Новый председатель ФСМС и его «наследство»
17.04.2023
4050
Марат Каирленов, к.э.н.
Приказом Министра здравоохранения РК от 7 марта 2023 года Председателем Правления НАО "Фонд социального медицинского страхования" назначен Сабит Ахметов (см. врезку 1). Таким образом он стал 6-м председателем правления за 5 лет и 3 месяца существования этой должности в ФСМС.
Стоит отметить, что г-н Ахметов сменил на этом посту предыдущего руководителя – Айдына Ашуева, занимавшего этот пост в течении предыдущих 12 месяцев (с конца января 2022 г.). Это примерно соответствует среднему значению пребывания в должности председатели правления ФСМС - 14 месяцев . Стоит отметить, что г-да Ашуев и Ахметов являются выходцами из минфина и почти ровесниками по возрасту – 1976 и 1979 годов рождения.
Будем надеяться, что лимит доверия г-ну Ахметову не ограничится одним годом или хотя бы будут названы объективные причины кадровых решений. Ведь в случае с А. Ашуевым каких-либо причин или комментариев относительно принятого решения о его замене названо не было ни со стороны МЗ РК, ни со стороны самого Фонда. Стоит отметить, что в открытых источниках нет информации о назначении г-на Ашуева непосредственно председателем правления (и когда) или он так и пребывал в статусе и.о. Да и в целом особой открытостью к СМИ и обществу он не отличился. Относительно целей и задач перед новым председателем правления первый вице-министр здравоохранения РК Тимур Султангазиев, представляя г-на Ахметова коллективу отметил, что перед главой Фонда стоит задача по дальнейшему совершенствованию системы социального медстрахования. Полагаем, что здесь можно выделить две основные задачи.
Очереди и охват граждан ОСМС
Рассматривая собственно текущее состояние системы социального медстрахования можно констатировать ее очевидные проблемы. Дело в том, что несмотря на введение дополнительного, по сути, налога на финансирование системы здравоохранения, последующего увеличения бюджета отрасли и, как следствие, ожидаемого сокращения прямых расходов граждан на медуслуги, так называемые оплачиваемые непосредственно в медучреждении (out-of-pocket), по факту этого не произошло. Так, например, объем госрасходов с 2018 г. вырос с 955 млрд. тг. до 2,1 трлн. тг., т.е. в 2,2 раза или на 1,2 трлн. тг. (см. рис. 1).
На начальном этапе, в 2020-2021 гг., это определяло сокращение доли расходов граждан на платные медуслуги, но по итогам 2022 г. мы видим резкое изменение ситуации (см. рис. 2). В частности, по итогам 2022 г. доля расходов населения на рынке медуслуг достигла рекордных 16% рынка. При этом, если в 2018 г. объем расходов населения на медуслуги составлял 184 млрд. тг., то по итогам 2022 г. уже 458 млрд. тг, т.е. порядка $1 млрд. Таким образом только за последние 5 лет прирост составил 274 млрд. тг. или в 2,5 раза. Резкий рост расходов населения на медуслуги в 2022 г. не может определяться влиянием ресурсов от вывода излишка пенсионных средств на медуслуги. Данную возможность казахстанцы имели в 2021 г., а в 2022 г. лишь в течении 1-го квартала. В большей степени резкий рост расходов населения на медуслуги, видимо, связан со сложностями в получении медуслуг по госзаказу (пакеты ГОБМП / ОСМС) из-за очередей в поликлиниках или их низким качеством.
Однако текущая система отчетности Фонда не дает данного понимания. Согласно данным ФСМС за 2022 г. количество жалоб пациентов выросло на 35% до 24 тысяч . Представители Фонда поясняют, что «как следует из жалоб пациентов, они сталкиваются с отказами в выдаче направления к профильным специалистам в другие медицинские организации при отсутствии этих врачей в своей поликлинике либо их направляют на обследования и консультации на платной основе; с несвовременным или некачественным лечением; длительным ожиданием консультаций профильных врачей; грубым отношением медперсонала; неправомерным требованием статуса застрахованного на получение медпомощи, которая входит в ГОБМП, и другими случаями нарушения своих прав». Как видим, что на первом месте отмечается невозможность получения медуслуг (отказ в выдаче направления к специалистам, несвоевременное лечение, длительное ожидание и др.).
