Отчет ФСМС: вызовы преодолеть не удалось
12.10.2023
6570
Гульнара Амренова
ФСМС в августе текущего года разместил годовой отчет о деятельности организации за 2022 год. Отчет содержит информацию по исполнению основных стратегических индикаторов, финансовую отчетность и приоритетные направления в деятельности.
Планы-факты
Об уровне качества планирования показателей Стратегии развития Фонда свидетельствуют следующие цифры отчета:
ФСМС в августе текущего года разместил годовой отчет о деятельности организации за 2022 год. Отчет содержит информацию по исполнению основных стратегических индикаторов, финансовую отчетность и приоритетные направления в деятельности.
Планы-факты
Об уровне качества планирования показателей Стратегии развития Фонда свидетельствуют следующие цифры отчета:
- ключевые индикаторы в 2022 году исполнены лишь на 69%, т.е. только по 9 из 13 достигнуты плановые цифры;- совпадение плана и факта при планировании индикаторов достигнуто по 3 индикаторам из 13 или 23%;- по шести индикаторам план перевыполнен, что составляет 46%.
При этом, стратегически важный критерий в работе Фонда в части обеспечения уровня охвата населения в системе ОСМС в пределах не менее 87% не обеспечен и факт вовлеченности казахстанцев оценивается фондом лишь в 82,4% или 16,3 млн. человек. Причины фиаско управленцы Фонда, несмотря на активный акцент на информационно-разъяснительную работу с населением, видят в следующих факторах: снижение уровня экономической активности в пост-пандемийный (COVID-19) период, рост численности безработного населения, увеличение самостоятельно занятых граждан без официального оформления деятельности, снижение доверия населения к системе ОСМС и нежелание становиться участниками. Вероятно, при разработке стратегических показателей данные угрозы в экосистеме рынка труда не существовали вообще и, соответственно, не могли быть учтены? В качестве контрмер Фонд предпринял следующие действия: вовлечение незастрахованных в систему ОСМС посредством адресной работы МИО, в сентябре 2022 года самостоятельным плательщикам предоставлен альтернативный механизм оплаты взносов на ОСМС путем их уплаты за 12 месяцев вперед, задействован функционал территориальных подразделений Комитета государственных доходов, Министерства внутренних дел и медицинских организаций.
Коллективу Фонда не удалось обеспечить плановые показатели по устойчивому функционированию Фонда, которую стратеги организации связывают с корпоративным управлением, уровнем текучести кадров и долей работников, прошедших внешнее обучение. Все три индикатора не достигли плановых значений ввиду конкретных обстоятельств, преодолеть которые управленцам Фонда не получилось. Так, уровень развития корпоративного управления не получил независимую внешнюю оценку, т.к. не нашлось организации, способной её произвести. Вероятно, требования технической спецификации к закупаемым услугам превзошли существующие параметры и критерии к подобным услугам на полях госзакупок, что не позволило закупу состояться. Не менее 12% работников должны были пройти внешнее обучение и тем самым обеспечить устойчивость функционирования Фонда, но по факту прошли только 9%. В этом вопросе «подкачал» Минздрав, потребовав сократить косвенно связанные с производством расходы на 70% и тем самым оптимизировать расходы на обучение. Уровень текучести кадров превысил допустимые по плану 12% и достиг 18,7%, что критически влияет на устойчивое функционирование закупщика медуслуг в лице ФСМС. Причинами столь высокой текучести кадров являются нулевой уровень удовлетворенности работников уровнями зарплаты и жизни, обеспечиваемой доходом от трудовой деятельности.
План и факт совпал лишь по при планировании трех показателей: пересмотр проектов тарифов на медицинские услуги, оказываемые в системе ОСМС и в рамках ГОБМП на 100% в соответствии с планами, расширение объема медицинской помощи на амбулаторном уровне в общем объеме медпомощи в рамках ГОБМП (РБ) и системе ОСМС до не менее 56% и времени оплаты услуг поставщиков Фонда до 10 дней. Кстати, показатель времени оплаты услуг поставщиков решением Совета директоров (СД) исключен из числа ключевых.
С небольшой погрешностью обеспечен плановый критерий не менее 80% автоматически распределенного объема медицинских услуг. По факту доля составила 81%.
