Ресурсы здравоохранения: гибкость и системность
01.05.2020
6730
Талгат Ергалиев
Распространяемый в настоящее время по планете коронавирус не только становится значимым фактором в геополитике, мировой экономике, отдельных отраслях, повседневной жизни людей, но и выступает стресс-тестом для национальных систем здравоохранения. Конечно, сейчас события вокруг COVID-19 происходят в режиме он-лайн, а действия государств носят спонтанный, часто экспериментальный характер из-за отсутствия подобного опыта прежде. И выводы по оценке действий властей и медиков будут делаться позже. Однако уже сейчас можно начать рассматривать отдельные параметры системы здравоохранения в докризисном периоде – с постзнанием того, каких ресурсов системе не хватает уже сейчас. Отталкиваясь от многочисленных, еще, возможно, не фактов, но уже информационных сигналов о нехватке мест размещения больных и медперсонала в некоторых странах, охваченных пандемией, можно предположить следующее.
На 29 марта 2020 года среди стран ЕС наибольшее число зараженных коронавирусом было выявлено в Италии (98 тыс. человек), Испании (80 тыс.), Германии (62 тыс.), Франции (40 тыс.), Великобритании (19 тыс.), Нидерландах и Бельгии (11 тыс.), Австрии (9 тыс.), Португалии (6 тыс.).
В таблице 1 указаны данные по отдельным ресурсам здравоохранения в этих странам, по данным Европейского портала информации здравоохранения ВОЗ. В качестве отдельных ресурсов здравоохранения определены (на 100 тыс. населения за 2012-2013 гг.): больничные койки в государственных и общественных больницах; больничные койки в частных больницах; врачи общего профиля; профессионально активные медицинские сестры.
Таблица 1. Отдельные ресурсы здравоохранения в некоторых странах ЕС | ||||
Регионы / показатели | Больничные койки в гос. и общественных больницах на 100 000 населения в 2013 г. | Больничные койки в частных больницах на 100 000 населения в 2013 г. | Врачи общего профиля на 100 000 населения в 2013 г. | Медицинские сестры, профессионально активные, на 100 000 населения в 2013 г. |
Австрия | 531,2 | 233,5 | 164,3 | н.д. |
Бельгия | н.д. | н.д. | 111,7 | 1232,5* |
Великобритания | 275,8 | н.д. | 79,6 | н.д. |
Германия | 336,7 | 491,0 | 169,0 | н.д. |
Испания | 203,7 | 92,8 | 75,2 | 539,3 |
Италия | 234,2* | 107,9* | 88,9 | 613,8 |
Нидерланды | н.д. | н.д. | 145,1 | 1212,9 |
Португалия | 239,3 | 100,2 | 217,5 | 605,5 |
Франция | 402,8 | 244,9 | 160,1 | 966,9 |
* данные за 2012 г. Источник: Европейский портал информации здравоохранения ВОЗ. |
Как видно из таблицы 1, рассматриваемые ресурсы здравоохранения в разных странах сильно различаются – между наибольшим и наименьшим значениями разница составила, соответственно, 2,6, 5,3, 2,9, 2,3 раза. И почти везде в аутсайдерах – Испания и Италия, текущие «лидеры» по числу заболевших от COVID-19.
Вряд ли здесь можно говорить о прямой зависимости наличия этих ресурсов и уровнем заболеваемости коронавирусом; речь идет, скорее, о возможности рассмотрения переброски части ресурсов из стран / регионов с их относительным «избытком» в те, где их критически не хватает прямо сейчас. Этого, однако, в политическом плане в ЕС сегодня не наблюдается. Но, что сложно или невозможно сделать в содружестве стран, по силам осуществить в унитарном государстве.
При рассмотрении примерно тех же показателей по городам в Казахстане также обнаруживается существенная разница в наличии ресурсов здравоохранения.
В таблице 2, по данным ТОО «Мединформ», приведены цифры по стране в целом, а также по трем группам расположенных рядом городов. В качестве отдельных ресурсов здравоохранения выбраны (на 10 тыс. населения): количество больничных коек (система МЗ РК), количество врачей (без зубных), физ. лиц, количество медсестер, физ. лиц. Данные приведены за последний по доступной статистике год – 2018-й. Группировка городов составлена по разным критериям:
· областной центр и близлежащий город в области (Актау и Жанаозен);
· областной центр и город-спутник (Караганда и Темиртау);
· два сопоставимых по размеру соседних города, один из которых – областной центр, но в рассматриваемом периоде еще не имеющий на своей территории медорганизаций областного значения (Туркестан и Кентау).
