Госинвестиции в здравоохранение во время…
25.07.2023
2730
Марат Каирленов, к.э.н.
Государственные инвестиции в здравоохранение стремительно растут, причем на оборотах в сотни миллионов долларов. Кроме вопросов к их эффективности и оправданности, это видится особенно неоднозначным на фоне угрозы массового банкротства в отрасли из-за неплатежей по госзаказу, профицита площадей у госмедорганизаций и т.д.
Рассматривая статистику инвестиций в здравоохранение можно отметить, что за 2022 г. их рост составил 43% до 273 млрд. тг., а за 5 месяцев текущего года уже 62%. Однако если посмотреть на источники инвестиций, то мы видим разнонаправленные тенденции. Государственные инвестиции быстро нарастают + 73% за 2022 г., а за 5 месяцев 2023 г. прирост вообще составил более 2,2 раз (см. рис. 1), т.е. по итогам года государственные инвестиции могут составить свыше 0,3 трлн. тг. или порядка $750 млн. При этом темпы роста инвестиций из других источников (собственные средства медорганизаций и заемные средства) снижаются с +22% в 2022 г. до 14% по итогам 5 месяцев 2023 г., т.е. почти в 9 раз ниже темпов роста расходов из госбюджета.
В итоге, мы видим продолжение тенденции по изменению структуры инвестиций (см. рис. 2). Если в 2021 г. доминировали частные инвестиции, то по итогам 5 месяцев 2023 г. их доля снизилась до порядка 40%, при соответствующем росте доли государственных инвестиций.
«Обвесить долгами» здравоохранение?
Рассматривая куда же направляются столь большие государственные инвестиции можно отметить различные версии. С одной стороны, чиновники говорят прежде всего про развитие сельского здравоохранения. Так премьер-министр А Смаилов в ноябре 2022 г. отмечал, что порядка 700 медицинских объектов будет открыто для сельских жителей в рамках Национального проекта «Модернизация сельского здравоохранения»[1]. Однако на его реализацию предусмотрено 217 млрд. тг. за три года[2], включая расходы на модернизацию 32 многопрофильных центральных районных больниц (МЦРБ) и подготовку 1100 медработников.
Но судя по текущим расходам, речь идет об «освоении» 1,2 трлн. тг. государственных инвестиций в здравоохранении. Видимо основная часть этих средств связана с 21 либо 22 проектами:
Пир во время «чумы»?
Рассматривая оправданность и логичность столь больших госинвестиций нужно учесть 2 момента: переизбыток площадей у госмедорганизаций и тяжелое текущее финансовое состояние медорганизаций, причем, и государственных, и частных.
Наше исследование, проведенное несколько лет назад, показало, что только в госсегменте ПМСП избыток составляет 65% или 2,6 млн кв. м[9]. Это определяет эксплуатационные расходы на содержание этих площадей на уровне заработных плат 10 тыс. врачей ПМСП[10], не говоря уже о стоимости «замороженных квадратов».
Стоит отметить, что схожие оценки высказал в рамках Kazakhstan Healthcare Forum 2023 Председатель Наблюдательного Совета Керуен Medicus Абай Садыков. На основе его наблюдений в Алматы, Шымкенте и других городах, он считает, что в государственных медорганизациях половина площадей по сути пустует, а с озвученными планами строительства через 5 лет у нас порядка 40% расходов будет уходить на содержание площадей медорганизаций[11].
Нужно учесть и современные технологии в медицине, как телемедицина, т.е. дистанционные услуги, малоинвазивные технологии, что сокращают время лечения в больнице, а значит количество койко-дней, и др., которые существенно сокращают потребность в площадях медорганизаций.
Вместе с тем, имеет место сложная ситуация с задолженностью медорганизациям (государственным и частным) по договорам на оказание услуг в рамках ГОБМП / ОСМС. С одной стороны, проблемы минимальны. Согласно данным ФСМС, предоставленным по нашему запросу, разница между фактическими оказанными объемами и предъявленными к оплате медорганизациями за 2022 год составила 4,2% или порядка 84 млрд. тг. (см. таблицу 1). По итогам 1 квартала речь идет уже о 6,2% или 33,5 млрд. тг.
С другой стороны, ситуация эта может быть гораздо внушительнее. По словам управляющего директора – директора департамента медицинских услуг НПП Назгуль Кабдрахмановой в интервью нашему изданию «…медорганизациям без согласования с соисполнителями Фонд урезает объемы финансирования на 50% и более[12]». С учетом того, что сумма счетов медорганизаций к оплате ФСМС за 1-й квартал составила более 0,5 трлн. тг., речь может идти о задолженности не в десятки, а в сотни миллиардов тенге. Тем более, что ФСМС просто не признает счета за перевыполнение планов по оказанным услугам в связи с введением так называемой «плоской шкалы». Модель оплаты услуг в пределах утвержденного плана на период не учитывает того, что планы и реальность нередко отличаются в разы из-за низкого качества планирования потребления различных видов медуслуг со стороны МЗ РК. При этом за 1 кв. 2023 г. госрасходы на медуслуги выросли на 34,3%[13], при ранее планировавшихся 8%, тем не менее проблема остается.
