«Для менеджеров, предпринимателей и инвесторов в медицине»

20.02.2023

25910

Марат Каирленов, к.э.н.

Казалось бы, плановое повышение в текущем году заработной платы медработникам, грозит сокращениями сотрудников и банкротствами большей части медорганизаций – как частных, так и государственных.

Начало 2023 года ознаменовалось очередными ожиданиями в медицинском сообществе. С одной стороны, грядет плановое повышение заработной платы в отрасли, но, кажется, в очередной раз необеспеченное финансами со стороны государства. Как бодро рапортовал минздрав под занавес 2022 г., в 2023 г. заработная плата врачей повысится на 30%, а среднего медицинского работника на 20% в рамках исполнения поручения Главы государства в Послании народу Казахстана от 1 сентября 2020 года «Казахстан в новой реальности: время действий». По заверениям ведомства, зарплата врача в среднем должна составить в этом году 531 тыс. тг. (см. рис. 1). В условиях снижения уровня жизни казахстанцев подобные действия со стороны минздрава должны были бы позитивно восприняты в отрасли и поддержать социальную стабильность в обществе. Однако ситуация может оказаться сложнее.

Хотели, как лучше, получилось, как ….

Дело в том, что в 2020-2021 гг. по статистике госрасходы на медуслуги быстро росли – на 36-42% в год. При этом повышение заработных плат врачей на 30% в год, а среднего медперсонала на 20% позволяло это легко покрывать. В прошлом году, за 9 месяцев, рост составил 2,1%. На 2023 г. план расходов госбюджета на медуслуги в рамках ГОБМП и ОСМС предполагает увеличение на 7,7%. Стоит отметить, что если исходить из среднего роста заработных плат медработников на уровне 25% в год, то мы видим нарастание разрыва в доходах и расходах медорганизаций (см. рис. 2).

Дело в том, что расходы на оплату труда составляют ключевую часть расходов медорганизаций. По итогам 2021 года расходы на содержание рабочей силы составляли 51% текущих расходов медорганизаций. Причем, если у частных этот показатель составлял 41%, то у государственных 54%.

В «деньгах» общая сумма затрат на содержание рабочей силы в медорганизациях составляла 1,1 трлн. тг. по итогам 2021 г. Исходя из роста данных расходов на 25% в 2022 г. и еще на 25% в 2023 г., то они возрастают до 1,7 трлн. тг, т.е. «нагрузка» на отрасль выросла на 0,6 трлн. тг.

Оценивая влияние повышения заработных плат (25%) и госрасходов (2,1%) в 2022 г. можно примерно оценить, что доля зарплат выросла до 67% от текущих расходов. В этом году ситуация еще более осложнится. С учетом заявленных параметров роста зарплат на 25% и госрасходов на 8%, доля заработных плат возрастет до ориентировочно 77%. Конечно, многие медорганизации оказывают платные услуги населению и предприятиям, и зарабатывают на этом. Однако надо учитывать рост инфляции по стране в целом на 20%. Это означает рост закупочных цен по широкому кругу товаров и услуг, закупаемых медорганизациями.

Что это означает для отрасли? На начальном этапе это накопление долгов перед различными поставщиками и возможно даже работниками, а затем сокращение сотрудников. Это касается как в частных, так и государственных медорганизаций. Следующим этапом будут суды с кредиторами и банкротство медорганизаций, и увольнение всех сотрудников. Естественно, что частные предприниматели, поверившие призывам государства развивать медбизнес и занимающие уже порядка 37% рынка будут несколько недовольны, как и сокращаемые или увольняемые при банкротстве сотрудники в государственных медорганизациях. Также явно не в восторге от происходящего будут пациенты. Закрытие больниц означает рост очередей или даже вообще невозможность получить медпомощь, как в рамках ГОБМП, так и ОСМС.

Поэтому снизить социальную напряженность в обществе таким образом минздраву вряд ли получится, даже скорее наоборот.

