Риски ГЧП-проектов здравоохранения Казахстана: что не учли?
04.05.2020
14450
Марат Каирленов к.э.н.,
Ниязбек Бектембаев
2019 год охарактеризовался резким обвалом количества реализуемых ГЧП-проектов в здравоохранении страны. Одними из важнейших факторов падения интереса к ним как со стороны чиновников, так и предпринимателей являются неучтенные и неотрегулированные риски проектов. Представляем вашему вниманию наш анализ рисков ГЧП-проектов в здравоохранении.
Количество реализуемых ГЧП-проектов в нашей стране по всем отраслям, как показывает анализ, сильно снизилось – 40% (до 182), а размер инвестиций (затраты в инвестиционный и эксплуатационный периоды) вообще упал в 9 раз (до 125 млрд тг.). На этом фоне в здравоохранении РК численность реализуемых ГЧП-проектов сократилась еще сильнее – 59% (до 30), но резко вырос их объем – в 2,5 раза, до 24,5 млрд тг, т.е. в 2019 г. каждый 5-й тенге, привлеченный через механизм ГЧП, был в здравоохранении. Кроме того, средний размер инвестиций ГЧП-проектов в отрасли вырос, по итогам 2019 г., в 6 раз – до 0,8 млрд тг (врезка 1).
При таких крупных инвестициях вопросы определения и распределения рисков становятся очень важными. Ведь в классификации Всемирного Банка (далее ВБ) ГЧП- проекты характеризуются распределением рисков между государством и частным партнером примерно одинаково, по сравнению, например, с вариантами госзакупок или приватизации (рис 1). Поэтому во всем мире принято четко прописывать в договорах ГЧП все возможные риски и пороговые значения по ним. Это позволяет упростить разбирательства при наступлении позитивных / негативных событий, существенно влияющих на реализацию проекта и определение стороны, обязанной устранить последствия / компенсировать потери и обеспечить бесперебойность реализации проекта. Поэтому для каждого ГЧП-проекта создается отдельный уникальный контракт, который основывается на действующих законах и имеющейся базе / реестре рисков, который зачастую занимает сотни страниц.
Рассматривая ситуацию в нашей стране, согласно нашему мини-опросу (врезка 2), лишь 27% договоров ГЧП-проектов в здравоохранении насчитывают 100 и более страниц (рис. 2). На первый взгляд, на объем составленного договора должны влиять такие факторы, как размер медорганизации, доля участия частного партнера в реализации проекта и срок эксплуатации проекта ГЧП. Однако, просмотрев ответы респондентов, корреляции между этими значениями не наблюдается.
Рассматривая количество выделяемых рисков в договорах по ГЧП-проектам, можно отметить, что примерно 2/3 респондентов в своих договорах идентифицировали от 11 до 25 рисков / возможных ситуаций с четким распределением обязательств и ответственности сторон. Больше рисков в договорах отметили все кроме одного респондента, который в своем договоре прописал рисков меньше указанного значения. Примечательно, что данный медцентр столкнулся почти с половиной рисков, которые принесли большой вред проекту – на уровне 21-50% от стоимости проекта, тогда как у остальных это значение значительно ниже.
Рассмотрев самые распространенные риски ГЧП-проектов, мы отметили, что с большим отрывом идет «Своевременный расчет по оказанным услугам со стороны государства (МИО)» – 27%, затем «Передача имущества государству» – 15% и «Строительство здания или его аренда» – 12%.
При классификации рисков не только по степени распространенности, но и по уровню ущерба проектам[1] нами выделены топ-10 (врезка 3):
Ниязбек Бектембаев
2019 год охарактеризовался резким обвалом количества реализуемых ГЧП-проектов в здравоохранении страны. Одними из важнейших факторов падения интереса к ним как со стороны чиновников, так и предпринимателей являются неучтенные и неотрегулированные риски проектов. Представляем вашему вниманию наш анализ рисков ГЧП-проектов в здравоохранении.
