«Сырая», но дорогая медтехника
20.02.2023
3370
Гульнар Амренова
В начале февраля текущего года широкой общественности был представлен проект постановления правительства об утверждении Комплексного плана «Республиканская программа оснащения медицинской техникой Республики Казахстан» (далее Проект) на 5-летний период[1]. Анализ представленной версии вызывает очень противоречивые чувства.
Стоит отметить, что на обсуждение столь важного документа разработчики дали лишь пять календарных дней ввиду особой значимости. Документ разрабатывался в рамках исполнения поручения Первого заместителя Руководителя Администрации Президента РК Сулейменова Т.М.
По планам Минздрава реализация Проекта должна обеспечить приобретение медицинских изделий в количестве 32,4 тыс. единиц для государственных медорганизаций, транспортную доступность медорганизаций для всех групп населения (количественный показатель не указан), проведение реструктуризации и модернизации инфраструктуры общественного здравоохранения (количественный показатель также не указан – табл.1).
На достижение целевых индикаторов Проекта потребуется 504,2 млрд. тенге по заявкам акиматов областей и республиканских медорганизаций. Финансирование за счет местных бюджетов и средств национальных проектов предполагается в течение первых 3-х лет на сумму 289,4 млрд. тенге или 57% (таблица 2). Посредством использования мер господдержки планируется обеспечить дополнительное бюджетное финансирование на сумму 214,7 млрд. тенге или 43%.
Организациям и акиматам предлагается применять лизинговые продукты, товарный лизинг и проекты ГЧП. Однако, информации о предусмотренных средствах республиканского бюджета на господдержку и условиях ее предоставления Проект не содержит. При этом, уже в текущем году планируется приобрести почти 41% медизделий (медтехники) или 13 039 единиц (таблица 2, врезки 1-3).
Зачем столько? – не спрашивайте…
Источником финансирования целей Проекта указан также Фонд социального медицинского страхования (ФСМС). Однако, каким образом будут задействованы средства ФСМС и о каких суммах идет речь в нем не указано. Также Проект не рассматривает и не заявляет о том, каким образом будут учтены интересы частного бизнеса, доля которого по итогам 9 месяцев прошлого года на рынке медуслуг уже превысила 37%.
Проект не содержит даже перечня необходимой медтехники по видам медицинской деятельности, медпомощи, уровню и условиям её оказания. Наверняка, при наличии подобной информации, можно было бы рассчитывать на обсуждение и интерес со стороны стейкхолдеров. Важность и ценность подобной информации для планов бизнеса очевидна. Поставщики медуслуг, зная какое оборудование необходимо, могли бы предложить услуги в рамках ГЧП или просто открыть медцентр и обслуживать население по текущим гостарифам. Для вендоров и производителей медтехники информация актуальна для формирования предложений, например, по локализации и налаживанию производства в нашей стране или поставкам более дешевого и функционального оборудования, хороших скидок, различных моделей продаж, зная объемы потребности, географию поставок и т.д. Но Минздрав его не предоставляет, несмотря на то, что на ежегодных Форумах по медтехнике убеждает стейкхолдеров о работе над формированием некоего перечня, расчетов, бюджетов к нему и т.д.
По данным разработчиков Проекта только в трех регионах из 20 (столица, Кызылординская и Туркестанская области) приобретение необходимого медоборудования на 100% обеспечено за счет прямого бюджетного финансирования. А Костанайская область вообще имеет излишки бюджетных средств в сумме 23 млн. тенге (табл.3).
Не наступить на те же грабли…
В целом, Проект больше напоминает консолидированный бюджет на приобретение медоборудования нежели комплексный план действий. Мы не видим перечень необходимой медтехники по видам медицинской деятельности, медпомощи, а лишь потребность в разрезе регионов и республиканской собственности (без учета данных частных игроков), конкретных условий господдержки и необходимый бюджет в разрезе операторов, мер по поддержке частного предпринимательства, конкретных решений вопросов сервисного обслуживания и т.д. Эти аспекты очень важны, так как могут сократить госрасходы в разы за счет вовлечения частных инвестиций в покупку медоборудования, производство и т.д. Речь идет об экономии сотен миллиардов тенге налогоплательщиков. Вместе с тем, вопросы механизмов реализации Проекта требуют особого контроля на фоне провалов предыдущих подобных программ и начинаний с закупкой неработающего и ненужного оборудования, неработающих систем управления медтехникой и тихой приватизацией различных казмедтехов….
Полагаем, что проектам Минздрава в подобном изложении вряд ли можно быть презентованными обществу и претендовать на утверждение правительством страны. Тем более, что, следуя из названия Проекта, а не содержания, предполагается решить вопрос оснащения медтехникой не организаций здравоохранения, а Республики Казахстан.
[1] Об утверждении Комплексного плана «Республиканская программа оснащения медицинской техникой Республики Казахстан» на 5-летний период, https://legalacts.egov.kz/npa/view?id=14405516#13
В начале февраля текущего года широкой общественности был представлен проект постановления правительства об утверждении Комплексного плана «Республиканская программа оснащения медицинской техникой Республики Казахстан» (далее Проект) на 5-летний период[1]. Анализ представленной версии вызывает очень противоречивые чувства.
Стоит отметить, что на обсуждение столь важного документа разработчики дали лишь пять календарных дней ввиду особой значимости. Документ разрабатывался в рамках исполнения поручения Первого заместителя Руководителя Администрации Президента РК Сулейменова Т.М.
