«Для менеджеров, предпринимателей и инвесторов в медицине»

16.08.2024

300

Марат Кирленов, к.э.н.

6 августа т.г. в Национальной палате предпринимателей «Атамекен» (НПП) прошло совещание по отдельным вопросам проекта Налогового Кодекса (НК) РК под модераторством заместителя председателя Правления, члена Правления Тимура Жаркенова. Были озвучены как концептуальные претензии бизнес-сообщества, определяющие логичность переноса сроков принятия данного проекта Кодекса, так и вопросы налогообложения отдельных сфер, в том числе и здравоохранения.

Рассматривая концептуальные претензии к проекту НК участники совещания отметили прежде всего попытку вывести вопросы налогообложения из правового поля в вакуум. Так, Председатель Правления СРО ОИПиЮЛ «Казахстанская ассоциация налоговых консультантов» Сакен Карин подчеркнул, что согласно проекту НК «налоговое законодательство Республики Казахстан … не относится к сфере государственного регулирования предпринимательства, и распространяется на всех физических лиц, юридических лиц и их структурные подразделения, которые определены настоящим Кодексом в качестве плательщиков налогов и платежей в бюджет, а также в качестве участников соответствующих налоговых и иных процедур по взиманию и администрированию налогов и платежей в бюджет[1]». Но, по мнению г-на Карина, это выглядит абсурдно, так как регистрация даже индивидуального предпринимателя происходит именно в налоговых органах. Эксперт видит в этом попытку вывести налоговые правоотношения из-под юрисдикции административного законодательства. Речь идет о Предпринимательском и Административном Процедурно-Процессуальном (АППК) Кодексах Республики Казахстан. По словам спикера, введение последнего позволило повысить процент выигранных споров с налоговыми органами условно с 20% до 70%. В этом же ключе необходимо рассматривать, как стратегию Минфина, что «нарушение принципов иного законодательства Республики Казахстан и иные формальные основания не могут являться основанием для признания административных актов, административных действий (бездействия) налоговых органов незаконными…». Г-н Карин обратил внимание и на то, что в НК отсутствует «очень много моментов», которые предлагается регламентировать подзаконными актами, то есть приказами министра финансов. Например, по назначению налоговых проверок.

Резюмируя спич спикера, г-н Жаркенов отметил, что перевод очень многих важных вопросов на уровень подзаконных актов отбросит нас на 20 лет назад, с их огромным количеством, знать все из которых будут лишь несколько человек по стране. И лишит НК его преимуществ как закона прямого действия, когда налогоплательщик может читать НК и сразу применять его к исполнению. Конечно, есть определенные переборы и некоторые вопросы можно перевести на уровень подзаконных нормативных правовых актов, но нельзя этого делать в отношении принципиально важных моментов.

Дастан Казиев, налоговый консультант НПП «Атамекен», поднял целый ряд проблемных моментов по одному из крупнейших по сумме сборов налогов – НДС. В частности, по вопросам возврата НДС. Например, включение в проект НК тезиса о том, что возврат НДС может быть задержан, но при этом «пеня не начисляется при нарушении срока проведения возврата суммы превышения налога на такую сумму превышения, в случае недостаточности бюджетных средств[2] …» у государства. Как отметил г-н Казиев при таком подходе к обязательствам государства можно ожидать, что фискальные органы не будут спешить с возвратом средств налогоплательщикам. Тем более, как заметил г-н Жаркенов, такой прецедент имел место в прошлом году, когда в целях поддержки бюджета не производился возврат НДС и только после прямого поручения Президента страны средства налогоплательщикам были возвращены. Создается впечатление, что сейчас таким образом хотят узаконить данную практику фискальных органов: если денег в бюджете не хватает, то и все остальные подождут. Это достаточно странный подход к бизнесу, который четко рассчитывает свои денежные потоки. Справедливым будет, если все должны будут быть одинаково законопослушными - и налогоплательщики, и государственные органы.

В целом г-н Жаркенов отметил, что «палата предпринимателей Казахстана имеет четкую позицию как представитель всего бизнес сообщества, что НК является ключевым, базовым, нормативным документом в Казахстане, который определяет развитие экономики в целом. В связи с чем, конечно же, мы ни в коем случае не можем согласиться с тем, чтобы эти решения принимались скороспело, необдуманно, и так как это имеет большие последствия для всего государства». Как резюме, «…необходимо либо оставить общую часть в действующей сейчас редакции, либо существенно перенести сроки разработки кодекса».