Впрочем, если взглянуть на группировку жалоб Фондом, то мы видим, что жалобы собственно на отказы в предоставлении медпомощи или длительное ожидание составляют лишь ¼. С учетом того, что жалоб всего 24 тысячи, а обслуженных приемов пациентов порядка сотни миллионов, то вроде бы все нормально. Однако очевидно, что проблема с доступностью и качеством обслуживания есть, и она большая и многослойная. Вероятно, со стороны Фонда необходимо переходить на проактивный подход в сборе информации по данным вопросам. С жалобами у нас обращаются лишь очень минимальная часть пациентов в виду низкого доверия к государственным институтам, недостаточной юридической грамотности, нехватки времени и др. На уровне медорганизаций проблема с очередями «замазывается» записью лишь на календарный месяц, что не позволяет увидеть всей картины и т.д.
В итоге, граждане обращаются в частные медорганизации и не спешат делать отчисления в ФСМС, который не может или не хочет наладить получение пациентами доступных и качественных медуслуг в рамках ГОБМП / ОСМС. Такой вот замкнутый круг получается. Посмотрим, что сможет сделать с решением этой задачи новый председатель Фонда. Или предпочтет просто быть и «ничего не трогать»?
Горячая ликвидность!
Другой проблемой ФСМС выступает «странноватая» ситуация с оплатой счетов от медорганизаций за оказанные медуслуги. В частных беседах предприниматели отмечают, что Фонд намеренно затягивает подписание актов оказанных услуг, что ведет к образованию де-факто большой дебиторской задолженности. Ее размер может составлять до пары месяцев, а с учетом того, что госрасходы за 2022 г. составляют 2,1 трлн. тг., то объем скрытой задолженности ФСМС может быть сотни миллиардов тенге.
Очевидно, что данную проблему новому «казначею отрасли» необходимо будет решать, априори, в первую очередь. Ситуация осложняется тем, что в этом году многие медорганизации имеют убытки за 2022 г. в связи с требованием по повышению заработной платы, не подкрепленных соответствующим ростом тарифов на медуслуги . Да и общая инфляция в стране в 20% годовых не добавляет им финансовой устойчивости. В этом году ситуация с требованием повышения заработной платы при мизерном росте тарифов грозит еще большим обострением. В этих условиях вопрос оплаты образовавшейся задолженности становится очень «горячим». Конечно, определение тарифов или требования о повышении заработных плат в отрасли это прерогатива МЗ РК, но разбираться потом с этим всё же Фонду. Видимо ФСМС надо становиться активней в просчитывании рисков влияния подобных решений на финансовую сторону отрасли и «вразумлении» минздрава. Иначе проблемы будут только нарастать.
Если всерьез решать проблемы Фонда, а значит и всей системы ОСМС, то необходимы уже другие подходы. Требуется сокращение сроков и определение большей предсказуемости по срокам оплаты медуслуг, предоставляемых поставщиками Фонда. В части вовлечения нескольких миллионов самозанятых в ОСМС, логичным будет внедрение эффективной коммуникативной стратегии с обществом. Именно communication с обществом способно привести к повышению доступности и качества медуслуг в рамках ОСМС, а значит и привлекательности для наших самозанятых сограждан, которые пока в основном не спешат вносить взносы в ФСМС.
Что же выберет в итоге г-н Ахметов, что у него получится, каким он останется в итоге для отрасли и в целом для миллионов пациентов управителем Фонда мы узнаем достаточно скоро.
Приказом Министра здравоохранения РК от 7 марта 2023 года Председателем Правления НАО "Фонд социального медицинского страхования" назначен Сабит Ахметов (см. врезку 1). Таким образом он стал 6-м председателем правления за 5 лет и 3 месяца существования этой должности в ФСМС.
Стоит отметить, что г-н Ахметов сменил на этом посту предыдущего руководителя – Айдына Ашуева, занимавшего этот пост в течении предыдущих 12 месяцев (с конца января 2022 г.). Это примерно соответствует среднему значению пребывания в должности председатели правления ФСМС - 14 месяцев . Стоит отметить, что г-да Ашуев и Ахметов являются выходцами из минфина и почти ровесниками по возрасту – 1976 и 1979 годов рождения.