В этой связи возникает не просто неприятная, а и весьма опасная ситуация. Сейчас государство направляет большие средства на строительство очень дорогих и, по- хорошему, не особо нужных площадей, но при этом отказываясь оплачивать превышение потребления населением медуслуг в рамках госзаказа. Но лечат не «стены», а прежде всего медработники. Текущий вариант развития событий грозит банкротством большому количеству медорганизаций, а значит к невозможности оказывать медработниками медуслуг, с малопредсказуемыми социальными последствиями.
[1] Масштабное строительство и реконструкцию медицинских объектов начнут в селах Казахстана, 22.11.2022 г., https://primeminister.kz/ru/news/masshtabnoe-stroitelstvo-i-rekonstrukciyu-medicinskih-obektov-nachn....
[2] Пилотный национальный проект "Модернизация сельского здравоохранения", Период реализации 2023-2025 годы, https://www.gov.kz/memleket/entities/dsm/projects/details/3104?lang=ru
[3] В Казахстане будут построены 12 перинатальных центров и модернизированы 32 многопрофильные больницы, 6.03.2023 г., https://primeminister.kz/ru/news/v-kazakhstane-budut-postroeny-12-perinatalnykh-tsentrov-i-modernizi....
[4] Уровень износа зданий казахстанских медорганизаций составляет 44,7% - Ажар Гиният, 4.04.2023 г., https://el.kz/ru/uroven-iznosa-zdaniy-kazahstanskih-medorganizatsiy-sostavlyaet-447-azhar-giniyat_70....
[5] «ГЧП и инвестиции в здравоохранение», Генеральный директор РЦРЗ К Тосекбаев, 2-й инвестиционный форум ГЧП «ГЧП в период пандемии: вызовы и возможности», 15.10.2020 г., https://forum.kzppp.kz/#calendar
[6] Лабрынок 2020 и «мутное завтра», М Каирленов, к.э.н. «Улагатты медицина», №6 (35) ноябрь-декабрь 2020 г.
[7] Слишком дорогая медицина, А Джалдинов, 2.12.2021 г., https://time.kz/articles/risk/2021/12/02/slishkom-dorogaya-meditsina
[8] О финансово-хозяйственной деятельности организаций здравоохранения в Республике Казахстан (2022г.), 21.06.2023 г., https://stat.gov.kz/ru/industries/social-statistics/stat-medicine/publications/64203/
[9] «Исследование лишних площадей в ПМСП РК». М Каирленов, к.э.н., Н Бектембаев, «Улагатты медицина». №6 (22). Ноябрь-декабрь 2018.
[10] Проблемы гчп в здравоохранении, Н Бектембаев, Улагатты медицина №6 (22) ноябрь-декабрь 2018 г.
[11] https://www.youtube.com/watch?v=NXuhaqoKP8s&t=5482s, с 3:19:19
[12] Оплата медуслуг, прикрепление населения и СРО в медицине от Назгуль Кабдрахмановой, М Каирленов, к.э.н., «Улагатты медицина», №3 (50) май-июнь 2023 г.
[13] Рынок медуслуг: неожиданный рост госрасходов, Г Амренова, Улагатты медицина №3 (51) июль-август 2023 г.
Государственные инвестиции в здравоохранение стремительно растут, причем на оборотах в сотни миллионов долларов. Кроме вопросов к их эффективности и оправданности, это видится особенно неоднозначным на фоне угрозы массового банкротства в отрасли из-за неплатежей по госзаказу, профицита площадей у госмедорганизаций и т.д.
Рассматривая статистику инвестиций в здравоохранение можно отметить, что за 2022 г. их рост составил 43% до 273 млрд. тг., а за 5 месяцев текущего года уже 62%. Однако если посмотреть на источники инвестиций, то мы видим разнонаправленные тенденции. Государственные инвестиции быстро нарастают + 73% за 2022 г., а за 5 месяцев 2023 г. прирост вообще составил более 2,2 раз (см. рис. 1), т.е. по итогам года государственные инвестиции могут составить свыше 0,3 трлн. тг. или порядка $750 млн. При этом темпы роста инвестиций из других источников (собственные средства медорганизаций и заемные средства) снижаются с +22% в 2022 г. до 14% по итогам 5 месяцев 2023 г., т.е. почти в 9 раз ниже темпов роста расходов из госбюджета.
