«Для менеджеров, предпринимателей и инвесторов в медицине»

Проект госбюджета 2023: на что рассчитывать м

27.10.2022

440

Гульнар Амренова

Почти 10% расходов республиканского бюджета предусмотрены в проекте на 2023 год на здравоохранение. Это 2,06 трлн. тенге, а на 3-х летний период - 6,5 трлн. тенге (без местных бюджетов). В сравнении со стартовым планом на текущий год расходы на медицину планируется увеличить на 238,1 млрд. тенге, но меньше на 24 млрд. тенге бюджета в текущих цифрах[1].

Медицина в экономике страны

Рассматривая расходы Республиканского бюджета на здравоохранение в ближайшие три года, можно отметить, что они будут все более существенно сокращаться относительно ВВП (см. рис. 1). Так, в 2023 году затраты планируются в размере 1,98% к ВВП, против, например, 2,27% в 2021 г. Что означает сокращение на 0,29% ВВП? Это значит, что отрасль недополучит 30,1 млрд. тг. К 2025 году ожидается сокращение до 1,87%, т.е. разрыв между 2021 г. и 2025 г. будет уже 0,5% или уже 61,6 млрд. тг. Возможно сокращение госрасходов на здравоохранение будет не таким сильным ввиду перекладывания части расходов на местные бюджеты. Согласно пояснений к проекту РБ, Минфин планирует тренды на снижение расходов в связи с политикой усиления самостоятельности местных бюджетов.



Кто и что получит?

Динамика роста номинальных расходов на здравоохранение по всем Министерствам и ведомствам – Минздрава, Управления делами Президента РК (далее - УДП), Министерств просвещения (далее - МП), обороны и чрезвычайных ситуаций (далее – МЧС) различна. В целом рост расходов по на здравоохранение в 2023-2025 гг. запланирован в коридоре от минус 2% до +18% (см. рис. 1).

При этом, согласно проекту РБ, в большей степени увеличат имеющиеся бюджеты на здравоохранение УДП, МП и МЧС (таблица 1). Так, если в целом расходы на здравоохранение в 2023 г. сократятся на 2%, то на обеспечение деятельности медицинских организаций УДП планируется направить 38 млрд. тенге или +18%, на оздоровление, реабилитацию и организацию отдыха детей – 1,3 млрд. тенге или +14%, на лечение военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей и оказание медицинской помощи пострадавшим от чрезвычайных ситуаций - 3,1 млрд. тенге или +12%. Министерство обороны увеличит нужды на медицинское обеспечение вооруженных сил на 7%, а Министерство внутренних дел на лечение военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей на 3%. По профильному министерству здравоохранения бюджет пока без увеличения или 98% к уточненному плану на текущий год.

Что в приоритете Министерства здравоохранения?

Объем бюджета профильного министерства в проекте составил 2 трлн. тенге или на 31 млрд. тенге меньше текущего плана 2022 года. При этом, основная статья расходов ведомства приходится на обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, что составляет 71% (далее - ГОБМП). На следующий год расходы на ГОБМП подрастут на 2% (на 18% от утвержденного на 2022 год), а на оказание медицинской помощи в рамках обязательного социального медицинского страхования и его сопровождение (далее – ОСМС) на 9%. Больше всего, на 31% к уточненному бюджету, у Минздрава вырастут расходы на программу «Формирование государственной политики в области здравоохранения» (прим. автора - содержание аппарата МЗ, капитальные расходы, содержание информационных систем), а от стартового бюджета на текущий год на 64%.

Значительно сокращаются расходы республиканского бюджета на охрану общественного здоровья, повышение квалификации и переподготовку кадров организаций здравоохранения, обеспечение хранения специального медицинского резерва и развитие инфраструктуры здравоохранения. Что касается целевых трансфертов на увеличение размера государственной стипендии обучающихся в организациях технического и профессионального, послесреднего образования, повышение заработной платы работников организаций в области здравоохранения, оказание медицинской помощи лицам, содержащимся в следственных изоляторах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, то данные расходы, вероятно, переданы в расходы местных бюджетов.
 
