Рейтинг управлений здравоохранения по развитию частного сектора
05.10.2017
16740
авторы: М. Каирленов, к.э.н., Н. Бектембаев
Частный сектор – один из важнейших параметров развития системы здравоохранения, на что неоднократно обращал внимание Глава государства. В странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) доля частного сектора составляет порядка 44%, что, примерно, в 2 раза выше показателей РК. Однако для дальнейшего роста частной медицины необходимо наращивание его участия в госзаказе (т.к. это 80% рынка медуслуг), что во многом зависит от работы, проводимой областными управлениями здравоохранения. В этой связи представляем вашему вниманию первый в Казахстане рейтинг управлений здравоохранения по развитию частного сектора.
Почему важно развитие частного здравоохранения?
Основными причинами можно назвать две: развитие конкуренции и меньшие возможности для коррупции. Раскроем их чуть подробнее. Прежде всего, как показывает мировой, да уже и отечественный опыт, именно частный сектор, как правило, более гибок к восприятию потребностей клиентов и внедрению новых технологий. Как следствие, это заставляет и государственные медучреждения повышать свою конкурентоспособность, улучшая качество услуг. В условиях, когда повсеместно медорганизации «набирают себе» прикрепленного населения намного больше их производственных возможностей, а потом пациенты не могут месяцами попасть к специалистам, вопрос развития конкуренции критически важен.
Частные организации более независимы перед диктатом управлений здравоохранения и тем самым сужают поле для коррупции. Соответственно, управления здравоохранения вынуждены вести себя более сдержанно, что уменьшает коррупцию в системе.
Методика рейтинга
Частный сектор – один из важнейших параметров развития системы здравоохранения, на что неоднократно обращал внимание Глава государства. В странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) доля частного сектора составляет порядка 44%, что, примерно, в 2 раза выше показателей РК. Однако для дальнейшего роста частной медицины необходимо наращивание его участия в госзаказе (т.к. это 80% рынка медуслуг), что во многом зависит от работы, проводимой областными управлениями здравоохранения. В этой связи представляем вашему вниманию первый в Казахстане рейтинг управлений здравоохранения по развитию частного сектора.
Почему важно развитие частного здравоохранения?
Основными причинами можно назвать две: развитие конкуренции и меньшие возможности для коррупции. Раскроем их чуть подробнее. Прежде всего, как показывает мировой, да уже и отечественный опыт, именно частный сектор, как правило, более гибок к восприятию потребностей клиентов и внедрению новых технологий. Как следствие, это заставляет и государственные медучреждения повышать свою конкурентоспособность, улучшая качество услуг. В условиях, когда повсеместно медорганизации «набирают себе» прикрепленного населения намного больше их производственных возможностей, а потом пациенты не могут месяцами попасть к специалистам, вопрос развития конкуренции критически важен.
Частные организации более независимы перед диктатом управлений здравоохранения и тем самым сужают поле для коррупции. Соответственно, управления здравоохранения вынуждены вести себя более сдержанно, что уменьшает коррупцию в системе.
Методика рейтинга
Логика рейтинга построена на основе двух факторов: текущего уровня вовлеченности частного сектора в госзаказ[1] и возможностей управлений здравоохранения по привлечению частного сектора, т.е. его наличия в регионе. Как показывает наш опыт общения с руководителями областных управлений здравоохранения, часть из них настроена на активное привлечение частных медорганизаций к выполнению госзаказа, но в некоторых регионах просто нет достаточно крупных игроков, способных участвовать в его выполнении. Поэтому мы ввели показатель наличия частного медсектора как долю сотрудников частных медорганизаций (кроме стоматологических) в общем количестве работников здравоохранения региона. Данный показатель, в принципе, коррелирует с наличием крупных и средних частных медорганизаций в регионе. Далее нами была взята разница между долей сотрудников частного сектора и долей частных медорганизаций в регионе. Чем больше отрицательное значение, тем меньше управление здравоохранения в данном регионе использует возможности привлечения частного сектора, и наоборот.
Анализ собственно рейтинговых значений показал, что положительные значения получились только в двух регионах – ВКО (+10,8%) и СКО (+0,1%). Причем ВКО демонстрирует наибольшую среди всех регионов долю частного сектора в госзаказе – 27,5%. Замыкает тройку лидеров Кызылординская область со слабо отрицательным значением -1,5%.
