Цифры национального проекта: здравоохранение для каждого гражданина
19.04.2022
7450
Гульнар Амренова
С октября 2021 года ориентирами в работе Министерства здравоохранения Республики Казахстан стали показатели Национального проекта "Качественное и доступное здравоохранение для каждого гражданина "Здоровая нация" (2021-2025 годы). Призванный стать очередным «шажком» в сторону бюджетирования, ориентированного на результат, этот документ достаточно сложен для восприятия. В этой связи, мы решили предложить его в более понятном, на наш взгляд, виде.
Ожидания
В отличии от государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан на 2020 – 2025 годы (далее – ГП, утратила силу), которая включала анализ текущего состояния, перспективы, проблемы и подходы к решению Национальный проект – это «сплошные» цифры, обоснование и расшифровку которых документ не содержит, а концепция развития отрасли, которая могла бы их объяснить, не утверждалась.
Приоритетами в работе МЗ теперь будут создание экономических стимулов для привлечения инвестиций в отрасль, создание новых рабочих мест и повышение качества медицинских услуг, что по итогам реализации Национального проекта даст экономический и социальный эффекты (см. таблицу 1).
Национальный проект содержит 5 стратегических показателей / 3 направления /7 задач /15 показателей (без спорта). Достижение ожиданий планируется обеспечить посредством реализации 66 мероприятий. Рассмотрим стратегические показатели, а затем 3 направления с выделением по каждому задач, показателей и результатов.
Стратегические показатели
При разработке стратегических показателей НП сохранена гармонизация с целевыми индикаторами ранее действовавшей ГП (см. таблицу 2). По-прежнему главными критериями эффективности системы здравоохранения остаются увеличение продолжительности жизни граждан, снижение младенческой и материнской смертности. Вместе с тем, стратегически важными станут замеры уровня удовлетворенности населения качеством и доступностью медицинских услуг и рост инвестиций в отрасль. Из – под «высшего» надзора выведены риски для жизни, связанные с сердечно-сосудистыми, онкологическими, хроническими респираторными заболеваниями и диабетом.
Для достижения стратегических показателей определены 3 направления работ, которые включают 7 задач и 15 показателей / результатов (см. таблицу 3).
Мероприятия, предусмотренные нацпроектом, по нашему мнению, логично сгруппировать в следующие 4 блока: инвестиционные проекты, санитарно-эпидемиологическое и лекарственное обеспечение, здоровый образ жизни (ЗОЖ), социальный блок и качество медицинских услуг.
Инвестиционные проекты
К 2025 году предполагается реализовать 46 инвестиционных проектов с затратами за 5-летний период в сумме 759 млрд. тг. (см. таблицу 4). В кейсе МЗ 20 современных больниц, 2 научно-инновационных центра, 20 объектов в регионах, 4 лаборатории.
Санитарно-эпидемиологическое и лекарственное обеспечение
В рамках формирования современной эпидемиологической системы предусмотрены меры по созданию регуляторных механизмов межведомственного взаимодействия, межведомственного научного кластера по изучению и оценке вновь возникающих и эндемичных инфекционных заболеваний, оснащению высокотехнологическим оборудованием лабораторий, внедрению новых методов исследования, подготовке профессиональных кадров, социальной защите отдельных специалистов (см. таблицу 5).
В рамках лекарственного обеспечения запланированы мероприятия по созданию лабораторий/центров для проведения доклинических исследований, научно-исследовательских центров и фармацевтических кластеров (R&D) по разработке инновационных лекарственных средств и медицинских изделий, внедрению отечественных и зарубежных технологий на их производство, привлечение транснациональных компаний из числа ведущих мировых фармацевтических производителей Big Pharma – Top 50 для локализации производства на территории РК, формирование пула инвестиционных предложений для привлечения иностранных инвестиций и разработка эффективных механизмов привлечения финансовых средств на производство отечественных лекарственных средств и медицинских изделий. В текущем году планируется запустить KPI по планированию и обеспеченности регионов лекарственными средствами, медицинскими изделиями в рамках ГОБПМ и ОСМС, местному содержанию при проведении закупок ЛС на региональных уровнях и автоматизация закупа лекарственных средств, в том числе интеграция частных аптечных организаций (включая регионы) с ИСЛО для отпуска ЛС по электронным рецептам, в т.ч. в рамках ГОБМП/ОСМС и сооплаты.
