и готовой пищевой продукции 2022 методическая рекомендация - 1 - - - не требуется
20 Разработка и внедрение методических рекомендаций по цветовой маркировке пищевой продукции, информирующей о пищевой ценности, а также позволяющей определить содержание критически значимых для здоровья пищевых веществ, с учетом суточной нормы потребления 2023 методическая рекомендация - - 1 - - не требуется
21 Стимулирование отечественных производителей органического сельского хозяйства в целях оздоровления населения, производства безопасных для здоровья человека продуктов питания 2024 мера - - - 1 - не требуется
22 Проведение эпидемиологического исследования по эпидемиологическому надзору за детским ожирением в рамках инициативы ВОЗ "СОSI" 2024 исследований - - - 1 -  
23 Проведение исследования по факторам образа жизни школьников, влияющих на их физическое и психическое здоровье, и внедрение приоритетных мер по формированию профилактической среды среди школьников 2022 исследований - 1 - - -  

Социальный блок

На повышение заработной платы врачей в 2,5 раза запланированы средства в сумме 1,3 трлн. тг, среднего медицинского персонала – 892,2 млрд. тг. (см. таблицу 7).
 
Таблица 7. План-график реализации мероприятий по социальному блоку согласно нацпроекту в здравоохранении на 2021-2025 гг.
Мероприятия год завершения ед.изм. 2021 2022 2023 2024 2025 всего
1 В 2,5 раза повышение средней заработной платы врачей к средней зарплате в экономике 2025 размер з/п, тыс. тг 319,9 415,9 561,4 561,4 561,4  
млн. тг 92767 162658 269128 269128 269128 1062809
млн. тг 35349,8 30 782,60 67732,8 67 732,80 67732,8 269330,7
2 Повышение средней заработной платы среднего медицинского персонала 2025 размер з/п, тыс. тг 173,5 190,8 209,9 209,9 209,9  
млн.тг 64037 92 439 123989 123 989 123989 528443
млн.тг 27099,3 44297 97469,1 97469,1 97469,1 363803,6
3 Увеличение количества грантов на подготовку медицинских кадров, в том числе узких и дефицитных специальностей, включая детские 2025 грантов 1500 1500 1700 1800 2000  
млн. тг   7 309 9 786 10 947 11 912 39 954
4 Увеличение количества образовательных грантов МИО на подготовку медицинских кадров в резидентуре по остродефицитным специальностям 2025 грантов - - 900 1260 1800  
млн. тг     792,4 3486,3 7289,6 11 568,30

Качество медицинских услуг

Доступность и качество медицинских услуг планируется обеспечить посредством открытия фельдшерско-акушерских, медицинских пунктов и врачебных амбулаторий в сельских населенных пунктах, в отдаленных - с привлечением передвижных медицинских комплексов, оснащения районных больниц современными компьютерными томографами, рентген аппаратами, а также родильных домов, отделений реанимаций и интенсивной терапии, медицинских и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий – необходимым медицинским оборудованием, организации 25 межрайонных больниц в регионах, открытия 8 детских реабилитационных центров и 2 центров раннего вмешательства в регионах, повышения доступности дорогостоящих медицинских услуг, в том числе на селе, за счет внедрения ОСМС и увеличения квот, внедрения паспорта здоровья семейных пар, выделения квот на проведение экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) для семей, испытывающих проблемы с репродуктивным здоровьем (см. таблицу 8).
 