По планам Минздрава реализация Проекта должна обеспечить приобретение медицинских изделий в количестве 32,4 тыс. единиц для государственных медорганизаций, транспортную доступность медорганизаций для всех групп населения (количественный показатель не указан), проведение реструктуризации и модернизации инфраструктуры общественного здравоохранения (количественный показатель также не указан – табл.1).
На достижение целевых индикаторов Проекта потребуется 504,2 млрд. тенге по заявкам акиматов областей и республиканских медорганизаций. Финансирование за счет местных бюджетов и средств национальных проектов предполагается в течение первых 3-х лет на сумму 289,4 млрд. тенге или 57% (таблица 2). Посредством использования мер господдержки планируется обеспечить дополнительное бюджетное финансирование на сумму 214,7 млрд. тенге или 43%.
Организациям и акиматам предлагается применять лизинговые продукты, товарный лизинг и проекты ГЧП. Однако, информации о предусмотренных средствах республиканского бюджета на господдержку и условиях ее предоставления Проект не содержит. При этом, уже в текущем году планируется приобрести почти 41% медизделий (медтехники) или 13 039 единиц (таблица 2, врезки 1-3).
Зачем столько? – не спрашивайте…
Источником финансирования целей Проекта указан также Фонд социального медицинского страхования (ФСМС). Однако, каким образом будут задействованы средства ФСМС и о каких суммах идет речь в нем не указано. Также Проект не рассматривает и не заявляет о том, каким образом будут учтены интересы частного бизнеса, доля которого по итогам 9 месяцев прошлого года на рынке медуслуг уже превысила 37%.
Проект не содержит даже перечня необходимой медтехники по видам медицинской деятельности, медпомощи, уровню и условиям её оказания. Наверняка, при наличии подобной информации, можно было бы рассчитывать на обсуждение и интерес со стороны стейкхолдеров. Важность и ценность подобной информации для планов бизнеса очевидна. Поставщики медуслуг, зная какое оборудование необходимо, могли бы предложить услуги в рамках ГЧП или просто открыть медцентр и обслуживать население по текущим гостарифам. Для вендоров и производителей медтехники информация актуальна для формирования предложений, например, по локализации и налаживанию производства в нашей стране или поставкам более дешевого и функционального оборудования, хороших скидок, различных моделей продаж, зная объемы потребности, географию поставок и т.д. Но Минздрав его не предоставляет, несмотря на то, что на ежегодных Форумах по медтехнике убеждает стейкхолдеров о работе над формированием некоего перечня, расчетов, бюджетов к нему и т.д.
По данным разработчиков Проекта только в трех регионах из 20 (столица, Кызылординская и Туркестанская области) приобретение необходимого медоборудования на 100% обеспечено за счет прямого бюджетного финансирования. А Костанайская область вообще имеет излишки бюджетных средств в сумме 23 млн. тенге (табл.3).
Таблица 3. Объемы финансирования Проекта за счет использования инструментов господдержки, млрд. тенге | |
Регионы | млрд. тг |
Республиканские МО | 40,4 |
Алматы | 33,5 |
область Абай | 22,5 |
Карагандинская область | 21,2 |
Павлодарская область | 18,5 |
Акмолинская область | 17,8 |
Западно – Казахстанская область | 13,4 |
Восточно-Казахстанская область | 8,8 |
Шымкент | 8,5 |
Жамбылская область | 7,9 |
Алматинская область | 5,2 |
Область Жетису | 5,1 |
Северо-Казахстанская область | 3,7 |
Актюбинская область | 2,8 |
область Улытау | 2,7 |
Атырауская область | 1,7 |
Мангистауская область | 1,1 |
г. Астана | 0 |
Кызылординская область | 0 |
Туркестанская область | 0 |
Костанайская область | -0,023 |
итого | 214,7 |
Не наступить на те же грабли…
В целом, Проект больше напоминает консолидированный бюджет на приобретение медоборудования нежели комплексный план действий. Мы не видим перечень необходимой медтехники по видам медицинской деятельности, медпомощи, а лишь потребность в разрезе регионов и республиканской собственности (без учета данных частных игроков), конкретных условий господдержки и необходимый бюджет в разрезе операторов, мер по поддержке частного предпринимательства, конкретных решений вопросов сервисного обслуживания и т.д. Эти аспекты очень важны, так как могут сократить госрасходы в разы за счет вовлечения частных инвестиций в покупку медоборудования, производство и т.д. Речь идет об экономии сотен миллиардов тенге налогоплательщиков. Вместе с тем, вопросы механизмов реализации Проекта требуют особого контроля на фоне провалов предыдущих подобных программ и начинаний с закупкой неработающего и ненужного оборудования, неработающих систем управления медтехникой и тихой приватизацией различных казмедтехов….
Полагаем, что проектам Минздрава в подобном изложении вряд ли можно быть презентованными обществу и претендовать на утверждение правительством страны. Тем более, что, следуя из названия Проекта, а не содержания, предполагается решить вопрос оснащения медтехникой не организаций здравоохранения, а Республики Казахстан.
[1] Об утверждении Комплексного плана «Республиканская программа оснащения медицинской техникой Республики Казахстан» на 5-летний период, https://legalacts.egov.kz/npa/view?id=14405516#13
Похожие статьи
1. ОСМС: запускаемся!2. «Пентограмма» для отрасли от Елжана Биртанова
3. Франшиза КДЛ «ОЛИМП»: 2020
4. Заседание комиссии по цифровизации в здравоохранении: хранилище, платформа и требования к МИС-ам
5. Неравенство в здравоохранении или политика сокрытия реальных данных