3 вопроса по медицине

Как отметил модератор совещания социальная сфера выступает основой социальной стабильности в Казахстане, поскольку определяет благосостояние людей. Старший юрист объединения юридических лиц Казахстанской Ассоциации медицинских лабораторий (КАМЛАБ) Арман Абенов выделил ряд статей в проекте Налогового кодекса, которые затрагивают медицину и вызвали обеспокоенность у медицинского сообщества, поскольку это может отразиться на доступности и качестве медуслуг, и, в конечном итоге, негативно отразиться на самих пациентах.

Прежде всего г-н Абенов отметил вопрос введения ставки корпоративного подоходного налога (КПН) в размере 10% для организаций социальной сферы, куда входят медицина и здравоохранение. Сейчас медицинские организации применяют налоговые льготы и освобождаются от уплаты КПН. Введение 10% КПН для медицины может привести к следующим негативным последствиям:
  1. повышению стоимости медицинских услуг, поскольку расходы на налоги будут включены в стоимость услуг;
  2. отразится на финансовой устойчивости медицинских организаций особенно в условиях хронического недофинансирования отрасли и критического роста кредиторской задолженности;
  3. ухудшению инвестиционной привлекательности, поскольку налоговые льготы создают благоприятные условия для развития и привлечения частных инвестиций;
  4. к отказу частных медицинских организаций от участия в государственном заказе, поскольку тарифы не содержат в себе расходы на рентабельность, прибыль, амортизацию и сервисное обслуживание;
  5. не учтен международный опыт, а к примеру, в РФ налоговая ставка составляет 0% для организаций, осуществляющих медицинскую деятельность.
Очевидно, что от дополнительных налогов может пострадать не только частный сектор, но и вся система здравоохранения. По словам г-на Абенова, речь идет о неправильной интерпритации Министерством национальной экономики поручения Главы государства по сокращению налоговых льгот на 20%. Данное поручение предполагает упорядочивание налоговых льгот, которые должны стать адресным инструментом экономического стимулирования, а не просто сокращение их за счет медицины. «Нам непонятно чем вызвано внимание к социальное сфере, куда входит здравоохранение, поскольку предоставленные льготы в виде освобождения от КПН направлены на развитие социальной сферы, в то время, когда государством проводится политика по сокращению налогов. К примеру, предлагается снизить транспортный налог и т.п».

В качестве выхода из ситуации г-н Абенов предлагает сохранить действующую налоговую льготу по КПН или установить ставку КПН в размере 5% от налогооблагаемого дохода с предоставлением возможности распределения дивидендов.

Вторым проблемным вопросом выступает замена трактовки «медицинская помощь» на «медицинские услуги». Согласно Кодексу о здоровье народа, медицинская помощь – это комплекс медицинских услуг. Данная трактовка ограничивает в применении льготы медицинские учреждения, оказывающие услуги по приему узких специалистов, диагностических услуг (УЗИ, ЭКГ, КТ, МРТ), лабораторную диагностику, КДУ, услуги реабилитации больных, телемедицины и др., направленные на профилактику возникновения и распространения болезней.

Это поправка в понятиях крайне необходима, поскольку, по мнению налогового органа, можно будет трактовать, что перечисленные медицинские услуги не являются комплексом медицинских услуг, а при оказании услуги предоставляется одна медицинская услуга и, соответственно, не является медицинской помощью. Как следствие, это повлечет налоговые проверки в отношении медицинских организаций и требования о доначислении КПН.

В настоящее время уже проводятся налоговые проверки в отношении частных лабораторий в связи с неверным трактованием понятия «медицинская помощь» со стороны налоговых органов.

В соответствии с письмами-разъяснениями структурных подразделений Министерства здравоохранения, лабораторная диагностика (лабораторные исследования) относятся к медицинской помощи, однако, данные письма игнорируются налоговыми органами. Ранее Главой государства на встрече с представителями отечественного бизнеса 12 сентября 2023 года было отмечено, об искоренении двоякости формулировок в налоговом законодательстве и все спорные случаи неукоснительно трактовать в пользу налогоплательщика. В этой связи, в целях исключения двойного толкования понятия «медицинская помощь», экспертами предлагается исключить его из норм налогового законодательства, заменив на медицинские услуги, как это было в Налоговом кодексе до 31.12.2017 года.