Будем надеяться, что лимит доверия г-ну Ахметову не ограничится одним годом или хотя бы будут названы объективные причины кадровых решений. Ведь в случае с А. Ашуевым каких-либо причин или комментариев относительно принятого решения о его замене названо не было ни со стороны МЗ РК, ни со стороны самого Фонда. Стоит отметить, что в открытых источниках нет информации о назначении г-на Ашуева непосредственно председателем правления (и когда) или он так и пребывал в статусе и.о. Да и в целом особой открытостью к СМИ и обществу он не отличился. Относительно целей и задач перед новым председателем правления первый вице-министр здравоохранения РК Тимур Султангазиев, представляя г-на Ахметова коллективу отметил, что перед главой Фонда стоит задача по дальнейшему совершенствованию системы социального медстрахования. Полагаем, что здесь можно выделить две основные задачи.
Врезка 1. Биография Ахметова С.М. Сабит Мейрамович Ахметов родился 22 января 1979 года 2000 г. - Международный Казахско-Турецкий университет имени Х.А. Ясави, специальность «юрист». 2021 г. - Римский университет Тор Вергата (Италия), магистратура по специальности «International Master in Public Procurement Management» (Международный магистр управления государственными закупками). 2007 – 2009 гг. - ведущий специалист, эксперт, главный эксперт Департамента законодательства Министерства юстиции РК; 2009 – 2011 гг. - главный эксперт Юридического отдела Аппарата Верховного Суда РК; 2011 – 2012 гг. - руководитель управления Департамента законодательства Министерства юстиции РК; 2012 – 2014 гг. - заместитель Директора, Директор Департамента юридической службы, Директор Департамента квазигосударственного сектора и защиты прав потребителей Агентства РК по защите конкуренции; 2014 г. - Директор Департамента внутренней администрации Агентства РК по защите прав потребителей; 2015 – 2021 гг. - Директор Департамента законодательства государственных закупок и закупок квазигосударственного сектора Министерства финансов РК; 04.2021 – 03.2023 г. – Директор Центра компетенции и новых инициатив. 07.03.2022 г. - Председатель Правления НАО "ФСМС" |
Очереди и охват граждан ОСМС
Рассматривая собственно текущее состояние системы социального медстрахования можно констатировать ее очевидные проблемы. Дело в том, что несмотря на введение дополнительного, по сути, налога на финансирование системы здравоохранения, последующего увеличения бюджета отрасли и, как следствие, ожидаемого сокращения прямых расходов граждан на медуслуги, так называемые оплачиваемые непосредственно в медучреждении (out-of-pocket), по факту этого не произошло. Так, например, объем госрасходов с 2018 г. вырос с 955 млрд. тг. до 2,1 трлн. тг., т.е. в 2,2 раза или на 1,2 трлн. тг. (см. рис. 1).
На начальном этапе, в 2020-2021 гг., это определяло сокращение доли расходов граждан на платные медуслуги, но по итогам 2022 г. мы видим резкое изменение ситуации (см. рис. 2). В частности, по итогам 2022 г. доля расходов населения на рынке медуслуг достигла рекордных 16% рынка. При этом, если в 2018 г. объем расходов населения на медуслуги составлял 184 млрд. тг., то по итогам 2022 г. уже 458 млрд. тг, т.е. порядка $1 млрд. Таким образом только за последние 5 лет прирост составил 274 млрд. тг. или в 2,5 раза. Резкий рост расходов населения на медуслуги в 2022 г. не может определяться влиянием ресурсов от вывода излишка пенсионных средств на медуслуги. Данную возможность казахстанцы имели в 2021 г., а в 2022 г. лишь в течении 1-го квартала. В большей степени резкий рост расходов населения на медуслуги, видимо, связан со сложностями в получении медуслуг по госзаказу (пакеты ГОБМП / ОСМС) из-за очередей в поликлиниках или их низким качеством.