Количество реализуемых ГЧП-проектов в нашей стране по всем отраслям, как показывает анализ, сильно снизилось – 40% (до 182), а размер инвестиций (затраты в инвестиционный и эксплуатационный периоды) вообще упал в 9 раз (до 125 млрд тг.). На этом фоне в здравоохранении РК численность реализуемых ГЧП-проектов сократилась еще сильнее – 59% (до 30), но резко вырос их объем – в 2,5 раза, до 24,5 млрд тг, т.е. в 2019 г. каждый 5-й тенге, привлеченный через механизм ГЧП, был в здравоохранении. Кроме того, средний размер инвестиций ГЧП-проектов в отрасли вырос, по итогам 2019 г., в 6 раз – до 0,8 млрд тг (врезка 1).
При таких крупных инвестициях вопросы определения и распределения рисков становятся очень важными. Ведь в классификации Всемирного Банка (далее ВБ) ГЧП- проекты характеризуются распределением рисков между государством и частным партнером примерно одинаково, по сравнению, например, с вариантами госзакупок или приватизации (рис 1). Поэтому во всем мире принято четко прописывать в договорах ГЧП все возможные риски и пороговые значения по ним. Это позволяет упростить разбирательства при наступлении позитивных / негативных событий, существенно влияющих на реализацию проекта и определение стороны, обязанной устранить последствия / компенсировать потери и обеспечить бесперебойность реализации проекта. Поэтому для каждого ГЧП-проекта создается отдельный уникальный контракт, который основывается на действующих законах и имеющейся базе / реестре рисков, который зачастую занимает сотни страниц.
Рассматривая ситуацию в нашей стране, согласно нашему мини-опросу (врезка 2), лишь 27% договоров ГЧП-проектов в здравоохранении насчитывают 100 и более страниц (рис. 2). На первый взгляд, на объем составленного договора должны влиять такие факторы, как размер медорганизации, доля участия частного партнера в реализации проекта и срок эксплуатации проекта ГЧП. Однако, просмотрев ответы респондентов, корреляции между этими значениями не наблюдается.
Рассматривая количество выделяемых рисков в договорах по ГЧП-проектам, можно отметить, что примерно 2/3 респондентов в своих договорах идентифицировали от 11 до 25 рисков / возможных ситуаций с четким распределением обязательств и ответственности сторон. Больше рисков в договорах отметили все кроме одного респондента, который в своем договоре прописал рисков меньше указанного значения. Примечательно, что данный медцентр столкнулся почти с половиной рисков, которые принесли большой вред проекту – на уровне 21-50% от стоимости проекта, тогда как у остальных это значение значительно ниже.
Рассмотрев самые распространенные риски ГЧП-проектов, мы отметили, что с большим отрывом идет «Своевременный расчет по оказанным услугам со стороны государства (МИО)» – 27%, затем «Передача имущества государству» – 15% и «Строительство здания или его аренда» – 12%.
При классификации рисков не только по степени распространенности, но и по уровню ущерба проектам[1] нами выделены топ-10 (врезка 3):
1. Колебания обменного курса тенге (11 баллов);2. Задержки завершения работ по строительству (9 баллов);3. Высокая инфляция по сравнению с прогнозами (9 баллов);4. Увеличение непредвиденных расходов (8 баллов);5. Изменение действующего законодательства (7 баллов);6. Сроки предоставления требуемой земли (5 баллов);7. Изменения в договоре (5 баллов);8. Задержка или отсутствие оплаты со стороны государства (5 баллов);9. Пригодность земли (4 балла);10. Доступ к земельному участку и соответствующей инфраструктуре (4 балла).
Среди инструментов по нейтрализации рисков лишь 20% отечественных предпринимателей в ГЧП-проектах здравоохранения страхуют данные риски и столько же привлекают новых акционеров. Остальные страхуют риски, выделяя определенную сумму денег / создают резерв.
