«Для менеджеров, предпринимателей и инвесторов в медицине»

Российский кризис: угрозы и возможности

18.04.2022

3820

Нападение России на Украину и последовавшие беспрецедентные санкции со стороны мирового сообщества резко изменили ситуацию, как минимум, в нашем регионе мира. В этой связи, имеет смысл посмотреть, что несут данные изменения и что делать отечественным игрокам и регуляторам здравоохранения?

Рассматривая ситуацию в российской экономике эксперты отмечают, что большое влияние оказывают как официально введенные санкции со стороны государств, так и во многом неформальные, со стороны бизнеса. Они заключаются как в отказе от работы на российском рынке десятков и даже сотен транснациональных компаний[1], так и с российским бизнесом в целом[2]. Уход столь большого количества иностранных компаний, с фиксацией убытков, означает понимание, что «отрезание» российской от мировой экономики и, что самое главное, от современных технологий планируется на достаточно долгий период – как минимум несколько лет или даже дольше. Это создает как проблемы для нашей экономики и здравоохранения в целом, так и возможности. В части проблем -это в основном нарушение логистических и технологических связей, которые во многом шли через РФ, но тут ничего особо поделать нельзя. Другое дело - в открывающихся возможностях, где их реализация зависит от действий прежде всего медорганизаций, а также регуляторов рынка.

Рассматривая возможности сотрудничества с российским медрынком, на уровне медорганизаций, можно отметить несколько направлений. В частности, российский рынок может быть источником:
  • специалистов;
  • медицинских туристов;
  • партнеров для комплексных медуслуг (проведение операций и последующее сопровождение, телемедицина и др.);
  • инвесторов и партнеров для развития новых направлений бизнеса в здравоохранении, в том числе производство лекарств, расходных материалов, медоборудования и т.д.
Рассмотрим их поподробнее. Прежде всего, можно говорить о возможностях по привлечению российских медицинских специалистов в нашу страну, особенно с учетом ожидаемого повышения заработных плат в отрасли до 560 тыс. тг. к концу текущего года[3]. При этом в современных условиях им даже не обязательно физически переезжать в нашу страну, вариантом может выступать их участие в телемедицинских проектах. В частности, проведении онлайн-консультаций, «читки» медицинских изображений (электрокардиограмм, флюрографий и т.д.), услуги «второго мнения» и др.

Другим, не менее интересным направлением, выступает организация и обслуживание потоков медицинских туристов из РФ к нам, особенно из приграничных регионов. Очевидно, что в условиях блокировки наших соседей от современных технологий, в том числе и медицинских (оборудования, расходных материалов, имплантов и др.), при их быстром развитии в мире, через какое-то время для россиян-представителей среднего класса выезд к нам для прохождения обследования на современном медицинском оборудовании для установления диагноза и/или для проведения операции, установления современных имплантов, может стать вполне приемлемым и интересным вариантом. Организаторами подобного туристического потока из РФ могут быть, наряду с туристическими организациями в том числе и ранее работавшими по медтуризму, сами врачи, медорганизации и даже возможно компании по медстрахованию. Здесь важно правильно выстроить систему комиссионных для организаторов и отработанные и удобные маршруты для пациентов.
Смежным или разновидностью предыдущего варианта выступает развитие партнерств с российскими медорганизациями, прежде всего частными, но возможно и государственными. Речь идет о комплексных продуктах для пациентов, когда российская медорганизация отправляет к нам своих пациентов для диагностики и/или проведения операций (т.к. у них нет доступа к современному оборудованию, расходным материалам и др.), а затем дальше «ведет» его у себя в послеоперационный период и т.д. Схожие форматы могут быть и при организации телемедицинских проектов.

И наконец, четвертым вариантом может быть привлечение россиян в качестве инвесторов или партнеров для развития проектов, в том числе производств лекарств, расходных материалов, имплантов, изделий медицинского назначения и др. как для рынков нашей страны, так и других стран, включая Центральную Азию и в какой-то, незапрещенной части, РФ.

Медицинские организации могут реализовать данный потенциал по мере все большего влияния санкций на российскую экономику, отслеживая ситуацию посредством социальных сетей. Налаживать контакты можно начинать уже сейчас. Идентифицируя врачей и медорганизации вашего профиля, оценить уровень технологий, размер клиентской базы и уровень цен (контрабандные поставки расходных материалов и др. делают услуги дороже) и т.д., чтобы в зависимости от вариантов развития событий (закроют доступ в интернет или нет, изменение уровней заработной платы в РК и РФ, доступность расходных материалов или их заменителей и др.) можно было начинать проекты в различных форматах. Например, в случае закрытия медцентра, клиентская база (контакты, виды получаемых услуг и т.д.) может быть весьма ценным нематериальным активом и основой для развития услуг медтуризма.