Таблица 8. План-график реализации мероприятий по качеству медицинских услуг согласно нацпроекту в здравоохранении на 2021-2025 гг.
Мероприятия год завершения ед.изм. 2021 2022 2023 2024 2025 всего
1 Открытие фельдшерско-акушерских, медицинских пунктов и врачебных амбулаторий в сельских населенных пунктах, в том числе в опорных и спутниковых селах 2023 ед 30 35 72      
млн.тг 3 527 4 706       8 233
2 Обеспечение населения, проживающего в отдаленных сельских населенных пунктах медицинскими услугами с привлечением передвижных медицинских комплексов 2025 млн.чел 1 1,2 1,5 1,7 2  
млн. тг 1 778 3750 3586 3421 3421 15 956
млн. тг 7113,7 12602,3 12747,4 12890,7 12890,7 58 245
3 Оснащение районных больниц современными компьютерными томографами, рентген аппаратами, а также родильных домов, отделений реанимаций и интенсивной терапии, медицинских и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий – необходимым медицинским оборудованием (2019 год – 73%) 2025              
% 73,5 74 75 77,5 100  
млн.тг 0 0 31 207 31 207 31 207 93 621
млн. тг 35 000 50 000       85 000
4 Организация 25 межрайонных больниц в регионах (организационные мероприятия) 2025 ед 13 2 3 3 4 не требуется
5 Повышение доступности дорогостоящих медицинских услуг, в том числе на селе, за счет внедрения ОСМС и увеличения квот 2025 услуг 943453 1 087 402 1 227 351 1 288 899 1 355 316  
млн. тг 21 700,30 26 011,70 30 533,80 33 347,60 35 930,40 147523,7
6 Совершенствование индикаторов, стимулирующих качество наблюдения беременных на уровне ПМСП (внесение изменений и дополнений в приказ МЗ РК от 15.12. 2020 г. № ҚР ДСМ -278/2020) 2022 НПА - 1 - - - не требуется
7 Внедрение паспорта здоровья семейных пар (внесение изменений и дополнений в Кодекс РК от 26.12. 2011 г. "О браке (супружестве) и семье" и Кодекс РК от 7.07. 2020 г. "О здоровье народа и системе здравоохранения") 2024 НПА - - - 1 - не требуется
8 Раннее активное выявление беременности до 10 недель медицинскими работниками 2025 % 30 40 50 60 70 не требуется
9 Мониторинг индекса здоровья беременных женщин 2025 % 72,7 73 73,3 73,6 74  
10 Выделение квот на проведение экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) для семей, испытывающих проблемы с репродуктивным здоровьем 2025 квот 7 000 7 000 7 000 7 000 7 000  
млн.тг 6 277,30 6 277,30 6 277,30 6 277,30 6 277,30 31386,5
11 Открытие республиканских и региональных центров ранней диагностики для обследования и консультирования детей и беременных, в том числе детей с группами риска и с ограниченными возможностями 2022 ед - 17 - - -  
млн.тг   1 653       1 653
12 Внедрение современных программ пренатальной диагностики, отвечающих международным стандартам 2024 НПА - - - 1 - не требуется
13 Проведение селективной диагностики на наследственные болезни обмена методом тандемной масс-спектрометрии в пилотном режиме (пилотный проект) 2022 пилотный проект - 1 - - - не требуется
14 Открытие 8 детских реабилитационных центров и 2 центров раннего вмешательства в регионах 2022 ед - 10 - - -  
млн.тг - 1 256 - - - 1 256
15 Подготовка врачей в ведущих мировых центрах, в том числе по интенсивной терапии, для службы родовспоможения 2025 чел - - 52 52 52  
млн.тг     200 200 200 600
16 Создание системы прогнозирования и реагирования по КВИ, вакциноуправляемым, особоопасным и вновь возникающим инфекциям 2025 система 1 1 1 1 1 не требуется

В целом вот такие планы заявляют государственные менеджеры здравоохранения, хотя с учетом «январских событий», да и «февральских» - начало российско-украинской войны и введения санкций со стороны мирового сообщества против РФ, этот нацпроект кажется уже несколько «неоднозначным». Например, в части столь скандальных планов по строительству 20 многопрофильных больниц по «бриллиантовым ценам»…

Оценить:

  • Актуальность
  • Глубина

Похожие статьи

1. «Агентская проблема» или корпоративное управление
2. Турецкий прорыв
3. Турецкая карта медицинских реформ
4. Взгляд с двух сторон
5. Больницу на фондовую биржу: кто быстрее?


Комментарии

0 пользователей оставили 0 комментариев