Госрасходы на здравоохранение в регионах 2023: собрать мозаику
20.02.2023
11380
Гульнар Амренова
Рассматривая госрасходы на здравоохранение в регионах необходимо учитывать, что они идут по 4 основным каналам: ГОБМП (Гарантированный объем бесплатной медпомощью), ОСМС (обязательное социальное медстрахование), бюджеты местных исполнительных органов (МИО) и целевые трансферты республиканского бюджета. Рассмотрим все эти элементы на 2023 г.
Бюджеты МИО 2023: ориентир на развитие.
На заботу о здоровье жителей регионов в областных бюджетах на 2023 год заложены 339,3 млрд. тенге. В среднем по регионам это 3,6% от затрат и 17,2 тыс. тенге на одного жителя страны. Бюджет здравоохранения МИО увеличили на 36% в сравнении с утвержденным на предыдущий год (248,9 млрд. тенге). Динамика обеспечена за счет роста капитальных затрат на 45,6% и вдвое меньше по текущим + 22,4%.
Основные текущие траты регионы предусмотрели на централизованный закуп, хранение вакцин и других медицинских иммунобиологических препаратов (42,2 млрд. тенге), дополнительное обеспечение ГОБМП (24,3 млрд. тенге), подготовку и переподготовку специалистов, повышение квалификации (22 млрд. тенге) и оказание дополнительного объема медицинской помощи, включающий медицинское обслуживание участников различных спортивных мероприятий (8,2 млрд. тенге). В целом, на текущие расходы здравоохранения регионы направили лишь 36% или 121,9 млрд. тенге от всего бюджета отрасли (таблица 1). Информация по расходам МИО в разрезе бюджетных программ на 2023 г. представлена в таблице 2.
На старте нового года регионы в большей степени увеличили динамику по бюджетным программам, направленным на решение кадровых вопросов. Так, на социальную поддержку обучающихся расходы увеличены в 2,3 раза, почти вдвое на повышение квалификации и переподготовку кадров, на подготовку специалистов с высшим, послевузовским образованием, в организациях технического и профессионального образования рост финансирования 35% и 28% соответственно (таблица 3). Что касается расходов на бесплатный или льготный проезд на лечение, то здесь лишь на 5%, дополнительное финансирование ГОБМП за счет местных бюджетов + 10%.
Капитальные затраты регионы утвердили на сумму 217,2 млрд. тенге с ростом на 45% к 2022 г. (149,3 млрд. тг). При этом не все выдержали минимальные объемы бюджетных средств, предусмотренных Законом РК «Об объемах трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами городов республиканского значения, столицы на 2023 – 2025 годы» на приобретение медицинской техники для организаций, оказывающих стационарную и АПП, оснащение районных больниц современными компьютерными томографами, рентген аппаратами, а также родильных домов, отделений реанимаций и интенсивной терапии, медицинских и ФАП, врачебных амбулаторий, проведение капитальных ремонтов. Кроме этого, все области предусмотрели инвестиции в строительство и реконструкцию объектов здравоохранения, направив 69,6 млрд. бюджетных тенге. Обязательств по возмещению лизинговых платежей по санитарному транспорту, медицинским изделиям не имеют лишь созданные области Ұлытаү, Жетісү и г. Шымкент. Проекты ГЧП реализуют 11 регионов (55%) из 20 и 10 регионов из 17 участвуют в реализации мероприятий в рамках проекта "Ауыл-Ел бесігі" (таблица 4).
В целом можно отметить, что 5 регионов сократили траты на здравоохранение в сравнении с утвержденным бюджетом на предыдущий год. В данной группе ВКО (92,4%), Актюбинская (89,9%), Жамбылская (89,3%), Алматинская (88,2%) области и город Алматы (72,6%). В приоритете сфера здравоохранения в СКО (рост в 3,4 раза), Павлодарской (3,3), Акмолинской (2,2) и Кызылординской (2,2) областях (таблица 5).
