Новый министр и его «наследство»
20.02.2024
4290
Марат Каирленов, к.э.н.
5.02.2024 г. Президент Казахстана К.К.Токаев подписал указ №446 об отставке Правительства, а 6.02.2024 г. №459 о назначении Альназаровой Акмарал Шарипбаевны Министром здравоохранения Республики Казахстан . Новому руководителю придется столкнуться с весьма непростым наследством в отрасли.
Сохранить лицо
Прежде всего можно отметить, что данное назначение было достаточно неожиданным в той части, что новым министром назначен человек не из текущей команды, т.е. не из числа нынешних вице-министров, что может означать соответствующую оценку работы всей команды минздрава.
Рассматривая причины увольнения г-жи Ажар Гиният, то по словам её непосредственного руководителя, курирующего социальную сферу, Заместителя Премьер-Министра РК Тамары Дуйсеновой «Ажар Гиниятовна выполнила ту задачу, которую перед ней поставили. Теперь новая задача. Новая задача - это перевернуть уже финансовую часть этой системы ».
Из огня да в полымя…
Вместе с тем, анализируя ситуацию в отрасли, можно отметить целый ряд серьезных проблем:
Кроме выше обозначенных, наиболее «горячих» проблем, можно отметить и такие «застарелые» как высокие показатели самолечения. Индикатором выступают показатели количества фармацевтического персонала (сотрудники аптек) на 100 тыс. населения. Согласно данным ВОЗ, он у нас в разы выше партнеров по ЕвразЭС. Например, мы опережаем ближайшего «преследователя» – Беларусь - в 2,7 раза и более чем в 20 раз Армению. Стоит отметить, что продолжительность жизни в данных странах, по сведениям ВОЗ, выше чем у нас. Другой неоднозначной особенностью текущего состояния здравоохранения выступает активное «убегание» пациентов на лечение за рубеж (медтуризм). Например, только из Алматы, по оценкам экспертов из нью-йоркской сети клиник Mount Sinai Hospital, ежегодные суммы, затрачиваемые медтуристами, составляют $0,5 млрд.
Первые шаги
Конечно, решение данных проблем требует формирования серьезной команды управленцев, способных найти и реализовать решения для столь серьезных вопросов. И в этом направлении, по-видимому, принято весьма здравое решение. Так, эксперты говорят о привлечении г-жой Альназаровой в новую команду управленцев г-на Амангельдиева, высказавшим свое профессиональное видение на ситуацию в отрасли и путях решения, в частности, в интервью нашему изданию. Надо полагать, что умение привлекать к совместной работе специалистов высокого уровня как раз-таки и выступает одним из обязательных качеств эффективного руководителя. С другой стороны, это залог того, что реформы в отрасли будут идти в правильном направлении и с учетом всего спектра сложностей и вызовов перед отраслью, как медицинских, так и экономических.
Также необходимо отметить, что г-жа Альназарова является представителем депутатского корпуса верхней палаты парламента. Как известно, в Развитых демократических странах посты министров занимают представители победившей партии или партий-союзников по коалиции. Возможно, мы имеем дело с попыткой постепенно внедрить данную практику и у нас, когда министрами становятся, по сути, политики с их большей открытостью и ответственностью перед обществом.
Со своей стороны, пожелаем новому министру и её команде успехов, ведь от их работы зависит не только качество жизни сотен тысяч медработников, но и здоровье десятков миллионов наших сограждан.
5.02.2024 г. Президент Казахстана К.К.Токаев подписал указ №446 об отставке Правительства, а 6.02.2024 г. №459 о назначении Альназаровой Акмарал Шарипбаевны Министром здравоохранения Республики Казахстан . Новому руководителю придется столкнуться с весьма непростым наследством в отрасли.
Сохранить лицо
Прежде всего можно отметить, что данное назначение было достаточно неожиданным в той части, что новым министром назначен человек не из текущей команды, т.е. не из числа нынешних вице-министров, что может означать соответствующую оценку работы всей команды минздрава.
Рассматривая причины увольнения г-жи Ажар Гиният, то по словам её непосредственного руководителя, курирующего социальную сферу, Заместителя Премьер-Министра РК Тамары Дуйсеновой «Ажар Гиниятовна выполнила ту задачу, которую перед ней поставили. Теперь новая задача. Новая задача - это перевернуть уже финансовую часть этой системы ».