Однако текущая система отчетности Фонда не дает данного понимания. Согласно данным ФСМС за 2022 г. количество жалоб пациентов выросло на 35% до 24 тысяч . Представители Фонда поясняют, что «как следует из жалоб пациентов, они сталкиваются с отказами в выдаче направления к профильным специалистам в другие медицинские организации при отсутствии этих врачей в своей поликлинике либо их направляют на обследования и консультации на платной основе; с несвовременным или некачественным лечением; длительным ожиданием консультаций профильных врачей; грубым отношением медперсонала; неправомерным требованием статуса застрахованного на получение медпомощи, которая входит в ГОБМП, и другими случаями нарушения своих прав». Как видим, что на первом месте отмечается невозможность получения медуслуг (отказ в выдаче направления к специалистам, несвоевременное лечение, длительное ожидание и др.).
Впрочем, если взглянуть на группировку жалоб Фондом, то мы видим, что жалобы собственно на отказы в предоставлении медпомощи или длительное ожидание составляют лишь ¼. С учетом того, что жалоб всего 24 тысячи, а обслуженных приемов пациентов порядка сотни миллионов, то вроде бы все нормально. Однако очевидно, что проблема с доступностью и качеством обслуживания есть, и она большая и многослойная. Вероятно, со стороны Фонда необходимо переходить на проактивный подход в сборе информации по данным вопросам. С жалобами у нас обращаются лишь очень минимальная часть пациентов в виду низкого доверия к государственным институтам, недостаточной юридической грамотности, нехватки времени и др. На уровне медорганизаций проблема с очередями «замазывается» записью лишь на календарный месяц, что не позволяет увидеть всей картины и т.д.
В итоге, граждане обращаются в частные медорганизации и не спешат делать отчисления в ФСМС, который не может или не хочет наладить получение пациентами доступных и качественных медуслуг в рамках ГОБМП / ОСМС. Такой вот замкнутый круг получается. Посмотрим, что сможет сделать с решением этой задачи новый председатель Фонда. Или предпочтет просто быть и «ничего не трогать»?
Горячая ликвидность!
Другой проблемой ФСМС выступает «странноватая» ситуация с оплатой счетов от медорганизаций за оказанные медуслуги. В частных беседах предприниматели отмечают, что Фонд намеренно затягивает подписание актов оказанных услуг, что ведет к образованию де-факто большой дебиторской задолженности. Ее размер может составлять до пары месяцев, а с учетом того, что госрасходы за 2022 г. составляют 2,1 трлн. тг., то объем скрытой задолженности ФСМС может быть сотни миллиардов тенге.
Очевидно, что данную проблему новому «казначею отрасли» необходимо будет решать, априори, в первую очередь. Ситуация осложняется тем, что в этом году многие медорганизации имеют убытки за 2022 г. в связи с требованием по повышению заработной платы, не подкрепленных соответствующим ростом тарифов на медуслуги . Да и общая инфляция в стране в 20% годовых не добавляет им финансовой устойчивости. В этом году ситуация с требованием повышения заработной платы при мизерном росте тарифов грозит еще большим обострением. В этих условиях вопрос оплаты образовавшейся задолженности становится очень «горячим». Конечно, определение тарифов или требования о повышении заработных плат в отрасли это прерогатива МЗ РК, но разбираться потом с этим всё же Фонду. Видимо ФСМС надо становиться активней в просчитывании рисков влияния подобных решений на финансовую сторону отрасли и «вразумлении» минздрава. Иначе проблемы будут только нарастать.
Если всерьез решать проблемы Фонда, а значит и всей системы ОСМС, то необходимы уже другие подходы. Требуется сокращение сроков и определение большей предсказуемости по срокам оплаты медуслуг, предоставляемых поставщиками Фонда. В части вовлечения нескольких миллионов самозанятых в ОСМС, логичным будет внедрение эффективной коммуникативной стратегии с обществом. Именно communication с обществом способно привести к повышению доступности и качества медуслуг в рамках ОСМС, а значит и привлекательности для наших самозанятых сограждан, которые пока в основном не спешат вносить взносы в ФСМС.
Что же выберет в итоге г-н Ахметов, что у него получится, каким он останется в итоге для отрасли и в целом для миллионов пациентов управителем Фонда мы узнаем достаточно скоро.
Похожие статьи
1. ОСМС: запускаемся!2. «Пентограмма» для отрасли от Елжана Биртанова
3. Франшиза КДЛ «ОЛИМП»: 2020
4. Заседание комиссии по цифровизации в здравоохранении: хранилище, платформа и требования к МИС-ам
5. Неравенство в здравоохранении или политика сокрытия реальных данных