Доля расходов за счет ОСМС в общей сумме расходов ГОБМП (РБ) и ОСМС, согласно годовому отчету за 2022 год, составила 27% при плане не менее 23,7%. Это один из показательных индикаторов, который наиболее точно отражает эффективность деятельности Фонда в борьбе за вовлечение субъектов и объектов страны к участию в системе социального страхования. В текущем году Совет директоров изменил методику его расчета, благодаря чему соответствующая доля ОСМС в истекшем году официально составила уже 42,5%, что нашло отражение в Стратегии развития НАО на 2020-2025 годы. Бесспорно, эта цифра демонстрируют отличный и выдающийся результат работы управленцев организации, нежели рассчитанные по прежней методике 27%.
Вместе с тем, значительно перевыполнены планы по показателям эффективности планирования объемов медуслуг в системе ОСМС и в рамках ГОБМП, удовлетворенности населения качеством получаемой обратной связи и уровню влияния проактивного мониторинга на качество медпомощи при оказании специализированной медицинской помощи в условиях круглосуточных и дневных стационаров, охвату автоматизированной сверкой обеспеченных рецептов в ИСЛО на соответствие перечня АЛО, утвержденному уполномоченным органом (таблица 1).
Тем не менее, по данным годового отчета трем независимым директорам СД начислено вознаграждение в сумме 6,8 млн. тенге, а вознаграждение членам Правления будет определено по результатам рассмотрения СД результатов исполнения поставленных ключевых показателей деятельности. По состоянию на 31 декабря 2022 г. общая сумма вознаграждения ключевому управленческому персоналу из 5 членов Правления Фонда составила 93,8 млн. тенге за год (2021 г - 152,9 млн. тенге).
Финансовые результаты
Согласно годовой финансовой отчетности по собственным средствам, Фонд получил выручку от реализации услуг в сумме 10,76 млрд. тенге, в т.ч. комиссионное вознаграждение от активов фонда на осуществление собственной деятельности - 10,55 млрд. тенге и за выполнение государственного задания МЗ по обеспечению финансирования гарантированного объема бесплатной медицинской помощи - 203,2 млн. тенге. Предельная величина процентной ставки комиссионного вознаграждения, получаемого от активов фонда социального медицинского страхования, на 2022 год постановлением правительства утверждена в размере 0,99%. Валовая прибыль в сравнении с 2021 годом увеличилась с 1,66 млрд. тенге до 2,37 млрд. тенге. Операционная прибыль (за минусом административных расходов) увеличилась более чем втрое и составила 1,04 млрд. тенге. Собственник организации получил прибыль в сумме 871,5 млн. тенге (2021 год - -642,5 млн. тенге).
Что касается средств ОСМС (средства специального назначения), то активы Фонда на конец отчетного года увеличились на 201,6 млрд. тенге и составили 593,1 млрд. тенге. Обязательные взносы и отчисления аккумулированы на сумму 1,16 трлн. тенге с ростом к прошлому году на 45%. На оплату услуг по оказанию медпомощи направлены 911,3 млрд. тенге, что на 27% больше расходов прошлого года. На вычет пошли затраты на обеспечение резерва на покрытие непредвиденных расходов, ежемесячного не инвестируемого остатка и комиссионное вознаграждение от активов Фонда на содержание закупщика медуслуг.
Долги медорганизациям за оказанные медуслуги перешли на текущий год в сумме 43,4 млрд. тенге.
На повестке дня Фонда
В целях устранения недостатков системы ОСМС и повышения эффективности деятельности Фонда, исполнения рекомендаций госаудита, стратеги организации в приоритеты работы поставили борьбу с приписками путем оцифровки финансовых процедур, кредиторской задолженностью медорганизаций, упрощение медорганизациям управление финансовыми потоками и объемами медпомощи, развитие качественной конкуренции и т.д. В этой связи на ближайшую перспективу планируется реализация следующих мер:
Коллективу Фонда не удалось обеспечить плановые показатели по устойчивому функционированию Фонда, которую стратеги организации связывают с корпоративным управлением, уровнем текучести кадров и долей работников, прошедших внешнее обучение. Все три индикатора не достигли плановых значений ввиду конкретных обстоятельств, преодолеть которые управленцам Фонда не получилось. Так, уровень развития корпоративного управления не получил независимую внешнюю оценку, т.к. не нашлось организации, способной её произвести. Вероятно, требования технической спецификации к закупаемым услугам превзошли существующие параметры и критерии к подобным услугам на полях госзакупок, что не позволило закупу состояться. Не менее 12% работников должны были пройти внешнее обучение и тем самым обеспечить устойчивость функционирования Фонда, но по факту прошли только 9%. В этом вопросе «подкачал» Минздрав, потребовав сократить косвенно связанные с производством расходы на 70% и тем самым оптимизировать расходы на обучение. Уровень текучести кадров превысил допустимые по плану 12% и достиг 18,7%, что критически влияет на устойчивое функционирование закупщика медуслуг в лице ФСМС. Причинами столь высокой текучести кадров являются нулевой уровень удовлетворенности работников уровнями зарплаты и жизни, обеспечиваемой доходом от трудовой деятельности.