Также можно отметить, что с точки зрения доли расходов на здравоохранение в общих затратах местных бюджетов, то в региональном разрезе пределы варьируют от максимальных почти 25% до минимальных 2,2%. В основном все области держат планку от 2-х до 5%. В ТОП-3 вошли столица с долей 24,6%, ВКО 10,5% и Павлодарская область 7,2% (таблица 6). Самые низкие доли с минимальным разрывом в Атырауской (2,21%) и Актюбинской (2,23%) областях и замыкает топ-3 антилидеров Акмолинская область (2,4%).
В расчете на одного жителя расходы регионов в среднем составили 17,2 тыс. тенге, но колеблются от максимальных 50,8 тыс. тенге до минимальных 10 тыс. тенге. Столь существенная дифференциация затрат складывается за счет капитальных расходов, по которым имеется 10-кратная разница в региональном разрезе и в среднем 11 тыс. тенге на человека. В ТОП-3 вошли ВКО, Павлодарская область и СКО.
По текущим расходам в среднем на 1 жителя больше всего тратят область Ұлытау (11,5 тыс. тенге), Павлодарская область (8,38 тыс. тенге) и г. Алматы (8 тыс. тенге). Самые скромные затраты в ЗКО (3,95 тыс. тенге) и Актюбинской области (3,66 тыс. тенге, таблица 7).
Республиканские проекты в регионах
Кроме того, некоторые регионы получат целевые трансферты на развитие, сумма которых в расходах республиканского бюджета составила 11,5 млрд. тенге. Это инвестиции на строительство, реконструкцию объектов здравоохранения в следующих областях: Алматинская - 2,2 млрд. тенге, Костанайская - 1,2 млрд. тенге, Кызылординская -1,6 млрд. тенге, Мангистауская - 1 млрд. тенге, Павлодарская - 4,9 млрд. тенге и Область Жетісу 0,6 млрд. тенге. На работы по строительству Национального научного онкологического центра в столице выделены 28,5 млрд. тенге под администрированием непосредственно Минздравом.
Регионам от ФОМС в 2023 году
По данным ФОМС на предоставление жителям регионов медицинских услуг за счет ГОБМП и ОСМС планируется выделить вкупе 2232,5 млрд. тенге, в т.ч. по линии ГОБМП 1248,2 млрд. тенге, ОСМС 984,3 млрд. тенге. В разрезе локаций запланированы следующие цифры (таблица 8).
В рамках бюджета ГОБМП расходы на 1 жителя, в среднем, составляют 63,2 тыс. тенге, ОСМС - 49,9 тыс. тенге и в целом по консолидированному 113 тыс. тенге. В более привилегированном положении находятся жители 8 регионов, в которых расходы выше средних по республике. Корреляция между численностью населения и плановыми расходами ФОМС на медпомощь представлена на рис. 1.
Итого с 4 сторон…
Суммируя расходы в рамках ГОБМП, ОСМС, областных бюджетов и целевые трансферты республиканского бюджета на развитие объем консолидированного госбюджета регионов на здравоохранение составил 2,6 трлн. тенге (см. таблицу 9).
В топ - 3 вошли Алматы, Астана и Туркестанская область. В аутсайдерах - СКО, Атырауская и область Ұлытау. При этом Атырауская область с Астаной и Алматы являются донорами республиканского бюджета и обязаны отдать в текущем году 432 млрд. тенге.
Таблица 2 >>> https://docs.google.com/spreadsheets/d/18_eO-LsuszgzHTuHOi9mCWz61Kh27oy8/edit?usp=sharing&ouid=11253...
Рассматривая госрасходы на здравоохранение в регионах необходимо учитывать, что они идут по 4 основным каналам: ГОБМП (Гарантированный объем бесплатной медпомощью), ОСМС (обязательное социальное медстрахование), бюджеты местных исполнительных органов (МИО) и целевые трансферты республиканского бюджета. Рассмотрим все эти элементы на 2023 г.
Бюджеты МИО 2023: ориентир на развитие.
На заботу о здоровье жителей регионов в областных бюджетах на 2023 год заложены 339,3 млрд. тенге. В среднем по регионам это 3,6% от затрат и 17,2 тыс. тенге на одного жителя страны. Бюджет здравоохранения МИО увеличили на 36% в сравнении с утвержденным на предыдущий год (248,9 млрд. тенге). Динамика обеспечена за счет роста капитальных затрат на 45,6% и вдвое меньше по текущим + 22,4%.
