«Для менеджеров, предпринимателей и инвесторов в медицине»

Лекобеспечение: говорим, но не решаем?

18.06.2025

1460

Ниязбек Бектембаев

По итогам государственного аудита системы лекарственного обеспечения граждан 4 июня 2025 г. председатель Высшей аудиторской палата Республики Казахстан (ВАП) Алихан Смаилов презентовал результаты на пленарном заседании Мажилиса Парламента РК.

Обеспечение доступности и надёжности медикаментов для граждан является одной из важных задач государства. Вместе с тем 2 последовательных аудита 2024 г. и 2025 г. выявили ряд системных проблем и недостатков в системе лекарственного обеспечения. Они прослеживаются на всех уровнях – от науки и производства до нормативного регулирования и организации выдачи лекарств населению.

18 «фишек» Смаилова
Аудит выявил массу несоответствий, последствий неэффективного планирования, изъянов в системе здравоохранения. Мы собрали наиболее яркие и обсуждаемые факты, приведённые г-ом Смаиловым[1]:
1. За последние три года финансирование медицинской науки в стране составило 58 млрд тг. Однако до сих пор не создана система регистрации биомедицинских исследований и реестр клинических баз;
2. Результативность научных разработок остаётся низкой: за десятилетие было зарегистрировано лишь 2 оригинальных отечественных препарата, один из которых даже не включён в Национальный лекарственный формуляр, хотя на разработку было потрачено более 4 млрд тг.;
3. За период 2022-2024 годов объем преференций для фармацевтической отрасли составил 148 млрд тг. Единый дистрибьютор заключает долгосрочные контракты с отечественными производителями, что обеспечивает гарантированные закупки на 10 лет. Тем не менее, несмотря на рост закупок с 69 до 112 млрд тг за 5 лет, количество лекарств, поставляемых отечественными компаниями, сократилось почти в 2 раза - с 968 до 507 наименований. Это связано с тем, что компании начинают производить в основном простые медизделия, а доля реально производимых в стране препаратов сокращается;
4. Только 34 из более чем 200 компаний смогли воспользоваться господдержкой в виде долгосрочных договоров;
5. Отсутствие контроля за локализацией и инвестиционными обязательствами способствует злоупотреблениям. Например, в 2024 году частная компания поставила государству 62 млн. медицинских перчаток на сумму 8 млрд. тг., но по характеристикам и объёму партия совпадает с закупками из Таиланда. В результате, цены для государства были завышены в 2 раза, что наносит ущерб политике импортозамещения;
6. Некоторые фармацевтические компании используют дешёвое и некачественное сырье. Это может привести к появлению небезопасной продукции. Так, препараты, закупленные на 3 млрд тг, были признаны непригодными для применения и списаны;
7. Процесс вывода новых лекарств на рынок затягивается на годы. Препарат должен пройти пять перечней для закупки через Единого дистрибьютора. Это создаёт искусственные ограничения и приводит к закупкам с участием единственного поставщика, что способствует завышению цен;
8. Система регулирования цен на лекарства не обеспечивает доступность и адекватную стоимость. Наценки на лекарства на рынке достигали 172%, а для бюджетных закупок 35%;
9. Проблемы с системой экспертизы, регистрации и надзора. В 2024 году средний срок экспертизы составил 334 дня при нормативе 210 дней, а в некоторых случаях этот процесс затягивался до 2,5 лет;
10. Аудит показал, что инструменты фармаконадзора не работают эффективно. Из 8 тысяч сообщений о побочных эффектах за три года был изъят только один препарат;
11. Нарушения в сроках поставок и срывы контрактов нарушают непрерывность лечения. В 2022-2024 годах единый дистрибьютор задержал закупку 207 препаратов и не закупил 164 наименования для амбулаторной помощи;
12. Некоторые препараты поставляются поквартально, что нарушает ежемесячный график, создавая нехватку и вынуждая пациентов покупать лекарства за свой счёт;
13. В 2024 году только 9% лекарств были закуплены напрямую у производителей. Также за 3 года единый дистрибьютор закупил лекарства без сертификата «СТ-KZ» на сумму 258 млрд тг.;
14. Затраты на логистику за последние 3 года увеличились на 60%, составив в 2024 году 11 млрд тг. Это также отражается на стоимости лекарств;
15. Аудит выявил более 67 тысяч случаев отпуска препаратов с истекающим сроком годности, что привело к их непригодности и неэффективному использованию бюджетных средств. Были также зафиксированы факты назначения препаратов сверх потребности или не предусмотренных протоколами лечения;
16. Аудит показал, что цены на 15 самых дорогих препаратов в государственном и рыночном секторах отличались до 600%. Это произошло из-за незаконной реализации препаратов, предназначенных для бесплатной амбулаторной помощи, через розничные сети. Эти факты свидетельствуют о недостаточности систем контроля за выдачей и обращением лекарств;
17. В системе здравоохранения Казахстана действует 1133 клинических протокола, из которых 70% не пересматривались на протяжении 5-12 лет. Это приводит к использованию устаревших медицинских технологий;
18. В результате двух аудитов было выявлено финансовых нарушений на сумму 741 млн тг, неэффективного использования средств на 32 млрд тг и потерь с упущенной выгодой на 58 млрд тг. Материалы по 134 случаям переданы в административные органы, а 5 - в правоохранительные органы.