Здоровый образ жизни
В рамках пропаганды здорового образа жизни, помимо различных исследований, планируется внедрение проектов "Здоровые города, регионы", "Школы, способствующие укреплению здоровья", "Здоровые университеты", программ "Здоровая осанка", "Здоровое зрение" для детей дошкольного и школьного возраста, "Здоровые столовые", "Здоровые кафетерии", "Здоровое бистро", "Здоровые магазины", создание электронной платформы Е-ЗОЖ для продвижения новых принципов здорового образа жизни (см. таблицу 6). Продолжится поэтапное повышение акциза на табачные изделия, введение акциза на сахаросодержащие напитки (в эквиваленте цены 0,5 бутылки ССН – 200 тенге).
Социальный блок
На повышение заработной платы врачей в 2,5 раза запланированы средства в сумме 1,3 трлн. тг, среднего медицинского персонала – 892,2 млрд. тг. (см. таблицу 7).
Качество медицинских услуг
Доступность и качество медицинских услуг планируется обеспечить посредством открытия фельдшерско-акушерских, медицинских пунктов и врачебных амбулаторий в сельских населенных пунктах, в отдаленных - с привлечением передвижных медицинских комплексов, оснащения районных больниц современными компьютерными томографами, рентген аппаратами, а также родильных домов, отделений реанимаций и интенсивной терапии, медицинских и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий – необходимым медицинским оборудованием, организации 25 межрайонных больниц в регионах, открытия 8 детских реабилитационных центров и 2 центров раннего вмешательства в регионах, повышения доступности дорогостоящих медицинских услуг, в том числе на селе, за счет внедрения ОСМС и увеличения квот, внедрения паспорта здоровья семейных пар, выделения квот на проведение экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) для семей, испытывающих проблемы с репродуктивным здоровьем (см. таблицу 8).
В целом вот такие планы заявляют государственные менеджеры здравоохранения, хотя с учетом «январских событий», да и «февральских» - начало российско-украинской войны и введения санкций со стороны мирового сообщества против РФ, этот нацпроект кажется уже несколько «неоднозначным». Например, в части столь скандальных планов по строительству 20 многопрофильных больниц по «бриллиантовым ценам»…
С октября 2021 года ориентирами в работе Министерства здравоохранения Республики Казахстан стали показатели Национального проекта "Качественное и доступное здравоохранение для каждого гражданина "Здоровая нация" (2021-2025 годы). Призванный стать очередным «шажком» в сторону бюджетирования, ориентированного на результат, этот документ достаточно сложен для восприятия. В этой связи, мы решили предложить его в более понятном, на наш взгляд, виде.
Ожидания
В отличии от государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан на 2020 – 2025 годы (далее – ГП, утратила силу), которая включала анализ текущего состояния, перспективы, проблемы и подходы к решению Национальный проект – это «сплошные» цифры, обоснование и расшифровку которых документ не содержит, а концепция развития отрасли, которая могла бы их объяснить, не утверждалась.
Приоритетами в работе МЗ теперь будут создание экономических стимулов для привлечения инвестиций в отрасль, создание новых рабочих мест и повышение качества медицинских услуг, что по итогам реализации Национального проекта даст экономический и социальный эффекты (см. таблицу 1).
Таблица 1. Ожидаемые эффекты и госрасходы на реализацию нацпроекта в здравоохранении | |
Ожидаемый экономический эффект
|
1.
Увеличение частных инвестиций в сферу здравоохранения с
121,5 млрд тенге в 2020 году до 783,3 млрд тенге в 2025 году;
2. Создание около 13 тыс. новых рабочих мест (постоянных); 3. Доведение доли отечественной фармацевтической продукции с 17 % в 2020 году до 50 % в 2025 году; |
Ожидаемый социальный эффект
|
4.
Увеличение ожидаемой продолжительности жизни граждан с
71,37 лет в 2020 году до 75 лет в 2025 году;
5. Повышение уровня удовлетворенности населения качеством медицинских услуг с 53,3 % в 2020 году до 80 % в 2025 году; |
Объем финансирования, необходимый
для реализации национального проекта | 3,6 трлн тенге |
Национальный проект содержит 5 стратегических показателей / 3 направления /7 задач /15 показателей (без спорта). Достижение ожиданий планируется обеспечить посредством реализации 66 мероприятий. Рассмотрим стратегические показатели, а затем 3 направления с выделением по каждому задач, показателей и результатов.