Основные текущие траты регионы предусмотрели на централизованный закуп, хранение вакцин и других медицинских иммунобиологических препаратов (42,2 млрд. тенге), дополнительное обеспечение ГОБМП (24,3 млрд. тенге), подготовку и переподготовку специалистов, повышение квалификации (22 млрд. тенге) и оказание дополнительного объема медицинской помощи, включающий медицинское обслуживание участников различных спортивных мероприятий (8,2 млрд. тенге). В целом, на текущие расходы здравоохранения регионы направили лишь 36% или 121,9 млрд. тенге от всего бюджета отрасли (таблица 1). Информация по расходам МИО в разрезе бюджетных программ на 2023 г. представлена в таблице 2.
Таблица 1. Текущие расходы регионов на здравоохранение на 2023 год, млрд. тг | |
Наименование бюджетных программ | план |
Централизованный закуп и хранение вакцин и других медицинских иммунобиологических препаратов для проведения иммунопрофилактики населения | 42,21 |
Дополнительное обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи по решению местных представительных органов областей | 24,35 |
Подготовка специалистов в организациях технического и профессионального, послесреднего образования | 13,69 |
Оказание дополнительного объема медицинской помощи, включающий медицинскую помощь субъектами здравоохранения, оказание услуг Call-центрами и прочие расходы | 8,25 |
Услуги по охране материнства и детства | 6,81 |
Услуги по реализации государственной политики на местном уровне в области здравоохранения | 5,23 |
Подготовка специалистов с высшим, послевузовским образованием и оказание социальной поддержки обучающимся | 4,29 |
Повышение квалификации и переподготовка кадров | 4,08 |
Реализация мероприятий по профилактике и борьбе со СПИД в РК | 3,07 |
Информационно-аналитические услуги в области здравоохранения | 2,12 |
Областные базы специального медицинского снабжения | 1,93 |
Оказание социальной поддержки обучающимся по программам технического и профессионального, послесреднего образования | 1,22 |
Социальная поддержка медицинских и фармацевтических работников | 1,18 |
Оказание амбулаторно-поликлинических услуг и медицинских услуг субъектами сельского здравоохранения, за исключением оказываемой за счет средств республиканского бюджета, и оказание услуг Call-центрами | 1,14 |
Пропаганда здорового образа жизни | 0,81 |
Обеспечение граждан бесплатным или льготным проездом за пределы населенного пункта на лечение | 0,68 |
Услуги по реализации мероприятия по предупреждению распространения коронавирусной инфекции COVID-19 | 0,66 |
Целевые текущие трансферты нижестоящим бюджетам | 0,19 |
Проведение медицинской организацией мероприятий, снижающих половое влечение, осуществляемые на основании решения суда | 0,013 |
Всего на текущие затраты | 121,9 |
На старте нового года регионы в большей степени увеличили динамику по бюджетным программам, направленным на решение кадровых вопросов. Так, на социальную поддержку обучающихся расходы увеличены в 2,3 раза, почти вдвое на повышение квалификации и переподготовку кадров, на подготовку специалистов с высшим, послевузовским образованием, в организациях технического и профессионального образования рост финансирования 35% и 28% соответственно (таблица 3). Что касается расходов на бесплатный или льготный проезд на лечение, то здесь лишь на 5%, дополнительное финансирование ГОБМП за счет местных бюджетов + 10%.