В заключении Алихан Смаилов отметил, что результаты аудита показывают наличие комплексных проблем в сфере лекарственного обеспечения. В связи с чем Правительству были направлены рекомендации, а Минздраву - конкретные поручения для устранения выявленных недостатков. В свою очередь, ВАП будет осуществлять регулярный мониторинг хода решения этих вопросов.
Стоит отметить, что заявления ВАП, конечно, очень громкие, но если взять сумму финансовых нарушений – 0,74 млрд. тг. и объем закупок Единым дистрибьютором за 2024 г., указанного в годовом отчете за 2024 г., в 491 млрд. тг[2]., то доля нарушений составляет лишь 0,2%, а с 99,8% все нормально? Да и отчеты ВАП логично было бы размещать у себя на сайте для открытого доступа, как делается во многих Развитых странах, а не делать из этого очередные тайны.

Что делать с фармацией?

Депутатский состав обрушился критикой в сторону представителей Минздрава в лице его заместителей Ержана Нурлыбаева и Ардака Амангельдиева, а также председателя правления СК-Фармации Еркена Жакатая. Каждый из депутатов поочерёдно задавали вопросы по каждому вышеперечисленному пункту отчёта ВАП. Однако времени на вопросы всем депутатам не хватило, приведем лишь наиболее яркие из них. В части изменения системных решений можно отметить следующие идеи.

Депутат Магеррам Магеррамов предложил рассмотреть методы привлечения к ответственности за ущерб государству даже после ухода с должности. По его мнению, это должно помочь предотвратить ущерб бюджету в будущем и заставит госслужащих работать в интересах народа и государства. Потому как еще 3 года назад МЗ была представлена дорожная карта, которая должна была решить проблему регистрации лекарственных препаратов. На вопрос «а кто же понес ответственность?» депутат на заседании ответа не услышал.

Депутат Азат Перуашев предложил правительству рассмотреть вопрос о ликвидации СК-Фармации в текущем виде. Депутат отметил, что в прошлом году 8 мая Глава государства подписал указ о либерализации экономики, а до этого Президент говорил о необходимости запрета всяких операторов-посредников, которые подменяют госрегулирование какими-то прокладками различными. Он добавил, что такое происходит не только в здравоохранении, но и в других отраслях.

Депутат Мукаш Искандиров предложил, чтобы несвойственные функции МЗ передать другим ведомствам дабы разгрузить МЗ. Например, чтобы хоть как-то разгрузить их, производство и разработку лекарственных средств передать ведомствам, которые занимаются промышленной политикой, методологию, регулирование и ценообразование другому ведомству, а закуп и использование оставить в МЗ. Он подметил, что из-за бюрократии на юге страны стоят по 3 года предприятия, которые не могут открыться.

Депутат Бакытжан Базарбек заявил, что результаты отчёта ВАП, мягко говоря, шокируют и на ум приходят такие ассоциации как фармацевтическая мафия, лобби фармацевтов, приписки, мошенничество с лекарствами. Депутат перечислил вышеупомянутые факты из отчёта ВАП и отметил, что данные материалы отчёта должны быть направлены в правоохранительные органы, Генеральную прокуратуру, Агентство по противодействию коррупции, Агентству финмониторинга, чтобы проверить деятельность СК-Фармации, должностных лиц фарм и медицинского контроля, ТОО "Казахская фармацевтическая компания "МЕДСЕРВИС ПЛЮС" и Национального центра экспертизы лекарственных средств (НЦЭЛС). «Соответствующее заявление мы депутаты направим» и что «здесь как минимум 10 уголовных дел» заявил он.

Также можно отметить мнения по внедрению международного стандарта GPP (Good Pharmacy Practice, Надлежащая Аптечная Практика) в аптеках. Депутат Екатерина Смолякова отметила, что из 10 354 аптек в стране соответствуют данному сертификату лишь 1330, что несет риски для клиентов. Она задавала вопрос МЗ о том какие работы ведутся в МЗ для обеспечения сертификации всех аптек и необходимые сроки. На что замминистра Амангельдиев ответил, что до 2026 года должны были закончиться работы по сертификации всех аптек, однако из-за низкой скорости пришлось продлить до 2027 года. Однако депутат Нуртай Сабильянов предложил пересмотреть политику по внедрению GPP, так как не все аптеки могут себе это позволить, особенно в сельской местности. Косвенно эту проблему с адаптацией к большим требованиям государства (маркировка лекарств) к аптекам в сельской местности выделял и депутат Мурат Абенов. Он отметил рост продаж лекарств на маркетплейсах как Kaspi.kz, потому как крупные фармкомпании не идут в сёла, а под давлением искусственных барьеров в сёлах закроются и те, что ещё есть.

