«Для менеджеров, предпринимателей и инвесторов в медицине»

02.05.2020

2680

Марат Каирленов к.э.н.,
Ниязбек Бектембаев

В условиях все большей частоты распространения пандемий в мире и их «стоимости» для экономики и общества становится все более необходимой существенная корректировка системы здравоохранения. В этой связи наше издание провело экспресс-опрос менеджеров здравоохранения о предварительных уроках эпидемии COVID-19 (КВИ) для отечественного здравоохранения.

Анализ текущей пандемии показал, что разные страны используют различные стратегии в борьбе с ней. С одной стороны, можно выделить стратегию карантинов, с другой – активного тестирования и изоляции только зараженных. Различие этих стратегий в потерях десятков процентов ВВП или нескольких триллионов долларов и сотен тысяч умерших. Очевидно, что выбор стратегии борьбы с КВИ определяется целым рядом исходных условий. Ключевые из них – это не только организованность общества (т.е. самодисциплина и уровень доверия между государством и обществом), наличие запасов и возможностей производства средств индивидуальной защиты (СИЗ) или медицинского оборудования, но и уровень системы здравоохранения, особенно эпидемиологической службы.

В чем проблемы у нас?

Наша страна уже 4 месяца живет в условиях подготовки и активной борьбы с КВИ, что позволяет сделать первые выводы о недостатках и слабых местах системы здравоохранения страны (таблица 1). По оценкам медработников, самой большой проблемой стало отсутствие достаточного запаса СИЗ и возможностей быстрого налаживания их производства, набрав 4,3 из 5. Наличие СИЗ – это действительно важно, поскольку:
- Отсутствие СИЗ у самих медработников увеличивает их шансы заболеть КВИ при контактировании с пациентами (что снижает мощности системы здравоохранения) и увеличивает риски внутрибольничных заражений пациентов;
- Граждане не имеют возможности приобрести в аптеках СИЗ, а если они есть, то отпускаются по завышенным ценам. В итоге, население не защищено от вируса и при походе в магазин или выходе на прогулку без маски эффективность карантина резко падает.
Вторым, по оценкам врачей, недостатком является слабая физическая защита медработников при работе с инфицированными пациентами. Речь идет об инфраструктуре уже непосредственно в медучреждениях.

Завершает с минимальным отставанием от второго места топ-3 недостатков - отсутствие у МЗ РК адекватных данных о всех ресурсах здравоохранения для борьбы с инфекциями – наличие боксов различных степеней защиты и койко-мест в них, все медоборудование, его пропускная способность и т.д.

Кроме того, респонденты анкетирования выявили дополнительные недостатки, с которыми они столкнулись и/или знают об их наличии:
- Недостаточное развитие таких отраслей в медицине, как микробиология и вирусология, медицины катастроф; отсутствие военной медицины, военной эпидемиологии и системы биобезопасности, производства медицинских изделий и развития фармацевтической промышленности в области биобезопасности, отсутствие развития мультидисциплинарных научных направлений исследований в этих отраслях знаний;
- Отсутствие резервных, специализированных помещений для изоляции больных, контактных, слабые знания персоналом работы в условиях ЧП;
- Механизм финансирования (не путать с процедурой госзакупок) непредвиденных затрат медорганизации, связанных с проведением мероприятий при ЧС (закупки изделий медицинского назначения, маски, перчатки, защитная одежда, санитайзеры, дезинфектанты, бесконтактные термометры, тепловизоры и т.д.);
- Низкая мотивация медицинских работников первичного звена.
Таблица 1. Средневзвешенная оценка респондентами анкетирования системных недостатков, выявленных вследствие КВИ в системе здравоохранения РК
Наименование критерий Оценка, в баллах
1 Отсутствие запасов и отечественного производства средств индивидуальной защиты от вирусов (маски, костюмы, антисептики и т.д.); 4,33
2 Слабая физическая защита медработников при работе с подозрением / инфицированными пациентами; 3,95
3 Отсутствие у Минздрава адекватных данных о всех ресурсах здравоохранения (государственных и частных медучреждений) для борьбы с инфекциями – боксы различных степеней защиты и койко-мест в них, все медоборудование и его пропускная способность, и т.д. 3,91
4 Слабая научно-производственная база по изучению инфекционных заболеваний и разработке / производству экспресс-тестов по новым инфекциям; 3,79
5 Слабое обучение современным технологиям борьбы с инфекционными заболеваниями медработников; 3,59
6 Отсутствие гостарифов на стационарное лечение инфекционных заболеваний; 3,47
7 Опора государственных менеджеров исключительно на госмедучреждения (кроме лабораторных сетей), без учета частных игроков. 3,12
Источник: ТОО «Улагат Консалтинг Групп»

Что необходимо?

Учитывая вышесказанное, неудивительно, что на следующий вопрос, что нужно сделать государству после пандемии КВИ, наибольшую оценку по важности получила мера по созданию запасов и отечественного производства СИЗ от вирусов, набрав целых 4,93 балла (таблица 2).

Второй мерой отмечается прописывание четких алгоритмов действий государственных и частных медорганизаций в условиях ЧС. Ведь, как мы знаем, при наступлении КВИ медорганизации не имели четких протоколов борьбы с вирусами такого рода. Достаточно примечательна ситуация с тестированием на КВИ, когда частные лаборатории долго не могли получить разрешения в регионах, которые требовали от микробиологических лабораторий для тестирования методом ПЦР (Полимеразная цепная реакция – прим. ред.) уровней защиты как от вирусологических лабораторий. В итоге, в стране проводилось порядка 5 тыс. тестов на КВИ в день, хотя при подключении возможностей частной медицины их могло быть в несколько раз больше. Что бы это изменило? Понимание реальной эпидемиологической ситуации в стране и возможностей применения южнокорейского опыта, а значит, экономии для общества и государства триллионов тенге, потерянных из-за карантина.