Таблица 2. Динамика по текущим расходам на здравоохранение в 2023 г., % | |
Наименование бюджетных программ | % к 2022 г. |
Оказание социальной поддержки обучающимся по программам технического и профессионального, послесреднего образования | 231,5 |
Повышение квалификации и переподготовка кадров | 195,0 |
Подготовка специалистов с высшим, послевузовским образованием и оказание социальной поддержки обучающимся | 135,4 |
Пропаганда здорового образа жизни | 133,9 |
Областные базы специального медицинского снабжения | 133,3 |
Подготовка специалистов в организациях технического и профессионального, послесреднего образования | 128,1 |
Услуги по охране материнства и детства | 128,0 |
Услуги по реализации государственной политики на местном уровне в области здравоохранения | 127,9 |
Социальная поддержка медицинских и фармацевтических работников | 127,7 |
Реализация мероприятий по профилактике и борьбе со СПИД в РК | 124,1 |
Целевые текущие трансферты нижестоящим бюджетам | 122,6 |
Информационно-аналитические услуги в области здравоохранения | 119,9 |
Централизованный закуп и хранение вакцин и других медицинских иммунобиологических препаратов для проведения иммунопрофилактики населения | 114,0 |
Дополнительное обеспечение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи по решению местных представительных органов областей | 110,3 |
Проведение медицинской организацией мероприятий, снижающих половое влечение, осуществляемые на основании решения суда | 107,6 |
Обеспечение граждан бесплатным или льготным проездом за пределы населенного пункта на лечение | 105,2 |
Оказание амбулаторно-поликлинических услуг и медицинских услуг субъектами сельского здравоохранения, за исключением оказываемой за счет средств республиканского бюджета, и оказание услуг Call-центрами | 46,0 |
Услуги по реализации мероприятия по предупреждению распространения коронавирусной инфекции COVID-19 | 15,9 |
Оказание дополнительного объема медицинской помощи, включающий медицинскую помощь субъектами здравоохранения, оказание услуг Call-центрами и прочие расходы | новая программа |
Текущие затраты | 122,4 |
Капитальные затраты регионы утвердили на сумму 217,2 млрд. тенге с ростом на 45% к 2022 г. (149,3 млрд. тг). При этом не все выдержали минимальные объемы бюджетных средств, предусмотренных Законом РК «Об объемах трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами городов республиканского значения, столицы на 2023 – 2025 годы» на приобретение медицинской техники для организаций, оказывающих стационарную и АПП, оснащение районных больниц современными компьютерными томографами, рентген аппаратами, а также родильных домов, отделений реанимаций и интенсивной терапии, медицинских и ФАП, врачебных амбулаторий, проведение капитальных ремонтов. Кроме этого, все области предусмотрели инвестиции в строительство и реконструкцию объектов здравоохранения, направив 69,6 млрд. бюджетных тенге. Обязательств по возмещению лизинговых платежей по санитарному транспорту, медицинским изделиям не имеют лишь созданные области Ұлытаү, Жетісү и г. Шымкент. Проекты ГЧП реализуют 11 регионов (55%) из 20 и 10 регионов из 17 участвуют в реализации мероприятий в рамках проекта "Ауыл-Ел бесігі" (таблица 4).
Таблица 4. Свод капитальных затрат регионов на здравоохранение на 2023 год, млрд. тг | |
Наименование бюджетных программ | план |
Капитальные расходы медицинских организаций здравоохранения | 125,90 |
Капитальные расходы государственных органов здравоохранения | 0,21 |
Строительство и реконструкция объектов здравоохранения | 69,57 |
Возмещение лизинговых платежей по санитарному транспорту, медицинским изделиям, требующие сервисного обслуживания, приобретенных на условиях финансового лизинга | 13,75 |
Реализация мероприятий по социальной и инженерной инфраструктуре в сельских населенных пунктах в рамках проекта "Ауыл-Ел бесігі" | 4,22 |
Выполнение государственных обязательств по проектам государственно-частного партнерства | 3,72 |
Сейсмоусиление объектов здравоохранения | 0,028 |
Всего на капитальные затраты | 217,4 |
Итого местные бюджеты на здравоохранение | 339,3 |
В целом можно отметить, что 5 регионов сократили траты на здравоохранение в сравнении с утвержденным бюджетом на предыдущий год. В данной группе ВКО (92,4%), Актюбинская (89,9%), Жамбылская (89,3%), Алматинская (88,2%) области и город Алматы (72,6%). В приоритете сфера здравоохранения в СКО (рост в 3,4 раза), Павлодарской (3,3), Акмолинской (2,2) и Кызылординской (2,2) областях (таблица 5).