Что делать?
Государство пытается повысить качество риск-менеджмента в ГЧП-проектах за счет идентификации рисков. Так, в приложении 5 к приказу исполняющего обязанности министра нацэкономики от 25 ноября 2015 г. №725 «О некоторых вопросах планирования и реализации проектов государственно-частного партнерства» есть «примерный перечень рисков, возникающих на различных этапах государственно-частного партнерства». Всего выделено 28 базовых рисков. Если в контракте указать, что риски будут регулироваться на основе вышеизложенных законов и их принципов и при этом не описать конкретно каждый риск, присущий конкретному ГЧП-проекту, то в будущем, при наступлении риска, его трактование может вызвать разногласия между сторонами. Например, существует риск расторжения договора, однако кто несет ответственность и в каких случаях – неизвестно. Чтобы расписать все риски будущим ГЧП-проектам, логично выделить дополнительные средства на найм специалиста по рискам. Соответственно, сторонам придется обращаться в суд с его непредсказуемыми результатами.
Вдобавок центр ГЧП выпустило книгу «Практические рекомендации для МИО по реализации проектов ГЧП»[2], где описываются основные моменты контракта и даются рекомендации во избежание ошибок и дополнительных затрат. Здесь особое внимание уделено описанию строительного и валютного рисков. Несомненно, валютный риск весьма актуален, но, как мы видим по результатам опроса, существует множество других рисков, с которыми столкнулись респонденты и понесли существенные потери. Однако ГЧП развиваются не первый год, и, следовательно, уже реже наступают на одни и те же грабли, и оправданий становится меньше.
В свою очередь, просмотрев зарубежные исследования, мы наткнулись на множество рисков, которые были разбиты по их источникам, по ответственным сторонам, по сферам и т.д. Мы рассмотрели инструментарий, который тесно связан с Руководством Группы Всемирного Банка (ВБ) по контрактным положениям ГЧП (издание 2019 г.), которое также разработано при содействии Allen & Overy в 2016 г. (врезка 3), где риски разбиты на 16 групп и их количество достигает 75, что на много больше, чем у большинства респондентов нашего анкетирования. Причем авторы заявляют, что это лишь основные. У каждого проекта есть свои уникальные риски.
Если подробнее проанализировать те 28 рисков, которые были представлены в Приложении, и сравнить с выделяемыми ВБ, то будет видно, что в Приложении охвачены лишь чуть более половины рисков, хотя названы они по-разному. В частности, можно выделить целый ряд рисков, которые не подходят под указанные в Приложении в полной мере:
Что делать?
Государство пытается повысить качество риск-менеджмента в ГЧП-проектах за счет идентификации рисков. Так, в приложении 5 к приказу исполняющего обязанности министра нацэкономики от 25 ноября 2015 г. №725 «О некоторых вопросах планирования и реализации проектов государственно-частного партнерства» есть «примерный перечень рисков, возникающих на различных этапах государственно-частного партнерства». Всего выделено 28 базовых рисков. Если в контракте указать, что риски будут регулироваться на основе вышеизложенных законов и их принципов и при этом не описать конкретно каждый риск, присущий конкретному ГЧП-проекту, то в будущем, при наступлении риска, его трактование может вызвать разногласия между сторонами. Например, существует риск расторжения договора, однако кто несет ответственность и в каких случаях – неизвестно. Чтобы расписать все риски будущим ГЧП-проектам, логично выделить дополнительные средства на найм специалиста по рискам. Соответственно, сторонам придется обращаться в суд с его непредсказуемыми результатами.
Вдобавок центр ГЧП выпустило книгу «Практические рекомендации для МИО по реализации проектов ГЧП»[2], где описываются основные моменты контракта и даются рекомендации во избежание ошибок и дополнительных затрат. Здесь особое внимание уделено описанию строительного и валютного рисков. Несомненно, валютный риск весьма актуален, но, как мы видим по результатам опроса, существует множество других рисков, с которыми столкнулись респонденты и понесли существенные потери. Однако ГЧП развиваются не первый год, и, следовательно, уже реже наступают на одни и те же грабли, и оправданий становится меньше.