Таблица 1. Проект республиканского бюджета на 2023 год на здравоохранение, млрд. тг.
код наименование бюджетных программ утв. план на 2022 год уточ. план на 2022 год проект на 2023 год
  Итого на здравоохранение 1 822 2 084 2 060
  Министерство здравоохранения Республики Казахстан 1 775 2 033 2 002
3 Подготовка специалистов в организациях технического и профессионального, послесреднего образования и оказание социальной поддержки обучающимся 0,50 0,51
5 Повышение квалификации и переподготовка кадров организаций здравоохранения 0,60 1,22 0,45
6 Подготовка специалистов с высшим, послевузовским образованием и оказание социальной поддержки обучающимся 34,15 35,8 39,57
72 Целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов республиканского значения, столицы на увеличение размера государственной стипендии обучающихся в организациях технического и профессионального, послесреднего образования 0,58 0,58
1 Формирование государственной политики в области здравоохранения 23,26 29,16 38,21
13 Прикладные научные исследования в области здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения 1,98 5 3,08
24 Целевой вклад в АОО "Назарбаев Университет" 0,62 0,66 0,55
53 Обеспечение хранения специального медицинского резерва и развитие инфраструктуры здравоохранения 50,04 68,22 33,59
66 Оказание медицинской помощи в рамках обязательного социального медицинского страхования и его сопровождение 363,93 366,56 399,65
67 Обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи 1236,37 1430,82 1456,44
70 Охрана общественного здоровья 59,96 90,2 30,17
74 Целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов республиканского значения, столицы на повышение заработной платы работников организаций в области здравоохранения местных исполнительных органов 3,02 3,25
92 Целевые текущие трансферты областным бюджетам, бюджетам городов республиканского значения, столицы на оказание медицинской помощи лицам, содержащимся в следственных изоляторах и учреждениях уголовно-исполнительной системы 0,43 0,65
28 Обеспечение деятельности медицинских организаций Управления Делами Президента Республики Казахстан 27,92 32,04 37,92
8 Медицинское обеспечение Вооруженных Сил 8,39 8,39 8,99
4 Услуги по лечению военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей и оказанию медицинской помощи пострадавшим от чрезвычайных ситуаций 2,50 2,79 3,11
14 Услуги по лечению военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей 6,75 7,02 7,23
19 Оздоровление, реабилитация и организация отдыха детей 1,18 1,18 1,34

Минимальные объемы для регионов

Проектом Закона РК «Об объемах трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами городов республиканского значения, столицы на 2023 – 2025 годы» предусмотрены минимальные объемы бюджетных средств на 2023-2025 годы в разрезе регионов[2]. На 2023 год Минздравом установлены минимальные объемы финансирования местными бюджетами отдельных направлений на сумму 144,4 млрд. тенге, за соблюдение которых местные исполнительные органы несут ответственность.

Так, на пропаганду здорового образа жизни акиматы должны направить не менее 526,5 млн. тенге, закуп вакцин и иммунобиологических препаратов 36,2 млрд. тенге. На приобретение медицинской техники МИО должны направить 80,5 млрд. тенге, в т.ч. для организаций, оказывающих стационарную и АПП 45,3 млрд. тенге, оснащение районных больниц современными компьютерными томографами, рентген аппаратами, а также родильных домов, отделений реанимаций и интенсивной терапии, медицинских и ФАП, врачебных амбулаторий 32,3 млрд. тенге, медтехники и санитарного автотранспорта в рамках Комплексного Плана СЭР СКО 2,9 млрд. тенге.

На капитальный ремонт учтены 27,2 млрд. тенге (таблицы 2 и 3). В 3-х летнем бюджете на 2020-2022 годы минимальные объемы бюджетных средств были установлены в объеме 105 млрд. тенге и направлялись на осуществление капитальных расходов организаций, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь, стационарную помощь на районном уровне.
 