План и факт совпал лишь по при планировании трех показателей: пересмотр проектов тарифов на медицинские услуги, оказываемые в системе ОСМС и в рамках ГОБМП на 100% в соответствии с планами, расширение объема медицинской помощи на амбулаторном уровне в общем объеме медпомощи в рамках ГОБМП (РБ) и системе ОСМС до не менее 56% и времени оплаты услуг поставщиков Фонда до 10 дней. Кстати, показатель времени оплаты услуг поставщиков решением Совета директоров (СД) исключен из числа ключевых.
С небольшой погрешностью обеспечен плановый критерий не менее 80% автоматически распределенного объема медицинских услуг. По факту доля составила 81%.
Доля расходов за счет ОСМС в общей сумме расходов ГОБМП (РБ) и ОСМС, согласно годовому отчету за 2022 год, составила 27% при плане не менее 23,7%. Это один из показательных индикаторов, который наиболее точно отражает эффективность деятельности Фонда в борьбе за вовлечение субъектов и объектов страны к участию в системе социального страхования. В текущем году Совет директоров изменил методику его расчета, благодаря чему соответствующая доля ОСМС в истекшем году официально составила уже 42,5%, что нашло отражение в Стратегии развития НАО на 2020-2025 годы. Бесспорно, эта цифра демонстрируют отличный и выдающийся результат работы управленцев организации, нежели рассчитанные по прежней методике 27%.
Вместе с тем, значительно перевыполнены планы по показателям эффективности планирования объемов медуслуг в системе ОСМС и в рамках ГОБМП, удовлетворенности населения качеством получаемой обратной связи и уровню влияния проактивного мониторинга на качество медпомощи при оказании специализированной медицинской помощи в условиях круглосуточных и дневных стационаров, охвату автоматизированной сверкой обеспеченных рецептов в ИСЛО на соответствие перечня АЛО, утвержденному уполномоченным органом (таблица 1).
Тем не менее, по данным годового отчета трем независимым директорам СД начислено вознаграждение в сумме 6,8 млн. тенге, а вознаграждение членам Правления будет определено по результатам рассмотрения СД результатов исполнения поставленных ключевых показателей деятельности. По состоянию на 31 декабря 2022 г. общая сумма вознаграждения ключевому управленческому персоналу из 5 членов Правления Фонда составила 93,8 млн. тенге за год (2021 г - 152,9 млн. тенге).
Таблица 1. Исполнение стратегических показателей деятельности ФСМС за 2022 год. | ||
Цели | Индикаторы на 2022 год | План/факт, % |
1. Обеспечение всеобщего охвата населения в системе ОСМС |
1. Уровень охвата населения в системе ОСМС 2. Расширение объема мед. помощи на амбулаторном уровне в общем объеме мед. помощи в рамках ГОБМП (РБ) и системе ОСМС 3. Доля расходов за счет ОСМС в общей сумме расходов ГОБМП (РБ) и ОСМС 4. Охват автоматизированной сверкой обеспеченных рецептов в ИСЛО на соответствие перечня АЛО, утвержденному уполномоченным органом |
87/82,4 56/56 23,7/27 70/80 |
2. Усиление роли Фонда в качестве стратегического закупщика |
5. Эффективность планирования объемов медицинских услуг в системе ОСМС и в рамках ГОБМП 6. Пересмотр проектов тарифов на медицинские услуги, оказываемые в системе ОСМС и в рамках ГОБМП 7. Доля автоматически распределенного объема медицинских услуг 8. Время оплаты услуг поставщиков Фонда |
73/94 100/100 80/81 до 10 дней/100% |
3. Защита прав пациента |
9. Уровень влияния проактивного мониторинга на качество медпомощи при оказании специализированной медицинской помощи в условиях круглосуточных и дневных стационаров – 3,1% в 2022 году (доля подтвержденных дефектов) 10. Удовлетворенность населения качеством получаемой обратной связи |
3,1/2,5 80/95,3 |
4.Обеспечение устойчивого функционирования Фонда |
11. Рейтинг корпоративного управления 12. Уровень текучести кадров 13. Доля работников, прошедших внешнее обучение |
конкурс не состоялся 12/18,7 12/9 |
Финансовые результаты
Согласно годовой финансовой отчетности по собственным средствам, Фонд получил выручку от реализации услуг в сумме 10,76 млрд. тенге, в т.ч. комиссионное вознаграждение от активов фонда на осуществление собственной деятельности - 10,55 млрд. тенге и за выполнение государственного задания МЗ по обеспечению финансирования гарантированного объема бесплатной медицинской помощи - 203,2 млн. тенге. Предельная величина процентной ставки комиссионного вознаграждения, получаемого от активов фонда социального медицинского страхования, на 2022 год постановлением правительства утверждена в размере 0,99%. Валовая прибыль в сравнении с 2021 годом увеличилась с 1,66 млрд. тенге до 2,37 млрд. тенге. Операционная прибыль (за минусом административных расходов) увеличилась более чем втрое и составила 1,04 млрд. тенге. Собственник организации получил прибыль в сумме 871,5 млн. тенге (2021 год - -642,5 млн. тенге).