В свою очередь, просмотрев зарубежные исследования, мы наткнулись на множество рисков, которые были разбиты по их источникам, по ответственным сторонам, по сферам и т.д. Мы рассмотрели инструментарий, который тесно связан с Руководством Группы Всемирного Банка (ВБ) по контрактным положениям ГЧП (издание 2019 г.), которое также разработано при содействии Allen & Overy в 2016 г. (врезка 3), где риски разбиты на 16 групп и их количество достигает 75, что на много больше, чем у большинства респондентов нашего анкетирования. Причем авторы заявляют, что это лишь основные. У каждого проекта есть свои уникальные риски.
Если подробнее проанализировать те 28 рисков, которые были представлены в Приложении, и сравнить с выделяемыми ВБ, то будет видно, что в Приложении охвачены лишь чуть более половины рисков, хотя названы они по-разному. В частности, можно выделить целый ряд рисков, которые не подходят под указанные в Приложении в полной мере:
1. Недоступность возможности рефинансирования и/или страховки рисков, объектов на рынке;2. Риск расторжения договора, а именно по причине:a) неуплаты денежных средств частному партнеру вовремя и/или в необходимом количестве;b) влияния государства на исполнителя путем создания барьеров, искусственных препятствий с целью вынудить остановить проект;c) затяжного события политических рисков, то есть, митингов, забастовок и т.д.;3. Состояние земли на момент принятия, передачи. Полнота и точность информации по переданному Частному партнеру объекту (земли, здания, оборудования, спрос);4. Риск несоответствия производительности проекта: способность приема пациентов в день, производительность медоборудования и т.д.;5. Риск обеспечения бесперебойной поставки ресурсов для проекта;6. Риск нарушения интеллектуальной собственности при строительстве проекта;7. Соблюдение правил техники безопасности и охраны труда;8. Ответственность за смерть, телесные повреждения, материальный ущерб и ответственность третьих лиц;9. Площадка для строительства или управление взаимодействием с соседствующими объектами;10. Риск вандализма;11. Изменения климата, уровня моря, средней температуры и многое другое. Стороны должны четко прописать все пороговые значения, за которые они способны ответить;12. Расселение жителей с потенциального земельного участка. Такое происходит на менее развитых рынках, где распространено неформальное жилье и бизнес;13. Наследие / права коренных народов или местных жителей на землю. Это особенно актуально при международном финансировании;14. Коммунальные услуги: их доступность, тарифы и стабильность;15. Безопасность здания. Сторонам следует стремиться к полному пониманию рисков, связанных с физической защитой площадки, и тех рисков, которые будут влиять на строительство и эксплуатацию медучреждения.16. Частный партнер несет ответственность за своих субподрядчиков и несет любые связанные с этим риски, если только государство не налагает обязательных субподрядчиков.17. Отсутствие информации со стороны государства по вопросам ГЧП или иным законам.18. Неорганизованность местных управлений здравоохранения по вопросам ГЧП.
В целом, очевидно, что необходимо усовершенствовать базу рисков ГЧП-проектов на основе имеющихся отечественных и зарубежных исследований с целью усовершенствования ГЧП-контрактов. Удорожание проекта, затяжные судебные процессы, невыполнение проекта в срок или вовсе его полная остановка – вот что грозит проектам ГЧП в текущей ситуации. Только после четкого прописания всех видов риска и ответственных сторон за эти риски доверие нашему рынку возрастет, что повлечет за собой рост притока инвестиций в ГЧП- проекты нашей страны. УМ
[1] «Риск-менеджмент в медучреждениях: как строить?». М. Каирленов. УМ, №6 (28). Ноябрь-декабрь 2019.