Стратегические показатели
При разработке стратегических показателей НП сохранена гармонизация с целевыми индикаторами ранее действовавшей ГП (см. таблицу 2). По-прежнему главными критериями эффективности системы здравоохранения остаются увеличение продолжительности жизни граждан, снижение младенческой и материнской смертности. Вместе с тем, стратегически важными станут замеры уровня удовлетворенности населения качеством и доступностью медицинских услуг и рост инвестиций в отрасль. Из – под «высшего» надзора выведены риски для жизни, связанные с сердечно-сосудистыми, онкологическими, хроническими респираторными заболеваниями и диабетом.
Таблица 2. Стратегические показатели нацпроекта в здравоохранении | ||
Показатели | в 2025 году | |
1 | Ожидаемая продолжительность жизни при рождении | до 75 лет |
2 | Младенческая смертность | до 7,2 на 1000 родившихся живыми |
3 | Материнская смертность | до 10,0 на 100 тыс. родившихся живыми |
4 | Уровень удовлетворенности населения качеством и доступностью медицинских услуг, предоставляемых медицинскими учреждениями, | до 80 % |
5 | Инвестиции в основной капитал в здравоохранение/ реальный рост к уровню 2019 года | до 372,2 % |
Для достижения стратегических показателей определены 3 направления работ, которые включают 7 задач и 15 показателей / результатов (см. таблицу 3).
Таблица 3. Направления, задачи, показатели и результаты нацпроекта в здравоохранении | |
Задачи | Показатели/ результаты/ |
Направление 1. Доступная и качественная медицинская помощь | |
1. Обеспечение широкого охвата населения услугами здравоохранения |
1. Охват сельских населенных
пунктов первичной медико-санитарной и консультативно-диагностической помощью/к
2025 году 100%, в т.ч. численность населения, охваченного услугами
передвижных медицинских комплексов – 2 млн.
2. Ежегодное количество новых и модернизированных объектов здравоохранения, соответствующих мировым стандартам оказания медицинской помощи/всего за 5 лет - 42 3. Расширение объема медицинской помощи на амбулаторном уровне в общем объеме медицинской помощи в рамках ГОБМП и системе ОСМС - 60% |
2. Сохранение здоровья беременных женщин и укрепление здоровья детей |
1. Увеличение охвата беременных
женщин индивидуальным и междисциплинарным дородовым наблюдением - 95%
2. Увеличение охвата детей до 1 года проактивным наблюдением и скринингами – 90% 3. Увеличение охвата медицинской реабилитацией детей с ограниченными возможностями – 60% |
3. Укрепление кадрового потенциала |
1. Увеличение количества
врачей, обученных в ведущих мировых центрах, в том числе по интенсивной
терапии -52
2. Увеличение количества образовательных грантов резидентуры по остродефицитным специальностям - 3800 |
Направление 2. Формирование современной системы эпидемиологического прогнозирования и реагирования | |
1. Переход на современную модель эпидемиологического надзора за инфекционными заболеваниями |
1. Удельный вес научно обоснованных систем прогнозирования и реагирования
на национальные и глобальные риски – 100%
|
2. Расширение доступа населения к современным и высокоточным лабораторным исследованиям |
1. Доля лабораторий санитарно-эпидемиологической экспертизы,
соответствующих международным стандартам в области биобезопасности и оценки
соответствия – 90%
|
Направление 3. Доступные лекарственные средства и медицинские изделия отечественного производства | |
1. Наращивание научного и кадрового потенциала для фармацевтической и медицинской промышленности |
1. Доля аккредитованных лабораторий/центров на соответствие международным
стандартам (GLP и ISO-17025) – 100%
2. Количество новых производств по выпуску лекарственных средств и медицинских изделий - 30 3. Уровень зрелости бенчмаркинга ВОЗ национального регулятора – 3 уровень |
2.Развитие отечественного производства лекарственных средств и медицинских изделий |
1. Доля лекарственных средств и медицинских изделий отечественного
производства на локальном фармацевтическом рынке (в стоимостном выражении) –
50%
2. Доля закупа лекарственных средств и медицинских изделий с местным содержанием через систему единой дистрибуции в рамках ГОБМП и ОСМС – 50% |
Мероприятия, предусмотренные нацпроектом, по нашему мнению, логично сгруппировать в следующие 4 блока: инвестиционные проекты, санитарно-эпидемиологическое и лекарственное обеспечение, здоровый образ жизни (ЗОЖ), социальный блок и качество медицинских услуг.
Инвестиционные проекты
К 2025 году предполагается реализовать 46 инвестиционных проектов с затратами за 5-летний период в сумме 759 млрд. тг. (см. таблицу 4). В кейсе МЗ 20 современных больниц, 2 научно-инновационных центра, 20 объектов в регионах, 4 лаборатории.