Что касается средств ОСМС (средства специального назначения), то активы Фонда на конец отчетного года увеличились на 201,6 млрд. тенге и составили 593,1 млрд. тенге. Обязательные взносы и отчисления аккумулированы на сумму 1,16 трлн. тенге с ростом к прошлому году на 45%. На оплату услуг по оказанию медпомощи направлены 911,3 млрд. тенге, что на 27% больше расходов прошлого года. На вычет пошли затраты на обеспечение резерва на покрытие непредвиденных расходов, ежемесячного не инвестируемого остатка и комиссионное вознаграждение от активов Фонда на содержание закупщика медуслуг.
Долги медорганизациям за оказанные медуслуги перешли на текущий год в сумме 43,4 млрд. тенге.
На повестке дня Фонда
В целях устранения недостатков системы ОСМС и повышения эффективности деятельности Фонда, исполнения рекомендаций госаудита, стратеги организации в приоритеты работы поставили борьбу с приписками путем оцифровки финансовых процедур, кредиторской задолженностью медорганизаций, упрощение медорганизациям управление финансовыми потоками и объемами медпомощи, развитие качественной конкуренции и т.д. В этой связи на ближайшую перспективу планируется реализация следующих мер:
- полная цифровизация процессов планирования, тарифообразования, закупа, мониторинга и оплаты медицинских услуг через ужесточение квалификационных требований для поставщиков медицинских услуг, внедрение системы управления рисками, верификацию, новые форматно-логические контроли в рамках выстраивания механизмов по борьбе с хищениями и мошенничеством (приписками) в сфере оказания медуслуг и амбулаторно-лекарственного обеспечения;
- принят соответствующий закон, предусматривающий объединение финансовых потоков ГОБМП и ОСМС в единый пул. Будет проведена работа по определению критериев отнесения медицинской помощи к пакетам ГОБМП и ОСМС, так как в настоящее время действует «смежный пакет»;
- внедрение индикативной системы финансирования (KPI), которая будет сформирована по принципу «деньги за результат» (за качество оказания медицинской помощи). По итогам ее апробации будут пересмотрены подходы к тарифообразованию;
- совершенствование подушевого финансирования, в рамках которого будет проработана проблема равномерного распределения объемов в разрезе регионов путем определения лимитов и выделения некоторых медуслуг в отдельные статьи расходов;
- формирование механизмов по недопущению образования кредиторской задолженности медорганизаций, в рамках которых планируется продвижение вопросов дополнительного финансирования убыточных государственных медорганизаций со стороны местных исполнительных органов, софинансирования медуслуг со стороны граждан. Данная работа направлена на формирование солидарной ответственности органов власти и населения в системе здравоохранения;
- усиление проводимой PR-работы на акцентах повышения прозрачности и открытости, осведомленности населения о текущей проводимой работе Фонда, его результатов, поиска новых инструментов для совершенствования обратной связи.
Похожие статьи
1. ОСМС: запускаемся!2. «Пентограмма» для отрасли от Елжана Биртанова
3. Франшиза КДЛ «ОЛИМП»: 2020
4. Заседание комиссии по цифровизации в здравоохранении: хранилище, платформа и требования к МИС-ам
5. Неравенство в здравоохранении или политика сокрытия реальных данных