[2] «Практические рекомендации для МИО по реализации проектов ГЧП». 2016. С. 69-76, http://www.econompavl.gov.kz/upload/files/GChP/4264efadb7d64d1da8b80d1fdc496d24.pdf
[3] АО "Казахстанский Центр государственно-частного партнерства", https://kzppp.kz/projects
Врезка 1. Состояние рынка ГЧП в Казахстане
В реестре проектов ГЧП, находящегося в открытом доступе на сайте АО "Казахстанский Центр государственно-частного партнерства"[3], на 01.01.2020 г. насчитывается 267 проектов в сфере здравоохранения, из которых уже реализованы и эксплуатируются на сегодня 45,7% и ведутся строительно-монтажные работы (СМР) – 4,5% (рис. 3). Рассматривая активность заключения договоров, мы видим, что за указанный период 2018 год был самый насыщенный. Согласно реестру, из 267 проектов 134 уже работают, а оставшиеся – это потенциальные проекты 2020 г. Стоит отметить, что ГЧП-проекты востребованы везде, и их количество свидетельствует об эффективном менеджменте местных исполнительных органов (МИО) в этих регионах. Наибольшее количество ГЧП-проектов в здравоохранении зарегистрировано в «цифровой столице» Карагандинской области – 51 единица, из которых 28, или 54,9%, уже реализованы. За рассматриваемый период не было выполнено ни одного ГЧП-проекта в здравоохранении ВКО и г. Алматы (рис. 4). |
Врезка 2. Картина респондентов нашего анкетирования
Нами опрошены 11 участников ГЧП-проектов в здравоохранении в таких регионах, как: Акмолинская, Жамбылская, Костанайская, Павлодарская, Туркестанская области, СКО, ЗКО и г. Шымкент. Разбивка респондентов анкетирования по штату сотрудников, объему проектов, видам объектов ГЧП и контрактов представлена ниже. |
Врезка 3. Реестр рисков в ГЧП-проектах в здравоохранении по методике ВБ и их частота и значимость по результатам опроса УМ | |||||
№ | Категория и описание риска \ ответственная сторона | Государство | Общий | Частник | Баллы* |
1 | Риск доступности земли | ||||
1,01 | Предоставление требуемой земли: право проезда по этой земле, договоренности, затрагивающие использование, исторические проблемы посягательства, которые могут обременять землю и т.д. | ● | ○ | ||
1,02 | Сроки предоставления требуемой земли: невозможность получить землю к определенной дате может дать Частному партнеру право расторгнуть договор. | ● | 5 | ||
1,03 | Предоставление постоянного дополнительного земельного участка к основному на весь период ГЧП- проекта после его подписания. | ● | ● | ||
1,04 | Предоставление временного дополнительного земельного участка, например, во время строительства объекта для размещения там запасов техники и т.д. | ● | ○ | ||
1,05 | Наследие / права коренных народов на землю. Это особенно актуально при международном финансировании. | ● | ○ | ||
1,06 | Пригодность земли, так же как проектный риск, появляется в случае обнаружения непригодности проекта на этой земле после подписания контракта. Например, при строительстве здания может обнаружиться, что под ним находятся захоронения и т.д. | ● | ● | ○ | 4 |
1,07 | Получение согласия всех юрисдикций до заключения договора. Ведь некоторые могут одобрить проект только после его изучения, на что требуется время: кто строит, что строит, его дизайн, на сколько экологично и т.д. В конечном итоге могут вовсе отказать. | ● | ○ | ||
1,08 | Последующие утверждения проекта после заключения контракта. | ○ | ● | ||
1,09 | Доступ к зданию, т. е. наличие дороги, проезжающих автобусов и т.д. для возможности и удобства пациентов посетить данный объект. | ● | ● | 4 | |
1,10 | Безопасность здания. Сторонам следует стремиться к полному пониманию рисков, связанных с физической защитой площадки, и тех, кто будет влиять на строительство и эксплуатацию медучреждения. | ● | ● | ||