Таблица 4. План-график реализации инвестиционных проектов по нацпроекту здравоохранение | |||||||||
№ | Мероприятия | год завершения | ед.изм. | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 | всего |
1 | Реализация инвестиционных проектов по строительству не менее 20 современных больниц и 2 научно-инновационных центров, в том числе в рамках ГЧП, концессии, в гг. Нур-Султан, Алматы, Шымкент, Туркестан, Петропавловск, Караганда, Актобе, Кокшетау, Усть-Каменогорск, Атырау, Тараз, Кызылорда, Актау, Павлодар, Костанай | 2025 | ед | - | 2 | 1 | 9 | 10 | |
млн. тг | 7 400 | 101445 | 267850 | 376695 | |||||
млн. тг | 37 046 | 39 205 | 76 251 | ||||||
2 | Строительство и модернизация в регионах не менее 20 объектов, в том числе принятие мер по дальнейшему развитию инфраструктуры республиканских подведомственных организаций МЗ РК (в т.ч. ННОЦ, ННЦТО, РПБСТИН, РКГИОВ) | 2025 | ед | - | 1 | 4 | 1 | 14 | |
млн. тг | 22 114 | 49 751 | 6 133 | 6 775 | 176 283 | 261056 | |||
3 | Строительство и реконструкция аварийных зданий лабораторий санитарно-эпидемиологической экспертизы | 2025 | лаборатории | 16 | 2 | 2 | |||
млн.тг/ бюджет | 2 466 | 3 441 | 5 907 | ||||||
млн.тг/ ОСМС | 665 | 665 | |||||||
4 | Строительство лаборатории наивысшего уровня безопасности (BSL-4) для работы с опасными и особо опасными патогенами и вирусами на базе РГП на ПХВ "Научно-исследовательский институт проблем биологической безопасности" | 2024 | лаборатории | 1 | |||||
млн.тг | 10 000 | 10 000 | 20 000 | ||||||
5 | Строительство Центра и лабораторий лекарственных средств и медицинских изделий в г. Нур-Султане для НЦЭЛС КМФК МЗ РК | 2025 | - | 1 ТЭО | 1 ПСД | стройка | 1 АВ | ||
млн.тг/ бюджет | 697 | 8 813 | 8 813 | 18 323 | |||||
млн.тг/ ОСМС | 23 | 23 | |||||||
итого | млрд.тг | 22,8 | 86,8 | 63,4 | 129,5 | 456,4 | 758,9 |
Санитарно-эпидемиологическое и лекарственное обеспечение
В рамках формирования современной эпидемиологической системы предусмотрены меры по созданию регуляторных механизмов межведомственного взаимодействия, межведомственного научного кластера по изучению и оценке вновь возникающих и эндемичных инфекционных заболеваний, оснащению высокотехнологическим оборудованием лабораторий, внедрению новых методов исследования, подготовке профессиональных кадров, социальной защите отдельных специалистов (см. таблицу 5).
В рамках лекарственного обеспечения запланированы мероприятия по созданию лабораторий/центров для проведения доклинических исследований, научно-исследовательских центров и фармацевтических кластеров (R&D) по разработке инновационных лекарственных средств и медицинских изделий, внедрению отечественных и зарубежных технологий на их производство, привлечение транснациональных компаний из числа ведущих мировых фармацевтических производителей Big Pharma – Top 50 для локализации производства на территории РК, формирование пула инвестиционных предложений для привлечения иностранных инвестиций и разработка эффективных механизмов привлечения финансовых средств на производство отечественных лекарственных средств и медицинских изделий. В текущем году планируется запустить KPI по планированию и обеспеченности регионов лекарственными средствами, медицинскими изделиями в рамках ГОБПМ и ОСМС, местному содержанию при проведении закупок ЛС на региональных уровнях и автоматизация закупа лекарственных средств, в том числе интеграция частных аптечных организаций (включая регионы) с ИСЛО для отпуска ЛС по электронным рецептам, в т.ч. в рамках ГОБМП/ОСМС и сооплаты.