Следующие три направления работы, по мнению самих медработников, набрали примерно одинаковый уровень баллов. Прежде всего, это вопросы повышения защищенности врачей в работе с инфицированными пациентами. С одной стороны, у нас достаточно много койко-мест в системе здравоохранения. С другой, очевидно, что они по большей части устаревшие и их использование несет в себе угрозу еще большего заражения и превращения их в «рассадники болезней». Например, устаревшая система вентиляции может привести к тому, что один пациент с КВИ заразит всех в больнице, даже без физического контакта. Поэтому очевидно, что необходим анализ таких моментов и специализированное финансирование на их устранение, чтобы не приходилось быстро строить новые инфекционные больницы при избытке обычных койко-мест.

Также важным вопросом отмечено создание полноценной базы данных о ресурсах здравоохранения (государственных и частных медучреждений) для борьбы с инфекциями – боксы различных степеней защиты и койко-мест в них, все медоборудование и его пропускная способность и т.д. Ее наличие позволит грамотно использовать имеющиеся ресурсы, в т.ч. и частного сектора для решения жизненноважных вопросов для общества, что позволяет режим ЧП. МЗ РК проводил определенную работу в данном направлении, в том числе в виде создания баз данных (Система управления ресурсами, Система управления медицинской техникой), но в силу различных причин эти проекты осваивают лишь малую часть ресурсов государственных медорганизаций и вообще не охватывают частные медорганизации, даже предоставляющих услуги по госзаказу в рамках ГОБМП / ОСМС.

И наконец, также большое значение отводится развитию отечественной научно-производственной базы по изучению инфекционных заболеваний и разработке / производству экспресс-тестов по новым инфекциям за счет государственных и/или частных игроков. Нынешний кризис показал, что в нашей стране, на удивление, есть компании, которые работают в этом направлении, и только необходима грамотная поддержка государства для их развития. Как отмечено выше, пандемии происходят достаточно часто и надо быть готовыми к их преодолению.
 
Таблица 2. Средневзвешенная оценка респондентами анкетирования необходимых мер в сфере здравоохранения после пандемии КВИ
Наименование критерий Оценка, в баллах
1 Создание адекватных запасов и отечественного производства средств индивидуальной защиты от вирусов (маски, костюмы, антисептики и т.д.); 4,93
2 Прописать четкие алгоритмы действий государственных и частных медучреждений в условиях ЧС; 4,79
3 Повысить до мирового уровня стандарты физической защиты медработников при работе с подозрением / инфицированными пациентами и профинансировать их внедрение; 4,74
4 Создать полноценную базу данных о ресурсах здравоохранения (государственных и частных медучреждений) для борьбы с инфекциями – боксы различных степеней защиты и койко-мест в них, все медоборудование и его пропускная способность и т.д. 4,72
5 Развивать отечественную научно-производственную базу по изучению инфекционных заболеваний и разработке / производству экспресс-тестов по новым инфекциям за счет государственных и/или частных игроков; 4,7
6 Развить обучение современным технологиям борьбы с инфекционными заболеваниями медработников; 4,46
7 Ускоренно внедрять телемедицину, чтобы можно было оказывать медуслуги напрямую пациентам (врач-пациент) через интернет, что сократит посещения больниц и угрозу внутрибольничных заражений; 3,87
8 Разработка адекватных гостарифов на стационарное лечение инфекционных заболеваний. 3,85
Источник: ТОО «Улагат Консалтинг Групп»

В свою очередь, заметим, что ощутимых различий в ответах между государственными и частными медорганизациями нет. Вдобавок к представленным вариантам респонденты анкетирования выделили следующие меры:
- необходим системный мультидисциплинарный научный подход с достаточными полномочиями – научно-практический совет с привлечением опытных специалистов в области вирусологии, микробиологии, генетики, иммунологии, инфекционистов, гериатров, психологов, военных медиков в области транспортной медицины, биомедицины, менеджеров здравоохранения. Нужны научно-исследовательские работы в области КВИ и развитие доклинических и клинических испытаний в данной области;
- с учетом менталитета обеспечить внешний контроль за выполнением всех вышеперечисленных пунктов не на бумаге, а практический материал, который можно увидеть, представить населению, особенно разработки в отечественной науке;
- разработать нормативные акты и сам механизм финансирования незапланированных расходов медорганизаций (защитная одежда, маски, очки, термометры бесконтактные, санитайзеры, дезинфектанты), не связанных с лечением пациентов.
В общем, нам нужен серьезный анализ в несколько итераций, чтобы выработать целостный пакет мер по адаптации и перестройке системы здравоохранения по отношению к угрозам современных инфекций.
 
Врезка 1. Картина респондентов-участников исследования
В нашем экспресс-анкетировании приняла участие 41 медорганизация, из которых 6 частные, а остальные – государственные. Анкеты были получены из 15 регионов страны.
 


     





Оценить:

  • Актуальность
  • Глубина

Похожие статьи

1. «Агентская проблема» или корпоративное управление
2. Турецкий прорыв
3. Турецкая карта медицинских реформ
4. Взгляд с двух сторон
5. Больницу на фондовую биржу: кто быстрее?


Комментарии

0 пользователей оставили 0 комментариев