Что говорят медорганизации?

В этой связи, мы решили провести мини-опрос медорганизаций – государственных и частных, что позволило выявить целый ряд актуальных моментов (см. врезку 1). Так важно отметить, что доля госзаказа (ГОБМП и ОСМС) в общем объеме продаж (реализации) за 2022 г. составила в среднем 90%, что определяет высокий уровень зависимости медорганизаций от государственной политики (см. рис. 3).

Другим определенным вектором выступает то, что доля заработной платы в среднем составляет 63%, что примерно совпадает с нашими расчетами. И наконец важно учитывать уровень расходов на аутсорсинг медуслуг, как существенный фактор финансовой устойчивости медорганизации в условиях роста инфляции. Согласно проведенному опросу, эта доля составляет в среднем 25% от объема продаж за 2022 г.

Обанкротить отрасль?

Анализируя итоги прошлого года мы попросили респондентов оценить финансовые результаты работы медорганизации. Итоги 2022 г. весьма неутешительные. Почти половина компаний закончила год с убытками – до 10% от объема продаж (см. рис. 4). Еще треть медорганизаций завершили без убытков, но и без прибыли. И лишь 20% получили прибыль, хотя и не большую. Резюмируя выводы отметим, что если объем продаж отрасли за 2022 г. можно оценивать на уровне порядка 2,5 трлн. тг., то убыток может составлять порядка 75 млрд. тг.


Еще более мрачные перспективы видятся менеджерам медорганизаций на 2023 год. По их оценкам, при текущих тарифах 71,5% медорганизаций станут убыточными (см. рис. 5). При этом, если 28,6% видятся слабо убыточными, т.е. убыток составит у них до 10% годового объема продаж, то почти у 43% убыток станет уже очень большим – 10% и более от годового объема продаж. Таким образом, потери в отрасли за текущий год могут составить порядка 240 млрд. тг. 

Вопрос на полтриллиона?

Рассчитывая, сколько же необходимо средств для того, чтобы стабилизировать финансовое состояние игроков, можно отметить несколько моментов.

С одной стороны, анализируя данные за последние несколько лет можно отметить, что основная масса игроков отрасли чувствуют себя в хорошей форме и активно инвестируют, при доле расходов на содержание рабочей силы на уровне 51-52%. При достижении данных расходов 67% в убыток стала уходить половина игроков, а при 77% ожидается, что эта доля превысит 70%, т.е. банкротство отрасли. Таким образом, логично в идеале вернуться на уровень расходов на труд в 51-52%, что предполагает дополнительное госфинансирование отрасли на уровне порядка 0,5 трлн. тг.

Рассматривая оценки респондентов о том, на сколько необходимо повысить тарифы по госзаказу (ГОБМП и ОСМС) для безубыточности организации с учетом объявленного повышения заработной платы медработникам, средняя оценка составила 47%. С учетом утвержденного госбюджета на здравоохранение (ГОБМП и ОСМС) в объеме 1,86 трлн. тг., т.е. с приростом на 8%, необходимо увеличить еще на 39% или на 0,7 трлн. тг.
Таким образом, в отрасли образуется «финансовая дыра» на 0,5-0,7 трлн. тг. Хочется надеяться, что МЗ РК и правительство об этом знают и подготовились эффективно решить проблему. В противном случае этот год для отрасли может стать весьма непростым, а для большинства игроков просто «убийственным».



Оценить:

  • Актуальность
  • Глубина

Похожие статьи

1. ОСМС: запускаемся!
2. «Пентограмма» для отрасли от Елжана Биртанова
3. Франшиза КДЛ «ОЛИМП»: 2020
4. Заседание комиссии по цифровизации в здравоохранении: хранилище, платформа и требования к МИС-ам
5. Неравенство в здравоохранении или политика сокрытия реальных данных


Комментарии

0 пользователей оставили 0 комментариев