Таблица 5. План-график реализации мероприятий по санитарно-эпидемиологическому и лекарственному обеспечению согласно нацпроекту в здравоохранении | |||||||||
№ | Мероприятия | год завершения | ед.изм. | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 | всего |
1 | Создание регуляторных механизмов межведомственного взаимодействия по планированию, координации и мониторингу мер в отношении зоонозных заболеваний, антибиотикорезистентности, биобезопасности и пищевой безопасности | 2025 | НПА | - | - | - | 1 | - | не требуется |
2 | Создание межведомственного научного кластера по изучению и оценке вновь возникающих и эндемичных инфекционных заболеваний (разработка национального плана исследований) | 2024 | НПА | - | - | - | 1 | - | не требуется |
3 | Оснащение высокотехнологическим оборудованием лабораторий санитарно-эпидемиологической экспертизы с созданием условий биобезопасности | 2025 | лаборатории | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | |
млн. тг | 216 | 391 | 3 339 | 407 | 370 | 4 723 | |||
4 | Внедрение новых методов исследования в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения | 2025 | млн.тг | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,3 | 0,3 | 1,2 |
5 | Подготовка и сертификационный курс профессиональных кадров системы санитарно-эпидемиологической экспертизы | 2025 | чел | 900 | 900 | 900 | 900 | 900 | |
млн.тг | 3,2 | 3,2 | 3,2 | 3,2 | 3,2 | 16 | |||
6 | Социальная защита отдельных специалистов, работающих с группами патогенности | 2025 | млн.тг | 3 029 | 3 407 | 3 407 | 3 407 | 13 250 | |
7 | Создание лабораторий/центров для проведения доклинических исследований, в том числе проведения биоаналитической части испытаний биоэквивалентности, аккредитованных на соответствие GLP | 2025 | ед | - | - | 1 | - | 1 | не требуется |
8 | Обучение кадров лабораторий/центров для проведения доклинических исследований, в том числе проведения биоаналитической части испытаний биоэквивалентности | 2025 | чел | - | 10 | 10 | 10 | 10 | |
млн.тг | 25 | 25 | 25 | 25 | 100 | ||||
9 | Создание лабораторий/центров для проведения лабораторных и технических испытаний медицинских изделий, аккредитованных по ISO-17025 | 2025 | ед | - | - | 2 | - | 2 | |
млн.тг | - | 170 | - | 170 | 340 | ||||
10 | Обучение кадров лабораторий/центров для проведения лабораторных и технических испытаний медицинских изделий | 2025 | чел | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | |
млн.тг | 25 | 25 | 25 | 25 | 100 | ||||
11 | Создание научно-исследовательских центров и фармацевтических кластеров (R&D) по разработке инновационных лекарственных средств и медицинских изделий | 2025 | ед | - | 1 | - | 1 | ||
млн.тг | 75 | 75 | 150 | ||||||
12 | Внедрение отечественных и зарубежных технологий на производство наукоемких и инновационных лекарственных средств и медицинских изделий | 2025 | технология | - | 1 | 1 | 1 | ||
13 | Привлечение транснациональных компаний из числа ведущих мировых фармацевтических производителей Big Pharma – Top 50 для локализации производства на территории РК | 2025 | ед | - | - | 1 | 1 | 1 | не требуется |
14 | Формирование пула инвестиционных предложений для привлечения иностранных инвестиций в фармацевтическую отрасль с определением ключевых товарных позиций | 2022 | пул | - | 1 | - | - | - | не требуется |
15 | Разработка эффективных механизмов привлечения финансовых средств коммерческих банков и других внебюджетных источников на производство отечественных лекарственных средств и медицинских изделий | 2022 | механизм | - | 1 | - | - | - | не требуется |
16 | Определение, утверждение, мониторинг выполнения целевых индикаторов (KPI) по планированию и обеспеченности регионов лекарственными средствами, медицинскими изделиями в рамках ГОБПМ и ОСМС | 2022 | НПА | - | 1 | - | - | - | не требуется |
17 | Определение, утверждение и мониторинг выполнения целевых индикаторов (KPI) по местному содержанию при проведении закупок ЛС на региональных уровнях | 2022 | НПА | - | 1 | - | - | - | не требуется |
18 | Автоматизация закупа лекарственных средств, в том числе интеграция частных аптечных организаций (включая регионы) с ИСЛО для отпуска ЛС по электронным рецептам, в т.ч. в рамках ГОБМП/ОСМС и сооплаты | 2022 | протокол тестирования | - | 1 | - | - | - | не требуется |
Здоровый образ жизни
В рамках пропаганды здорового образа жизни, помимо различных исследований, планируется внедрение проектов "Здоровые города, регионы", "Школы, способствующие укреплению здоровья", "Здоровые университеты", программ "Здоровая осанка", "Здоровое зрение" для детей дошкольного и школьного возраста, "Здоровые столовые", "Здоровые кафетерии", "Здоровое бистро", "Здоровые магазины", создание электронной платформы Е-ЗОЖ для продвижения новых принципов здорового образа жизни (см. таблицу 6). Продолжится поэтапное повышение акциза на табачные изделия, введение акциза на сахаросодержащие напитки (в эквиваленте цены 0,5 бутылки ССН – 200 тенге).