Говорить по большому

Вместе с тем, на уровне медицинских организаций логично объединение для совместного формирования и продвижения имиджа казахстанской медицины и идеи медицинского туризма в РК среди обеспеченных граждан – среднего класса РФ. Речь идет о маркетинговых действиях (изготовление и продвижение рекламных материалов в РФ через соцсети, выставки и др.) и объединения для оказания совместных или «пакетных» решений со стороны нескольких медорганизаций для медтуристов.

Здесь большую роль может сыграть минздрав РК по нескольким направлениям. Прежде всего это работа по формированию и продвижению в РФ имиджа медицины РК и идеи медтуризма в нашу страну. Например, минздрав может объявить конкурс на лучшие рекламные ролики казахстанской медицины / медтуризма в РК для соцсетей с ключевым критерием – количество просмотров россиянами. Затем можно расширить эту практику на различные виды медорганизаций по размеру, специализации и т.д.

Другим направлением выступает определенное стимулирование медтуризма через софинансирование подобных проектов, подключением возможностей государственных медорганизаций, налаживанием транспортных коридоров и т.д.

Также важнейшим аспектом выступает ускорение доступа современных лекарств, медоборудования и изделий медицинского назначения из Развитых стран на наш рынок, в том числе за счет ускоренной и без дополнительных затрат регистрации в РК, признаваемых международными агентствами (ЕС и США) и др.

Стоит отметить, что блокировка РФ от современных технологий грозит системной проблемой и для нашей страны. Речь идет о том, что большая часть медработников получала доступ к современным знаниям и технологиям во многом на русском языке и с российского рынка. В современных условиях, очевидно, что встает вопрос о необходимости перестройки данных образовательных потоков. В краткосрочном периоде, пока знания российских специалистов и российские технологии не успели устареть, логично максимальное упрощение проведения краткосрочного обучения для медработников.

Более системным шагом выступает прямая ориентация отечественной медицины на работу с англоязычными источниками. Здесь важно расширить доступ к современной англоязычной литературе. В том числе за счет финансирования полной подписки (а не «частичных» или «ограниченных» версий) университетов и общественных библиотек на журналы и электронные библиотеки с базами научных статей, доступом к современным электронным учебникам и книгам. Кроме того, для успешного освоения и использования возможностей необходима работа по двум направлениям. Прежде всего это расширение переводов специализированных статей, материалов, учебников и др. с английского на казахский и возможно русский языки. Другим направлением выступает расширение обучения английскому языку медработников для чтения литературы, написания статей и др. Конечно, есть угроза расширения оттока наших кадров в Дальнее зарубежье, но этот процесс итак идет, а расширение знания английского языка медработниками и значит повышение общего профессионального уровня даже снизит негативные последствия для отрасли. К примеру, сейчас уезжает каждый 3 из знающих английский язык, а так будет 1 из 20. Кроме того, с учетом повышения уровней оплаты в отрасли и развитием процессов демократизации в стране, можно рассчитывать, что стимулов для переезда наших сограждан станет существенно меньше.

В целом, можно сказать, что данный кризис несет в себе, в соответствии с китайской трактовкой, угрозы и возможности. Будем надеяться, что мы сможем все-таки получить и хорошо реализовать больше возможностей, чем угроз.


[1] См. например: Mitsubishi и Acer на выход. Список компаний, которые прекратили или приостановили работу в России, 9.04.2022 г., https://biz.nv.ua/markets/kakie-kompanii-uhodyat-iz-rossii-spisok-poslednie-novosti-50222290.html
[2] Майский контейнерооборот на северо-западе России может рухнуть на 95%, 13.04.2022 г., http://www.finmarket.ru/news/5698781
[3] Зарплаты врачей в Казахстане вырастут в 2,5 раза к 2023 году, 3.03.2021 г., https://www.inastana.kz/news/3039064/zarplaty-vracej-v-kazahstane-vyrastut-v-25-raza-k-2023-godu

Оценить:

  • Актуальность
  • Глубина

Похожие статьи

1. ОСМС: запускаемся!
2. «Пентограмма» для отрасли от Елжана Биртанова
3. Франшиза КДЛ «ОЛИМП»: 2020
4. Заседание комиссии по цифровизации в здравоохранении: хранилище, платформа и требования к МИС-ам
5. Неравенство в здравоохранении или политика сокрытия реальных данных


Комментарии

0 пользователей оставили 0 комментариев