1,11 | Коммунальные услуги: их доступность, тарифы и их стабильность. | ○ | ● | ● | 4 |
1,12 | Состояние участка земли, где будет реализовываться проект ГЧП. | ○ | ○ | ○ | |
1,13 | Существующее состояние актива, здания на момент заключения контракта. | ○ | ● | ||
2 | Социальные риски | ||||
2,01 | Негативное влияние на среду обитания, (социальную) инфраструктуру и сообщества в целом, а также на смежные объекты и отрасли – как с точки зрения строительства, так и эксплуатации больницы. | ● | ○ | ||
2,02 | Расселение жителей с потенциального земельного участка. Такое происходит на менее развитых рынках, где распространены неформальное жилье и бизнес. | ● | ○ | 4 | |
2,03 | Как и в случае прав на землепользование с участием групп коренного населения. | ● | ○ | ||
2,04 | Забастовки, трудовые споры. Например, общенациональные и отраслевые забастовки, как правило, связаны с рисками для государства, но забастовки на объектах Частного партнера будут представлять собой риск для Частного партнера. | ● | ● | ● | |
3 | Экологические риски | ||||
3,01 | Так же как и состояние объекта и существующего актива в разделе Риска, доступность земли. | ○ | ○ | ○ | |
3,02 | Получение экологического согласия, лицензий, разрешений. Их срок, так же как и соц. риск, влияет на проект. | ○ | ● | ||
3,03 | Соблюдение экологических соглашений и законов. | ● | 4 | ||
3,04 | Условия окружающей среды, вызванные проектом: химические выбросы, СО2, мусор и т.д. | ● | 4 | ||
3,05 | Внешние экологические события часто трактуются как форс-мажор. В основном ответственность в таких случаях берет государство. | ● | ● | ||
3,06 | Изменения климата, уровня моря, средней температуры и многое другое. Стороны должны четко прописать все пороговые значения, за которые они способны ответить и которые относятся к форс-мажору. | ○ | ● | ||
4 | Проектный риск | ||||
4,01 | Пригодность объекта. Принимающая сторона должна четко проверить объект, но если при принятии окажется, что информация по объекту была неверной, государство берет на себя ответственность и покрывает убытки, связанные с ним. | ○ | ● | 4 | |
4,02 | Детальная подготовка проектов и получение всех разрешительных документов по нему. | ○ | ● | 4 | |
4,03 | Риск изменения дизайна проекта после подписания контракта распределяется в соответствии с причиной изменения. Если первоначальный дизайн является дефектным, это будет риск для Частного партнера. Если Заказчик потребует внесения изменений, это будет представлять собой риск для Заказчика. | ● | ● | 4 | |
5 | Строительный риск | ||||
5,01 | Риск увеличения стоимости проекта ГЧП в связи с увеличением цены за материалы строительства, ошибки при строительстве и т.д. | ○ | ○ | ● | 8 |
5,02 | Невыполнение проекта в срок по причине задержек с поставками стройматериала, подписанием договоров и т.д. | ○ | ○ | ● | 9 |
5,03 | Обеспечение соответствующего качества и другие строительные нормы и стандарты. | ● | 1 | ||
5,04 | Соблюдение правил техники безопасности и охраны труда. | ● | |||
5,05 | Ответственность за смерть, телесные повреждения, материальный ущерб и ответственность третьих лиц. | ● | |||
5,06 | Дефекты и дефектные материалы строительства. | ● | 1 | ||
5,07 | Риск нарушения интеллектуальной собственности при строительстве проекта. | ○ | ● | ||
5,08 | Вандализм со стороны рабочих, жителей. | ○ | ● | 4 | |
6 | Риск вариативности проекта | ||||
6,01 | Риск изменений, запрошенных любой из сторон службы, которые влияют на строительство или эксплуатацию проекта (материалы строительства, дизайн и т.д.). | ● | ○ | ● | |