Таблица 6. План-график реализации мероприятий по здоровому образу жизни согласно нацпроекту в здравоохранении | |||||||||
№ | Мероприятия | год завершения | ед.изм. | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 | всего |
1 | Проведение исследования по определению распространенности факторов риска неинфекционных заболеваний по методике ВОЗ "STEPS", анализ и принятие мер по снижению распространенности факторов риска | 2024 | исследований | - | - | 0,5 | 0,5 | ||
млн. тг | 93 | 16 | 109 | ||||||
2 | Обеспечение доступности молодежных центров здоровья к услугам по вопросам психического и репродуктивного здоровья подростков и молодежи | 2025 | чел | 314 102 | 533 973 | 1014548 | 1217458 | 1460949 | |
млн.тг | 1376,5 | 1789,5 | 2684,2 | 4563,1 | 5475,8 | 15889 | |||
3 | Расширение доступа населения к информации о репродуктивном здоровье | 2025 | млн.тг | 35 | 35 | 35 | 35 | 140 | |
4 | Внедрение проекта "Здоровые города, регионы" | 2025 | млн.тг | 13 | 10 | 10 | 33 | ||
5 | Внедрение проекта "Школы, способствующие укреплению здоровья" | 2025 | млн.тг | 7 | 7 | 7 | 21 | ||
6 | Внедрение проекта "Здоровые университеты | 2025 | млн.тг | 6 | 7 | 7 | 20 | ||
7 | Разработка и внедрение программ "Здоровая осанка", "Здоровое зрение" для детей дошкольного и школьного возраста | 2024 | программы | 26 | 26 | ||||
8 | Проведение исследования по употреблению психоактивных веществ (ПАВ) среди молодежи по методологии проекта Европейского школьного обследования по алкоголю и наркотикам с последующей разработкой и внедрением программ профилактики и диагностики рисков вовлечения молодежи в зависимость от ПАВ | 2025 | исследований | - | 1 | 1 | |||
млн.тг | 40 | 40 | |||||||
9 | Организация мероприятий по поддержанию здорового образа жизни среди граждан старшего поколения, в том числе вовлечение в занятия физической культурой и спортом, а также формированию устойчивой мотивации к активному долголетию | 2025 | мероприятия | - | - | 1 | 1 | 1 | не требуется |
10 | Создание электронной платформы Е-ЗОЖ для продвижения новых принципов здорового образа жизни | 2025 | мероприятия | - | - | - | - | 1 | |
млн.тг | 182 | 182 | |||||||
11 | Повышение грамотности населения по вопросам здоровья, в том числе: реализация телепроектов по пропаганде здорового образа жизни и охране здоровья в СМИ и социальных сетях | 2025 | млн.тг | 368 | 368 | 736 | |||
12 | Проведение информационно – разъяснительной работы среди населения Республики Казахстан по профилактике: травматизма (падение/утопление/выпадение из окон детей),потребление табака, алкоголя, ПАВ, физической активности,правильное питание | 2025 | комплекс | - | 1 | 1 | 1 | 1 | не требуется |
13 | Поэтапное повышение акциза на табачные изделия | 2025 | % | 12,1 | 10,8 | 9,8 | 8,9 | 19 | |
14 | Проведение глобального опроса детей 13-15 лет и взрослых о потреблении табачных изделий (Global Youth Tobacco Study и Global Adult Tobacco Study) для оценки реализуемых мероприятий | 2025 | млн.тг | 84 | 9 | 94 | |||
15 | Реализация комплекса мер по сокращению потребления табачных изделий (внедрение 100 % бездымной среды в обществе, контроль за рекламой, запретом курения в общественных местах и другие) | 2025 | комплекс мер | - | 1 | 1 | 1 | 1 | |
16 | Введение акциза на сахаросодержащие напитки (в эквиваленте цены 0,5 бутылки ССН – 200 тенге) | 2025 | % | - | - | 20 | 35 | 45 | |
17 | Разработка национального профиля питательных веществ для ранжирования продуктов питания в соответствии с их составом с целью профилактики неинфекционных заболеваний | 2022 | методическая рекомендация | - | 1 | - | - | - | не требуется |
18 | Развитие сети предприятий по здоровому питанию "Здоровые столовые", "Здоровые кафетерии", "Здоровое бистро", "Здоровые магазины" | 2025 | предприятий | - | 5 | 9 | 13 | 17 | не требуется |
19 | Разработка и внедрение методических рекомендаций по содержанию соли в продуктах питания и готовой пищевой продукции | 2022 | методическая рекомендация | - | 1 | - | - | - | не требуется |
20 | Разработка и внедрение методических рекомендаций по цветовой маркировке пищевой продукции, информирующей о пищевой ценности, а также позволяющей определить содержание критически значимых для здоровья пищевых веществ, с учетом суточной нормы потребления | 2023 | методическая рекомендация | - | - | 1 | - | - | не требуется |
21 | Стимулирование отечественных производителей органического сельского хозяйства в целях оздоровления населения, производства безопасных для здоровья человека продуктов питания | 2024 | мера | - | - | - | 1 | - | не требуется |
22 | Проведение эпидемиологического исследования по эпидемиологическому надзору за детским ожирением в рамках инициативы ВОЗ "СОSI" | 2024 | исследований | - | - | - | 1 | - | |
23 | Проведение исследования по факторам образа жизни школьников, влияющих на их физическое и психическое здоровье, и внедрение приоритетных мер по формированию профилактической среды среди школьников | 2022 | исследований | - | 1 | - | - | - |
Социальный блок
На повышение заработной платы врачей в 2,5 раза запланированы средства в сумме 1,3 трлн. тг, среднего медицинского персонала – 892,2 млрд. тг. (см. таблицу 7).