Таблица 2. Отдельные ресурсы здравоохранения по РК и некоторым городам | |||
Регионы / показатели | Количество больничных коек на 10 000 населения (система МЗ РК), в 2018 г. | Количество врачей (без зубных), ФЛ на 10 000 населения, в 2018 г. | Количество медсестер, ФЛ на 10 000 населения, в 2018 г. |
РК | 45,8 | 39,6 | 72,1 |
Актау | 78,8 | 71,6 | 127,0 |
Жанаозен | 30,0 | 21,4 | 54,1 |
Караганда | 93,6 | 86,9 | 103,7 |
Темиртау | 28,0 | 23,0 | 45,9 |
Туркестан | 53,0 | 21,5 | 119,3 |
Кентау | 16,1 | 13,1 | 40,5 |
Источник: «Показатели демографии и здоровья населения Республики Казахстан (в разрезе областей и районов)» ТОО «Мединформ» |
Как видно из таблицы 2, во всех группах областные центры существенно превосходят соседние города по рассматриваемым ресурсам здравоохранения. Во многом это объясняется наличием на их территории общих и специализированных медорганизаций областного уровня, рассчитанных на обслуживание населения всей области, и значительно большими бюджетными средствами, а это совместно городской и областной бюджеты здравоохранения.
Тем не менее в случае наступления критической ситуации по разного рода заболеваниям в конкретном районе / городе при фактической нехватке ресурсов здравоохранения в нем, ближайшим резервом является именно близлежащий город с большим объемом таких ресурсов. Например, в случае нехватки мест размещения больных (не только стандартные койко-места, но и специально оборудованные блоки, специализированное медоборудование, профильные специалисты) возможен их трансферт в более обеспеченный ресурсами город. А в случае нехватки среднего медперсонала возможна его переброска в очаг заболевания.
В чем-то такой подход похож на военный, когда в период активного ведения боевых действий отдельным соединениям (корпус, армия, фронт) для усиления временно придаются части из соседних соединений. И вряд ли здесь речь идет о каком-то новом методе организации антикризисной работы с участием большого количества разных структур различного профиля и подчинения.
Речь в данном случае идет о возможности аналитической подготовки к такого рода ситуациям. Тот же коронавирус выступил мало прогнозируемым и неучтенным в текущих планах и бюджетах фактором. И несмотря на будущие возможные попытки прогностики и сценирования таких событий, вряд ли они перестанут быть «черными лебедями» или «дикими картами».
Во-первых, нужна база данных по широкому списку текущих ресурсов здравоохранения (не только больничные койки и медперсонал общего профиля, но и специалисты по узким направлениям, общее и специализированное медоборудование, уровень оснащенности медицинскими изделиями и фармацевтической продукцией, специальные боксы для больных, доступная для развертывания госпитальных форматов полезная площадь медорганизаций и др.), причем не только по Казахстану в целом и по областям, но и в разрезе крупных населенных пунктов (областные центры, города областного и районного значения) и сельских районов. Как видно сегодня, карантин и ограничение транспорта вводятся очень быстро, и медицинское обеспечение конкретного города должно обеспечиваться также максимально быстро, без нарушений введенного чрезвычайного режима.
Во-вторых, нужны модели взаимозаменяемости и обмена ресурсами здравоохранения между соседними городами и сельскими районами в критических ситуациях – в форматах методологии, схем, протоколов, типовых планов мероприятий, типовых распоряжений для МИО на местах.
В-третьих, на основе вышеуказанных двух пунктов нужна ситуационная карта на уровне Центра – интерактивная, постоянно обновляемая по базам данных (ресурсов здравоохранения, социально-демографических показателей и др.) в региональном разрезе – опять же до уровня городов и сельских районов.
«Кто подготовлен – тот вооружен». К форс-мажорам лучше готовиться заранее.
Похожие статьи
1. «Агентская проблема» или корпоративное управление2. Турецкий прорыв
3. Турецкая карта медицинских реформ
4. Взгляд с двух сторон
5. Больницу на фондовую биржу: кто быстрее?