«Для менеджеров, предпринимателей и инвесторов в медицине»

01.05.2020

6730

Талгат Ергалиев

Распространяемый в настоящее время по планете коронавирус не только становится значимым фактором в геополитике, мировой экономике, отдельных отраслях, повседневной жизни людей, но и выступает стресс-тестом для национальных систем здравоохранения. Конечно, сейчас события вокруг COVID-19 происходят в режиме он-лайн, а действия государств носят спонтанный, часто экспериментальный характер из-за отсутствия подобного опыта прежде. И выводы по оценке действий властей и медиков будут делаться позже. Однако уже сейчас можно начать рассматривать отдельные параметры системы здравоохранения в докризисном периоде – с постзнанием того, каких ресурсов системе не хватает уже сейчас. Отталкиваясь от многочисленных, еще, возможно, не фактов, но уже информационных сигналов о нехватке мест размещения больных и медперсонала в некоторых странах, охваченных пандемией, можно предположить следующее.

На 29 марта 2020 года среди стран ЕС наибольшее число зараженных коронавирусом было выявлено в Италии (98 тыс. человек), Испании (80 тыс.), Германии (62 тыс.), Франции (40 тыс.), Великобритании (19 тыс.), Нидерландах и Бельгии (11 тыс.), Австрии (9 тыс.), Португалии (6 тыс.).
В таблице 1 указаны данные по отдельным ресурсам здравоохранения в этих странам, по данным Европейского портала информации здравоохранения ВОЗ. В качестве отдельных ресурсов здравоохранения определены (на 100 тыс. населения за 2012-2013 гг.): больничные койки в государственных и общественных больницах; больничные койки в частных больницах; врачи общего профиля; профессионально активные медицинские сестры.
 
Таблица 1. Отдельные ресурсы здравоохранения в некоторых странах ЕС
Регионы / показатели Больничные койки в гос. и общественных больницах на 100 000 населения в 2013 г. Больничные койки в частных больницах на 100 000 населения в 2013 г. Врачи общего профиля на 100 000 населения в 2013 г. Медицинские сестры, профессионально активные, на 100 000 населения в 2013 г.
Австрия 531,2 233,5 164,3 н.д.
Бельгия н.д. н.д. 111,7 1232,5*
Великобритания 275,8 н.д. 79,6 н.д.
Германия 336,7 491,0 169,0 н.д.
Испания 203,7 92,8 75,2 539,3
Италия 234,2* 107,9* 88,9 613,8
Нидерланды н.д. н.д. 145,1 1212,9
Португалия 239,3 100,2 217,5 605,5
Франция 402,8 244,9 160,1 966,9
* данные за 2012 г.
Источник: Европейский портал информации здравоохранения ВОЗ.

Как видно из таблицы 1, рассматриваемые ресурсы здравоохранения в разных странах сильно различаются – между наибольшим и наименьшим значениями разница составила, соответственно, 2,6, 5,3, 2,9, 2,3 раза. И почти везде в аутсайдерах – Испания и Италия, текущие «лидеры» по числу заболевших от COVID-19.

Вряд ли здесь можно говорить о прямой зависимости наличия этих ресурсов и уровнем заболеваемости коронавирусом; речь идет, скорее, о возможности рассмотрения переброски части ресурсов из стран / регионов с их относительным «избытком» в те, где их критически не хватает прямо сейчас. Этого, однако, в политическом плане в ЕС сегодня не наблюдается. Но, что сложно или невозможно сделать в содружестве стран, по силам осуществить в унитарном государстве.

При рассмотрении примерно тех же показателей по городам в Казахстане также обнаруживается существенная разница в наличии ресурсов здравоохранения.