Таблица 7. План-график реализации мероприятий по социальному блоку согласно нацпроекту в здравоохранении на 2021-2025 гг. | |||||||||
№ | Мероприятия | год завершения | ед.изм. | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 | всего |
1 | В 2,5 раза повышение средней заработной платы врачей к средней зарплате в экономике | 2025 | размер з/п, тыс. тг | 319,9 | 415,9 | 561,4 | 561,4 | 561,4 | |
млн. тг | 92767 | 162658 | 269128 | 269128 | 269128 | 1062809 | |||
млн. тг | 35349,8 | 30 782,60 | 67732,8 | 67 732,80 | 67732,8 | 269330,7 | |||
2 | Повышение средней заработной платы среднего медицинского персонала | 2025 | размер з/п, тыс. тг | 173,5 | 190,8 | 209,9 | 209,9 | 209,9 | |
млн.тг | 64037 | 92 439 | 123989 | 123 989 | 123989 | 528443 | |||
млн.тг | 27099,3 | 44297 | 97469,1 | 97469,1 | 97469,1 | 363803,6 | |||
3 | Увеличение количества грантов на подготовку медицинских кадров, в том числе узких и дефицитных специальностей, включая детские | 2025 | грантов | 1500 | 1500 | 1700 | 1800 | 2000 | |
млн. тг | 7 309 | 9 786 | 10 947 | 11 912 | 39 954 | ||||
4 | Увеличение количества образовательных грантов МИО на подготовку медицинских кадров в резидентуре по остродефицитным специальностям | 2025 | грантов | - | - | 900 | 1260 | 1800 | |
млн. тг | 792,4 | 3486,3 | 7289,6 | 11 568,30 |
Качество медицинских услуг
Доступность и качество медицинских услуг планируется обеспечить посредством открытия фельдшерско-акушерских, медицинских пунктов и врачебных амбулаторий в сельских населенных пунктах, в отдаленных - с привлечением передвижных медицинских комплексов, оснащения районных больниц современными компьютерными томографами, рентген аппаратами, а также родильных домов, отделений реанимаций и интенсивной терапии, медицинских и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий – необходимым медицинским оборудованием, организации 25 межрайонных больниц в регионах, открытия 8 детских реабилитационных центров и 2 центров раннего вмешательства в регионах, повышения доступности дорогостоящих медицинских услуг, в том числе на селе, за счет внедрения ОСМС и увеличения квот, внедрения паспорта здоровья семейных пар, выделения квот на проведение экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) для семей, испытывающих проблемы с репродуктивным здоровьем (см. таблицу 8).