Наихудшие показатели отмечены в трех регионах – гг. Астане, Алматы и Актюбинской области. Проблема данных регионов в том, что в них есть мощный развитый частный медсектор, но он крайне слабо привлекается к госзаказу. Например, в г. Астане почти половина (47,2%) сотрудников медорганизаций относятся к частному сектору, а доля частных медорганизаций в госзаказе лишь 11,3%. Весьма печально, что столичное управление здравоохранения, по своему статусу призванное быть лидером в продвижении госполитики, заняло последнее место.
В целом, ниже среднего значения по республике (–12,3%) оказались 5 регионов, среди которых 3 области и два мегаполиса – города Астана и Алматы.
Рейтинги, наглядно показывающие «узкие места» в продвижении частного сектора в госзаказе по медуслугам, будут делаться нами регулярно, поскольку цена вопроса – это снижение коррупции и повышение качества медуслуг в стране.
[1] Госзаказ на выполнение ГОБМП – Гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.
Анализ собственно рейтинговых значений показал, что положительные значения получились только в двух регионах – ВКО (+10,8%) и СКО (+0,1%). Причем ВКО демонстрирует наибольшую среди всех регионов долю частного сектора в госзаказе – 27,5%. Замыкает тройку лидеров Кызылординская область со слабо отрицательным значением -1,5%.
Наихудшие показатели отмечены в трех регионах – гг. Астане, Алматы и Актюбинской области. Проблема данных регионов в том, что в них есть мощный развитый частный медсектор, но он крайне слабо привлекается к госзаказу. Например, в г. Астане почти половина (47,2%) сотрудников медорганизаций относятся к частному сектору, а доля частных медорганизаций в госзаказе лишь 11,3%. Весьма печально, что столичное управление здравоохранения, по своему статусу призванное быть лидером в продвижении госполитики, заняло последнее место.
В целом, ниже среднего значения по республике (–12,3%) оказались 5 регионов, среди которых 3 области и два мегаполиса – города Астана и Алматы.
Рейтинги, наглядно показывающие «узкие места» в продвижении частного сектора в госзаказе по медуслугам, будут делаться нами регулярно, поскольку цена вопроса – это снижение коррупции и повышение качества медуслуг в стране.
Таблица 1. Рейтинг управлений здравоохранения областей по привлечению частного сектора к госзаказу на 2017 г. | ||||||
№ | Область | Количество прикрепленного населения к медорганизациям на территории области, тыс. человек | Доля населения, прикрепленного к частным медорганизациям | Доля частных медорганизаций и по сотрудникам | Рейтинг | |
Всего, тыс. человек | в т.ч. к частным медорганизациям, тыс. человек | |||||
1 | Восточно-Казахстанская область | 1381,0 | 380,1 | 27,5% | 16,8% | 10,76% |
2 | Северо-Казахстанская область | 578,5 | 25,6 | 4,4% | 4,3% | 0,10% |
3 | Кызылординская область | 737,1 | 70,7 | 9,6% | 11,1% | -1,50% |
4 | Костанайская область | 857,7 | 44,4 | 5,2% | 9,6% | -4,38% |
5 | Карагандинская область | 1390,1 | 257,7 | 18,5% | 24,1% | -5,56% |
6 | Южно-Казахстанская область | 2821,0 | 172,2 | 6,1% | 11,8% | -5,65% |
7 | Павлодарская область | 773,3 | 46,9 | 6,1% | 12,8% | -6,73% |
8 | Жамбылская область | 1093,1 | 46,1 | 4,2% | 11,0% | -6,75% |
9 | Алматинская область | 1959,0 | 49,5 | 2,5% | 9,9% | -7,34% |
10 | Акмолинская область | 752,1 | 12,5 | 1,7% | 10,5% | -8,79% |
11 | Западно-Казахстанская область | 657,4 | 16,9 | 2,6% | 14,4% | -11,87% |
12 | Республика Казахстан | 13000,1 | 1122,8 | 8,6% | 20,9% | -12,3% |
13 | Мангыстауская область | 637,5 | 10,0 | 1,6% | 14,6% | -13,01% |
14 | Атырауская область | 604,6 | 18,2 | 3,0% | 16,3% | -13,32% |
15 | Актюбинская область | 840,0 | 58,6 | 7,0% | 23,4% | -16,40% |
16 | г. Алматы | 1789,4 | 146,1 | 8,2% | 41,3% | -33,16% |
17 | г. Астана | 1002,6 | 113,6 | 11,3% | 47,2% | -35,87% |
Источник: «Улагат Консалтинг Групп» |
[1] Госзаказ на выполнение ГОБМП – Гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.
Похожие статьи
1. «Агентская проблема» или корпоративное управление2. Турецкий прорыв
3. Турецкая карта медицинских реформ
4. Взгляд с двух сторон
5. Больницу на фондовую биржу: кто быстрее?