«Для менеджеров, предпринимателей и инвесторов в медицине»

04.10.2017

11810

Али Нургожаев, Генеральный директор ТОО Ali Healthcare Solutions

В разгаре реформа обязательного социального медицинского страхования. Независимо от сроков начала сбора средств и выхода Фонда обязательного социального медицинского страхования на полную мощность уже сейчас под влиянием ожиданий субъектов здравоохранения запущены процессы переформатирования рынка медицинских услуг. Эти наблюдения подтверждаются возросшей активностью медицинских организаций всех форм собственности, а также частных инвесторов в вопросах определения стратегии и увеличения доли рынка.

Реформа ОСМС находится под пристальным вниманием общественности и политических сил. Фонд  будет транслировать это внимание к клиникам в форме жесткого контроля эффективности затрат. Это означает:
1.      Тщательное планирование объемов услуг и средств со стороны ФОСМС.
2.      Конкретизация условий договора между ФОСМС и поставщиком медицинских услуг.
3.      Ужесточение экспертизы пролеченных случаев.
Логичная реакция со стороны клиник с проактивной жизненной позицией заключается в следующем:
-        внедрение современных систем управления клиникой, включая компоненты планирования, расчета себестоимости услуг и др.;
-        применение ресурсосберегающих подходов;
-        прохождение национальной аккредитации;
-        разработка системы показателей эффективности  как для убеждения ФОСМС в процессе контрактирования, так и для управления внутренними процессами клиники;
-        тщательное внедрение стандартов лечения и усиление внутреннего аудита с целью предупреждения экспертизы;
-        разработка механизмов устранения систематических ошибок. Например, если во время операции отказал наркозный аппарат по причине несвоевременного проведения тендера на сервисное обслуживание, следует прописать соответствующую политику для отдела закупок.
Однако в условиях высоких ожиданий от реформы рост доходов системы здравоохранения сверх темпа инфляции не ожидается. Для клиник это означает консервацию государственных тарифов (комплексный подушевой норматив, тарификатор медицинских услуг, клиникозатратные  группы, другие программы).
Некоторые направления, усилия по которым могут дать :
  1. Экономию на масштабе. В борьбе за объемы госзаказа может эффективно использоваться потенциал коалиций и сетей – ассоциации врачей и больниц, местные и республиканские ассоциации пациентов. Еще один действенный подход – совершенствование процесса формирования заявки на объемы в ФОСМС. Убедительная заявка, составленная на основе эпидемиологии, демографии, динамики пролеченных случаев, показателей качества, эффективности и других параметров, имеет преимущество. Если заявка на голову выше других, срабатывает эффект психологии защищенности управленца, когда проще согласиться, чем в дальнейшем отвечать на вопросы, ставящие под сомнение критерии распределения средств.
  2. Информационное превосходство. Стратегия проста: детальное изучение государственной программы развития здравоохранения «Денсаулык», каскадирование её показателей на уровень клиники и формирование бренда образцового исполнителя ГПРЗ, говорящего на одном языке с Министерством здравоохранения и всецело и гласно поддерживающего государственную политику. После достижения определенного уровня насыщенности информационного поля образ становится узнаваемым и начинает работать на клинику.
  3. Эффективные продажи платных услуг, базирующиеся на комплексном подходе к маркетингу: от исследований рынка и стратегирования до захвата интернет-пространства, построения пациентоориентированных процессов, мотивационной схемы и систематического анализа показателей лояльности потребителей и изучения обратной связи.
Конечно, выбор одной линии поведения не исключает других вариантов, но в значительной степени он зависит от склада характера главного врача: кто-то силен в полемике, другой талантлив в оттачивании существующих процессов, а есть и агрессоры, стремящиеся захватить наиболее денежные сегменты рынка.
Резюмируя, можно спрогнозировать на горизонте 5 лет превосходство клиник, преуспевших в совершенствовании внутреннего менеджмента и внешних коммуникаций. В долгосрочной перспективе – 10-15 лет – победят более прогрессивные организации, пробившиеся в тренд развития медицинских, околомедицинских технологий и технологий общего профиля. Однако это тема отдельного исследования и статьи.


Оценить:

  • Актуальность
  • Глубина

Похожие статьи

1. «Агентская проблема» или корпоративное управление
2. Турецкий прорыв
3. Турецкая карта медицинских реформ
4. Взгляд с двух сторон
5. Больницу на фондовую биржу: кто быстрее?


Комментарии

0 пользователей оставили 0 комментариев