В итоге, мы видим продолжение тенденции по изменению структуры инвестиций (см. рис. 2). Если в 2021 г. доминировали частные инвестиции, то по итогам 5 месяцев 2023 г. их доля снизилась до порядка 40%, при соответствующем росте доли государственных инвестиций.
«Обвесить долгами» здравоохранение?
Рассматривая куда же направляются столь большие государственные инвестиции можно отметить различные версии. С одной стороны, чиновники говорят прежде всего про развитие сельского здравоохранения. Так премьер-министр А Смаилов в ноябре 2022 г. отмечал, что порядка 700 медицинских объектов будет открыто для сельских жителей в рамках Национального проекта «Модернизация сельского здравоохранения»[1]. Однако на его реализацию предусмотрено 217 млрд. тг. за три года[2], включая расходы на модернизацию 32 многопрофильных центральных районных больниц (МЦРБ) и подготовку 1100 медработников.
Но судя по текущим расходам, речь идет об «освоении» 1,2 трлн. тг. государственных инвестиций в здравоохранении. Видимо основная часть этих средств связана с 21 либо 22 проектами:
- на сайте премьер-министра от 6.03.2023 г[3]. приведены следующие планы - строительство 12 перинатальных центров, 6 университетских клиник и достройки 3 больниц по ГЧП (в Петропавловске, Туркестане и Кокшетау), т.е. 21 крупная многопрофильная больница и/или центр.
- в апрельской публикации ресурса el.kz (совместного проекта государственного «Казинформ» и Ассамблеи народа Казахстана) приводятся планы по строительству «...2 научно-инновационные многопрофильные клиники в городах Астана и Алматы, 8 многопрофильных больниц в рамках ГЧП, 12 перинатальных и сеть онкологических центров[4]», т.е. как минимум 22 крупные многопрофильные больницы и сеть онкологических центров.
Пир во время «чумы»?
Рассматривая оправданность и логичность столь больших госинвестиций нужно учесть 2 момента: переизбыток площадей у госмедорганизаций и тяжелое текущее финансовое состояние медорганизаций, причем, и государственных, и частных.
Наше исследование, проведенное несколько лет назад, показало, что только в госсегменте ПМСП избыток составляет 65% или 2,6 млн кв. м[9]. Это определяет эксплуатационные расходы на содержание этих площадей на уровне заработных плат 10 тыс. врачей ПМСП[10], не говоря уже о стоимости «замороженных квадратов».
Стоит отметить, что схожие оценки высказал в рамках Kazakhstan Healthcare Forum 2023 Председатель Наблюдательного Совета Керуен Medicus Абай Садыков. На основе его наблюдений в Алматы, Шымкенте и других городах, он считает, что в государственных медорганизациях половина площадей по сути пустует, а с озвученными планами строительства через 5 лет у нас порядка 40% расходов будет уходить на содержание площадей медорганизаций[11].
Нужно учесть и современные технологии в медицине, как телемедицина, т.е. дистанционные услуги, малоинвазивные технологии, что сокращают время лечения в больнице, а значит количество койко-дней, и др., которые существенно сокращают потребность в площадях медорганизаций.
Вместе с тем, имеет место сложная ситуация с задолженностью медорганизациям (государственным и частным) по договорам на оказание услуг в рамках ГОБМП / ОСМС. С одной стороны, проблемы минимальны. Согласно данным ФСМС, предоставленным по нашему запросу, разница между фактическими оказанными объемами и предъявленными к оплате медорганизациями за 2022 год составила 4,2% или порядка 84 млрд. тг. (см. таблицу 1). По итогам 1 квартала речь идет уже о 6,2% или 33,5 млрд. тг.