Из огня да в полымя…
Вместе с тем, анализируя ситуацию в отрасли, можно отметить целый ряд серьезных проблем:
- Проблема кредиторской задолженности у 2/3 государственных медорганизаций, которые, по меткому выражению экс-вице-министра здравоохранения Ардака Амангельдиева в интервью нашему изданию, являются «становом хребтом» нашей медицины . С учетом того, что эта проблема длится и нарастает уже в течении почти всего 2023 г., то вопрос достаточно «горячий» и требует своего разрешения. Ведь очевидно, что «полупараличное» состояние у 2/3 государственных медорганизаций очень негативно влияет на настроение широких масс населения. Но другого «станового хребта» в нашей системе здравоохранения пока не взрастили;
- В текущем году отрасль будет находиться под «двойным стрессом» ввиду сложностей с финансами как внутри отрасли, так и ввиду большого дефицита государственного бюджета. Не случайно Глава государства на расширенном заседании Правительства первой из актуальных задач текущей экономической повестки отметил требование «кардинально повысить эффективность бюджетной и налоговой политик. За последние пять лет объем дефицита бюджета превысил 11 триллионов тенге». При этом «…исполнение плана по доходам прошлого года Минфин во многом обеспечил за счет налогов текущего года. Возврат НДС на 600 миллиардов тенге был приостановлен». В части финансовых проблем внутри отрасли, наряду с кредиторской задолженностью, отмечается то, что заработные платы врачей «не дотянули» до плана по 114 тыс. тг. в месяц, что, с учетом повышения минимальной заработной платы до 85 тыс. тг., определяет существенный рост потребности в госрасходах. На этом фоне накопленного триллиона тенге в ФСМС может и не хватить, а дополнительного финансирования от государства ожидать сложно. В частности, премьер-министр Олжас Бектенов считает, что «система ОСМС требует серьезного переформатирования. Увеличивать ее финансирование при таком неэффективном расходовании средств, приписках – недопустимо. Отрасль требует полной цифровизации и прозрачности »;
- «Удивительный» рост амбулаторно-лекарственного обеспечения (АЛО). За последние 2 года количество пациентов-получателей АЛО выросло на 246% (+2,4 млн. человек), но закупки в количестве упаковок лекарств выросли лишь на 6% . В условиях, когда 2/3 государственных медорганизаций имеют нарастающую кредиторскую задолженность с издержками в виде ареста счетов судебными исполнителями, допуская массовые приписки по медуслугам, сложно ожидать закуп и выдачу лекарств пациентам в полном объеме в рамках АЛО;
- Охват ОСМС рабочей силы в стране очень низкий. На сегодня 3,5 млн. человек или порядка 38% рабочей силы страны не охвачены социальным страхованием. Это создает проблемы для общества как с точки зрения финансового обеспечения ОСМС, так и обеспечения здоровья нации и защиты от рисков катастрофических расходов при серьезной болезни. Как показывает международный опыт, такие расходы нередко становятся причиной банкротств домохозяйств. При этом самостоятельно занятыми в нашей стране являются 2,2 млн. человек. Таким образом, порядка 1,3 млн. наемных работников не желают производить отчисления в ФСМС;
- И наконец, отмечается резкий рост расходов граждан на платные медицинские услуги. По данным за 9 месяцев 2023 г., по которым вышла официальная статистика, расходы населения на платные медуслуги, без учета расходов, произведенных за счет пенсионных средств, выросли в 1,5 раза.
Кроме выше обозначенных, наиболее «горячих» проблем, можно отметить и такие «застарелые» как высокие показатели самолечения. Индикатором выступают показатели количества фармацевтического персонала (сотрудники аптек) на 100 тыс. населения. Согласно данным ВОЗ, он у нас в разы выше партнеров по ЕвразЭС. Например, мы опережаем ближайшего «преследователя» – Беларусь - в 2,7 раза и более чем в 20 раз Армению. Стоит отметить, что продолжительность жизни в данных странах, по сведениям ВОЗ, выше чем у нас. Другой неоднозначной особенностью текущего состояния здравоохранения выступает активное «убегание» пациентов на лечение за рубеж (медтуризм). Например, только из Алматы, по оценкам экспертов из нью-йоркской сети клиник Mount Sinai Hospital, ежегодные суммы, затрачиваемые медтуристами, составляют $0,5 млрд.