Таблица 5. Динамика расходов региональных бюджетов на здравоохранение в 2023 году, % | |||
Регионы | Текущий бюджет | Бюджет на капзатраты | В целом |
СКО | 133,0 | 585,8 | 341,2 |
Павлодарская обл | 128,8 | 635,8 | 330,0 |
Акмолинская обл | 142,9 | 354,5 | 227,4 |
Кызылординская обл | 125,3 | 319,3 | 218,4 |
ЗКО | 86,7 | 316,4 | 176,7 |
Костанайская обл | 118,3 | 201,3 | 163,8 |
г. Шымкент | 133,0 | 210,6 | 163,0 |
Туркестанская обл | 135,8 | 148,7 | 142,9 |
Атырауская обл | 125,1 | 151,6 | 140,7 |
г. Астана | 109,5 | 178,4 | 139,1 |
Мангистауская обл | 117,4 | 120,6 | 119,4 |
Карагандинская обл | 92,1 | 137,7 | 114,3 |
ВКО | 70,9 | 95,8 | 92,4 |
Актюбинская обл | 105,9 | 83,2 | 89,9 |
Жамбылская обл | 135,7 | 63,0 | 89,3 |
Алматинская обл | 94,2 | 84,5 | 88,2 |
г. Алматы | 100,7 | 53,7 | 72,6 |
Также можно отметить, что с точки зрения доли расходов на здравоохранение в общих затратах местных бюджетов, то в региональном разрезе пределы варьируют от максимальных почти 25% до минимальных 2,2%. В основном все области держат планку от 2-х до 5%. В ТОП-3 вошли столица с долей 24,6%, ВКО 10,5% и Павлодарская область 7,2% (таблица 6). Самые низкие доли с минимальным разрывом в Атырауской (2,21%) и Актюбинской (2,23%) областях и замыкает топ-3 антилидеров Акмолинская область (2,4%).
Таблица 6. Доля расходов на здравоохранение от общих затрат бюджетов на 2023 год | |
Регионы | доля здравоохранения ,% |
г. Астана | 24,63 |
ВКО | 10,52 |
Павлодарская обл | 7,17 |
Область Ұлытаү | 5,45 |
СКО | 4,58 |
Карагандинская обл | 4,19 |
Костанайская обл | 4,04 |
область Абай | 3,55 |
Алматинская обл | 3,46 |
Кызылординская обл | 3,44 |
Мангистауская обл | 3,43 |
область Жетісү | 2,96 |
ЗКО | 2,73 |
г. Шымкент | 2,65 |
г. Алматы | 2,58 |
Туркестанская обл | 2,47 |
Жамбылская обл | 2,42 |
Акмолинская обл | 2,41 |
Актюбинская обл | 2,23 |
Атырауская обл | 2,21 |
В расчете на одного жителя расходы регионов в среднем составили 17,2 тыс. тенге, но колеблются от максимальных 50,8 тыс. тенге до минимальных 10 тыс. тенге. Столь существенная дифференциация затрат складывается за счет капитальных расходов, по которым имеется 10-кратная разница в региональном разрезе и в среднем 11 тыс. тенге на человека. В ТОП-3 вошли ВКО, Павлодарская область и СКО.
По текущим расходам в среднем на 1 жителя больше всего тратят область Ұлытау (11,5 тыс. тенге), Павлодарская область (8,38 тыс. тенге) и г. Алматы (8 тыс. тенге). Самые скромные затраты в ЗКО (3,95 тыс. тенге) и Актюбинской области (3,66 тыс. тенге, таблица 7).