7 | Операционный риск | ||||
7,01 | Увеличение затрат и задержек на этапе эксплуатации может иметь различные причины, начиная от ошибок в оценках затрат на техническое обслуживание или отклонений до экстремальных погодных явлений. | ○ | ○ | ● | 4 |
7,02 | Риск несоответствия производительности проекта: способность приема пациентов в день, производительность медоборудования и т.д. | ● | 4 | ||
7,03 | Риск обеспечения бесперебойной поставки ресурсов для проекта. | ● | ● | ||
7,04 | Интеллектуальная собственность. | ○ | ● | ||
7,05 | Соблюдение правил техники безопасности и охраны труда. | ○ | ● | ||
7,06 | Ответственность за смерть, телесные повреждения, материальный ущерб и ответственность третьих лиц. | ○ | ● | ||
7,07 | Риск периодического и профилактического обслуживания, аварийного технического обслуживания, работ, связанных с ошибками проектирования или строительства, восстановительных работ и, в некоторых случаях, работ, возникающих в результате технологических или структурных изменений. | ● | ● | ||
7,08 | Площадка для строительства или управление взаимодействием с соседствующими объектами. | ○ | ● | ||
7,09 | Риск вандализма (так же как в соц. риске). | ○ | ● | ||
8 | Риск спроса | ||||
8,01 | Если Частному партнеру доверена лишь постройка здания, то риск спроса относится к государству. Однако если он берет уже готовое здание под свое управление, то риск спроса уже относится к Частному партнеру или разделяется поровну. | ● | ○ | ● | 4 |
9 | Риск финансовых рынков | ||||
9,01 | Высокая инфляция по сравнению с прогнозами. | ○ | ● | 9 | |
9,02 | Колебания обменного курса, девальвация. | ○ | ○ | ● | 11 |
9,03 | Колебание процентной ставки. | ○ | ○ | ● | |
9,04 | Недоступность страховки рисков, объектов на рынке. | ○ | ● | ○ | 4 |
9,05 |
Риск рефинансирования:
а) риск того, что проект не сможет привлечь необходимый капитал для рефинансирования проекта на данный момент времени; б) риск того, что рефинансирование долга создаст дополнительные риски для проекта. | ● | ○ | 4 | |
10 | Стратегический / партнерский риск | ||||
10,01 | Несостоятельность частного партнера для полной реализации проекта по причине отсутствия финансов и технических возможностей. | ● | 4 | ||
10,02 | Частный партнер несет ответственность за своих субподрядчиков и несет любые связанные с этим риски, если только государство не налагает обязательных субподрядчиков. | ● | 4 | ||
10,03 | Риск смены владельца частного партнера или его реструктуризация. Соблюдение любых договорных ограничений в отношении смены владельца будет представлять собой риск для Частного партнера. | ● | 4 | ||
10,04 | Риск, связанный с вмешательством Заказчика, зависит от оснований для вступления и по вине Частного партнера из-за происшествий, чрезвычайных ситуаций, связанных с аварийными службами, вмешательством для защиты от социальных и экологических рисков и выполнением юридической обязанности по предоставлению основных услуг непрерывного обслуживания. | ● | ● | 4 | |
10,05 | Изменение Заказчика или его статуса | ● | 4 | ||
10,06 | Риск споров является общим риском, и последствия будут зависеть от исхода спора. Чтобы свести к минимуму риск неопределенности и дорогостоящих результатов, договор должен четко включать четкое регулирующее законодательство (как правило, внутреннее законодательство юрисдикции Заказчика) и выбор форума для разрешения споров (суд или арбитраж) | ● | ● | 4 | |
11 | Риск технологических решений | ||||
11,01 | Риск неисправности, несоответствия, устаревания медоборудования при сдаче проекта Заказчику. В зависимости, кто принимает решения, какие медоборудования закупать, тот и ответствен за этот риск. | ● | ● | ● | |