И третьим вопросом отмечены неравные условия государственных и частных организаций при оказании услуг в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В частности, государственные организации не платят НДС, а частные обязаны его уплачивать. Г-н Абенов отметил, что, в целях стимулирования развития услуг в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также в целях обеспечения равных условий для участников рынка предлагается сохранить налоговые льготы по НДС по услугам в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и распространить действия указанной нормы в отношении субъектов предпринимательства независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности.

Стоит заметить, что тезисы г-на Абенова опираются на достаточно большие цифры. Например, согласно данным Министерства финансов РК по итогам полугодия государство недофинансировало здравоохранению порядка 30% средств или 400 млрд. тг. А по КПН планируется собирать с частных медорганизаций порядка 14 млрд. тг. Это ведь может стать той самой пресловутой соломинкой?

Или в части влияния на объемы инвестиций в здравоохранение. В Национальном плане развития РК до 2029 г. приводятся данные о высоком уровне износа объектов и оборудования здравоохранения[3]. И это при том, что за последние несколько лет, в результате проведенных реформ, отмечался активный рост инвестиций в отрасль. Их объем только за 2023 г. составил порядка 0,4 трлн. тг[4]., увеличившись в 1,5 раза. Это создает материальные возможности для развития отечественной медицины как регионального хаба медтуризма. Однако данные за первые месяцы 2024 г. демонстрируют резкое падение темпов роста госинвестиций (-65,5%[5]) и сохранение темпов роста частных (+53%). В итоге, сейчас порядка 60% инвестиций в здравоохранение - это частные инвестиции. Радикальные изменения в налогообложении отрасли способны нанести очень сильный, если не убийственный, удар по инвестиционной привлекательности отрасли. Как показывает проведенный нашим изданием опрос «…лишение налоговых льгот грозит тем, что свыше 80% медорганизаций сократят инвестиции и штат сотрудников, а чуть менее ¼ рассматривают вариант ликвидации бизнеса[6]».

Радует, что, если эти риски не понимают или недооценивают в Правительстве, их достаточно адекватно оценивают в Палате предпринимателей. Так г-н Жаркенов отметил, что Палата направила в правительство и администрацию президента письмо с ходатайством о том, что текущая редакция Кодекса сырая. Бизнес не согласен с тем, чтобы такой важный документ направлялся в Мажилис в таком виде. Необходимо либо оставить общую часть в действующей сейчас редакции, либо существенно перенести сроки разработки кодекса.

Действительно важно, чтобы такой важнейший механизм государственной экономической политики, как НК, был очень тщательно проработан и способствовал экономическому росту и повышению качества жизни широких слоев населения.


[1] Статья 10. Действие налогового законодательства Республики Казахстан
[2] Статья 105. Общие положения возврата превышения налога на добавленную стоимость, п. 5.
[3] Проект Указа Президента РК «Об утверждении Национального плана развития Республики Казахстан до 2029 года», 1.1. Здравоохранение, https://legalacts.egov.kz/npa/view?id=14924428#_Toc158047979
[4] Инвестиции в здравоохранение при «кредиторке»?, Г Амренова, «Улагатты медицина», №1 (54) январь-февраль 2024 г.
[5] Инвестиции 2024: республика «на паузе, бизнес в авангарде», М Каирленов, к.э.н., «Ұлағатты медицина», №2 (55) март-апрель 2024 г.
[6] Налоги и конкурентоспособность отрасли и страны, М Каирленов, к.э.н. «Ұлағатты медицина», №4 (57) июль-август 2024 г.

Оценить:

  • Актуальность
  • Глубина

Похожие статьи

1. ОСМС: запускаемся!
2. «Пентограмма» для отрасли от Елжана Биртанова
3. Франшиза КДЛ «ОЛИМП»: 2020
4. Заседание комиссии по цифровизации в здравоохранении: хранилище, платформа и требования к МИС-ам
5. Неравенство в здравоохранении или политика сокрытия реальных данных


Комментарии

0 пользователей оставили 0 комментариев