Таблица 7. Расходы регионов на здравоохранение в расчете на 1 жителя в 2023 году | |||
Регионы | Расходы на 1 жителя, тыс. тг | по текущим расходам | по капзатратам |
ВКО | 50,8 | 5,3 | 45,5 |
Павлодарская обл | 35,5 | 8,4 | 27,1 |
СКО | 29,8 | 6,3 | 23,5 |
Область Ұлытаү | 27,0 | 11,5 | 15,5 |
Костанайская обл | 20,8 | 6,8 | 14,0 |
Кызылординская обл | 20,1 | 6,0 | 14,1 |
В среднем | 17,2 | 6,2 | 11,0 |
Область Жетісү | 17,2 | 7,0 | 10,2 |
Карагандинская обл | 17,0 | 7,1 | 10,0 |
Область Абай | 16,8 | 5,8 | 11,1 |
Атырауская обл | 16,1 | 5,9 | 10,2 |
Акмолинская обл | 15,0 | 5,7 | 9,3 |
Алматинская обл | 14,8 | 6,0 | 8,8 |
г. Алматы | 14,4 | 8,1 | 6,4 |
Мангистауская обл | 14,1 | 5,2 | 8,9 |
Туркестанская обл | 13,5 | 5,8 | 7,7 |
ЗКО | 13,2 | 4,0 | 9,3 |
г. Астана | 13,0 | 5,8 | 7,1 |
г. Шымкент | 11,6 | 5,8 | 5,8 |
Актюбинская обл | 10,5 | 3,7 | 6,8 |
Жамбылская обл | 10,0 | 5,5 | 4,5 |
Республиканские проекты в регионах
Кроме того, некоторые регионы получат целевые трансферты на развитие, сумма которых в расходах республиканского бюджета составила 11,5 млрд. тенге. Это инвестиции на строительство, реконструкцию объектов здравоохранения в следующих областях: Алматинская - 2,2 млрд. тенге, Костанайская - 1,2 млрд. тенге, Кызылординская -1,6 млрд. тенге, Мангистауская - 1 млрд. тенге, Павлодарская - 4,9 млрд. тенге и Область Жетісу 0,6 млрд. тенге. На работы по строительству Национального научного онкологического центра в столице выделены 28,5 млрд. тенге под администрированием непосредственно Минздравом.
Регионам от ФОМС в 2023 году
По данным ФОМС на предоставление жителям регионов медицинских услуг за счет ГОБМП и ОСМС планируется выделить вкупе 2232,5 млрд. тенге, в т.ч. по линии ГОБМП 1248,2 млрд. тенге, ОСМС 984,3 млрд. тенге. В разрезе локаций запланированы следующие цифры (таблица 8).
Таблица 8. Распределение средств ГОБМП и ОСМС по регионам на 2023 год | |||||||
№ | Регионы | ГОБМП | ОСМС | Всего, млрд. тенге |
на 1 жителя,
тыс. тенге | ГОБМП | ОСМС |
1 | г. Астана | 120,9 | 121,8 | 242,7 | 179,72 | 89,5 | 90,2 |
2 | г. Алматы | 155,4 | 138,7 | 294,1 | 136,34 | 72,1 | 64,3 |
3 | Область Абай | 42,5 | 37,5 | 80,0 | 131,14 | 69,7 | 61,4 |
4 | Кызылординская обл | 62,6 | 42,2 | 104,9 | 125,96 | 75,2 | 50,7 |
5 | Карагандинская обл | 77,3 | 62,1 | 139,4 | 122,87 | 68,1 | 54,7 |
6 | СКО | 38,6 | 26,2 | 64,8 | 121,20 | 72,2 | 49,0 |
7 | Павлодарская обл | 52,1 | 36,8 | 89,0 | 117,87 | 69,0 | 48,8 |
8 | ВКО | 47,3 | 36,2 | 83,5 | 114,30 | 64,7 | 49,6 |
В среднем | 1248,2 | 984,3 | 2232,5 | 113,09 | 63,2 | 49,9 | |
9 | ЗКО | 46,1 | 29,8 | 75,9 | 110,40 | 67,0 | 43,4 |
10 | Область Ұлытаү | 17,1 | 7,3 | 24,4 | 110,33 | 77,2 | 33,2 |
11 | Область Жетісү | 42,3 | 32,6 | 74,9 | 107,22 | 60,6 | 46,6 |
12 | Костанайская обл | 55,2 | 33,3 | 88,5 | 106,38 | 66,3 | 40,1 |
13 | Актюбинская обл | 54,9 | 41,3 | 96,2 | 103,81 | 59,2 | 44,6 |
14 | Акмолинская обл | 45,9 | 34,2 | 80,1 | 101,67 | 58,3 | 43,4 |
15 | Мангистауская обл | 44,5 | 32,9 | 77,3 | 101,07 | 58,1 | 43,0 |
16 | Туркестанская обл | 107,5 | 95,4 | 203,0 | 95,90 | 50,8 | 45,1 |
17 | Жамбылская обл | 65,6 | 49,5 | 115,1 | 94,59 | 53,9 | 40,6 |
18 | Атырауская обл | 37,6 | 27,4 | 65,0 | 93,97 | 54,3 | 39,7 |
19 | г. Шымкент | 59,6 | 50,1 | 109,6 | 92,20 | 50,1 | 42,1 |
20 | Алматинская обл | 75,1 | 49,0 | 124,1 | 82,56 | 50,0 | 32,6 |
В рамках бюджета ГОБМП расходы на 1 жителя, в среднем, составляют 63,2 тыс. тенге, ОСМС - 49,9 тыс. тенге и в целом по консолидированному 113 тыс. тенге. В более привилегированном положении находятся жители 8 регионов, в которых расходы выше средних по республике. Корреляция между численностью населения и плановыми расходами ФОМС на медпомощь представлена на рис. 1.