Таблица 1. Объем заключенных медорганизациями договоров на оказание услуг в рамках ГОБМП/ОСМС, сумм, предъявленных к оплате и фактически оплаченных в 2022 – 1 квартал 2023 гг., млрд. тенге | ||
Суммы, млрд. тг. | За 2022 г. | За 1 квартал 2023 г. |
Объем заключенных медорганизациями договоров на оказание услуг в рамках ГОБМП/ОСМС (годовой) | 1 936,8 | 2 192,2 |
Объем предъявленных медорганизациями к оплате в рамках ГОБМП/ОСМС | 2 020,7 | 536,3 |
Объем фактически оплаченных услуг по ГОБМП/ОСМС медорганизациям | 1 936,4 | 502,8 |
Доля оплаты сумм, предъявленных медорганизациями к оплате | -4,2% | -6,2% |
Разница между фактическими объемами и предъявленными медорганизациями к оплате | -84,3 | -33,5 |
Источник: расчеты автора по данным ФСМС |
С другой стороны, ситуация эта может быть гораздо внушительнее. По словам управляющего директора – директора департамента медицинских услуг НПП Назгуль Кабдрахмановой в интервью нашему изданию «…медорганизациям без согласования с соисполнителями Фонд урезает объемы финансирования на 50% и более[12]». С учетом того, что сумма счетов медорганизаций к оплате ФСМС за 1-й квартал составила более 0,5 трлн. тг., речь может идти о задолженности не в десятки, а в сотни миллиардов тенге. Тем более, что ФСМС просто не признает счета за перевыполнение планов по оказанным услугам в связи с введением так называемой «плоской шкалы». Модель оплаты услуг в пределах утвержденного плана на период не учитывает того, что планы и реальность нередко отличаются в разы из-за низкого качества планирования потребления различных видов медуслуг со стороны МЗ РК. При этом за 1 кв. 2023 г. госрасходы на медуслуги выросли на 34,3%[13], при ранее планировавшихся 8%, тем не менее проблема остается.
В этой связи возникает не просто неприятная, а и весьма опасная ситуация. Сейчас государство направляет большие средства на строительство очень дорогих и, по- хорошему, не особо нужных площадей, но при этом отказываясь оплачивать превышение потребления населением медуслуг в рамках госзаказа. Но лечат не «стены», а прежде всего медработники. Текущий вариант развития событий грозит банкротством большому количеству медорганизаций, а значит к невозможности оказывать медработниками медуслуг, с малопредсказуемыми социальными последствиями.
[1] Масштабное строительство и реконструкцию медицинских объектов начнут в селах Казахстана, 22.11.2022 г., https://primeminister.kz/ru/news/masshtabnoe-stroitelstvo-i-rekonstrukciyu-medicinskih-obektov-nachn....
[2] Пилотный национальный проект "Модернизация сельского здравоохранения", Период реализации 2023-2025 годы, https://www.gov.kz/memleket/entities/dsm/projects/details/3104?lang=ru
[3] В Казахстане будут построены 12 перинатальных центров и модернизированы 32 многопрофильные больницы, 6.03.2023 г., https://primeminister.kz/ru/news/v-kazakhstane-budut-postroeny-12-perinatalnykh-tsentrov-i-modernizi....
[4] Уровень износа зданий казахстанских медорганизаций составляет 44,7% - Ажар Гиният, 4.04.2023 г., https://el.kz/ru/uroven-iznosa-zdaniy-kazahstanskih-medorganizatsiy-sostavlyaet-447-azhar-giniyat_70....
[5] «ГЧП и инвестиции в здравоохранение», Генеральный директор РЦРЗ К Тосекбаев, 2-й инвестиционный форум ГЧП «ГЧП в период пандемии: вызовы и возможности», 15.10.2020 г., https://forum.kzppp.kz/#calendar
[6] Лабрынок 2020 и «мутное завтра», М Каирленов, к.э.н. «Улагатты медицина», №6 (35) ноябрь-декабрь 2020 г.
[7] Слишком дорогая медицина, А Джалдинов, 2.12.2021 г., https://time.kz/articles/risk/2021/12/02/slishkom-dorogaya-meditsina
[8] О финансово-хозяйственной деятельности организаций здравоохранения в Республике Казахстан (2022г.), 21.06.2023 г., https://stat.gov.kz/ru/industries/social-statistics/stat-medicine/publications/64203/
[9] «Исследование лишних площадей в ПМСП РК». М Каирленов, к.э.н., Н Бектембаев, «Улагатты медицина». №6 (22). Ноябрь-декабрь 2018.
[10] Проблемы гчп в здравоохранении, Н Бектембаев, Улагатты медицина №6 (22) ноябрь-декабрь 2018 г.
[11] https://www.youtube.com/watch?v=NXuhaqoKP8s&t=5482s, с 3:19:19
[12] Оплата медуслуг, прикрепление населения и СРО в медицине от Назгуль Кабдрахмановой, М Каирленов, к.э.н., «Улагатты медицина», №3 (50) май-июнь 2023 г.
[13] Рынок медуслуг: неожиданный рост госрасходов, Г Амренова, Улагатты медицина №3 (51) июль-август 2023 г.
Похожие статьи
1. ОСМС: запускаемся!2. «Пентограмма» для отрасли от Елжана Биртанова
3. Франшиза КДЛ «ОЛИМП»: 2020
4. Заседание комиссии по цифровизации в здравоохранении: хранилище, платформа и требования к МИС-ам
5. Неравенство в здравоохранении или политика сокрытия реальных данных