В таблице 2, по данным ТОО «Мединформ», приведены цифры по стране в целом, а также по трем группам расположенных рядом городов. В качестве отдельных ресурсов здравоохранения выбраны (на 10 тыс. населения): количество больничных коек (система МЗ РК), количество врачей (без зубных), физ. лиц, количество медсестер, физ. лиц. Данные приведены за последний по доступной статистике год – 2018-й. Группировка городов составлена по разным критериям:
· областной центр и близлежащий город в области (Актау и Жанаозен);
· областной центр и город-спутник (Караганда и Темиртау);
· два сопоставимых по размеру соседних города, один из которых – областной центр, но в рассматриваемом периоде еще не имеющий на своей территории медорганизаций областного значения (Туркестан и Кентау).
Таблица 2. Отдельные ресурсы здравоохранения по РК и некоторым городам
Регионы / показатели Количество больничных коек на 10 000 населения (система МЗ РК), в 2018 г. Количество врачей (без зубных), ФЛ на 10 000 населения, в 2018 г. Количество медсестер, ФЛ на 10 000 населения, в 2018 г.
РК 45,8 39,6 72,1
Актау 78,8 71,6 127,0
Жанаозен 30,0 21,4 54,1
Караганда 93,6 86,9 103,7
Темиртау 28,0 23,0 45,9
Туркестан 53,0 21,5 119,3
Кентау 16,1 13,1 40,5
Источник: «Показатели демографии и здоровья населения Республики Казахстан (в разрезе областей и районов)» ТОО «Мединформ»

Как видно из таблицы 2, во всех группах областные центры существенно превосходят соседние города по рассматриваемым ресурсам здравоохранения. Во многом это объясняется наличием на их территории общих и специализированных медорганизаций областного уровня, рассчитанных на обслуживание населения всей области, и значительно большими бюджетными средствами, а это совместно городской и областной бюджеты здравоохранения.

Тем не менее в случае наступления критической ситуации по разного рода заболеваниям в конкретном районе / городе при фактической нехватке ресурсов здравоохранения в нем, ближайшим резервом является именно близлежащий город с большим объемом таких ресурсов. Например, в случае нехватки мест размещения больных (не только стандартные койко-места, но и специально оборудованные блоки, специализированное медоборудование, профильные специалисты) возможен их трансферт в более обеспеченный ресурсами город. А в случае нехватки среднего медперсонала возможна его переброска в очаг заболевания.

В чем-то такой подход похож на военный, когда в период активного ведения боевых действий отдельным соединениям (корпус, армия, фронт) для усиления временно придаются части из соседних соединений. И вряд ли здесь речь идет о каком-то новом методе организации антикризисной работы с участием большого количества разных структур различного профиля и подчинения.

Речь в данном случае идет о возможности аналитической подготовки к такого рода ситуациям. Тот же коронавирус выступил мало прогнозируемым и неучтенным в текущих планах и бюджетах фактором. И несмотря на будущие возможные попытки прогностики и сценирования таких событий, вряд ли они перестанут быть «черными лебедями» или «дикими картами».

Во-первых, нужна база данных по широкому списку текущих ресурсов здравоохранения (не только больничные койки и медперсонал общего профиля, но и специалисты по узким направлениям, общее и специализированное медоборудование, уровень оснащенности медицинскими изделиями и фармацевтической продукцией, специальные боксы для больных, доступная для развертывания госпитальных форматов полезная площадь медорганизаций и др.), причем не только по Казахстану в целом и по областям, но и в разрезе крупных населенных пунктов (областные центры, города областного и районного значения) и сельских районов. Как видно сегодня, карантин и ограничение транспорта вводятся очень быстро, и медицинское обеспечение конкретного города должно обеспечиваться также максимально быстро, без нарушений введенного чрезвычайного режима.

Во-вторых, нужны модели взаимозаменяемости и обмена ресурсами здравоохранения между соседними городами и сельскими районами в критических ситуациях – в форматах методологии, схем, протоколов, типовых планов мероприятий, типовых распоряжений для МИО на местах.

В-третьих, на основе вышеуказанных двух пунктов нужна ситуационная карта на уровне Центра – интерактивная, постоянно обновляемая по базам данных (ресурсов здравоохранения, социально-демографических показателей и др.) в региональном разрезе – опять же до уровня городов и сельских районов.

«Кто подготовлен – тот вооружен». К форс-мажорам лучше готовиться заранее.

Оценить:

  • Актуальность
  • Глубина

Похожие статьи

1. «Агентская проблема» или корпоративное управление
2. Турецкий прорыв
3. Турецкая карта медицинских реформ
4. Взгляд с двух сторон
5. Больницу на фондовую биржу: кто быстрее?


Комментарии

0 пользователей оставили 0 комментариев