12 | Форс-мажорные риски | ||||
12,01 | Форс-мажорные события | ● | ● | 4 | |
12,02 | Форс-мажорные последствия | ● | |||
13 | MAGA Risk | ||||
13,01 | «MAGA» – это политические действия, ситуации в государстве (митинги, забастовки и т.д.), оказывающие существенное негативное влияние на способность Частного партнера выполнять свои договорные обязательства или на его права или финансовое состояние. Заказчик несет ответственность за издержки и задержки и, как правило, рискует быть расторгнутым в случае продолжительных событий MAGA. Хотя не во всех юрисдикциях используется термин «MAGA», многие из них имеют эквивалентные положения в соответствии с различной терминологией. | ● | 4 | ||
14 | Изменение в правовом риске | ||||
14,01 | Соответствие действующему законодательству. В договоре должно быть четко указано, какие законы и другие обязательные положения и отраслевые кодексы Частный партнер обязан соблюдать. | ● | ○ | 7 | |
14,02 | Изменения в законодательстве (и налогообложений) | ● | ○ | 5 | |
15 | Риск досрочного прекращения | ||||
15,01 | Риск досрочного расторжения контракта. Условия и ответственные стороны за риск будут прописаны в договоре. | ● | 1 | ||
15,02 | Завершение контракта по причине влияния государства на исполнителя путем создания барьеров, искусственных препятствий с целью вынудить остановить проект. | ● | 2 | ||
15,03 | Право на расторжение: некоторые договоры о ГЧП могут содержать конкретные положения MAGA, которые дают право сторонам расторгнуть договор о ГЧП в случае затяжного события MAGA. | ● | |||
15,04 | Добровольное расторжение контракта Заказчиком. | ● | 4 | ||
15,05 | Право на прекращение действия по причине возникновения форс-мажорных обстоятельств. Обычно этот риск возникает после 6-12 месяцев длительных форс-мажорных обстоятельств, когда стороны не могут договориться о решении продолжить проект. | ● | |||
15,06 | Риск завершения контракта по причине допущенных ошибок в строительстве и/или реализации проекта ГЧП со стороны исполнителя. | ● | |||
15,07 | Риск расторжения договора по причине неуплаты денежных средств Частному партнеру вовремя и/или в необходимом количестве. | ● | ○ | 5 | |
16 | Состояние в момент передачи | ||||
16,01 | Частный партнер несет риск того, что активы проекта и земля будут возвращены Заказчику в соответствии с контрактом и соблюдением необходимых условий возврата. | ● | |||
17 | Добавлено нами | ||||
17,01 | Отсутствие информации со стороны государства по вопросам ГЧП или иным законам. | ● | ○ | ○ | 4 |
17,02 | Неорганизованность местных управлений здравоохранения по вопросам ГЧП | ● | ○ | ○ | 4 |
Источник: https://ppp-risk.gihub.org/risk-allocation-matrix/social/hospital/#land-availability-access-and-site... | |||||
Примечание:
Актуальность* – Количество отметивших (из 11 респондентов) риски, с которыми они столкнулись лично; ○ – Обстоятельственно-зависимый риск; ● – Распределение риска. |
[1] «Риск-менеджмент в медучреждениях: как строить?». М. Каирленов. УМ, №6 (28). Ноябрь-декабрь 2019.
[2] «Практические рекомендации для МИО по реализации проектов ГЧП». 2016. С. 69-76, http://www.econompavl.gov.kz/upload/files/GChP/4264efadb7d64d1da8b80d1fdc496d24.pdf
[3] АО "Казахстанский Центр государственно-частного партнерства", https://kzppp.kz/projects
Похожие статьи
1. Риск-менеджмент: от истоков к начинаниям2. Бюджетирование в медицинских организациях
3. Финансовые инструменты оценки проектов
4. Сфера финансового менеджмента
5. Финансовый менеджмент в медицинских учреждениях США и РК: акценты