Таблица 2. Минимальные объемы бюджетных средств на 2023 год, млн. тенге
на пропаганду здорового образа жизни на закуп вакцин и других иммунобиологических препаратов итого
1 область Абай                  18,6                          899,3 918,0
2 Акмолинская область                  29,7                       1 160,4 1 190,1
3 Актюбинская область                  32,6                       1 372,5 1 405,0
4 Алматинская область                  17,7                       3 144,2 3 161,9
5 Атырауская область                  20,2                       1 750,4 1 770,6
6 ВКО                  18,7                       1 100,4 1 119,1
7 Жамбылская область                  30,6                       2 096,0 2 126,6
8 область Жетісу                  11,8                       1 693,1 1 704,8
9 Западно-Казахстанская область                  19,2                          908,8    928,0
10 Карагандинская область                  18,9                       1 748,4 1 767,3
11 Кызылординская область                  39,3                       1 807,2 1 846,5
12 Костанайская область                  31,3                          858,4 889,7
13 Мангистауская область                  37,4                       1 520,9 1 558,3
14 Павлодарская область                  23,9                          861,3 885,3
15 СКО                  25,0                          705,2 730,2
16 Туркестанская область                  49,3                       6 241,2 6 290,5
17 область Ұлытау                    8,1                          475,9 484,0
18 г. Алматы                  25,6                       2 443,6 2 469,1
19 г. Нур-Султан                  38,4                       2 389,6 2 428,0
20 г. Шымкент                  30,2                       3 084,6 3 114,8
  итого                526,5                     36 261,4 36 787,9

Таблица 3. Минимальные объемы бюджетных средств на 2023 год, млн. тенге
приобретение медицинской техники для организаций, оказывающих стационарную и АПП оснащение районных больниц современными компьютерными томографами, рентген аппаратами, а также родильных домов, отделений реанимаций и интенсивной терапии, медицинских и ФАП, врачебных амбулаторий проведение капитальных ремонтов итого
1 область Абай 3423,3 525,3 1076,8 5025,5
2 Акмолинская область 1255,8 2947,3 970,9 5174,0
3 Актюбинская область 1657,5 1624,0 1188,6 4470,1
4 Алматинская область 2310,1 2083,1 1639,1 6032,3
5 Атырауская область 2499,7 1372,9 874,8 4747,4
6 ВКО 1548,8 1050,7 1045,0 3644,5
7 Жамбылская область 1552,3 891,0 1486,7 3930,0
8 область Жетісу 2000,8 884,4 1277,6 4162,8
9 Западно-Казахстанская область 1440,2 1685,0 1137,9 4263,1
10 Карагандинская область 3080,7 1539,8 935,1 5555,6
11 Кызылординская область 1919,5 1488,4 1433,9 4841,8
12 Костанайская область 2609,2 1455,7 1266,6 5331,4
13 Мангистауская область 3104,5 919,3 871,7 4895,5
14 Павлодарская область 1505,1 2416,9 1202,8 5124,8
15 СКО 745,5 4313 1000,7 6059,3
16 Туркестанская область 5836,1 3008,4 2946,8 11791,3
17 область Ұлытау 991,9 401,1 935,1 2328,1
18 г. Алматы 3042,9 1365,0 2907,0 7314,9
19 г. Нур-Султан 3809,1 2655,9 1777,6 8242,6
20 г. Шымкент 999,8 2527,7 1193,3 4720,8
  итого 45332,8 32305,2 27168,2 107655,8

В целом можно отметить, что госполитика по финансированию здравоохранения демонстрирует достататочно противоречивые стимулы. С одной стороны, республиканский бюджет постепенно перекладывает свои расходы на местные бюджеты и с финансирования ГОБМП на ОСМС. Однако на фоне стремительного роста расходов населения на медуслуги, при повышении размера отчислений на ОСМС, данные меры представляются достаточно спорными. Хотя, видимо, есть надежды на повышение качества управления в здравоохранении. Но кажется всерьез надеяться на это не приходится...


[1] проект Закона Республики Казахстан "О республиканском бюджете на 2023 – 2025 годы", https://legalacts.egov.kz/list?&page=4&governmentId=867
[2] https://legalacts.egov.kz/npa/view?id=14192896, Проект Закона РК "Об объемах трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами городов республиканского значения, столицы на 2023 – 2025 годы"

Оценить:

  • Актуальность
  • Глубина

Похожие статьи

1. ОСМС: запускаемся!
2. «Пентограмма» для отрасли от Елжана Биртанова
3. Франшиза КДЛ «ОЛИМП»: 2020
4. Заседание комиссии по цифровизации в здравоохранении: хранилище, платформа и требования к МИС-ам
5. Неравенство в здравоохранении или политика сокрытия реальных данных


Комментарии

0 пользователей оставили 0 комментариев