Итого с 4 сторон…
Суммируя расходы в рамках ГОБМП, ОСМС, областных бюджетов и целевые трансферты республиканского бюджета на развитие объем консолидированного госбюджета регионов на здравоохранение составил 2,6 трлн. тенге (см. таблицу 9).
В топ - 3 вошли Алматы, Астана и Туркестанская область. В аутсайдерах - СКО, Атырауская и область Ұлытау. При этом Атырауская область с Астаной и Алматы являются донорами республиканского бюджета и обязаны отдать в текущем году 432 млрд. тенге.
Таблица 9. Совокупные госбюджеты на здравоохранение по регионам на 2023 г., млрд. тг. | ||||||
№ | Регионы | ГОБМП | ОСМС | Областные бюджеты | ЦТ РБ | Итого |
1 | г. Алматы | 155,4 | 138,7 | 31,1 | 325,2 | |
2 | г. Астана | 120,9 | 121,8 | 17,5 | 28,5 | 288,7 |
3 | Туркестанская обл | 107,5 | 95,4 | 28,5 | 231,5 | |
4 | Карагандинская обл | 77,3 | 62,1 | 19,3 | 158,7 | |
5 | Алматинская обл | 75,1 | 49,0 | 22,2 | 2,2 | 148,5 |
6 | Жамбылская обл | 65,6 | 49,5 | 12,2 | 127,3 | |
7 | г. Шымкент | 59,6 | 50,1 | 13,8 | 123,5 | |
8 | Кызылординская обл | 62,6 | 42,2 | 16,7 | 1,6 | 123,1 |
9 | ВКО | 47,3 | 36,2 | 37,1 | 120,6 | |
10 | Павлодарская обл | 52,1 | 36,8 | 26,8 | 4,8 | 120,5 |
11 | Костанайская обл | 55,2 | 33,3 | 17,3 | 1,2 | 107,0 |
12 | Актюбинская обл | 54,9 | 41,3 | 9,7 | 106,0 | |
13 | Акмолинская обл | 45,9 | 34,2 | 11,8 | 91,9 | |
14 | Область Абай | 42,5 | 37,5 | 10,3 | 90,3 | |
15 | Мангистауская обл | 44,5 | 32,9 | 10,8 | 1,0 | 89,1 |
16 | Область Жетісү | 42,3 | 32,6 | 12,0 | 0,6 | 87,5 |
17 | ЗКО | 46,1 | 29,8 | 9,1 | 85,0 | |
18 | СКО | 38,6 | 26,2 | 15,9 | 80,7 | |
19 | Атырауская обл | 37,6 | 27,4 | 11,2 | 76,2 | |
20 | Область Ұлытаү | 17,1 | 7,3 | 6,0 | 30,4 | |
Итого | 1248,2 | 984,3 | 339,3 | 39,9 | 2611,7 |
Похожие статьи
1. Риск-менеджмент: от истоков к начинаниям2. Бюджетирование в медицинских организациях
3. Финансовые инструменты оценки проектов
4. Сфера финансового менеджмента
5. Финансовый менеджмент в медицинских учреждениях США и РК: акценты