Весьма неожиданную реакцию выдал минздрав. Так вице-министр МЗ РК Ардак Амангельдиев заявил, что ведомство не согласно с рядом выводов ВАП по результатам проверки системы лекарственного обеспечения и намерено судиться с проверяющим органом[3]. К примеру, тезис аудиторов о том, что государственный дистрибьютор «СК-Фармация» закупало лекарства на 35,6 млрд тг дороже, чем они стоили в розничной сети. Однако г-н Амангельдиев назвал это сравнение некорректным, объяснив, что невозможно сопоставлять централизованные госзакупки с разовыми покупками препаратов неизвестного происхождения. МЗ РК утверждает, что по ряду пунктов в отчёте ВАП отсутствует достаточная доказательная база и по этим вопросам уже направлены замечания в адрес аудиторов. Вице-министр добавил, что в случае отсутствия согласия между сторонами Минздрав готов оспаривать выводы аудиторов в суде. Пожалуй, такую готовность минздрава даже в суде отстаивать свою позицию перед другим госорганом, мы видим впервые. Посмотрим во что это выльется.

Все дело в прозрачности?

Интересно заметить, что после заседания вышло интервью с участием экс-министра здравоохранения Елжаном Биртановым и его экс-замминистра Олжасом Абишевым, где они раскрывают суть проблемы в системе здравоохранения и подробности по их делу[4]. Так г-н Абишев отметил, что после внедрения цифровизации в сфере лекарственного обеспечения министерство здравоохранения инициировало 28 уголовных дел. Ни одно из них до суда не дошло. Все были прекращены. Г-н Биртанов добавил, что в 2020 году эти дела были переданы в Агентство финансового мониторинга, в тот самый орган, который позже возбудил дело против них. А дела о хищениях впоследствии были закрыты. Единственное, до чего дошло следствие, это штраф медсестры в Южно-Казахстанской области на 500 тысяч тенге. Это единственное наказание. Все остальные дела по многомиллиардным хищениям были закрыты.

Что происходит сегодня?

По словам г-на Абишева, все схемы, которые они выявляли в 2018 году, вернулись на круги своя. Только масштабы стали гораздо больше – не 30 млрд тг, а $200-300 млн ежегодно. А механизмы те же: списание через «мёртвые души», завышенные заявки, исчезающие лекарства. И всё потому, что нет ни контроля, ни цифровой системы, которая могла бы это отследить. Хотя платформа до сих пор есть на балансе минздрава, над заупуском которой они усердно трудились. Но её никто не трогает. Потому что понимают: если начнут использовать – могут оказаться на скамье подсудимых, как они с господином Биртановым. Это настоящий призрак, нависший над Минздравом, «дело Биртанова». И он парализует любые попытки внедрять учёт и контроль.

В целом по мнению экс-топ-менеджеров МЗ, централизованная платформа решила бы большинство проблем в здравоохранении. Именно доведение проекта до конца и полноценный запуск сэкономят сотни миллиардов тенге экономике нашей страны, а оставшиеся деньги пошли бы на оплату труда медперсонала.

Что же будем надеяться, что текущий доклад ВАП и заседание Мажилиса не останутся очередным сотрясанием воздуха, а приведут к реальным позитивным изменениям.


[1] «Итоги госаудита системы лекарственного обеспечения рассмотрены в Мажилисе РК», 04.06.2025 г., https://www.gov.kz/memleket/entities/esep/press/news/details/1011590?lang=ru
[2] https://sk-pharmacy.kz/rus/otchetnost/otchet-po-itogam-deyatelnosti-edinogo-distribyutora
[3] «Минздрав намерен судиться с Алиханом Смаиловым по итогам аудита в ведомстве», 04.06.2025 г., https://baimedia.kz/minzdrav-nameren-suditsya-s-alihanom-smailovym-po-itogam-audita-v-vedomstve/
[4] «Экс-руководители Минздрава раскрывают подоплёку миллиардных хищений в здравоохранении Казахстана», Максим Елизаров, 10.06.2025 г., https://exclusive.kz/eks-rukovoditeli-minzdrava-raskryvayut-podoplyoku-milliardnyh-hishhenij-v-zdrav...

Оценить:

  • Актуальность
  • Глубина

Похожие статьи

1. ОСМС: запускаемся!
2. «Пентограмма» для отрасли от Елжана Биртанова
3. Франшиза КДЛ «ОЛИМП»: 2020
4. Заседание комиссии по цифровизации в здравоохранении: хранилище, платформа и требования к МИС-ам
5. Неравенство в здравоохранении или политика сокрытия реальных данных


Комментарии

0 пользователей оставили 0 комментариев