Первые шаги
Конечно, решение данных проблем требует формирования серьезной команды управленцев, способных найти и реализовать решения для столь серьезных вопросов. И в этом направлении, по-видимому, принято весьма здравое решение. Так, эксперты говорят о привлечении г-жой Альназаровой в новую команду управленцев г-на Амангельдиева, высказавшим свое профессиональное видение на ситуацию в отрасли и путях решения, в частности, в интервью нашему изданию. Надо полагать, что умение привлекать к совместной работе специалистов высокого уровня как раз-таки и выступает одним из обязательных качеств эффективного руководителя. С другой стороны, это залог того, что реформы в отрасли будут идти в правильном направлении и с учетом всего спектра сложностей и вызовов перед отраслью, как медицинских, так и экономических.
Также необходимо отметить, что г-жа Альназарова является представителем депутатского корпуса верхней палаты парламента. Как известно, в Развитых демократических странах посты министров занимают представители победившей партии или партий-союзников по коалиции. Возможно, мы имеем дело с попыткой постепенно внедрить данную практику и у нас, когда министрами становятся, по сути, политики с их большей открытостью и ответственностью перед обществом.
Со своей стороны, пожелаем новому министру и её команде успехов, ведь от их работы зависит не только качество жизни сотен тысяч медработников, но и здоровье десятков миллионов наших сограждан.
Альназарова Акмарал Шарипбаевна, Министр здравоохранения РК Дата рождения: 16.02.1971 г. Место рождения: КазССР, г. Кызылорда Трудовой стаж: Трудовую деятельность начинала врачом приемного покоя городской детской больницы города Кызылорда В 1997-1999 годы - младший научный сотрудник Кызылординского филиала научного центра педиатрии и детской хирургии 1999-2001 годы - начальник отдела, заместитель начальника областного управления здравоохранения Кызылординской области 2001-2003 годы - главный врач Кызылординской областной детской больницы 2003-2004 годы - руководитель управления здравоохранения Кызылординской области 2005-2007 годы - руководитель Кызылординского областного управления Комитета по контролю в сфере оказания медицинских услуг МЗ РК 2007-2013 годы - директор Кызылординского медицинского колледжа 2013-2014 годы - заместитель акима Кызылординской области 2014-2015 годы - секретарь Кызылординского областного маслихата 2015-2019 годы - руководитель управления здравоохранения Кызылординской области 2019-2020 годы - первый заместитель Председателя Кызылординского областного филиала партии «Нур Отан» 2020-2024 годы – Депутат Сената Парламента РК от Кызылординской области С 6 февраля 2024 года назначена на должность МЗ РК. Семейное положение, родственные связи: Замужем, трое детей Владение языками: Казахский, русский Образование, специальность (квалификация), лицензии: Алматинский государственный медицинский институт (1994), Специальность «Педиатрия» Университет Қорқыт ата (2006), специальность «Экономист», бакалавр экономики Проходила дополнительное обучение как в Казахстане, так и за рубежом Врач-организатор-гигиенист высшей категории, врач-педиатр высшей категории Научные звания, степени, деятельность: Доктор медицинских наук (2010) Государственные и международные награды, премии, почетные звания: Орден «Құрмет» Медали: «Шапағат», «Астана - 10 лет» Нагрудный знак «ҚР денсаулық сақтау ісінің үздігі». Источник: составлено автором по данным https://www.gov.kz/memleket/entities/dsm/about/structure/people/12663?lang=ru и https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=34829435&pos=1;-16#pos=1;-16 |
Похожие статьи
1. ОСМС: запускаемся!2. «Пентограмма» для отрасли от Елжана Биртанова
3. Франшиза КДЛ «ОЛИМП»: 2020
4. Заседание комиссии по цифровизации в здравоохранении: хранилище, платформа и требования к МИС-ам
5. Неравенство в здравоохранении или политика сокрытия реальных данных