«Для менеджеров, предпринимателей и инвесторов в медицине»

20.02.2023

20010

Марат Каирленов, к.э.н.

Казалось бы, плановое повышение в текущем году заработной платы медработникам, грозит сокращениями сотрудников и банкротствами большей части медорганизаций – как частных, так и государственных.

Начало 2023 года ознаменовалось очередными ожиданиями в медицинском сообществе. С одной стороны, грядет плановое повышение заработной платы в отрасли, но, кажется, в очередной раз необеспеченное финансами со стороны государства. Как бодро рапортовал минздрав под занавес 2022 г., в 2023 г. заработная плата врачей повысится на 30%, а среднего медицинского работника на 20% в рамках исполнения поручения Главы государства в Послании народу Казахстана от 1 сентября 2020 года «Казахстан в новой реальности: время действий». По заверениям ведомства, зарплата врача в среднем должна составить в этом году 531 тыс. тг. (см. рис. 1). В условиях снижения уровня жизни казахстанцев подобные действия со стороны минздрава должны были бы позитивно восприняты в отрасли и поддержать социальную стабильность в обществе. Однако ситуация может оказаться сложнее.

Хотели, как лучше, получилось, как ….

Дело в том, что в 2020-2021 гг. по статистике госрасходы на медуслуги быстро росли – на 36-42% в год. При этом повышение заработных плат врачей на 30% в год, а среднего медперсонала на 20% позволяло это легко покрывать. В прошлом году, за 9 месяцев, рост составил 2,1%. На 2023 г. план расходов госбюджета на медуслуги в рамках ГОБМП и ОСМС предполагает увеличение на 7,7%. Стоит отметить, что если исходить из среднего роста заработных плат медработников на уровне 25% в год, то мы видим нарастание разрыва в доходах и расходах медорганизаций (см. рис. 2).

Дело в том, что расходы на оплату труда составляют ключевую часть расходов медорганизаций. По итогам 2021 года расходы на содержание рабочей силы составляли 51% текущих расходов медорганизаций. Причем, если у частных этот показатель составлял 41%, то у государственных 54%.

В «деньгах» общая сумма затрат на содержание рабочей силы в медорганизациях составляла 1,1 трлн. тг. по итогам 2021 г. Исходя из роста данных расходов на 25% в 2022 г. и еще на 25% в 2023 г., то они возрастают до 1,7 трлн. тг, т.е. «нагрузка» на отрасль выросла на 0,6 трлн. тг.

Оценивая влияние повышения заработных плат (25%) и госрасходов (2,1%) в 2022 г. можно примерно оценить, что доля зарплат выросла до 67% от текущих расходов. В этом году ситуация еще более осложнится. С учетом заявленных параметров роста зарплат на 25% и госрасходов на 8%, доля заработных плат возрастет до ориентировочно 77%. Конечно, многие медорганизации оказывают платные услуги населению и предприятиям, и зарабатывают на этом. Однако надо учитывать рост инфляции по стране в целом на 20%. Это означает рост закупочных цен по широкому кругу товаров и услуг, закупаемых медорганизациями.

Что это означает для отрасли? На начальном этапе это накопление долгов перед различными поставщиками и возможно даже работниками, а затем сокращение сотрудников. Это касается как в частных, так и государственных медорганизаций. Следующим этапом будут суды с кредиторами и банкротство медорганизаций, и увольнение всех сотрудников. Естественно, что частные предприниматели, поверившие призывам государства развивать медбизнес и занимающие уже порядка 37% рынка будут несколько недовольны, как и сокращаемые или увольняемые при банкротстве сотрудники в государственных медорганизациях. Также явно не в восторге от происходящего будут пациенты. Закрытие больниц означает рост очередей или даже вообще невозможность получить медпомощь, как в рамках ГОБМП, так и ОСМС.

Поэтому снизить социальную напряженность в обществе таким образом минздраву вряд ли получится, даже скорее наоборот.

Что говорят медорганизации?

В этой связи, мы решили провести мини-опрос медорганизаций – государственных и частных, что позволило выявить целый ряд актуальных моментов (см. врезку 1). Так важно отметить, что доля госзаказа (ГОБМП и ОСМС) в общем объеме продаж (реализации) за 2022 г. составила в среднем 90%, что определяет высокий уровень зависимости медорганизаций от государственной политики (см. рис. 3).

Другим определенным вектором выступает то, что доля заработной платы в среднем составляет 63%, что примерно совпадает с нашими расчетами. И наконец важно учитывать уровень расходов на аутсорсинг медуслуг, как существенный фактор финансовой устойчивости медорганизации в условиях роста инфляции. Согласно проведенному опросу, эта доля составляет в среднем 25% от объема продаж за 2022 г.

Обанкротить отрасль?

Анализируя итоги прошлого года мы попросили респондентов оценить финансовые результаты работы медорганизации. Итоги 2022 г. весьма неутешительные. Почти половина компаний закончила год с убытками – до 10% от объема продаж (см. рис. 4). Еще треть медорганизаций завершили без убытков, но и без прибыли. И лишь 20% получили прибыль, хотя и не большую. Резюмируя выводы отметим, что если объем продаж отрасли за 2022 г. можно оценивать на уровне порядка 2,5 трлн. тг., то убыток может составлять порядка 75 млрд. тг.