Таблица 8. План-график реализации мероприятий по качеству медицинских услуг согласно нацпроекту в здравоохранении на 2021-2025 гг. | |||||||||
№ | Мероприятия | год завершения | ед.изм. | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 | всего |
1 | Открытие фельдшерско-акушерских, медицинских пунктов и врачебных амбулаторий в сельских населенных пунктах, в том числе в опорных и спутниковых селах | 2023 | ед | 30 | 35 | 72 | |||
млн.тг | 3 527 | 4 706 | 8 233 | ||||||
2 | Обеспечение населения, проживающего в отдаленных сельских населенных пунктах медицинскими услугами с привлечением передвижных медицинских комплексов | 2025 | млн.чел | 1 | 1,2 | 1,5 | 1,7 | 2 | |
млн. тг | 1 778 | 3750 | 3586 | 3421 | 3421 | 15 956 | |||
млн. тг | 7113,7 | 12602,3 | 12747,4 | 12890,7 | 12890,7 | 58 245 | |||
3 | Оснащение районных больниц современными компьютерными томографами, рентген аппаратами, а также родильных домов, отделений реанимаций и интенсивной терапии, медицинских и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий – необходимым медицинским оборудованием (2019 год – 73%) | 2025 | |||||||
% | 73,5 | 74 | 75 | 77,5 | 100 | ||||
млн.тг | 0 | 0 | 31 207 | 31 207 | 31 207 | 93 621 | |||
млн. тг | 35 000 | 50 000 | 85 000 | ||||||
4 | Организация 25 межрайонных больниц в регионах (организационные мероприятия) | 2025 | ед | 13 | 2 | 3 | 3 | 4 | не требуется |
5 | Повышение доступности дорогостоящих медицинских услуг, в том числе на селе, за счет внедрения ОСМС и увеличения квот | 2025 | услуг | 943453 | 1 087 402 | 1 227 351 | 1 288 899 | 1 355 316 | |
млн. тг | 21 700,30 | 26 011,70 | 30 533,80 | 33 347,60 | 35 930,40 | 147523,7 | |||
6 | Совершенствование индикаторов, стимулирующих качество наблюдения беременных на уровне ПМСП (внесение изменений и дополнений в приказ МЗ РК от 15.12. 2020 г. № ҚР ДСМ -278/2020) | 2022 | НПА | - | 1 | - | - | - | не требуется |
7 | Внедрение паспорта здоровья семейных пар (внесение изменений и дополнений в Кодекс РК от 26.12. 2011 г. "О браке (супружестве) и семье" и Кодекс РК от 7.07. 2020 г. "О здоровье народа и системе здравоохранения") | 2024 | НПА | - | - | - | 1 | - | не требуется |
8 | Раннее активное выявление беременности до 10 недель медицинскими работниками | 2025 | % | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | не требуется |
9 | Мониторинг индекса здоровья беременных женщин | 2025 | % | 72,7 | 73 | 73,3 | 73,6 | 74 | |
10 | Выделение квот на проведение экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) для семей, испытывающих проблемы с репродуктивным здоровьем | 2025 | квот | 7 000 | 7 000 | 7 000 | 7 000 | 7 000 | |
млн.тг | 6 277,30 | 6 277,30 | 6 277,30 | 6 277,30 | 6 277,30 | 31386,5 | |||
11 | Открытие республиканских и региональных центров ранней диагностики для обследования и консультирования детей и беременных, в том числе детей с группами риска и с ограниченными возможностями | 2022 | ед | - | 17 | - | - | - | |
млн.тг | 1 653 | 1 653 | |||||||
12 | Внедрение современных программ пренатальной диагностики, отвечающих международным стандартам | 2024 | НПА | - | - | - | 1 | - | не требуется |
13 | Проведение селективной диагностики на наследственные болезни обмена методом тандемной масс-спектрометрии в пилотном режиме (пилотный проект) | 2022 | пилотный проект | - | 1 | - | - | - | не требуется |
14 | Открытие 8 детских реабилитационных центров и 2 центров раннего вмешательства в регионах | 2022 | ед | - | 10 | - | - | - | |
млн.тг | - | 1 256 | - | - | - | 1 256 | |||
15 | Подготовка врачей в ведущих мировых центрах, в том числе по интенсивной терапии, для службы родовспоможения | 2025 | чел | - | - | 52 | 52 | 52 | |
млн.тг | 200 | 200 | 200 | 600 | |||||
16 | Создание системы прогнозирования и реагирования по КВИ, вакциноуправляемым, особоопасным и вновь возникающим инфекциям | 2025 | система | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | не требуется |
В целом вот такие планы заявляют государственные менеджеры здравоохранения, хотя с учетом «январских событий», да и «февральских» - начало российско-украинской войны и введения санкций со стороны мирового сообщества против РФ, этот нацпроект кажется уже несколько «неоднозначным». Например, в части столь скандальных планов по строительству 20 многопрофильных больниц по «бриллиантовым ценам»…
Похожие статьи
1. «Агентская проблема» или корпоративное управление2. Турецкий прорыв
3. Турецкая карта медицинских реформ
4. Взгляд с двух сторон
5. Больницу на фондовую биржу: кто быстрее?